"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 55 (12675), четверг, 21 апреля 2005 г.

 

ЖИЗНЬ КАК ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Турникетизация всей Москвы

У меня большая неприятность. В «трешке», автобусе, на котором я обычно езжу до метро, установили «электронный кондуктор», а проще — турникет. «Тоже мне, неприятность!», — подумают некоторые. Однако тот, кто хотя бы раз в час пик пользовался в Москве общественным транспортом, оборудованным этим технологическим достижением, поймет меня хорошо.
Только не думайте, что я из породы «зайцев», привыкших ездить на халяву. Каждый месяц покупаю единый проездной билет, который в Москве совсем недешев: 770 рублей! И вот за эти ежемесячные 770 хотелось бы получать услуги хотя бы в прежнем объеме, что уж там говорить о каких-то улучшениях.
Но куда там! Во-первых, сразу после нововведения автобусов приходится ждать в два раза дольше, а времени на прежнюю дорогу уходит в два раза больше. А какова эта дорога — даже вспоминать страшно. Ведь в обычном, без электронных кондукторов, транспорте — как? Сначала все, кому надо, выходят. А затем уже в частично освободившийся автобус заходят другие пассажиры. Теперь все с точностью до наоборот: водитель открывает только первую дверь с турникетом, вся толпа пытается в нее втиснуться. Автобус же забит пассажирами, которые не могут выйти, пока посадка не завершится. Причем у кого-то из входящих не срабатывает карточка, кто-то не умеет ее вставлять, у некоторых просто нет билета. Пока на первое время сохранили и кондуктора настоящего, он пытается помогать не привыкшим еще к новым технологиям гражданам, но от скандалов и конфликтов это все равно не спасает.
И горе вам, если у вас с собой дорожная сумка или чемодан: через турникет не протиснитесь. Еще хуже, если детская коляска. Совсем плохо, если не только коляска, но и маленький ребенок. Кстати, детям постарше, у которых сохранился еще бесплатный проезд, приходится просто подлезать под турникеты. Ну для них это, может быть, и забавное приключение.
Еще не успели зайти в автобус все страждущие, как начинают скандалить те, кто хочет выйти на волю: надоело им ждать, да и некогда. Тогда водитель быстренько закрывает переднюю дверь и открывает заднюю (а другие двери вообще оказываются без надобности). И вот в эту заднюю сразу начинают лезть те, кто не смог пройти через турникет, и безбилетники, мешая выходу. В итоге одни счастливы безмерно, что вошли, другие, что вышли. Ну а третьи, те, которые не вошли и не вышли, естественно, несчастны.
В общем, не автобус, а полоса препятствий. И чтобы преодолеть ее, необходимо иметь изрядную физическую форму. Но, кроме спортивной подготовки, желательно обладать еще и крепкими нервами, поскольку в течение всей дороги не прекращаются скандалы пассажиров друг с другом, водителем и еще сохранившимся кондуктором. И немудрено: радость, что после долгого ожидания проник, несмотря ни на что, в транспортное средство, рассеивается очень быстро. Во-первых, если неделю назад, чтобы доехать до метро, мне хватало и десяти минут, то теперь на дорогу уходят все двадцать. Во-вторых, чем ближе к концу поездки, тем больше тревожишься: а закончится ли твой путь на нужной остановке или придется проехать парочку лишних?
Не говорю уж о страшной давке: автобусы ходят реже, а на передней площадке ни стоять, ни сидеть не разрешают. Одна бабушка устроилась было на переднем сиденье. Но кондуктор заявил: не положено. Как же не положено, удивилась бабушка, ведь тут табличка, что для инвалидов. Потом, правда, покинула запретное местно, вздохнув, что раз не положено, значит, не положено. Но далеко не все пассажиры такие дисциплинированные и вежливые, так что пока едешь — такого наслушаешься...
Кстати, о ветеранах, пенсионерах и других бывших льготниках. Когда вступил в силу 122-й закон об отмене льгот, дабы смягчить недовольство, милиционерам, например, пообещали, что при наличии полной формы они могут пользоваться общественным транспортом бесплатно. Да и среди кондукторов приличные люди имеются: не подходят они к пожилым или больным людям, не требуют от них купить билетик. Так что если к вам приехала старенькая бабушка откуда-нибудь из Тверской области или ветеран войны из Сибири решил навестить однополчан, они вполне могли проехать в московском автобусе бесплатно, несмотря на отсутствие вожделенной московской прописки. Ну и младшеклассников, решивших в дождик проехать одну-две остановки до школы бесплатно, тоже обычно не выгоняли.
А вот электронному кондуктору наплевать и на милицейскую форму, и на старенькую бабушку или ветерана с орденами, и на промокших школьников. Есть билет — зайдешь, нет билета — передвигайся на своих двоих. И упрекать турникет в бесчеловечности тоже бессмысленно: железный все-таки.
Только вот люди не железные. «Целой пачки валидола не хватает! А я при чем, это ж все начальство», — плачущим голосом говорит кондуктор неэлектронный, на котором большинство пассажиров и срывает свою злость. А он ведь тоже сторона страдающая: совсем скоро потеряет работу из-за железного конкурента.
Но начальству его валидол без надобности: оно, привыкшее к персональным иномаркам, и не представляет, во что превратило жизнь и без того не обделенных проблемами горожан. Да и не хочет себе представить. Можно, конечно, поиронизировать, что, мол, это специальная такая программа по тренировке москвичей и подготовке их к грядущим трудностям уже обещанных российским правительством новых непопулярных реформ. Только как подумаешь, что вечером опять в «трешку» через турникет лезть, мучиться, толкаться и ругаться — никакой иронии не остается, одна злость.
А еще мысль: кому же это все-таки выгодно? Уж никак не общественному транспорту, о чем постоянно заявляют городские чиновники: мол, на оборудованных маршрутах прибыль в 1,5—2 раза выше. Но «электронный кондуктор» отнюдь не вынуждает людей приобретать билеты: «зайцы» все равно остаются, а на законных основаниях наземным транспортом продолжают пользоваться льготники или владельцы проездных. Остальные же теперь оказывают предпочтение маршруткам: деньги почти те же, а комфорта куда как больше. Так что же, муниципальный транспорт осознанно работает на собственных конкурентов? Абсурд какой-то.
Впрочем, знающие люди мне недавно рассказали, что на переоборудование транспорта под «электронного кондуктора» тратятся огромные деньги, на которые можно было бы при желании значительно обновить московский автопарк. А где большие деньги, там и большие прибыли у тех, кто этими деньгами распоряжается. И чего только не сделаешь ради большой прибыли, какую гадость безответным гражданам не подложишь! О том, что это действительно так, говорит и категорическое нежелание «Мосгортранса» отвечать на вопрос, во сколько же обошлась городу «урникетизация. Зато известно, что поставкой всего оборудования занимается единственная фирма «Солярус», ставшая фактически монополистом.
А безответные граждане покорно выстраиваются в еще одну безнадежную очередь, наступают друг другу на ноги, ругаются, опаздывают на работу. А еще все чаще из уст в уста передают разные истории и легенды. О том, например, как на Юго-Западе студенты разворотили сразу несколько автобусных турникетов, потому что уж совсем невмоготу. Но сами мучаются и терпят. Пока.

 

 


Екатерина ПОЛЬГУЕВА.


В оглавление номера