Человек современной Европы с молоком матери усваивает
мысль: коммунизм и христианство — антагонисты. Справедливости ради
надо заметить, что эту мысль активно внедряли в сознание людей как
христианские иерархи, так и коммунистические... Между тем не ангажированные
исследователи давно приметили, что именно христианство питает коммунистическую
идею, именно из христианства вышел коммунизм как мировоззрение. Посмотрите
в историю мира: коммунизм как учение зародился лишь в христианских
странах. Ни Индия, ни Китай, ни Япония не дали миру ни одного социалиста-утописта.
Тот самый царственный пролетариат, на который такие надежды возлагали
красные «епископы», можно охарактеризовать следующими чертами: нестяжание,
жажда общины и вера христианская. Последнее особенно сильно раздражало
красных «епископов», настаивавших на «снятии религии». К чему приводит
«снятие религии», можно посмотреть на примере советской России. В
семидесятых годах прошлого столетия общество в России стало в основном
атеистическим. Вместе с атеизмом было утеряно и стремление к построению
справедливого общества, к поиску «Царства Небесного». В обществе победил
тип шкурника, хапуги и рвача, что с неизбежностью повлекло за собою
реставрацию капитализма.
На Западе средства массовой информации не жалеют черных красок для
образа Иосифа Сталина. Это покажется для западного человека парадоксом,
но в среде ортодоксальных христиан России существует довольно значительная
часть верующих, готовых признать Иосифа Сталина святым. В чем дело?
Все дело в том, что, когда к 1943 году Сталину удалось потеснить своих
основных противников из лагеря Троцкого, политика Сталина по отношению
к Православной Церкви резко меняется: было открыто большое число храмов,
монастырей, духовных заведений, закрытых в годы троцкистского безбожия.
Из тюрем были выпущены тысячи священников. Из-за границы вернулся
духовный глава священства белой армии, воевавшей против красной России,
митрополит Вениамин (Федченков). Вне всякого сомнения, та стремительность,
с которой советская Россия восстановила разрушенное войной хозяйство
и рванулась в космос, имеет исток в возрождении веры народа. Сталин,
по существу, — это Константин Великий нового времени. Известно, что
Константин Великий, взявший христианство под государственную опеку,
принял святое Крещение лишь на смертном одре... Сталин своими делами
подтвердил святое Крещение...
Западный человек, размышляющий об атеистическом советском государстве,
о гонениях на Церковь, имевших место в советской России, упускает
из виду ряд серьезных моментов. Во-первых, сам по себе атеизм не порождает
гонений. Эта истина настолько очевидна, что просто диву даешься, почему
люди игнорируют ее. Известно, что подавляющее большинство властной
дореволюционной верхушки России были атеистами. Атеисты, к слову,
и подавляющее большинство современных политиков Запада, несмотря на
их фарисейское стояние в праздники в соборах. Если бы это было не
так, то в европейскую конституцию обязательно был бы внесен параграф
о том, что само здание конституции стоит на христианстве. Во-вторых,
гонения возникали, как показывает история, лишь в том случае, когда
та или иная религиозная конфессия получала (или имела) доступ к рулю
государственной политики. Примеров можно привести множество.
В Интернете на сайте «Христианский социализм как русская идея» недавно
в рукописи опубликована статья православного богослова Феликса Карелина,
умершего в 1992 году, которая называет-
ся «Теологический манифест» (http://chri-soc.narod.ru/teolog_manifest.htm).
В этой статье Карелин делает фундаментальное богословское открытие,
выходящее далеко за рамки богословия. Он рассмотрел и доказал зависимость
между полнотой евхаристической чаши, то есть причастия крови и тела
Христа и развитием капитализма: чем более у того или иного народа
повреждена евхаристическая чаша, тем больший вклад у этого народа
в строительство капиталистического общества. И наоборот: чем более
полная и неповрежденная евхаристическая чаша, чем более полно народ
причащался телу и крови Христа, тем меньше вклад народа в развитие
капитализма, тем сильнее позиции коммунистов в этом народе. Это открытие
настолько ошеломляющее, что без него уже невозможно представить серьезный
исторический анализ ушедшего века. Оно открывает совершенно невиданные
перспективы для активизации коммунистического движения и для укрепления
веры христианской. Это уже не «теология освобождения», а теология
«второго пришествия Христа».
Истинно ортодоксальная социальная доктрина Церкви, которая во все
века противостояла климентизму, — златоустизм. Именно Иоанн Златоуст
первым среди иерархов Церкви озвучил эту доктрину, которая явилась
отражением деятельности Апостольской общины. Иоанн Златоуст прямо
призывал верующих объединить имущество и жить коммуной, устроенной
по типу Апостольской. Он учил, что любовь должна с неизбежностью рождать
нестяжание, то есть «общение имуществ», а «общение имуществ» укрепляет
любовь еще более. «Бог есть любовь», — учит апостол любви Иоанн Богослов.
К сожалению, многие епископы Церкви в XIX—XX столетиях, борясь с коммунизмом,
боролись со стремлением христиан к правде по Христу. Мы знаем, к примеру,
что и нынешний Папа Бенедикт XVI в молодости много сил отдал борьбе
с коммунистическими идеями, насаждению климентизма в политической
жизни Европы. Климентизм отплатил Папе фальшивой монетой: изгнал слово
христианство из конституции Европы.
Открытие Карелина говорит о том, что не во вражде с коммунизмом возрождение
веры, а в сотрудничестве с ним, ибо Церковь строит Дух нового мира,
а коммунизм строит его тело. В Новом Завете сказано: «...Как тело
без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26)». Действительно,
не стало дел у католической Церкви (не тех, что и язычники Индии делают
более католиков, а тех, что требует Евангелие, пример апостолов, у
которых «все же верующие были вместе и имели все общее, и продавали
имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»),
так и сразу же «бог» умер»: не поняла католическая Латинская Америка
равнодушия к ее нуждам братьев из западных стран. Выше благотворительности
«христианские демократы» — сыновья Папы в политике — подняться не
смогли, потому что строили свою политику не на Христе, а на язычестве.
Коммунисты тоже оказались не на высоте вызовов времени. Атеизм позволителен,
согласно открытию Карелина, лишь в протестантских странах, то есть
там, где повреждена евхаристическая чаша, где Иисус Христос заменен
золотым тельцом — капиталом. Верить в такого «бога», который избранным
своим набивает карманы золотом, — это нечто прямо противоположное
христианству. В таком обществе атеизм имеет какое-то оправдание. Но
в обществах, где сохраняется евхаристическая чаша, которая является
источником евхаристического коммунизма, соками которого и питаются
коммунистические идеи, проповедовать атеизм — это значит отсекать
коммунизм от его корней. Ибо в теле и крови Иисуса Христа находятся
истоки коммунизма. Коммунизм в России рухнул не из-за того, что экономически
был неспособен. Нет! Единственная причина его краха состоит в том,
что люди, отлученные от питания телом и кровью Христа, рассыпались
на «атомы», потеряли смысл в коммунистическом общежитии. Если исчезает
потребность в общине, то появляется потребность в стяжательстве. Открытие
Карелина показывает выход из того тупика, в котором оказались христианство
и коммунизм: христианам и коммунистам надо идти навстречу друг другу.
Не хотят питомцы Папы — «Христианские демократы» — внести в конституцию
Европы пункт о том, что ее фундамент — Иисус Христос, так это должны
сделать коммунисты, поскольку именно им жизненно необходимо христианство,
в котором существует живая евхаристическая чаша, из которой и питается
дух коммунизма. Не включают «христианские демократы», российские в
том числе, в программы своих партий положения о том, что государство
и право источником своим имеют ортодоксальное христианство, так это
должны сделать коммунисты в своих программах.
Коммунисты всех стран сегодня в недоумении: куда девался тот самый
боевой пролетариат с осанкой царской? Ищут его везде, некоторые сошлись
на том, что он нынче среди программистов замаскировался... Ответ на
вопрос, где отыскать пролетариат, находится в открытии Карелина: те
люди, что исповедуют в жизни нестяжательность, что привержены коммунистическому
жительству, что хранят веру отцов, и есть тот самый пролетариат. Рабочее
происхождение здесь ни при чем: был миг в истории, когда, отрываясь
от огромной верующей крестьянской массы, промышленные рабочие несли
благую весть Христа о Царствии Божием — прекрасном обществе, в котором
нет социального зла, — в несправедливый капиталистический мир. Этот
миг больше не повторится. Сегодня пролетарскую поступь можно узреть
в выступлениях антиглобалистов. Но, по слову Христа, «овцы» откликаются
лишь на Его голос: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их;
и они идут за Мною». Вы, уважаемые коммунисты, хотите привлечь на
свою сторону современный пролетариат? Так идите к Пастырю стада и
станьте Его работниками.