«И ходит по земле босая Память — маленькая женщина. 
            Ее шаги неслышны и легки, как ветерки, на травах полусонных. На голове 
            меняются платки — знамена стран, войною потрясенных». Строки поэта-фронтовика 
            Егора Исаева, который шел 60 лет назад в эти дни на Берлин и Прагу 
            в правом фланге 1-го Украинского фронта, оказались удвоенно зримыми 
            и пророческими: платки на голове у Памяти в конце ХХ века стали меняться 
            еще чаще при развале СССР и социалистического лагеря. Но при всей 
            борьбе и пестроте цветов да символов не надо оскорблять под плакучими 
            березами эту маленькую босую женщину — Память!
            Накануне дня холокоста, который отмечается во всем мире 19 апреля 
            в память о миллионах евреев, ставших жертвами нацизма, и приурочен 
            к началу восстания в Варшавском гетто в 1943 году, общество «Мемориал» 
            и Фонд имени Генриха Бёлля провели международную конференцию с несколько 
            провокационным названием «Война. Другая память». Память должна быть, 
            по-моему, не та или другая, а общая и святая! 
            На конференции обсуждались такие темы, как «Память о Второй мировой 
            войне в Восточной Европе и на Западе», «Память об Отечественной войне 
            на постсоветском пространстве» и даже нечто невообразимое — «Конкурирующие 
            памяти». Конечно, я сразу понял, к чему все это затеяно, о каких пересмотрах 
            и конкуренциях будет идти речь. Но все-таки не пожалел своего времени 
            и сердца, поехал в Центральный дом предпринимателей (в Москве теперь 
            к славным очагам духовности — ЦДЛ, ЦДХ и ЦДРИ прибавился ЦДП, который 
            и приютил правозащитное общество «Мемориал»).
            Когда я приехал, уже говорил с сильным акцентом Валентинас Брандишаускас 
            — представитель Центра исследования геноцида и гражданского сопротивления 
            Литвы, который выступал очень осторожно, обтекаемо: «В Литве десять 
            лет назад начались исследования жертв холокоста, которые отличаются 
            от советского периода, когда евреи были просто «советскими людьми», 
            а национальность не афишировалась». Особо он подчеркивал, что благодаря 
            сопротивлению литовского национального подполья дивизия СС в Литве 
            так и не была создана. 
            Наверное, тому было несколько причин, кроме сопротивления национального 
            и коммунистического, кстати, подполья. Но никуда не уйти от другого 
            факта. По заявлению бригаденфюрера СС, командира оперативной группы 
            «А» Штальекера, немцы всячески старались, чтобы всю «черновую работу» 
            по уничтожению «низших рас» и большевиков делали сами литовцы, эстонцы, 
            латыши без всякого участия немецкой стороны. Впервые этого удалось 
            добиться именно в Литве. В Каунасе личный состав батальона под командованием 
            бывшего журналиста Климайтиса в ночь первого погрома с 25 на 26 июня 
            1941 года уничтожил 1500 евреев. Кроме того, им было сожжено 60 еврейских 
            домов и несколько синагог. В последующие ночи литовские каратели уничтожили 
            еще 2300 евреев. Вот это — холокост и геноцид! А Центр геноцида создан 
            для того, чтобы попытаться приравнять к этим страшным событиям установление 
            Советской власти в Литве и депортацию противников нового строя.
            К чести Брандишаускаса, на прямой вопрос матерого правозащитника Александра 
            Даниэля он ответил, что не считает установление Советской власти и 
            даже сибирские ссылки геноцидом. И впрямь кощунственно сопоставлять 
            цифры потерь, их дух и характер. В результате фашистской оккупации 
            в Литве было убито и замучено 500 тысяч советского (а какого же еще?!) 
            населения — литовского, русского, еврейского, и 70 тысяч, несмотря 
            на пособничество властей оккупантам, угнано на рабские работы в Германию. 
            О масштабах жестокости и национального террора говорит лишь один эпизод: 
            облава в августе 1941 года, осуществленная литовскими полицейскими 
            в Мариампольском уезде. Все еврейское население уезда, включая грудных 
            детей, было схвачено и доставлено в Мариамполь. В праздник Святого 
            Людвикаса эти 7700 человек были расстреляны. Как показывал полицейский 
            Павлайтис, сначала физически крепкие мужчины вырыли ямы, а потом палачи 
            начали расстреливать группы по 100 человек — мужчин, женщин, детей 
            любого возраста. Всех свалили в ямы и засыпали, но из-за большого 
            количество раненых земля шевелилась и стонала еще несколько часов. 
            
            Какая «другая память» может оправдать или политически облагородить 
            эти нацистские злодеяния литовского разлива? Между тем лейтмотивом 
            всей конференции стала попытка уравнять фашистскую оккупацию и советскую 
            реоккупацию, как называют ее ярые националисты: «У нас существует 
            шутка: Красная Армия Литву освободила, но забыла уйти». В уютном и 
            хорошо оборудованном конференц-зале раздались одобрительные смешки. 
            Но как можно издевательски смеяться перед памятью об одной шестой 
            части народа, впрямую погибшей в годы фашистского порабощения и разгула 
            полицайщины? Армию освободителей встречал спасенный и благодарный 
            народ, который в массе своей не хотел возвращения буржуазно-фашистского 
            режима сбежавшего в Германию Сметоны. Никто не вправе осмеять или 
            оспорить реальные достижения: к 1980 году промышленная продукция по 
            сравнению с 1940 годом увеличилась в 54 раза! Про расцвет фольклора, 
            культуры, книгоиздания и спорта говорить нечего. Если это — «реоккупация», 
            то тут уже не память «другая», а психика. 
            В похожих терминах живописал «двойную оккупацию» Кшиштоф Рухневич 
            из польского Вроцлава, который выступал на немецком языке и тоже дважды 
            сказал, что «польский народ попал из одной оккупации в другую». Но 
            ведь это кощунственно звучит, если вспомнить, что поляков во время 
            фашистской оккупации и военных действий, включая сопротивление, погибло 
            6 миллионов, а советских солдат пало больше всего в Европе именно 
            в Польше — 600 тысяч. Что же, эти невообразимые жертвы были принесены 
            не за свободу и процветание народной Польши, а только на алтарь сегодняшней 
            прозападной политики? А тогдашнее счастье освобождения от тиранства, 
            национального унижения, беспросветной нищеты нынешние «гуманисты» 
            и в расчет не берут? Неужели в стихах мужественного поэта Владислава 
            Броневского нет истины и достоинства?
            Кланяюсь могилам Сталинграда
            И могилам до Берлина от Москвы —
            После лет осколочного града
            В завтра мы по ним мостим мосты.
            И на русской, и на польской почве,
            Кровью политой и так любимой нами, —
            Жизнь в цвету: уже раскрылись почки
            У могил с родными именами.
            Возле этих могил, скажите мне, католики Рухневич и Брандишаускас, 
            были ли посвящены пронзительные славицы поэтами такого масштаба немецким 
            оккупантам или «освободителям», как их ни называй? Или все-таки есть 
            совесть и прозорливость творцов, которые не изменяют им, не продаются 
            за марки и евро, как у многих профессиональных пропагандистов?
            Стыдно было слушать Елену Хлопцеву из Минска, представляющую Центр 
            гендерных исследований (вот насоздавали центров на забугорные денежки!), 
            которая, как ни старалась, не могла скрыть размаха содеянного Беларусью 
            и лично президентом братской страны по сохранению памяти о войне, 
            по увековечению трагедии и подвига белорусского народа, наконец, — 
            что самое главное! — по патриотическому воспитанию учащейся молодежи. 
            Хлопцева, коротко стриженная, худая и остроносая, сверкала дорогими 
            очками с тонкой оправой, сыпала учеными терминами, пыталась играть 
            в объективность и тут же иронизировать: «9 мая будет интересно посмотреть, 
            как президенты Беларуси и России станут делить Победу, которую присваивают 
            белорусские политики». А зачем ее «делить»? Наши народы вместе добывали 
            ее, вместе будут скорбеть и торжествовать. А политические спекуляции 
            люди, наделенные совестью и памятью, отметают с ходу: они ведь не 
            за деньги и зарубежные командировки о Победе вспоминают, ведя гендерные 
            исследования.
            Хлопцева все сетовала, как трудно их Центру проводить исследования: 
            «Женская память о войне» (вот еще одна «другая память»!), что язык 
            женщин перегружен идеологическими штампами, что они начинают с общей 
            политической оценки, а потом обращаются к личным воспоминаниям. Исследовательнице, 
            наверное, невдомек, что в русском сознании часто великое общее превалирует 
            над частными восприятиями. У нас сильны родовая память, государственная 
            жилка, способность терпеть ради святого дела. Еще у Лескова его очарованный 
            странник говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Потому и 
            поднял Сталин первый тост за мудрый и самоотверженный русский народ, 
            включая в него, конечно, и белорусов.
            Но даже среди этого брюзжания всплывали потрясающие факты. В Белоруссии 
            на 9,8 миллиона жителей воздвигнуто и приведено в порядок 8300 мемориалов, 
            почти 1 памятник — на тысячу жителей! Вышел учебник по истории, где 
            Лукашенко на первой странице целует Знамя Победы и пишет, что «память 
            — это животворный источник патриотического чувства, который мы не 
            позволим осквернять». Может ли в такой учебник, по примеру российского, 
            войти всего абзац о Сталинградской битве, но целые страницы — преувеличивать 
            роль союзников? Это пособие вместе с курсом патриотического воспитания 
            внедрили в университеты, высшие учебные заведения с 1-го по 5-й курс, 
            чтобы все выпускники оказались им охвачены. Вышла книга «Наша Перемога.1941—1945», 
            прошел форум в Интернете, в котором неожиданно приняли горячее участие 
            молодые люди 15—25 лет. 
            А что в России? У нас один за другим выходят гнусные фильмы об армии, 
            советской истории, войне. Ярких патриотических телефестивалей и Всероссийских 
            литературных конкурсов не проводится. Издательства (особенно «Центрполиграф») 
            завалили прилавки профашистскими книгами: «Последний солдат третьего 
            рейха», «Застольные беседы Гитлера», «Дневник немецкого солдата. Военные 
            будни на Восточном фронте», «Командир подлодки. Стальные лодки вермахта», 
            «Я был нацистским летчиком. Исповедь офицера» и многие другие. Это 
            уже похоже не на коммерцию, а на патологию или диверсию «Центрполиграфа».
            Не так давно президент подписал Указ «О военно-патриотическом воспитании», 
            была принята государственная программа патриотического воспитания 
            на 2001—2005 годы, которая, помню, была встречена в штыки всеми либеральными 
            СМИ, особенно издевательскую программу провела землячка Путина — Светлана 
            Сорокина. Выполняется эта программа как-то скрытно, казенно, хотя 
            Российский военный историко-культурный центр начал издавать журнал 
            «Патриот Отечества» и стал даже проводить творческий конкурс. О молодых 
            победителях одного из них «Моя малая родина» я горячо рассказывал 
            на этих страницах. Для того, чтобы достойно завершить следующий конкурс, 
            наградить в Москве лауреатов — не хватило бюджетных денег. О том, 
            чтобы, как в Белоруссии, издать красивую книгу, сделать цикл интересных 
            телепрограмм — и мечтать не приходится. 
            Накануне 60-летия Победы фронтовикам добавили в России, захлебывающейся 
            от нефтедолларов, по 1000 рублей, а вот «лесным братьям» в Латвии 
            решили доплатить почти по 100 долларов, в 3 раза больше. В Риге осквернили 
            памятник советским воинам-освободителям и сделали вполне ясную надпись: 
            «Славянские собаки!». Ведь это даже не политика, а прямой расизм, 
            но правозащитники из «Мемориала» как воды в рот набрали! 
            Зато стенды «Мемориала» в ЦДП рассказывают о том, что проходит ежегодный 
            конкурс «Человек в истории» и выпускается по результатам солидный 
            сборник «Россия — ХХ век». Ну ясно, какой предстает там Россия, если 
            основными спонсорами выступают: Европейский союз (Брюссель); РОО М. 
            Ходорковского «Открытая Россия»; Фонд Форда (США); Фонд имени Г. Бёлля. 
            Вот у них-то, в отличие от нашего непутевого государства, с трещащим 
            Стабилизационным фондом, денег на очернение образа России в ХХ веке 
            завсегда хватит! В этом русле и конференцию представительную провели 
            с участниками от таких паразитических организаций, что диву даешься. 
            Например, Центр устной (?) истории Европейского университета в Санкт-Петербурге». 
            В поисках устной истории я посоветовал бы ученой даме с именем Виктория 
            записать победные частушки военного времени.
          Сидит Гитлер на березе,
            А береза гнется.
            Посмотри, товарищ Сталин,
            Как он навернется!
          Да, Гитлер убийственно навернулся с наших русско-белорусско-литовских 
            берез. Под ними бродит маленькая босая женщина — Память. Деревья начинают 
            зеленеть и тревожно шуметь на весеннем ветру. По славянскому преданию, 
            бело-черные березы — это души наших предков. Плакучие березы — это, 
            наверное, те безвинные жертвы, что погибли в войну от самого лютого, 
            ослепленного ненавистью и национализмом врага. Любая попытка обелить 
            его, сравнить с ним и тем очернить Солдата-Победителя, принесшего 
            свободу Европе — страшное кощунство, которое заслуживает проклятья 
            в памяти (нормальной, выдуманной — «другой», любой) всех грядущих 
            поколений!