На свалку истории «партия власти» отправляет блоки
и партии, которые были предметом гордости демократов, провозгласивших
многопартийность. В памяти российских избирателей еще хранятся отдельные
эпизоды из череды минувших парламентских выборов, когда партии сбивались
в блоки и разноголосыми колоннами шли в законодательную ветвь власти.
Блоков и партий насчитывалось десятки. Но пришли «медведи» и многопартийным
блокам наступил конец.
«Блоки исчерпали себя и теперь исключаются из числа участников избирательного
процесса»,— сообщил глава российского Центризбиркома Александр Вешняков,
представляя в Госдуме в первом чтении законопроект «О внесении изменений
в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные
акты РФ». В какой мере это соотносится с принципами демократии, политическим
плюрализмом и построением гражданского общества, А.Вешняков оставил
«за кадром».
Проинформировав депутатов, что отныне изменения вносятся в 13 действующих
законов, «наиболее объемные» — в закон «Об основных гарантиях избирательных
прав и право на участие в референдуме граждан РФ», а также в законы
«О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ»,
«О политических партиях», «О проведении референдумов в РФ», «О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального собрания
РФ», он заметил, что изменения отнюдь не технические, а больше смысловые.
Цель — усиление роли партий. Но, как выяснилось по ходу обсуждения,
— роли только одной партии — «Единой России», стараниями которой (338
— за) и был принят новый законопроект в первом чтении. Им отменяются
выборы в одномандатных округах, закрепляется проведение выборов в
Госдуму и в региональные парламенты по пропорциональной системе. Избирателям
предстоит выбирать партии, которым надо будет преодолеть 7-процентный
барьер электорального доверия, чтобы привести в парламенты всех уровней
своих партийных депутатов.
Для выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы
местного самоуправления устанавливается единый день — второе воскресенье
марта последнего года полномочий органа государственной власти субъекта
РФ, органа местного самоуправления и региональных местных законодательных
собраний. Переход к единому выборному дню будет поэтапным. Против
этого новшества депутаты не возражали. Но другие положения законопроекта
«О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах
и иные законодательные акты РФ», по мнению коммунистов, антидемократичны
в корне.
Новый закон, по мнению коммунистов, заведомо ущемляет права партийного
меньшинства, представленного в Думе: избираемые от партий депутаты
закрепляются (статья 2) за теми регионами, в списках которых они числились.
Это и не позволит немногочисленной партии, прошедшей в Думу, перераспределить
депутатов по всей территории РФ для работы с избирателями, что заметно
сузит ее влияние в стране.
Еще хуже придется новым партиям. Численность каждой, претендующей
на избрание в парламент, должна быть не менее 50 тыс. человек при
наличии партийных отделений в большинстве субъектов РФ. С особым тщанием
надо собрать подписи в свою поддержку, чтобы объем «брака» не превысил
5 процентов. В противном случае ЦИК снимет партию с регистрации. Можно,
конечно, обойтись денежным залогом, но вряд ли он поможет преодолеть
7-процентный барьер. Последние выборы показали, что и 5-процентная
планка непосильна для большинства партий, что на руку партии правящей
демократии, обладающей мощным административным ресурсом. Пример последних
думских выборов наглядно показывает, как возросли ряды «Единой России»
за счет аутсайдеров СПС и «Яблока».
Новый закон ущемляет не только партийных оппонентов власти, но права
беспартийных. В списках кандидатов в депутаты наверняка окажутся только
члены партий. Для остальных граждан после отмены выборов в одномандатных
округах путь в представительные органы власти будет закрыт. А это
уже антиконституционно. Вешняков с таким определением не согласился
и доказывал, что беспартийный тоже может быть включен в список кандидатов,
если будет поддержан не менее, чем десятью членами партии на партийном
собрании, потом утвердится региональной партконференции, потом — на
съезде. Процедура получается громоздкой, да и каким надо быть претенденту,
чтобы, скажем, протиснуться в тесные ряды «единороссов», ревностно
контролирующих «партийную» чистоту своих рядов.
Сомнения подтверждает другое положение законопроекта, закрепляющее
избранного в думу партийца за его фракцией. При попытке перейти в
другое политическое объединение, он будет тут же лишен своего мандата.
По сути, вводится императивный мандат, что тоже антиконституционно,
возмущались независимые депутаты. Нет, сказал Вешняков, императивного
мандата в законе нет, есть только «элементы императивного мандата».
Тогда есть и элементы нарушения конституции? Но такие «мелочи» глава
ЦИК предпочитает не замечать, если речь идет о достижении конституционной
численности «единороссовской» фракции. Этим рисковать нельзя. А «партия
власти», видно, опасается исхода депутатов из своих рядов. Не имея
никакой сплачивающей идеологии, она решила подстраховаться нормой
по закрепощению депутатов.
В интересах все той же «Единой России» продумано и формирование избирательных
комиссий, считают коммунисты: «только партия «Единая Россия», владея
неограниченным административным ресурсом, может в каждой избирательной
комиссии иметь своего представителя. Другие партии лишены такой возможности».
А чтобы не портить свой «медвежий» имидж продавили в законе о выборах
депутатов в Госдуму другие выгодные для себя условия: отказ от дебатов
с другими партиями в открытом эфире и сохранение за собой депутатского
мандата даже в случае отказа кандидата из тройки лидеров избирательного
списка войти в Думу или в региональное законодательное собрание. «Единая
Россия» не уверена, что без административного ресурса глав регионов,
министров и популярных личностей добьется желаемого результата. Как
раз из-за этого положения чуть было Совет Федерации не провалил закон
о выборах в Госдуму. Там его переголосовывали дважды. Принятие зафиксировали
только со второй попытки, что стоило значительных усилий спикеру С.Миронову,
получившему из Кремля строгое указание.
Надо сказать, что весь процесс с «корректировкой массива» законов
о выборах (откровенно проединороссовских) проходит в необъяснимо ускоренном
темпе. Вешняков потребовал завершить все «к середине текущего лета».
Спешка озадачивает думских наблюдателей, а в прессе циркулируют слухи
о возможности досрочного роспуска Госдумы. Разумеется, для того чтобы
путем проведения новых выборов, разрешить коллизию с продлением властных
полномочий В.Путина. Но интрига в том, что никто не знает, за что
можно разогнать такую послушную Думу, как нынешняя. Голосует беспрекословно
за все, что только власть ни прикажет. Вот и законопроект «О внесении
изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные
законодательные акты РФ» проштамповала своими кнопками, поставив крест
на выборной демократии. Народ забыт «единороссами» и рассматривается
всего лишь, как некая условная единица в финансово-политтехнологическом
акте, по недоразумению называемом выборами. Реально выбора не будет.
Останется только ширма с надписью «выборы», за которой надеется выжить
существующий режим.
Фракция КПРФ отвергла законопроект «О внесении изменений в законодательные
акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ»,
единодушно проголосовав против его принятия.