"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 63-64 (12681), суббота, 7 мая 2005 г.

 

РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ

«Последний бой майора Пугачева»

Хотелось бы через газету выразить слова признательности создателям фильма «Последний бой майора Пугачева», показанного на НТВ в последнюю неделю апреля. Впервые откровенно и честно показана правда о так называемых «сталинских репрессиях» по отношению к военнопленным. Авторы в резкой форме развенчивают миф о незаслуженных страданиях защитников Родины, случайно попавших в плен. Одновременно дезавуируются и все заявления и стоны записных правозащитников и потомков репрессированных по поводу «зверств режима».

Несомненной актерской удачей мне представляется игра И. Лифанова, сыгравшего главную роль — предателя, труса и шкурника. Чего стоит хотя бы тот монолог, который мог бы претендовать на роль ключевого («Я смерти не боялся, потому что лучше умереть свободным»), произнесенный бесцветно и невыразительно. А как иначе — тезис (сформулированный, кстати, Долорес Ибаррури — лучше умереть стоя, чем жить на коленях) самим же майором и опровергается, причем дважды. Если так дорожишь свободой, то почему в плену оказался? Сказки о тяжелой контузии (потерял сознание — очнулся в плену) давно уже никого не убеждают. Немцам больше делать было нечего в ходе наступления (в обороне пленных почти не берут) как собирать контуженных, грузить их в транспорты и развозить по лагерям. Для большей убедительности (в том, что майор сдался в плен добровольно) авторы представляют весь лагерь в форме советских военнослужащих. Напомню, лагерь — на территории Польши. Значит, стационарный. Значит, форма, в которой противник попал в плен, может сохраниться на них только по одной из двух причин — либо в плен попали недавно и их не успели переодеть, либо форма сохранена умышленно — для выполнения тех заданий, в которых позднее беглецов подозревает армейский особист. Если верна первая причина — все обитатели лагеря — вульгарные трусы, решившие пересидеть окончание войны в немецком или советском лагере. В фильме показан 1945 год (начало), а в это время немцы уже забыли о наступлении и пленные могли появляться только по собственной воле. Если верна вторая, то действия смершевского офицера более чем оправданны. Поставьте себя на его место — в полосе наступления откуда-то появляется группа подозрительных лиц в форме солдат Советской Армии, которые утверждают, что бежали из лагеря. Показания проверить невозможно, так как в лагере (который скорее всего был освобожден той же частью и в самое ближайшее время) живых не осталось. Плюс беседа майора с Власовым, которую никто не скрывает. Так что справедливость наказания (всего-то 10 лет), по-моему, очевидна. Кстати, не исключается и другая версия — в плену они не были, элементарно дезертировали, а потом сознались в шпионаже, чтобы получить законные 10 лет вместо расстрела (за дезертирство расстреливали). Немаловажна и такая деталь — по данным военных историков, далеко не все бывшие военнопленные попадали в советские лагеря — из более чем 1,8 млн. бывших военнопленных осуждено было только 233,4 тыс. чел. (бывших военнослужащих) — те, чья вина в сотрудничестве с фашистами была доказана.
Что мы имеем в сухом остатке? Трусливый подонок, волею судеб дослужившийся до майора, в конце войны, не желая рисковать жизнью и здоровьем, сдается в плен или добровольно признается в преступлении, которого не совершал. Попав в колымский лагерь, вынашивает идею побега в Америку (где, кстати, уже готов план ядерной бомбардировки советских городов), которой запудривает мозги товарищам по несчастью (мысль о побеге из немецкого плена у него, кстати, возникает только тогда, когда его начинают поджаривать в прямом смысле слова). Как позже выясняется, массовость побега нужна ему для того, чтобы кто-то мог прикрыть его отход к аэродрому. По пути группа власовцев и предателей безжалостно уничтожает более 50 охранников, подавляющее большинство которых просто выполняет свои обязанности, причем в условиях, которые мало отличаются от условий тех, кого они охраняют. Значительная часть погибших — необстрелянные пацаны, которые не имеют практически ни одно шанса в боестолкновении с бывшими фронтовиками (пусть и трусами, но воевать научившимися). А в самом конце, когда выясняется, что «органы» его — майора Пугачева — все-таки переиграли, аэродрома нет, а территория, куда заманили остатки отряда беглецов, оцеплена и блокирована, этот любитель свободы НЕ СТРЕЛЯЕТ. Он снова надеется на милосердие власти...
Хорошо и то, что фильм показан перед самым праздником Победы. Тем величественнее подвиг настоящих фронтовиков и ветеранов, честно прошедших путь до Берлина. Когда понимаешь, какая нечисть была рядом, как, наверное, трудно было не реагировать на антисоветчину и пораженчество этой нечисти, чего стоило не «сдать» трусов и шкурников куда положено, значение подвига народа-победителя поднимается на новую — уже недосягаемую для обывательского понимания — высоту.
Заслуживает внимания и заключительный титр — посвящение погибшим по вине режима. Не уточнено, какой режим имеется в виду, и посвящение выглядит даже не двусмысленно — фильм посвящен тем, кто сегодня предан властями и той частью интеллигенции, которую недолюбливал Ленин.
Конечно, нельзя было обойтись и без дежурных фраз — о сталинизме и т.п. Но сейчас без этого, наверное, нельзя — новый Главлит не пропустит. Впрочем, актеры делают все, чтобы эти фразы всерьез не воспринимались — произносят их блекло, равнодушно, как бы зачитывая по бумажке...
Авторы фильма продолжают дело, начатое «Штрафбатом». Сейчас, по прошествии более полугода после демонстрации этого фильма, кому-то может показаться странным, что картина, вызвавшая бурю эмоций и споров среди интеллектуального и культурного истэблишмента, почти не критиковалась в оппозиционных (прежде всего левых) СМИ. На самом же деле все просто — широкие народные массы и выразители их мнения (в лице наиболее прогрессивных журналистов) все правильно поняли уже сразу — с первых кадров. Фильм не является образцом очернения нашего прошлого, пасквилем на тему войны и т.п. «Штрафбат» — это великолепно сделанная пародия именно на подобные пасквили и очернения. Пародия, в которой доведены до абсурда все домыслы современных псевдоисториков и правдокопателей.
«Штрафбат» я просмотрел от начала до конца. И постоянно удивлялся смелости создателей фильма, филигранной игре актеров, на словах осуждающих советскую действительность, а на деле открыто издевающихся над клеветунами и пасквилянтами.
Сигналы о том, что это именно пародия, разбросаны авторами по всей ткани фильма и обращены практически ко всем категориям зрителей — посредством красноречивых и однозначно воспринимаемых деталей. О несостоятельности военных решений, а также о неправдоподобности формирования и существования показанного штрафбата сказано немало, и повторяться смысла не имеет. А вот детали...
Для профессиональных военных (кроме совершенной глупости командования дивизией) дополнительно — чтобы не сомневались — введены такие детали, как, например, сапер-особист (это все равно как если бы завклубом поручили параллельно с основной деятельностью строить мост, да еще и отчитываться не только по срокам, но и по технологии строительства), а также форма одежды. Не касаясь очевидных ляпов собственно в форме, обращу внимание только на такую деталь — командир дивизии постоянно ходит в полевой форме, а начальник штаба (заместитель) — в повседневной. Для гражданских поясняю — это, как если бы директор школы пришел на субботник в сапогах, а завхоз — в стильных ботинках от импортного производителя.
Для сельских жителей — не менее четкий сигнал о неестественности происходящего: женщина приводит из леса корову, приговаривая, что та гуляла две недели неизвестно где, и уже через 10 минут приглашает новых знакомых попить молочка. Ну всем же ясно, что, во-первых, таким молоком можно угощать только врага, а во-вторых, корову надо еще с неделю раздаивать.
Для верующих — Д. Назаров великолепно сыграл попа-халявщика, который вместо привычного общения с паствой читает по бумажке конспект Нагорной проповеди (причем без каких-либо авторских комментариев), в общем, ведет себя так, как плохой замполит на политинформации.
Для сотрудников всех правоохранительных органов — один из главных героев после двух убийств (в том числе одного милиционера) не только не был расстрелян, но и получил срок меньше 10 лет (с большим на фронт не брали).
Для представителей «пятой колонны», умиляющейся по поводу «цветных революций», очень колоритно смотрится сохранившаяся вывеска на стене сельсовета в освобожденном западноукраинском селе (где немцы стояли вдвое дольше, чем существовала Советская власть).
Даже для картежников и лиц, имевших нелады с законом, у авторов нашлись свои символы. Как убедителен Баширов в качестве банкомета, прикупающий (после многозначительной паузы и словесного дублирования действий) короля к 17!
А чего стоит сцена, в которой матерый уголовник поучает вновь назначенного комбата особенностям поведения в данном подразделении. Рекомендации сформулированы столь общо, что могут быть истолкованы как угодно. А уголовник еще так тщательно выговаривает слово «подполковник», что ассоциации становятся вовсе не приличными.
Это только небольшая часть примеров — что-то забылось, что-то, наверное, просто не заметил (не зная особенностей тех или иных ситуаций и обстоятельств). Но главный вывод — авторам удалось достичь поставленной цели: показать, что все разговоры критиков советского периода — не более чем экзальтированный бред неадекватных и недалеких горлопанов.
В качестве же вывода считаю необходимым отметить — не вся интеллигенция (в том числе и из числа постоянных участников телевизионных проектов) одинакова. Она борется. Всеми известными и доступными ей методами. От нас же требуется только одно — учиться смотреть, не поддаваться поверхностным эмоциям, а искать скрытый смысл и правильно его воспринимать и оценивать...

 

 

 

 

 

В.Р. ЗАХАРЬИН.


В оглавление номера