17 апреля в Риге прошел II съезд защитников русских
школ. Необходимость в спасении образования на русском языке появилась
после того, как власти Латвии, несмотря на многочисленные протесты,
начали внедрять в русских школах республики реформу образования, фактически
сворачивающую обучение на русском языке. Официально это называется
«60% на 40%», то есть: 60% преподается на латышском языке, остальные
40% — на русском.
В реальности это приводит к тому, что значительная часть школьников
просто не может усвоить на достаточном уровне предметы, преподаваемые
не на родном языке. Более того, это никак не способствует лучшему
усвоению латышского языка, да и на родном языке в результате многие
дети пишут и читают плохо. Таким образом, выпускникам русских школ
сложнее получить качественное высшее образование или же достойно конкурировать
на рынке труда. Никак не способствует реформа и интеграции национальных
меньшинств в латвийское общество, напротив, создает неприязнь и напряженность.
В общем, реформа — это «котлеты из мозгов», как не раз заявляли сами
протестовавшие против нее школьники. В прошлом году массовые протесты
против реформы охватили всю Латвию. Однако остановить ее не удалось.
В резолюции съезда заявляется, что если бы не организованное Штабом
защиты русских школ движением «За права человека» и другими общественными
и политическими организациями сопротивление реформе, то ситуация с
образованием русских школьников в Латвии была бы еще хуже. Но многие
участники съезда признавали: результаты борьбы оказались более скромными,
чем ожидалось.
Причины этому они видят разные. Главное же заключается в том, что
бороться только за сохранение русскоязычных школ — мало. Реформа образования
— лишь один из механизмов давления на нелатышское население республики.
Депутат рижской Думы, активист Штаба защиты русских школ Геннадий
Котов считает, что нужно выдвигать более широкие требования: «Решать
проблемы массового безгражданства и статуса русского языка, чтобы
правящая элита не могла больше делать вид, что нас в этой стране не
существует».
Однако пока «правящая элита» продолжает не замечать «нелатышей». Демонстративно.
Ни одно из официальных государственных лиц, несмотря на приглашения,
съезд своим вниманием не удостоило. Конечно, не хочется слушать о
себе неприятные вещи, но если реформа — дело общественное, хорошо
бы по крайней мере обсудить ее с теми, кого это напрямую касается:
школьниками, их родителями и учителями. Пока же диалога явно не получается.
Точнее, одна из сторон, внедряющая реформу, не желает вести этого
диалога.
Результатом года борьбы является и то, что противники реформы осознали
этот факт. Если раньше они пытались приводить логические доводы в
защиту своей позиции, просили предоставить какие-либо научные обоснования
реформы (которых, как выяснилось, просто не существует), то теперь
все более очевидным становится факт: реформа русских школ не имеет
никакого отношения ни к образованию, ни к интеграции: это месть русским
за «годы оккупации».
Причем мстят прежде всего детям. Такое поведение обычно называется
подлостью. Но кроме того, оно абсолютно неразумно. Конечно, как сказал
депутат сейма Латвии, доктор педагогики Яков Плиннер, «задача такой
политики — построение латышской Латвии, а реформа-2004 — один из ее
инструментов». Но вместо послушного, оболваненного, лишенного национальных
корней и качественного образования стада правые латышские политики
рискуют получить нечто совершенно другое. А именно: политизированную,
резко настроенную против официальной политики государства молодежь,
да еще прошедшую школу уличной борьбы.
Нет, не родители, учителя или члены общественных организаций, протестующих
против реформы, втягивают детей в политику, хотя их в этом активно
обвиняют государственные чиновники. Привлекают к политической деятельности
молодых людей сами эти чиновники. К тому же молодежи свойственно выбирать
более радикальные методы борьбы, чем старшему поколению.
Недаром дети не боятся. Среди делегатов съезда 42% были школьники.
И только 7% — учителей. Хотя реформа бьет и по учителям в не меньшей
степени.
«Самое печальное состоит в том, что именно вам, носителям и проводникам
русской культуры, отведена миссия ее ликвидаторов, законопослушных
исполнителей воли заказчиков и идеологов «реформы». Вашими усилиями
сегодня в сознание детей внедряется и основанная на русофобии извращенная
история, призванная обеспечить разрыв поколений, предать анафеме русский
народ. В конце концов нашим детям должно стать стыдно за то, что они
русские. Ради чего вы это делаете? Чтобы продемонстрировать лояльность
режиму и вместе с тем сохранить весьма относительное благополучие»,
— это строки из обращения участников съезда к учителям русских школ.
К сожалению, оно актуально. Нередки случаи, когда и школьников, и
учителей, способных к «духовному сопротивлению», преследуют не только
власти, но и администрация собственных школ.
Похоже, избавились противники реформы и от некоторых иллюзий. Главная
из них, что, мол, в Европе, всячески озабоченной правами человека
и демократией, такого вопиющего ее попрания одним из новоявленных
членов ЕС не потерпят. Как выяснилось, на деле существует лишь «политика
двойных стандартов со стороны европейских структур, демонстрируемая
к русской лингвистической общине Латвии» и «мягкие рекомендации европейских
структур, откровенно игнорируемые латвийскими властями».
Но все чаще звучит и скепсис по отношению к роли России в разрешении
конфликтов и помощи русским, проживающим в Латвии. Увы, это неудивительно.
Да и чем может помочь в борьбе за национальное и гражданское достоинство
страна, чьи учебники по истории, в которых всячески искажается, например,
роль СССР во Второй мировой войне, немногим лучше учебников той же
Латвии?
Характерно, что среди целей движения, заявленных съездом, главные
— общеполитические: немедленная и безоговорочная ратификация Рамочной
конвенции по защите прав нацменьшинств и приведение в соответствии
с ней закона об образовании; восстановление политических прав, отнятых
у половины русскоговорящей общины; смена агрессивной националистической
политики государства.
Ведь только смена этой политики и является залогом сохранения в Латвии,
в том числе и русских школ.