Нуждающимся жилье
не предоставляется
К такому выводу пришли депутаты Госдумы, обсуждая вопросы социально-экономического
развития РФ на среднесрочный период в области строительства и жилищно-коммунального
хозяйства, подготовки к отопительному сезону 2005—2006 годов с участием
министра регионального развития РФ Владимира Яковлева и руководителя
Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Владимира Аверченко.
Именно Минрегионразвития, согласно недавнему указу президента, поручено
заниматься градостроительной политикой, ипотечным делом и реализацией
Жилищного и Градостроительного кодексов. За 4 месяца пребывания в
должности министра бывший мэр Санкт-Петербурга В.Яковлев вник в положение
дел и представил депутатам безрадостную картину состояния жилстроительства
в Российской Федерации.
В стране, сказал В.Яковлев, 4,5 млн. семей стоит на учете на улучшение
жилищных условий. В 2004 году только 230 тыс. семьям удалось их улучшить.
При таких темпах обеспечения жильем остальным нуждающимся придется
ждать заветных метров, как минимум, 20 лет. Перспективы нерадужные.
И прежде всего потому, что жилье в РФ строится крайне медленно: в
прошлом году «за счет всех источников введено в эксплуатацию 40 млн.
кв. м жилья, в позапрошлом — 36 млн. кв. м, в первом квартале текущего
года — на 12,7% выше аналогичного периода прошлого года». Но этого
очень мало. 3 мая президент поручил правительству разработать меры
по увеличению объемов строительства жилья к 2010 году до 80 млн. кв.
м в год и выдачи не менее 1 млн. ипотечных кредитов в год. «Еще 20
лет назад цифра 76 млн. кв. м в год была подъемна для России», напомнил
В.Яковлев. А как сегодня осуществить указание президента с теми средствами,
которые выделяются бюджетом? В 2005 году на жилищные программы заложено
всего 0,52% доходной части бюджета, тогда как в развитых странах на
эти цели тратится от 20 до 25% ВВП.
Обостряет жилищную проблему, по мнению В.Яковлева, еще и то, что рынок
жилья, став частью финансового рынка, искусственно монополизирован
спекулянтами. Потому и цены на нем спекулятивные, завышены в 2—2,5
раза от цены себестоимости, что в целом, по словам министра, «сдерживает
развитие отрасли». Поэтому государство хотело бы демонополизировать
рынок жилья, «передать инициативу в руки муниципальных образований,
бизнесу и гражданам», открыть рынок доступных ипотечных кредитов.
Соответствующие планы у министра есть. Для начала необходимо принять
пакет из 28 законов, которые определят, каким образом выстроить государственную,
а не спекулятивную жилищную политику и реализовывать Градостроительный
и Жилищный кодексы. Но пока, дал понять В.Яковлев, государство все
больше уходит из этой сферы.
Углубление рыночных отношений не уменьшает проблем. Ветшает жилье.
Уже сейчас площадь ветхого и аварийного жилья составляет 92 млн. кв.
м . Но отселять из него людей некуда. «За период с 2002 по 2004 год
вместо 2,5 млн. кв. м, как ожидалось, ликвидировано всего 630 тыс.
кв. м, переселено в благоустроенное жилье 45 тыс. 800 человек. Но
с учетом ветшания и выбывания жилого фонда можно говорить, что мы
фактически топчемся на месте», заявил В.Аверченко, дополняя выступление
министра. Софинансирование подпрограммы «Реформирование и модернизация»
из прочих источников (местных и региональных бюджетов) оказалось в
5 раз меньше, чем ожидалось. А для перелома ситуации в области переселения
из ветхого и аварийного жилья софинансирование из федерального бюджета
должно составить не менее 17 млрд. руб., из местных и региональных
бюджетов — 70 млрд. руб.
Значительная часть жилого фонда, не утратившего эксплуатационный ресурс,
требует капремонта. В предшествующие годы имел место «большой недоремонт»
и теперь на восстановление инженерной инфраструктуры, замену изношенного
технологического оборудования в теплоснабжении и водоснабжении требуются
триллионные суммы. В.Яковлев отказался назвать точную цифру, «чтобы
всех не пугать».
ЖКХ находится в кризисном состоянии. Дебиторская задолженность в жилищно-коммунальной
отрасли свыше 240 млрд. руб., кредиторская — свыше 320 млрд. руб.
Но министр не считает, что за «провалы» в ЖКХ должны отдуваться граждане.
«Никакие реформы и рыночные отношения не отменяют и не подменяют механизмы
социальной защиты», сказал он. Потому «бюджетные средства, направляемые
на дотирование отрасли, будут переадресованы особо нуждающимся потребителям
услуг». Для этого разрабатываются специальное постановление. Одно
из предложений министерства — перенос сроков по отмене льгот, с чем
явно торопится радикально-либеральная часть правительства. «Должно
быть упорядочение по всем направлениям», в том числе и в вопросе «регулирования
тарифной политики». Министерство планирует провести технический аудит
относительно оправданности действующих тарифов, «чтобы население не
оплачивало то, за что не должно платить». Министр считает, что при
оплате услуг потребитель не должен выкладывать со своего кармана свыше
22% своего дохода.
Собственникам жилья В.Яковлев посоветовал объединяться в товарищества
(ТСЖ) и коллективно участвовать в определении стоимости и качества
предоставляемых коммунальных услуг. Пока всего 0,3% собственников
заключили специальные договоры с коммунальными службами, т.е. только
треть процента огромного рынка ЖКХ регулируется гражданско-правовыми
отношениями продавцов и потребителей услуг, тогда как вес частного
бизнеса в ЖКХ доходит до 24%. Диспропорция очевидна и тут, опять же,
обязано сказать свое определяющее слово государство.
ЖКХ будет обречено на очередной обвал, если с будущего года, после
вступления в силу 131-го закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», функционирование ЖКХ будет передано местному
самоуправлению. «Без участия бюджетов всех уровней, в том числе федерального
бюджета, поднять эту сферу не удастся, законодателям надо принимать
взвешенное решение», сказал В.Яковлев, выразительно посмотрев в ясные
очи «единороссов».
Что касается отопительных сезонов, то, по оценке министра, «в минувшем
году он прошел удовлетворительно в большинстве субъектов РФ. Проблемы
возникали в Сахалинской, Ульяновской, Читинской областях. Наводится
порядок в «прогремевшем на всю страну Корякском автономном округе»:
губернатор отстранен от должности, заведены уголовные дела. К будущей
зиме, пообещал министр, субъекты подготовятся лучше, чем это было
в прошлые годы. Соответствующая работа уже ведется.
Следует заметить, что накануне выступления В.Яковлева в Госдуме пресса
предрекала ему сильную взбучку от «Единой России» за грехи бывшие
«строителей и коммунальщиков» и грехи будущие, без которых не обойтись
в таком уязвимом министерстве. Но победителю Собчака удалось взять
инициативу в свои руки. Выступая, он показал глубокое знание вопроса,
и был предельно откровенен с законодателями, чем покорил даже суровые
сердца некоторых «единороссов». В частности, удовлетворенность выразил
«единоросс» В.Комиссаров, пообещавший посоветовать другим членам правительства
научиться у В.Яковлева «объяснять людям суть дела». Хотя неизвестно,
поможет ли это министерству реализовать свои понятные всем планы.
Коммунисты сомневаются, потому как общая политика правительства направлена
не на подъем какой бы то ни было сферы, не на улучшение жизни людей,
а на обогащение крупных собственников. На это указал в своем выступлении
депутат-коммунист, член Комитета по промышленности, строительству
и наукоемким технологиям Виктор Видьманов.
Нужды и беды граждан власть не желает видеть
— заявил В.Видьманов, давая оценку состоявшемуся обсуждению. Власть
в России отныне принадлежит тем, кто захватил народную собственность,
и они, как и большинство депутатов Госдумы, равнодушны к судьбе десятков
миллионов россиян, живущих за чертой бедности. В.Видьманов подчеркнул:
За время, прошедшее после принятия законов о так называемом доступном
жилье, усилилась тенденция перекладывания на плечи граждан всех проблем,
накопившихся в жилищном строительстве и в ЖКХ. Стоимость одного квадратного
метра жилья в прошлом году в среднем по стране выросла на 26% и составила
20 тыс. руб., а в Москве — на 45%, что сделало приобретение жилья
в столице для абсолютного большинства населения недоступным. Если
в 1990 году еще в Советской России бесплатное жилье получили 1 млн.
300 тыс. семей, то в 2003 году, в буржуазной РФ, — только 224 тыс.,
т.е. в 6 раз меньше. Людям обещают ипотечные кредиты. Но вот результат:
в 2004 году их было выдано всего 40 тыс., а на очереди — 4,5 млн.
семей.
Увеличивается объем аварийного жилья. Его уже 90 млн. кв. м, а ликвидировано
за последние 3 года всего 630 тыс. кв. м. Если и дальше так пойдет,
то на полное переселение людей из ветхих строений уйдет 150 лет.
Иными темпами растет квартплата и стоимость коммунальных услуг. Даже
по официальным данным, на 1 апреля 2005 года в среднем платежи возросли
на 30%, а в ряде регионов — в полтора раза, что становится для более
чем 100 млн. граждан неподъемным бременем. Но это власть не волнует.
Она спешит собрать с простых людей 3 трлн. руб. на восстановление
изношенного на 60—80% жилищно-коммунального хозяйства, выделяя из
профицитной бюджетной кубышки мизер, всего 8,6 млрд. руб., не пояснив
до сих пор обществу, на что будут истрачены свыше 600 млрд. руб. профицита
и 800 млрд. руб. Стабилизационного фонда.
Фракция КПРФ считает, что действия правительства и конституционного
большинства Госдумы, принимающего антисоциальные законы, не создают
предпосылок для обеспечения граждан России доступным жильем. Десятки
миллионов человек ожидает не только дальнейшее падение уровня жизни,
но и резкое ухудшение жилищных условий.
Фракция КПРФ требует от правительства и подконтрольной ему «Единой
России»: 1) установить оплату жилых помещений и коммунальных услуг
в размере, не превышающем 10% совокупного дохода семьи, а не 22%,
как установлено сейчас; 2) увеличить расходы федерального бюджета
на нужды развития ЖКХ в текущем году до 100 млрд. руб., а в 2006-ом
— удвоить бюджетное финансирование; 3) восстановить на федеральном
уровне полноценные структуры в управлении строительным комплексом
и ЖКХ, имеющие ключевое значение для экономики страны, и где трудится
более 10 млн. человек.