В последнее время на телеэкранах и газетных страницах замелькали флаги
молодежной организация «Наши». Официальное объяснение символа — сочетание
дореволюционного и советского периодов отечественной истории: белый
диагональный крест на красном фоне. Хотя я слышал по телевизору и
другую трактовку: перечеркивание «красной» России. Действительно,
не может быть символом синтеза фигура, в данном случае белый косой
крест, рассекающая другую на четыре части. Хотят того знаменосцы «нашистов»
или нет, но диагональный крест на красном фоне воспринимается в первую
очередь как знак отрицания «белыми» «красных». В самом деле обычно
люди зачеркивают что-либо им не нравящееся резкими штрихами из угла
в угол. Видимо, недаром дорожные знаки «Стоянка запрещена» и «Остановка
запрещена» обозначаются в первом случае одной диагональной линией,
а во втором — двумя крест-накрест. Психология восприятия подобных
фигур связана с биомеханикой: в бою врагов рассекали мечом или секирой
ударами наискось.
Еще один поворот военной темы. «Создатели» бело-красных «нашинских»
флагов ничего нового не придумали: они стащили то, что плохо лежало.
Взяли личный штандарт генерала Скобелева — белый косой крест на красном
полотнище — и принялись его истолковывать как знак сочетания царской
и советской эпох. Какая могла быть советская эпоха во времена русско-турецкой
войны 1877—1878 годов? Скобелевский штандарт читался как символ победы
над Турцией: вместо белых полумесяца со звездой на красном османском
флаге — белый крест, знак христианства.
Оно конечно Скобелев герой, но зачем же у него знамя красть? А затем,
что стянуть проще, чем придумать, тем более придумать что-то подходящее
к своим идеям. Однако каковы идеи, таковы и способы их достижения.