"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 72 (12688), четверг, 26 мая 2005 г.

 

Зачем у Скобелева знамя красть?


В последнее время на телеэкранах и газетных страницах замелькали флаги молодежной организация «Наши». Официальное объяснение символа — сочетание дореволюционного и советского периодов отечественной истории: белый диагональный крест на красном фоне. Хотя я слышал по телевизору и другую трактовку: перечеркивание «красной» России. Действительно, не может быть символом синтеза фигура, в данном случае белый косой крест, рассекающая другую на четыре части. Хотят того знаменосцы «нашистов» или нет, но диагональный крест на красном фоне воспринимается в первую очередь как знак отрицания «белыми» «красных». В самом деле обычно люди зачеркивают что-либо им не нравящееся резкими штрихами из угла в угол. Видимо, недаром дорожные знаки «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена» обозначаются в первом случае одной диагональной линией, а во втором — двумя крест-накрест. Психология восприятия подобных фигур связана с биомеханикой: в бою врагов рассекали мечом или секирой ударами наискось.
Еще один поворот военной темы. «Создатели» бело-красных «нашинских» флагов ничего нового не придумали: они стащили то, что плохо лежало. Взяли личный штандарт генерала Скобелева — белый косой крест на красном полотнище — и принялись его истолковывать как знак сочетания царской и советской эпох. Какая могла быть советская эпоха во времена русско-турецкой войны 1877—1878 годов? Скобелевский штандарт читался как символ победы над Турцией: вместо белых полумесяца со звездой на красном османском флаге — белый крест, знак христианства.
Оно конечно Скобелев герой, но зачем же у него знамя красть? А затем, что стянуть проще, чем придумать, тем более придумать что-то подходящее к своим идеям. Однако каковы идеи, таковы и способы их достижения.

 

 

Сергей МАКИН.


В оглавление номера