"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 52 (12673), суббота, 16 апреля 2005 г.

 

«ДРУГОЙ» ПАМЯТИ НЕ БЫВАЕТ!

Горестные мысли на идеологической «тризне»

«И ходит по земле босая Память — маленькая женщина. Ее шаги неслышны и легки, как ветерки, на травах полусонных. На голове меняются платки — знамена стран, войною потрясенных». Строки поэта-фронтовика Егора Исаева, который шел 60 лет назад в эти дни на Берлин и Прагу в правом фланге 1-го Украинского фронта, оказались удвоенно зримыми и пророческими: платки на голове у Памяти в конце ХХ века стали меняться еще чаще при развале СССР и социалистического лагеря. Но при всей борьбе и пестроте цветов да символов не надо оскорблять под плакучими березами эту маленькую босую женщину — Память!
Накануне дня холокоста, который отмечается во всем мире 19 апреля в память о миллионах евреев, ставших жертвами нацизма, и приурочен к началу восстания в Варшавском гетто в 1943 году, общество «Мемориал» и Фонд имени Генриха Бёлля провели международную конференцию с несколько провокационным названием «Война. Другая память». Память должна быть, по-моему, не та или другая, а общая и святая!
На конференции обсуждались такие темы, как «Память о Второй мировой войне в Восточной Европе и на Западе», «Память об Отечественной войне на постсоветском пространстве» и даже нечто невообразимое — «Конкурирующие памяти». Конечно, я сразу понял, к чему все это затеяно, о каких пересмотрах и конкуренциях будет идти речь. Но все-таки не пожалел своего времени и сердца, поехал в Центральный дом предпринимателей (в Москве теперь к славным очагам духовности — ЦДЛ, ЦДХ и ЦДРИ прибавился ЦДП, который и приютил правозащитное общество «Мемориал»).
Когда я приехал, уже говорил с сильным акцентом Валентинас Брандишаускас — представитель Центра исследования геноцида и гражданского сопротивления Литвы, который выступал очень осторожно, обтекаемо: «В Литве десять лет назад начались исследования жертв холокоста, которые отличаются от советского периода, когда евреи были просто «советскими людьми», а национальность не афишировалась». Особо он подчеркивал, что благодаря сопротивлению литовского национального подполья дивизия СС в Литве так и не была создана.
Наверное, тому было несколько причин, кроме сопротивления национального и коммунистического, кстати, подполья. Но никуда не уйти от другого факта. По заявлению бригаденфюрера СС, командира оперативной группы «А» Штальекера, немцы всячески старались, чтобы всю «черновую работу» по уничтожению «низших рас» и большевиков делали сами литовцы, эстонцы, латыши без всякого участия немецкой стороны. Впервые этого удалось добиться именно в Литве. В Каунасе личный состав батальона под командованием бывшего журналиста Климайтиса в ночь первого погрома с 25 на 26 июня 1941 года уничтожил 1500 евреев. Кроме того, им было сожжено 60 еврейских домов и несколько синагог. В последующие ночи литовские каратели уничтожили еще 2300 евреев. Вот это — холокост и геноцид! А Центр геноцида создан для того, чтобы попытаться приравнять к этим страшным событиям установление Советской власти в Литве и депортацию противников нового строя.
К чести Брандишаускаса, на прямой вопрос матерого правозащитника Александра Даниэля он ответил, что не считает установление Советской власти и даже сибирские ссылки геноцидом. И впрямь кощунственно сопоставлять цифры потерь, их дух и характер. В результате фашистской оккупации в Литве было убито и замучено 500 тысяч советского (а какого же еще?!) населения — литовского, русского, еврейского, и 70 тысяч, несмотря на пособничество властей оккупантам, угнано на рабские работы в Германию. О масштабах жестокости и национального террора говорит лишь один эпизод: облава в августе 1941 года, осуществленная литовскими полицейскими в Мариампольском уезде. Все еврейское население уезда, включая грудных детей, было схвачено и доставлено в Мариамполь. В праздник Святого Людвикаса эти 7700 человек были расстреляны. Как показывал полицейский Павлайтис, сначала физически крепкие мужчины вырыли ямы, а потом палачи начали расстреливать группы по 100 человек — мужчин, женщин, детей любого возраста. Всех свалили в ямы и засыпали, но из-за большого количество раненых земля шевелилась и стонала еще несколько часов.
Какая «другая память» может оправдать или политически облагородить эти нацистские злодеяния литовского разлива? Между тем лейтмотивом всей конференции стала попытка уравнять фашистскую оккупацию и советскую реоккупацию, как называют ее ярые националисты: «У нас существует шутка: Красная Армия Литву освободила, но забыла уйти». В уютном и хорошо оборудованном конференц-зале раздались одобрительные смешки. Но как можно издевательски смеяться перед памятью об одной шестой части народа, впрямую погибшей в годы фашистского порабощения и разгула полицайщины? Армию освободителей встречал спасенный и благодарный народ, который в массе своей не хотел возвращения буржуазно-фашистского режима сбежавшего в Германию Сметоны. Никто не вправе осмеять или оспорить реальные достижения: к 1980 году промышленная продукция по сравнению с 1940 годом увеличилась в 54 раза! Про расцвет фольклора, культуры, книгоиздания и спорта говорить нечего. Если это — «реоккупация», то тут уже не память «другая», а психика.
В похожих терминах живописал «двойную оккупацию» Кшиштоф Рухневич из польского Вроцлава, который выступал на немецком языке и тоже дважды сказал, что «польский народ попал из одной оккупации в другую». Но ведь это кощунственно звучит, если вспомнить, что поляков во время фашистской оккупации и военных действий, включая сопротивление, погибло 6 миллионов, а советских солдат пало больше всего в Европе именно в Польше — 600 тысяч. Что же, эти невообразимые жертвы были принесены не за свободу и процветание народной Польши, а только на алтарь сегодняшней прозападной политики? А тогдашнее счастье освобождения от тиранства, национального унижения, беспросветной нищеты нынешние «гуманисты» и в расчет не берут? Неужели в стихах мужественного поэта Владислава Броневского нет истины и достоинства?
Кланяюсь могилам Сталинграда
И могилам до Берлина от Москвы —
После лет осколочного града
В завтра мы по ним мостим мосты.
И на русской, и на польской почве,
Кровью политой и так любимой нами, —
Жизнь в цвету: уже раскрылись почки
У могил с родными именами.
Возле этих могил, скажите мне, католики Рухневич и Брандишаускас, были ли посвящены пронзительные славицы поэтами такого масштаба немецким оккупантам или «освободителям», как их ни называй? Или все-таки есть совесть и прозорливость творцов, которые не изменяют им, не продаются за марки и евро, как у многих профессиональных пропагандистов?
Стыдно было слушать Елену Хлопцеву из Минска, представляющую Центр гендерных исследований (вот насоздавали центров на забугорные денежки!), которая, как ни старалась, не могла скрыть размаха содеянного Беларусью и лично президентом братской страны по сохранению памяти о войне, по увековечению трагедии и подвига белорусского народа, наконец, — что самое главное! — по патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Хлопцева, коротко стриженная, худая и остроносая, сверкала дорогими очками с тонкой оправой, сыпала учеными терминами, пыталась играть в объективность и тут же иронизировать: «9 мая будет интересно посмотреть, как президенты Беларуси и России станут делить Победу, которую присваивают белорусские политики». А зачем ее «делить»? Наши народы вместе добывали ее, вместе будут скорбеть и торжествовать. А политические спекуляции люди, наделенные совестью и памятью, отметают с ходу: они ведь не за деньги и зарубежные командировки о Победе вспоминают, ведя гендерные исследования.
Хлопцева все сетовала, как трудно их Центру проводить исследования: «Женская память о войне» (вот еще одна «другая память»!), что язык женщин перегружен идеологическими штампами, что они начинают с общей политической оценки, а потом обращаются к личным воспоминаниям. Исследовательнице, наверное, невдомек, что в русском сознании часто великое общее превалирует над частными восприятиями. У нас сильны родовая память, государственная жилка, способность терпеть ради святого дела. Еще у Лескова его очарованный странник говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Потому и поднял Сталин первый тост за мудрый и самоотверженный русский народ, включая в него, конечно, и белорусов.
Но даже среди этого брюзжания всплывали потрясающие факты. В Белоруссии на 9,8 миллиона жителей воздвигнуто и приведено в порядок 8300 мемориалов, почти 1 памятник — на тысячу жителей! Вышел учебник по истории, где Лукашенко на первой странице целует Знамя Победы и пишет, что «память — это животворный источник патриотического чувства, который мы не позволим осквернять». Может ли в такой учебник, по примеру российского, войти всего абзац о Сталинградской битве, но целые страницы — преувеличивать роль союзников? Это пособие вместе с курсом патриотического воспитания внедрили в университеты, высшие учебные заведения с 1-го по 5-й курс, чтобы все выпускники оказались им охвачены. Вышла книга «Наша Перемога.1941—1945», прошел форум в Интернете, в котором неожиданно приняли горячее участие молодые люди 15—25 лет.
А что в России? У нас один за другим выходят гнусные фильмы об армии, советской истории, войне. Ярких патриотических телефестивалей и Всероссийских литературных конкурсов не проводится. Издательства (особенно «Центрполиграф») завалили прилавки профашистскими книгами: «Последний солдат третьего рейха», «Застольные беседы Гитлера», «Дневник немецкого солдата. Военные будни на Восточном фронте», «Командир подлодки. Стальные лодки вермахта», «Я был нацистским летчиком. Исповедь офицера» и многие другие. Это уже похоже не на коммерцию, а на патологию или диверсию «Центрполиграфа».
Не так давно президент подписал Указ «О военно-патриотическом воспитании», была принята государственная программа патриотического воспитания на 2001—2005 годы, которая, помню, была встречена в штыки всеми либеральными СМИ, особенно издевательскую программу провела землячка Путина — Светлана Сорокина. Выполняется эта программа как-то скрытно, казенно, хотя Российский военный историко-культурный центр начал издавать журнал «Патриот Отечества» и стал даже проводить творческий конкурс. О молодых победителях одного из них «Моя малая родина» я горячо рассказывал на этих страницах. Для того, чтобы достойно завершить следующий конкурс, наградить в Москве лауреатов — не хватило бюджетных денег. О том, чтобы, как в Белоруссии, издать красивую книгу, сделать цикл интересных телепрограмм — и мечтать не приходится.
Накануне 60-летия Победы фронтовикам добавили в России, захлебывающейся от нефтедолларов, по 1000 рублей, а вот «лесным братьям» в Латвии решили доплатить почти по 100 долларов, в 3 раза больше. В Риге осквернили памятник советским воинам-освободителям и сделали вполне ясную надпись: «Славянские собаки!». Ведь это даже не политика, а прямой расизм, но правозащитники из «Мемориала» как воды в рот набрали!
Зато стенды «Мемориала» в ЦДП рассказывают о том, что проходит ежегодный конкурс «Человек в истории» и выпускается по результатам солидный сборник «Россия — ХХ век». Ну ясно, какой предстает там Россия, если основными спонсорами выступают: Европейский союз (Брюссель); РОО М. Ходорковского «Открытая Россия»; Фонд Форда (США); Фонд имени Г. Бёлля. Вот у них-то, в отличие от нашего непутевого государства, с трещащим Стабилизационным фондом, денег на очернение образа России в ХХ веке завсегда хватит! В этом русле и конференцию представительную провели с участниками от таких паразитических организаций, что диву даешься. Например, Центр устной (?) истории Европейского университета в Санкт-Петербурге». В поисках устной истории я посоветовал бы ученой даме с именем Виктория записать победные частушки военного времени.

Сидит Гитлер на березе,
А береза гнется.
Посмотри, товарищ Сталин,
Как он навернется!

Да, Гитлер убийственно навернулся с наших русско-белорусско-литовских берез. Под ними бродит маленькая босая женщина — Память. Деревья начинают зеленеть и тревожно шуметь на весеннем ветру. По славянскому преданию, бело-черные березы — это души наших предков. Плакучие березы — это, наверное, те безвинные жертвы, что погибли в войну от самого лютого, ослепленного ненавистью и национализмом врага. Любая попытка обелить его, сравнить с ним и тем очернить Солдата-Победителя, принесшего свободу Европе — страшное кощунство, которое заслуживает проклятья в памяти (нормальной, выдуманной — «другой», любой) всех грядущих поколений!

 

 

 





 

 

Александр БОБРОВ.


В оглавление номера