Коммуниста Николая Приза, мэра города Краснодара,
отстраненного от должности и осужденного по надуманным обвинениям,
продолжают преследовать и наказывать. За непокорность и нежелание
подчиниться беззаконию и несправедливости. Только этим можно объяснить
новые предъявленные ему обвинения.
Мол, предупреждали же «по-хорошему»: сначала предлагали добровольно
оставить должность мэра города. Не согласился, тогда завели уголовное
дело. И после этого «пожалели»: дали условный срок. Но и тут Николай
Приз не одумался. Не признав своей вины, обжаловал приговор. А таких
непослушных и чересчур бесстрашных надобно учить. По крайней мере
так, судя по всему, полагают в администрации Краснодарского края.
Теперь Николаю Призу вменяют в вину «грубое нарушение бюджетного кодекса»,
«непоступление в бюджет города денежных средств», а также «умысел
на хищение денежных средств и их растрату в пользу заказчиков» при
предоставлении земельных участков под строительство.
На первый взгляд, обвинения весомые. Да и суммы «растрат» в них фигурируют
немаленькие. Но при более внимательном рассмотрении дела становится
очевидным, что оно, как и предыдущее, абсолютно надумано.
Начать нужно с того, что по существующему Уставу города за сферы деятельности,
где следствием выявлены нарушения, отвечали различные городские департаменты,
имеющие своих руководителей. Они и принимали решения о заключении
договоров. Ни по одному из объектов, перечисленных в постановлении
о привлечении в качестве обвиняемого, Н.В. Приз вообще не подписывал
никаких документов и обязательств, так как это не входило в его должностные
обязанности, а значит, не может быть ни субъектом, ни участником сделки,
то есть «растратчиком» или «расхитителем». Собственно, и этого уже
с лихвой довольно, чтобы оценить степень юридической обоснованности
очередного уголовного дела.
Но и существо фактов, изложенных в обвинении, также вызывает недоумение.
Например, Николая Приза обвиняют в том, что городу был нанесен значительный
ущерб, поскольку заказчики строительства не выполняли своих обязательств
по передаче мэрии 12% построенного ими жилья. Квартиры действительно
не были переданы муниципалитету, поскольку такая сделка являлась бы
незаконной: решение о необходимости такой передачи было отменено постановлением
главы администрации Краснодарского края еще в 1999 году, когда Николай
Приз не являлся мэром города. Вопрос, как можно растратить то, что
не получено и не положено по закону, остается открытым.
Вот еще сам за себя говорящий факт. Обвинение утверждает, что один
из заказчиков — ЗАО СКФ «ДСК» по истечении срока договора «не в полном
объеме выполнил свои обязательства и не перечислил администрации города
в счет долевого участия денежные средства на общую сумму 16866000
рублей». Однако срок выплаты по договору истек только 15 декабря прошлого
года, тогда как от должности Николая Приза отстранили 10 сентября,
то есть за три месяца до этого.
Таким образом, если и были допущены какие-либо нарушения, то отвечать
за них должна новая временная администрация города, фактически назначенная
губернатором Александром Ткачевым. Но по правилам, действующим в Краснодарском
крае, получается, что во всех грехах виноват «непослушный» Приз, пусть
даже в момент совершенных «должностных преступлений» он еще или уже
не был главой города.
Конечно, разобраться во всех юридических и экономических тонкостях
подобных дел весьма сложно, на что, собственно, и рассчитывают их
инициаторы: даже если доказать ничего не удастся, то дурной осадок
останется. К тому же российские суды, к сожалению, тоже не всегда
озабочены проблемой доказательств, особенно если имеется «политический
заказ». Поэтому главный вопрос, который обычно волнует рядовых граждан
без юридического образования: а как в реальности обстоят дела с тем
же строительством или капитальными вложениями в инфрастуктуру города.
Так вот, в Краснодаре дела обстоят очень неплохо. По крайней мере
обстояли, пока мэром города был ныне опальный Николай Приз. Поступления
средств на развитие городской инфрастуктуры увеличилось с 20 млн.
руб. в 2001 году до 160 в 2003-м и продолжали расти в 2004-м. А показатели
по жилищному строительству были одними из лучших среди столиц субъектов
РФ.
А во всех возникавших с неизбежностью хозяйственных спорах вполне
можно было бы разобраться к обоюдной выгоде. Если бы было такое желание.
Но желания не было, вероятно, потому, что не было необходимости. «За
все время работы главой администрации я не получал протестов и указаний
прокуратуры города и края на недопустимость применяемых методов по
привлечению инвестиций в инфраструктуру города. Полагаю, что своевременное
разъяснение позволило бы не только избежать доказывания сторонами
своей правоты в арбитражном суде, но и в рамках данного дела», — утверждает
в своем ходатайстве прокурору Краснодарского края С.Н.Еремину Николай
Приз.
Но, видимо, некоторые посчитали, что именно сейчас самое время для
такого обвинения. А вот выводы Счетной палаты по поводу серьезных
финансовых нарушений краевой администрации так и остались без комментариев.
И уж тем более никто не заводит уголовные дела против ее руководителей.
Наверное, для этого, с точки зрения краснодарской Фемиды, время не
пришло. Но хочется надеяться, что обязательно придет.
Пока же Николай Приз продолжает бороться. В среду должно состояться
заседание суда второй инстанции по обжалованию предыдущего приговора,
который сам Н.В.Приз считает несправедливым.