В последнее время в верхних эшелонах
власти много и с упорством говорят о «реализации послания» президента
Путина. Складывается впечатление, что в народе недооценивают некую
конструктивную
программу развития страны. Судя по редакционной почте, энтузиазма
и оптимизма, действительно, не наблюдается. Один из наших авторов,
экономист и политолог, вновь сосредоточенно исследовал посланческий
документ, и вот его размышления.
В послании В.Путина Федеральному собранию 2005 г. значительное место
отведено перспективе развития демократии в стране. При этом состояние
демократии дается в далеком от реального вида. Но главное она представлена
как некое явление, обособленное от экономической и социальной жизни.
Такая «демократия» в принципе не может быть жизнеспособной.
«Как во всем
цивилизованном мире»
В.Путин убежден: «...для современной России ценности демократии не
менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному
благополучию людей». Но демократия как раз и нужна обществу для экономического
успеха и социального благополучия людей. Именно это определяет ее
«ценности». Без такого понимания у нас не будет ни реальной демократии
и никаких общественно-значимых успехов.
Результаты хозяйничанья «демократов» в России не только подтверждают
это. Они получаются у них к тому же противоположными их устремлениям.
«Мы не изобретаем никаких новшеств, а стремимся использовать все то,
что было накоплено европейской цивилизацией и мировой историей». В
действительности оказывается наоборот. Развитие европейской и мировой
цивилизации идет от деспотизма к гуманизму. Нынешняя форма «демократии»
в России — это деспотия. Она приводит к вымиранию миллионов людей,
к бездушным методам правления. «Демократия» лишена гуманистического
стержня, превратила народ в предмет экспериментирования.
Если исключить злонамерение, то стремление иметь «демократию как во
всем цивилизованном мире» может быть плодом догматического и анахронического
мышления. «Универсальной демократии» не существует. Это вымысел. В
любой стране мира она имеет свои особенности. Без этого она не может
быть жизнеспособной.
Реально демократия в России строится не по подобию цивилизованного
мира, а в соответствии с нравственно-извращенными, хищническими устремлениями
«реформаторов». «Создать слой процветающих граждан», «воспитать новое
гражданское сознание» — такие задачи ставились СПС и взяты на вооружение
властью. Цель: пробудить у людей чувство зависти, побудить их к рвачеству,
к стяжательству, к потребительству, к «красивой жизни».
Низменные инстинкты человека выдвинуты режимом на роль движущей силы
экономического и социального прогресса. Регресс тем самым был предопределен
и он неизбежен в будущем. Нынешняя «демократия» — это не только мракобесие
и разгул смердяковщины, но и буйство сатанизма. Извращается и опошляется
все наше прошлое, разрушаются наши ценности, разлагаются и гибнут
люди.
Становление шаблонной «демократии» превращено властью в самоцель.
Так ей выгодно. Это позволяет власти проводить политику произвола,
прикрываясь «фиговым листком» демократии. В итоге она не только не
привела к прогрессу, но и отбросила нас на несколько веков назад,
в фазу дикого капитализма. «Как во всем цивилизованном мире» у строителей
«демократии» не получалось и не могло получиться. Получилось «как
всегда».
Ставить задачу: «Как во всем цивилизованном мире» — это унижение достоинства
собственной страны. В сущности, — это признание неполноценным ее интеллектуального
потенциала, это означает идти на поводу у других, это пренебрежение
национальными интересами и заведомо зависимое положение. Это не только
тупиковый, но гибельный путь для страны.
«Демократический»
бюрократизм
Нынешнее чиновничество представляет «... собой замкнутую и подчас
просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность
бизнеса». Превращение чиновничества в касту предопределено конституцией
РФ. По ельцинской конституции местные органы управления не входят
в систему государственной власти. Власть оказалась оторванной от людей,
от их жизненных нужд. В.Путин наставляет: «...чиновник обязан учиться
разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на... языке сотрудничества».
Сотрудничество власти и людей — это главный признак демократии. А
поскольку власть представляет собой касту, занятую самообогащением
и надменно взирающую на народ, то у нас нет и демократии. Ее и не
будет, если исходить из представлений В.Путина.
Чиновник способен освоить «язык сотрудничества», если будет поставлен
в необходимые условия. Административная реформа должна идти не сверху
вниз, как ныне, а в прямо противоположном направлении. Построение
верхушечной «демократии» — это явно нежизненный, бюрократический подход.
При таком подходе «...потенциал гражданского общества останется невостребованным,
а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно
нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального
потенциала нации и все большего отрыва власти от интересов общества,
нежелания аппарата слышать запросы людей». При забюрократизированной
«демократии» так оно и будет.
Нынешняя власть весьма своеобразно представляет себе свободу и демократию.
Она видит свою главную роль в уходе из всех сфер общественной жизни,
в перекладывании своих обязанностей на людей. Государство вместо того,
чтобы стать эффективным, как заявлено в послании, превращается в паразитическое
надобщественное образование. Вместе с тем, играя на чувствах людей,
В.Путин проявляет «отеческую заботу» о свободе для народа. «Порой
можно слышать, что поскольку российский народ веками безмолвствовал,
то и свобода для него якобы непривычна и не нужна, и будто бы поэтому
наши граждане нуждаются в постоянном начальственном присмотре». Наш
народ нуждается не «в начальственном присмотре», а в честной, рачительной
и ответственной власти. И только с такой властью возможно его сотрудничество.
Власть может работать эффективно лишь в условиях подконтрольности
обществу. При реальной демократии в «присмотре» нуждается прежде всего
власть. Но нынешняя исполнительная власть поступает наоборот, она
полностью подчинила себе представительные органы, превратила их в
свой придаток.
Подчиненность представительной власти исполнительной обеспечивается
системой «демократических» выборов. Она позволяет исполнительной власти
«избирать» угодных ей людей. Выборы утрачивают для народа реальный
смысл. «Стремясь поправить положение», В.Путин перешел от выборов
к назначению губернаторов. «Демократия» тем самым становится абсолютистски-монархической.
«Под сурдинку» о демократии В. Путин обюрокрачивает, омертвляет всю
общественную жизнь в стране.
Формализм посланий
По своему правовому положению и общественно-политическому назначению
президентские послания уступают лишь конституции. Однако порядок представления
посланий предопределяет их нежизненность. В отличие от советской бюрократии,
нынешней «демократии» даже пресловутое «одобрямс» не нужно. Принять
к сведению и к исполнению — к этому сводится процедура представления
посланий. Это явно армейский порядок. Но в отличие от армии, они лишь
принимаются к сведению. С исполнением получается «как всегда». Если
бы продекларированные в 12 посланиях цели политики были достигнуты,
то Россия по уровню своего развития и благосостояния людей стояла
бы по меньшей мере близко к США.
Причинами неисполнения посланий могут быть две: или цели политики
были нереалистичными, или аппарат власти был недееспособен. Главной
является первая причина. Если ельцинские послания отличались эклектизмом
содержания, напыщенностью и пустоцветием названий, то путинские —
лицемерием и формализмом. В.Путин перестал даже озаглавливать свои
послания. Он не определяет тем самым главную цель политики и не ориентирует
на ее выполнение.
Послания имеют формально-ритуальное значение, они не оказывают позитивного
влияния на жизнь страны. Нет поэтому и общественной надобности в таких
посланиях.
Ложь — оружие власти
Послания нужны власти. Главная цель — породить надежду в народе на
улучшение жизни. Надежда людей на улучшение жизни обеспечивала высокий
рейтинг В.Путину в течение первого срока его президентства. На это
он рассчитывает и в дальнейшем, и не только на второй срок, но и все
предстоящее десятилетие.
Основной психологический прием В.Путина — высказать созвучные чаяниям
людей «откровения» и таким способом расположить их к себе. Этим же
приемом широко пользуется, в частности, В.Жириновский и также имеет
свой успех. Власть использует ложь как главное средство достижения
своих целей. Характеристику «демократии» в России можно дополнить
и такой: она у нас охмуряющая.
Своих эгоистических целей власть пока достигает. Но для общества и
страны такие действия «мудрой» российской власти имеют гибельные последствия.
«Солидируясь» с народом, В.Путин «горюет» о развале СССР. Но по его
«откровению», сделанному накануне оглашения послания, СНГ, оказывается,
был создан не в целях интеграции союзных республик на демократической
основе, а для «цивилизованного развода». Попытки создания разных союзов
были в действительности политической игрой. Поэтому они и оказались
безуспешными. В итоге бывшие союзные республики превращаются в недружественные
государства и подпадают под контроль США, а Россия рискует утратить
свою государственность.
В послании идет речь об обесценении дореформенных вкладов и массовой
бедности населения. Но о восстановлении трудовых сбережений, преодоления
тем самым бедности людей на справедливой и законной основе В.Путин
не упоминает. Более того, он проявляет цинизм в своем понимании справедливости.
«Говоря о справедливости, имею в виду, конечно же, не печально известную
формулу «все отнять и поделить», а открытие широких и равных возможностей
для всех. Успеха — для всех. Лучшей жизни — для всех».
«Печально известная формула» была заменена «демократами» уголовно-преступной:
все отнять и присвоить. Ради беспрецедентного в мировой истории «скоростного»
обогащения узкого круга лиц, был разрушен СССР, а Россия поставлена
в положение полностью зависимое от США и Запада.
За годы «молодой демократии» вывоз капитала из страны оценивается
от 300 миллиардов до триллиона долларов. Но власть, озабоченная «свободой»
собственного обогащения, не предпринимает решительных мер по пресечению
разграбления страны. В этих условиях слова В.Путина о благополучии
«для всех» есть не более чем пиаровский трюк.
Наш народ генетически терпелив, честен и трудолюбив. Но у него взрывной
характер. Возможен «бунт бессмысленный и беспощадный». Неспособность
власти видеть гибельные последствия своей политики, видеть и решать
первоочередные жизненно необходимые задачи предопределяют это. И судя
по всему, это входит в планы США. Такой бунт приведет к дальнейшему
ослаблению и, не исключено, к распаду России. Поэтому США и аплодируют
В. Путину за его управление страной, поэтому Дж. Буш и благодарен
ему за последнее послание. («РГ», 7.05.05 г.). В сущности, он благодарит
В.Путина за его намерение строить демократию в России по лекалам США,
за продолжение «критически-важного» для них эксперимента над нашим
народом.
К реальной демократии
Главной политико-идеологической задачей В.Путин считает: «...развитие
России как свободного, демократического государства. Мы довольно часто
произносим эти слова, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии,
справедливости и законности — в их практическом преломлении в нашей
жизни — раскрываем достаточно редко». Не только «достаточно редко».
За годы «демократии» они так и остались нераскрытыми. А раскрыть их
действительно необходимо, необходимо для нашего настоящего и будущего.
Власть соприкасается с людьми прежде всего в местах их проживания.
Построение реальной демократии надо поэтому начинать с местных органов
власти. Они должны быть кровно заинтересованы в наиболее полном и
рациональном использовании всех видов ресурсов, в обустроенности территорий
и жизни людей. Такую заинтересованность можно обеспечить прежде всего
соответствующим построением налоговой и бюджетной политики. В условиях
реальной демократии бюджеты должны формироваться в направлении снизу
вверх, с последующей их корректировкой.
По конституции Россия — социальное государство. Отношения собственности
в таком государстве должны строиться с учетом общественной эффективности.
Но при нынешней «демократии» частной собственности отведена роль «священной
коровы». Все передать в частные руки, чем меньше государство присутствует
в экономике, тем и лучше. И несмотря на то, что факты, включая и мировую
практику, свидетельствуют об обратном, корыстные интересы власти закрывают
ей глаза на это.
Главная причина инфляции, а это получило уже официальное объяснение,
связана, оказывается, с ростом мировых цен на энергоносители. И эта
причина называется как объективная. Для импортеров энергоресурсов
это может быть и так. Для России — экспортера ресурсов — это связано
с алчными интересами тех, кто отнял у народа и присвоил природные
богатства страны, с отсутствием государственного контроля за ценами.
У нас не «молодая демократия», а дикая. Она не прошла еще стадию социализации,
обладает лишь хватательными инстинктами. В результате «...многие трудности
современной российской экономики и политики уходят своими корнями
именно в проблему недоверия состоятельному классу со стороны подавляющего
большинства российского общества». И не без оснований, надо отметить.
«Состоятельный класс» был искусственно создан путем наделения определенного
круга лиц «жирными кусками» общенародной собственности, путем установления
«заоблачных» окладов и привилегий чиновникам и народным избранникам.
Поэтому он не пользуется доверием народа.
Проявляя осмеянный «демократами» патернализм по отношению к «состоятельному
классу», В.Путин предлагает ускорить процедуру узаконивания награбленных
богатств. При «демократической» абсолютизации исполнительной власти
она способна узаконить все, что ей нужно. Но в данном случае законность
обретет реальную силу лишь при общественном признании. «Дамоклов меч»
возмездия будет всегда висеть над главарями «состоятельного класса».
И никакие амнистии не побудят их вернуть народное достояние в страну.
Для этого требуются иные меры. Нынешняя власть на них неспособна.
Применив выражение «состоятельный класс», В.Путин оскорбил тем самым
подавляющее большинство российского общества. По вине «демократического»
государства десятки миллионов людей, создавших материальные условия
для «купания в роскоши» власти и всего «состоятельного класса», оказались
несостоятельными. Государство лишило их трудовых накоплений, поставило
нищенской зарплатой, а точнее — жалким пособием по труду, ростом цен
и поборами в унижающие достоинство людей условия выживания. И такие
условия намеренно созданы и поддерживаются властью. Цель: побудить
людей заняться бизнесом, доходным промыслом, добыванием денег, решением
своих сугубо личных проблем. Разделяй и властвуй — этим «цивилизованным»
принципом пользуется «демократия» в России, ослабляя тем самым страну.
При бандитском капитализме нравственно здоровая часть общества лишена
возможности поправить свое материальное положение. Для этого ей необходимо
прежде всего изменить свои нравственные принципы, приспособиться к
«демократической» дикости. На это и направлено «воспитание нового
гражданского сознания».
«Демократическое» государство насилует совесть народа. Подавляющее
большинство российского общества не может поддерживать такую «демократию».
У нее нет поэтому перспективы.
«Многие тогда думали, многим тогда казалось, что наша молодая демократия
является не продолжением российской государственности, а ее окончательным
крахом». К сожалению, так оно и есть. Нынешняя «демократия» — это
вывих истории. Опираться надо на собственную исторически сформировавшуюся
цивилизационную основу. Лишь на этой основе возможен прогресс и процветание
страны. Выход очевиден: возврат к нашим корням, к нашим нравственным
ценностям. Без этого у страны не будет достойного будущего.
Православная идея праведной жизни, Москва — Третий Рим, сбережение
народа, Православие — Самодержавие — Народность, коммунистическая
идея социально-справедливого общества — такие формулировки имела объединяющая
идея нашего государства за его тысячелетнюю историю. В них отчетливо
проявляются основополагающие установки жизни общества: гуманистическая
направленность идеи дополняется представлением образа жизни, содержание
идеи дается в сочетании с формой ее воплощения. Формулирование идеи
нацеливает на социальную стабильность и единение государства с народом.
Гуманистическая идея достойной жизни — такой может быть современная
формула объединяющей идеи. В этой формулировке она исторически преемственна,
универсальна, ориентирует на общественную стабильность, она прогрессивна
и конституционно обязательна для власти. Социальное государство —
это прежде всего гуманистическое государство.
Конституция страны — документ, обязательный прежде всего для власти.
И если в главном власть его не выполняет, а тем более извращает, то
она не вправе занимать свое положение.
Власть не понимает главного. Цивилизованный человек отличается от
дикого своей духовностью, способностью возвыситься над личным во имя
общего. Без понимания этого у нас не будет цивилизованного, демократического,
социального государства, способного создать достойные условия жизни
для своих граждан.
«Мы должны были найти собственную дорогу к строительству демократического,
свободного и справедливого общества и государства». Пока еще не нашли,
да и не искали, а занимались имитацией и обезьянничанием, набивая
при этом карманы. Собственный путь предстоит еще найти.
Историческая сила России — в единении государства с народом. Возможности
единения зависят от власти, от ее ответственности, порядочности, стремления
и умения работать вместе с народом. Нынешняя власть противопоставила
себя народу. Она неспособна найти собственный путь развития, воспринять
«глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и
законности», решить проблему единения. Послание В. Путина подтверждает
это.
Собственный путь развития можно найти усилиями общества, силами коллективного
разума. Только коллективный разум в состоянии дать верные ответы на
животрепещущие вопросы настоящего и будущего страны, достойно отреагировать
на вызовы времени, объединить и сплотить социально здоровые силы общества,
вселить в людей оптимизм, стремление к активной, к созидательной,
к здоровой жизни.