Пока новый мэр Риги господин Аксенокс воюет с памятниками, о чем
мы вам уже рассказывали, другой вновь назначенный чиновник — премьер-министр
латвийской столицы Эрик Шкапарс нашел врага куда более страшного.
Точнее, врагов. Десятки, а может быть, и сотни тысяч этих врагов заполонили
Ригу, особенно ее центр: старую историческую часть города. Имя этим
врагам — МАТРЕШКИ. Да, да, те самые игрушки, о которых одна шестилетняя
девочка когда-то написала стишок: «Разломила я матрешку, там еще одна
дурешка. Хоть и жаль ее ломать, буду дальше разбирать».
А вот господину премьер-министру не жалко. Он желает не разбирать,
а разбираться с этими оккупационными силами в лице, казалось бы, безответных
и безопасных сувениров. Недавно Шкапарс заявил, что Рига — это лицо
Латвии, поэтому в старом городе нельзя торговать матрешками и распевать
частушки.
Собственно, замечание про частушки не слишком актуально: кто их сейчас
поет хоть в центре Риги, хоть на окраинах Москвы. В этом вопросе чиновник
просто хотел солидаризироваться со своим президентом, которая, выучив
пару русских слов, решила ими блеснуть, обвинив русских ветеранов
Великой Отечественной войны в этом страшном преступлении, намного
превосходящем преступления нацизма: распевании в праздник частушек.
Где уж ей, выросшей в Канаде, знать, что в праздник Победы русские
поют обычно совсем иные песни: «Темную ночь», «В лесу прифронтовом»
и десятки других, давно ставших музыкальной и поэтической классикой.
Но господин Шкапарс-то об этом прекрасно знает, а потому решил не
оставлять президента в ее одиноком невежестве.
Но проблема матрешек действительно не надуманная. На лотках их продают
во множестве, поскольку они почему-то очень нравятся иностранцам.
И ведь что получается: иностранцы начинают воспринимать матрешку как
символ Риги, поскольку других, понятных и интересных для себя символов,
видимо, не находят. Но всем известно, что матрешка — игрушка русская.
Значит, от матрешки, купленной в Риге, один шаг до того, чтобы воспринимать
и саму Ригу как русский город. Тем более что на ее улицах повсюду
слышна русская речь.
И это после 15 лет независимости! Конечно, господин Шкапарс понимает,
что борьба предстоит тяжелая, может быть, даже кровопролитная. Он
и не надеется, что победить сие зло получится одним ударом. «Полностью
искоренить матрешек и музыкантов невозможно», — грустно вздыхает он
и на первых порах предлагает ввести квоты на матрешек, а также их
дополнительное лицензирование. Ну чтобы невыгодно стало продавцам
торговать этим символом русской оккупации.
А если не получится, если все равно матрешечная торговля не будет
свернута? Ведь для продавца, какой бы он ни был национальности, на
первом месте всегда доход и только на втором — патриотические, антиматрешечные
ценности — таков один из основных законов победившего капитализма.
Как же в таком случае «сохранить столицу Латвии как визитную карточку
страны и латышского народа»?
Могу предложить премьер-министру два способа. Первый — приравнять
матрешку к запрещенной в Латвии советской символике, конфисковать
все экземпляры и сжечь на Домской площади старого города. Можно сделать
это на Лиго (праздник, аналогичный славянскому Ивану Купале), когда
принято прыгать через костры, и устроить вокруг матрешечного костра
большие народные гулянья патриотически-настроенных горожан. Тем более
в Латвии Лиго является официальным праздником и выходным днем в отличие,
скажем, от 9 мая, которое праздником сейм объявить отказался. А до
июня еще достаточно времени, чтобы все подготовить.
Но, похоже, к таким радикальным действиям власти города пока не готовы.
Вероятно, боятся, что представители «старой» Европы могут их неправильно
понять. Да и не только старой. Вон кто-то из несознательных уже заметил,
что в Праге матрешек тоже уйма, гораздо больше, чем богемского хрусталя,
а национальному сознанию и достойному облику столицы Чехии это никак
почему-то не вредит.
А, значит, более актуальным является второй способ: избавиться от
таких «несознательных», в том числе и иностранцев, прибывающих в страну.
Юридическая комиссия латвийского сейма предложила законопроект, по
которому все иностранцы, приезжающие в республику более чем на 6 месяцев,
обязаны подписать декларацию о лояльности Латвийскому государству
и... сдать экзамен на владение латышским языком!
То есть решил некий европейский бизнесмен открыть в Латвии сеть магазинов,
например. Приехал организовать процесс, дабы потом вернуться восвояси
с чувством хорошо исполненного долга. Ан нет: восвояси придется вернуться
сразу или по крайней мере всячески форсировать организационный процесс,
работая стахановскими (ох, простите за термин из «оккупационного»
прошлого) методами. Ведь экзамена на владение государственным языком
ему не сдать: ну не изучают латышский ни в Париже, ни в Лондоне, ни
в Нью-Йорке.
А вот идея с декларацией о лояльности действительно хороша. Только
надо быть последовательными: пусть такую декларацию подписывают все
приезжающие в Латвию, даже туристы, прибывшие в страну на 3—4 дня.
И обязательно нужно внести в эту декларацию отдельным пунктом запрет
на приобретение матрешек. А нарушителей этого пункта наказывать: штрафовать,
заключать под стражу, депортировать — в зависимости от тяжести преступления
и количества приобретенных в городе Риге матрешек. Дабы неповадно
было дискредитировать столь славный город в глазах международной общественности.
Правда, и тут подстерегает одна опасность: европейские бизнесмены,
не желающие тратить время на изучение государственного языка отнюдь
не самого великого и экономически привлекательного государства, в
Латвию не поедут. Туристы, не каждому из которых охота платить штрафы
или сидеть в тюрьме за покупку сувениров, тоже найдут какую-нибудь
другую экзотическую страну для своего отдыха. И о маленькой Латвии
на цивилизованном Западе просто забудут. Ну, может быть, кто-нибудь
с трудом припомнит: мол, как же, как же, бывали когда-то. А в их столице
— Рига, кажется, называлась — еще таких замечательных матрешек тогда
продавали...