Время подготовки к 60-летию Великой Победы принесло
массу огорчений нашим ветеранам, в том числе и с телеэкрана. Кажется,
люди Швыдкого сделали все, чтобы заранее максимально испортить народный
праздник — клеветническими сериалами, злостным искажением истории,
замалчиванием лучших произведений советского искусства.
Чрезвычайным, поистине выдающимся событием стала на этом фоне прямая
трансляция 24 апреля по телеканалу «Культура» концерта «Память сердца»
из Колонного зала Дома союзов.
Великолепна уже сама идея, принадлежащая великому нашему дирижеру
народному артисту СССР Владимиру Федосееву. Во время войны отсюда,
из Колонного зала, по радио шли прямо на фронт трансляции концертов,
которые давали лучшие мастера искусств.
— Они вдохновляли бойцов и вливали в них новые силы, — сказал в одном
из интервью Владимир Иванович.
Но чтобы воистину вдохновлять и по-настоящему вливать новые силы перед
жестокими боями, какие это должны быть концерты! Мы знаем, действительно
самые лучшие артисты страны пели, играли, читали для защитников Родины.
Причем исполнялись произведения, которых ждала душа солдата на огненном
рубеже и которые в самом деле могли солдату помочь.
Сегодня нет Сергея Лемешева, Надежды Обуховой, Клавдии Шульженко.
Нет Василия Качалова и Дмитрия Орлова. Но Федосеев постарался найти
артистов, которые смогли бы достойно стать на их место. И появились
в концерте Владимир Чернов, Ирина Долженко, Олег Погудин. Появились
Юрий Соломин и Георгий Антонов.
Ну а произведения, которые зазвучали в исполнении этих мастеров и
Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением
Владимира Федосеева, изумительного хора, руководимого Виктором Поповым,
они в основном из той бессмертной советской классики, которая рождена
Великой Отечественной. Потрясающая навсегда «Священная война» и фрагмент
из Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, «Василий Теркин» Александра
Твардовского и «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Константина
Симонова, «Гимн великому городу» Глиэра и снова песни, песни, великие
песни грозной военной поры, созданные советскими композиторами и поэтами
во имя Победы.
Утверждаю, что эти песни — вершина не только нашего отечественного,
но и мирового искусства. Однако как редко слышим мы их сегодня! А
если и прорвутся вдруг, то в каком издевательском исполнении. Дурно
делается, когда услышишь любимую песню голосом какого-нибудь Буйнова
или Агутина. Пошлость, бездарность, дурновкусие уничтожают даже самые
талантливые творения человеческого духа.
Спасибо Федосееву, что он и близко не подпустил к своему концерту
всю эту осточертевшую и обрыдлую попсу. Если и видел перед собой Владимир
Иванович современный эталон исполнения наших военных песен, то, думаю,
в Дмитрии Хворостовском, который своими программами последних лет
задал здесь поистине высочайшую планку.
Услышанное в воскресном концерте 24 апреля по достоинству становится
в этот замечательный ряд. «Прощание» и «Вот солдаты идут», исполненные
Ириной Долженко, «Услышь меня, хорошая» и «Где же вы теперь, друзья-однополчане»
в трактовке Владимира Чернова, «Темная ночь» и «В землянке», спетые
Олегом Погудиным, — как все это прекрасно! И как проникновенно, на
каком не только художественном, но и душевном, духовном подъеме звучали
на протяжении всего вечера оркестр и хор! Как дирижировал — не рукой,
а сердцем своим — Владимир Иванович Федосеев!
Надо особо подчеркнуть совершенно безукоризненный, высочайший вкус,
с которым составлена программа и отобрано в нее каждое выступление.
И здесь опять-таки слиты воедино художественное и духовное. А всё
вместе пронизано великой правдой того времени, которую сегодня так
ужасающе топчут. Слава Богу, есть еще у нас в искусстве люди, которые
могут этому противостоять!
Ведь когда, например, со сцены Колонного зала читались воспоминания
Н.Черкасовой о военном времени и людях искусства, когда зазвучал в
записи прекрасно исполненный ее матерью русский романс «Ночь светла»
и было сказано, как часто слышали люди этот и другие романсы по радио
во время войны, стала для всех очевидна ложность вдалбливаемых утверждений,
будто Советская власть «запрещала» лирику, романсы, песни о любви.
Да и сами неповторимые лирические песни, которые родились у нас в
военное время, эту чепуху убедительно опровергают!
Кстати, такие, то есть лирические военные песни, были сложены в те
годы только у нас — у немцев во время войны ничего подобного не родилось.
И это, согласитесь, тоже о многом свидетельствует!
Я не выдержал и, потрясенный концертом, сразу же после его завершения
позвонил патриарху нашей советской музыки Тихону Николаевичу Хренникову.
Поздравил с тем, что были исполнены три его произведения — «Прощание»,
«Марш артиллеристов» и «Есть на севере хороший городок».
— А ведь «Прощание» я написал на второй день после начала войны, —
сказал Тихон Николаевич. — Советские композиторы считали себя тогда
мобилизованными.
Да, они работали, казалось бы, на сегодняшний день. Оказалось же —
на века. И об этом я сказал выдающемуся русскому композитору советской
эпохи, восхищаясь вместе с ним только что прослушанным концертом.
Спасибо Федосееву! Спасибо всем, кто принял участие в замечательном
творческом и гражданском свершении! Вот это истинный подарок народу
к 60-летию Великой Победы.