Сегодня судьба Калининградской области вызывает
(по крайне мере внешне) озабоченность даже у обычно безмятежной российской
верхушки. Еще бы! Область при ее попустительстве быстро дрейфует на
запад. Если не в географическом, то по крайней мере в морально-политическом
смысле. Ибо отношение к калининградцам в Москве такое, что многие
неизбежно поворачивают свои взоры к Европе. Между тем и экспансия
НАТО в Прибалтику идет по нарастающей. А российские войска там ослаблены
и общей «реформой» армии, и специфическими проблемами, вызванными
«островным» положением области. Тем временем разрушение российской
военной опоры там продолжается.
Есть в Калининградской области воинская часть, само название которой
внушает неподдельное уважение. Это 689-й гвардейский Сандомирский
ордена Александра Невского истребительный авиаполк имени трижды Героя
Советского Союза маршала авиации Александра Покрышкина. Уже в названии
полка — огромная символика: два Александра, два великих героя, живших
в семи столетиях друг от друга, а соединившихся в названии одного
полка.
Символика эта не случайна. У полка богатейшая история. Его летчики
вступили в бой с фашистами 22 июня 1941 года. 7 марта 1942 года полку
было присвоено звание «гвардейский». В 1944-м он получил почетное
наименование «Сандомирский». В том же году — орден Александра Невского,
а 19 августа все того же 44-го командир полка Александр Покрышкин
(59 сбитых самолетов) стал первым в истории трижды Героем Советского
Союза.
10 мая 1945 года летчик полка Герой Советского Союза Г.Голубев в небе
Чехословакии сбил последний в этой войне фашистский самолет. Всего
пилоты полка произвели 13 тысяч 684 вылета, сбили 618 самолетов противника.
22 Героя Советского Союза, причем А.Покрышкин — трижды, Г.Речкалов,
Д.Глинка и А.Клубов — дважды Герои. Более ста их однополчан сложили
головы в боях. Вот такой героический авиаполк. В мировой истории воинских
частей с таким послужным списком раз-два и обчелся.
С октября 1952 года полк был дислоцирован на аэродроме Нивенское под
Калининградом и с тех пор охраняет границы страны на Балтике. С 1989
года 689-й ИАП начал летать на самолетах четвертого поколения Су-27.
Потом наступила эпоха «реформ», и ...полк начали уничтожать. На земле.
Руками высшего начальства.
В 2001 году в недрах Генштаба возник замысел «преобразовать» полк
в отдельную эскадрилью. По сути, ликвидировать его. Ввиду протестов
ветеранских организаций, руководства Калининграда, тогда удалось отбиться.
Но только на время. Разрушители зашли с другой стороны. «Сверху» поступила
директива перебазировать полк с аэродрома Нивенское на аэродром Чкаловск.
Казалось бы, какая разница. Но летчики однозначно оценили это решение
как шаг к ликвидации 689-го ИАП.
В одном из их писем «наверх» отмечалось, что аэродром Нивенское находится
в 15 км от Калининграда. Военнослужащие и их семьи проживают в закрытом
гарнизоне в непосредственной близости от аэродрома. Состояние взлетно-посадочной
полосы (ВПП), рулежных дорожек, мест стоянок самолетов позволили безаварийно
выполнять полеты: с 1998 года не было ни одного случая вывода двигателя
из строя по состоянию аэродрома. Переведен же полк на аэродром Чкаловск
(находящийся в городской черте Калининграда), который в 1998 году
был выведен из эксплуатации и подвергся разграблению.
Мало того, что там нет жилья для личного состава и минимальных условий
для боевой подготовки. Сразу после начала полетов с фактически аварийной
полосы из-за попадания в воздухозаборники бетонной крошки и камней
повреждены двигатели нескольких Су-27. Летчики задавали вопрос: какой
смысл перебазирования с нормального аэродрома на аэродром разграбленный?
Почему перебазирование проведено с грубейшими нарушениями руководящих
документов и не в интересах боеготовности части, благополучия сотен
людей, связанных с функционированием полка?
Действующих летчиков поддержали и ветераны полка, которые так оценивают
аэродром Чкаловск как место базирования 689-го ИАП: «Взлетно-посадочная
полоса более похожа на танкодром. С какой целью командование ранее
аэродром фактически отдало на разграбление, а теперь стремится за
огромные деньги его восстановить? Предполагаемая сумма — более полутора
миллиардов рублей. Около тысячи человек будут вынуждены добираться
45 километров к новому месту службы с пересадками. Это отрицательно
скажется на боеготовности частей.
Бытовая неустроенность вынуждает военнослужащих к массовому увольнению.
Уходят первоклассные летчики, которые в условиях мирного времени имеют
по 100 — 200 боевых вылетов на сопровождение военных самолетов сопредельных
государств. Такой боевой опыт вряд ли имеет личный состав других авиачастей.
В результате такого «реформирования» Калининградский особый район,
находящийся в окружении стран — членов НАТО, потеряет воздушный щит.
Будет нанесен непоправимый ущерб обороне России и СНГ в целом на западных
рубежах.
Что касается размещения боевой авиации в черте города Калининграда,
то это противоречит постановлению правительства, запрещающему использовать
военные аэродромы в черте города (после авиакатастрофы в Иркутске,
унесшей сотни жизней). При перемещении частей из гарнизона жилая зона
придет в запустение. Горький опыт мы уже имеем — расформированные
части в поселках Долгоруково, Корнево, Мамоново. Люди там находятся
в бедственном положении».
Об абсолютно противоестественной ситуации вокруг 689-го ИАП неоднократно
писали газеты «Страж Балтики» (02.06.2002), «Новые коле-
са» (03.06.2004), «Маяк Балтики» (27.01.2005). Вот лишь заголовки
статей: «Мертвая петля-2. Как была уничтожена истребительная авиация
Балтфлота», «Дырявый зонтик над Калининградом. Как уничтожается один
из лучших военных аэродромов Прибалтики», «Истребление, или воздушного
щита над областью, похоже, не существует». Читаешь и волосы дыбом
встают от того, как откровенно разрушают самый знаменитый в ВВС нашей
страны истребительный полк.
Разумеется, ни здравый смысл, ни интересы обороноспособности, ни обращения
общественности, ни выступления прессы во внимание приняты не были.
Поступила директива перебазироваться. Поскольку садиться на совершенно
неподготовленный аэродром означало бы погубить и самолеты, и летчиков,
командир полка отказался это делать. Ему было приказано тогда двигать
полк по земле, предварительно разобрав самолеты. И что получилось?
Полк фактически пришел в небоеготовое состояние, а большая группа
летчиков-снайперов и пилотов 1-го класса в связи с невозможностью
выполнения своих обязанностей ушла из авиации. Считается, что стоимость
подготовки одного летчика-истребителя 1-го класса — около миллиарда
рублей. Ушло почти 20 пилотов — асов. Вот и подсчитайте материальный
ущерб, нанесенный стране, не говоря уж об ущербе обороноспособности
России. По некоторым оценкам перебазированием 689-го ИАП государству
нанесен ущерб примерно в 2 миллиарда долларов. Председатель Совета
ветеранов 9-й истребительной дивизии полковник Орлов выразился так:
«Такие потери у нас были только в 43-м, в небе над Кубанью, когда
мы ломали хребет фрицу. Это настоящее вредительство».
Если кто-то сомневается, что простым перемещением авиаполка с одного
аэродрома на другой можно сделать его небоеготовым, то приведем простой
факт. Летом 2003 года Ил-96 президента Путина во время его визита
в Калининград совершал посадку именно в Чкаловске. И после этого выяснилось,
что третий двигатель президентского самолета был поврежден бетонной
крошкой. Вот так! Президентский Ил совершил посадку только раз (сел-взлетел)
на этом аэродроме и тут же пошел в ремонт. Может ли действовать с
такого аэродрома боевой авиаполк?
Поскольку он находится сейчас в подчинении Балтфлота, то приведем
сравнение, которое будет более понятно морякам. Перебазирование 689-го
ИАП на аэродром Чкаловск равносильно тому, чтобы гигантский ракетный
подводный крейсер стратегического назначения из Баренцева моря загнать
в мелководное Балтийское, посадить на мель возле берегов Литвы и после
этого утверждать, что подводный крейсер готов к выполнению боевой
задачи.
Теперь самое главное. Дело не просто в том, что разрушают очередную
воинскую часть. Дело в том, что в составе Калининградской группировки
российских войск нет другого истребительного полка, способного защищать
границы России на этом стратегическом направлении. Ничего нет. Пустота.
А ведь именно с этого направления не только в 1941 году, но и веками
на Россию шли волны захватчиков. В 80-х — 90-х годах летчики полка
поднимались в воздух для предотвращения нарушения нашего воздушного
пространства по 8-10, а иногда до 13 раз в сутки. Умножьте число взлетов
перехватчиков на 365 дней и вы получите огромную цифру в более 3000
провокаций у наших границ. Каждый год.
То есть все эти годы «дружбы с Западом» в воздухе над Балтикой идет
невидимая война моторов и нервов. Летчики получают боевые ордена.
За тренировочные полеты их не дают. 689-й ИАП это не просто авиаполк,
а уникальный боевой коллектив. Но его рушат. А ведь все, что нужно
(для начала) — это вернуть полк на аэродром Нивенское, которые сейчас
подвергается разграблению, привести в порядок самолеты и дать горючее.
Расходы будут на порядок ниже, нежели при базировании в Чкаловске.
Кстати, теперь авиация НАТО дислоцирована не только перед Калининградской
областью, но и позади нее. В Литве уже базируются самолеты НАТО. В
любой момент их число может резко увеличиться. С фактическим приведением
689-го полка в небоеготовое состояние в системе обороны России возникнет
огромная, зияющая дыра. Авиация НАТО сможет нарушать наши границы
беспрепятственно. Хотя нет! МИД РФ будет должным образом направлять
в НАТО протесты и «серьезные предупреждения». Может быть, даже (апофеоз
решительности!) вопрос будет поставлен на заседании (вернее, «говорильне»)
Совета Россия — НАТО. Поведение НАТО в этой ситуации вполне предсказуемо.
Оно не просто проигнорирует эти «серьезные предупреждения», но будет
лазить по воздушному пространству России с удвоенной наглостью.
Однако летчики не сдаются. Они борются за сохранение полка, за сохранение
его боеспособности. 689-й гвардейский Сандомирский ордена Александра
Невского истребительный авиаполк имени трижды Героя Советского Союза
маршала авиации Александра Покрышкина продолжает бой. В неравных условиях.
Когда удары наносят не в грудь, а в спину. Командир полка, полный
сил летчик-снайпер Валерий Шекуров, возглавивший эту борьбу, уволен
с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм и правил. То есть сбит.
Но не натовской авиацией, а «своими». Решение о его увольнения было
принято сразу после его обращения к главкому ВМФ Куроедову. Выведен
из строя опытнейший пилот, представленный было (до того, как начал
борьбу) к званию «Заслуженный военный летчик России». Зачем?
И еще рад вопросов. Какова роль в злоключениях 689-го полка Министерства
обороны РФ, Генштаба, командования ВМФ и Балтфлота? Они — пассивные
наблюдатели или активные участники этих «процессов»?
Глядя на измывательство над этой уникальной во всех отношениях воинской
частью, вновь задаешь себе вопрос: где кончается головотяпство, а
где начинается государственная измена? Может быть, ответ на этот вопрос
поищет Главная военная прокуратура или Генеральная прокуратура Российской
Федерации? Рано или поздно ответ на этот вопрос все равно давать придется.
P.S. По имеющейся информации, ряд депутатов Госдумы намерены обратиться
к Президенту и в Совет Безопасности РФ с призывом рассмотреть эту
ситуацию, прямо угрожающую обороноспособности нашей страны.