Символично, а возможно, фатально, что в тот самый 
            день и час, 25 мая, когда министр промышленности и энергетики РФ Виктор 
            Христенко пришел на «правительственный час» в Госдуму, чтобы расхвалить 
            реформирование электроэнергетики, в Москве разразился энергетический 
            кризис. И не только в Москве. Без электричества остались Подмосковье, 
            Калужская, Тульская области. Более 40 больниц, в которых проводились 
            плановые операции, а сотни больных были подключены к аппаратам жизнеобеспечения, 
            десятки роддомов, сотни школ и детских садов, десятки объектов повышенной 
            опасности были обесточены... 
            Дума заволновалась, и В.Христенко пришлось прервать свой благодушный 
            рассказ о замечательном ходе реформирования российской электроэнергетики 
            для дачи объяснений: вышел из строя трансформатор на подстанции Чагино 
            (столичный район Капотня), из-за чего вышли из строя линии электропередачи 
            в 500, 110, 220 киловольт. Достаточно большой объем потребителей попал 
            в режим отключения. 
            Вот так бесстрастным либерально-бюрократическим языком Христенко описал 
            катастрофическую ситуацию, охватившую сердце страны. И далее продолжил 
            по заранее заготовленному тексту вещать «О ходе реформирования электроэнергетики 
            (во исполнение статьи 10 Федерального закона от 26 марта 2003 года 
            №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный 
            период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ 
            в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»). Министр 
            даже не попытался увязать свой спич с происходящим за окном, что вызвало 
            массу негативных комментариев в думских кулуарах: то ли министр ничего 
            не понимает в электроэнергетике, как его идеологический босс Чубайс, 
            то ли вывод государства из отрасли позволяет ему оставаться бесстрастным 
            наблюдателем. 
            Иначе как можно министру в момент электрокризиса вместо правдивой 
            оценки начавшейся чубайсовской реформы по расчленению единого энергетического 
            комплекса РФ, давшей первые ядовитые плоды, цинично рассказывать, 
            что «цель реформы — обеспечение устойчивости экономики, эффективности 
            производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и 
            бесперебойного энергоснабжения». Но Христенко, абстрагировавшись от 
            реальности, продолжал излагать задачи ведущегося реформирования: «разделение 
            на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности». К монопольным 
            относятся «передача, распределение и диспетчеризация электроэнергии», 
            к конкурентным — «производство и сбыт электроэнергии, ремонтные и 
            сервисные виды деятельности». В конкурентных секторах будут либерализованы 
            цены и увеличена доля негосударственного сектора. Вся энергетическая 
            система РФ «войдет» в рынок, на котором, по словам Христенко, начнут 
            действовать Федеральная сетевая компания, она же администратор торговой 
            системы, и генерирующие части — четырнадцать территориальных генерирующих 
            компаний, шесть тепловых АГК, одна гидрогенерирующая компания, «Росэнергоатом» 
            и несколько независимых производителей. Государству на этом рынке 
            достанется сначала 75 процентов плюс одна акция «Росэнергоатома», 
            чуть более 50 процентов акций межрегиональных распределительных сетевых 
            компаний, малые доли — других субъектов рынка, а дальше нехорошее 
            государство будет сворачиваться. «Правительство учло накопленный опыт 
            в реформировании электроэнергетики» и рассчитывает, «что основная 
            часть мероприятий, включая реорганизацию РАО ЕЭС, будет завершена 
            к концу 2006 года», сказал Христенко.
            Переходная модель рынка, которая функционирует более 1,5 лет и, по 
            оценке министра, «показала ряд позитивных результатов», в частности, 
            «внедрены технологии современных финансовых рынков». Христенко доволен, 
            как работает сектор свободной торговли, действующий с 1 ноября 2003 
            года. Его доля составляет около 10 процентов от объема генерации в 
            переделах ценовой зоны Урала и Европы, «объем сделок за весь период 
            торгов составил более 3 млрд. долларов», «эта площадка находится на 
            5 -м месте в Европе и на 9-м месте в мире по объему торгов». А проходящие 
            процессы реформирования, доказывал министр, «не вызывают технических 
            и ценовых сбоев». И совершенно не смущался от того, что его выводы 
            не соответствовали, мягко говоря, действительности.
            Достойный ученик Чубайса Христенко показал, что его министерство, 
            в отличие от страны и ее граждан, живет в «ином» измерении, не утруждаясь 
            ответственностью за судьбу государства и людей. Министр одержим реформированием, 
            единственная цель которого — извлечение из советского наследства максимальной 
            прибыли любой ценой. Он обошел было своим вниманием вопрос о тарифах 
            на электроэнергию, но депутаты своими вопросами вернули его с реформаторских 
            «небес» на землю. Почему, добивались депутаты, вопреки масштабности 
            «торговой площадки» российской электроэнергетики, тарифы на электричество 
            растут с неумолимой быстротой. Христенко был лаконичен: 
            «В прошлый год динамика тарифов на электроэнергию ниже инфляции, этот 
            тренд заложен в принятые решения по ограничению тарифов». В переводе 
            на русский язык его слова означали: мы еще мало с вас берем! 
            Но это версия министра. Иное мнение в вопросе о ценах, например, у 
            депутата Госдумы от фракции КПРФ Юлия Квицинского: 
            — Стоимость 1 киловатта производимой г-ном Чубайсом электроэнергии 
            за вычетом затрат на нее не превышает 48—49 коп. Половина затрат, 
            которые называет Чубайс и его ведомство, — это затраты на всякие «оргвопросы» 
            и содержание аппарата. Т.е., он столько же или даже больше берет денег 
            на свой аппарат и себе в карман, сколько расходует на горючее (угля, 
            мазута, и прочего) для производства этой самой электроэнергии. Этого 
            никогда не было при советской власти.
            И это еще не все. У Чубайса 4 тарифных уровня, по которым он продает 
            электроэнергию. Например, в Красноярском крае это выглядит так: главный 
            потребитель электроэнергии — Дерипаска с его алюминием. Ему отпускается 
            электроэнергия по 26 коп. за киловатт. А гражданину, пенсионеру, малым 
            и средним предприятиям, не имеющим отношения к Дерипаске, — по стоимости 
            до 80 коп. за киловатт. Получается, что Дерипаска с помощью Чубайса 
            финансирует свое энергопотребление за счет той категории потребителей, 
            которые платят по завышенным тарифам — за счет бюджетных организаций, 
            рядовых граждан, мелких и средних предпринимателей, которые что-то 
            производят. 
            Помимо таких «дотаций» Дерипаска, поставляя на внешний рынок алюминий, 
            получает как экспортер,назад НДС, т.е. получает назад с государства 
            весь налог. Если подсчитать, что затратил и что «наварил» алюминиевый 
            олигарх, получится, что его производство живет за государственный 
            счет, а доходы уплывают в карман. Таким образом, рука одного олигарха 
            моет руку другого олигарха.
            Заодно Чубайс не забывает про свой интерес. Снова сибирский пример. 
            С плотины Красноярской ГЭС он берет электроэнергию по 
            5 коп. за 1 киловатт, а со школы, расположенной в 800 метрах от плотины, 
            берет за электроэнергию 1 руб.13 коп. за киловатт. Прибыль — 2000 
            процентов. Получая такой доход, Чубайс ни копейки не вложил в энергокомплекс. 
            
            Теперь, после аварии 25 мая, Чубайс и КО запустили тезис о том, что 
            станция имеет устаревшее оборудование, а РАО ЕЭС — государственная 
            компания (доля РФ 52,4 процента), у нее-де не было денег на капремонт. 
            Дайте нам денег и мы отремонтируем. 
            Пытаясь даже в критический момент выудить выгоду, Чубайс уходит не 
            только от вопроса, куда уходят полученные сверхприбыли, но и от качества 
            менеджмента. Да, оборудование изношенное. Но дело в том, что даже 
            при выходе из строя этого изношенного оборудования не должно было 
            произойти веерного отключения подстанций в других регионах. Это вопрос 
            менеджмента, управления, вопрос операторского искусства и построения 
            сети. Здесь целиком виновато РАО ЕЭС. Если вырубается одна подстанция, 
            то должны существовать страховочные устройства, которые не позволили 
            бы лавинообразного характера отключения. Стоило 25 мая отключиться 
            подстанции в Чагино, как началось веерное отключение подстанций в 
            Московской, Калужской, Тульской областях. Они не были застрахованы 
            от такого рода аварий. В условиях Советского Союза такого по определению 
            быть не могло. А РАО доруководилось до того, что одна подстанция вылетела 
            — и началась веерная паника. Следующая где-то маленькая подстанция 
            полетит — и опять тоже самое будет. 
            Чубайс думал, что способен руководить в любой отрасли. Энергетика 
            показала, что ее надо знать. 
            Как известно, Чубайс никогда не занимался энергетикой. Он экономист, 
            карьерист и приватизатор. Став председателем Совета директоров РАО 
            ЕЭС, в его состав он подобрал подобных себе. Руководство РАО сформировано 
            исключительно из чубайсовских подельников, орудовавших приватизацией 
            в 90-е годы. В их воспаленных мозгах и родился план «реформирования» 
            российской энергетики. Одержимый идеей расчленения единого энергокомплекса 
            для извлечения сверхприбылей, Чубайс не скупился на красивые слова. 
            Обещал даже уйти с поста председателя РАО в 2005 году, и доказывал, 
            что «базовым принципом проводимой в РФ реформы электроэнергетики является 
            обеспечение надежной, безаварийной работы отрасли». Что из этого вышло 
            — страна увидела в полном объеме. 
            — Это энергетический дефолт, — заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. 
            — Специалисты предрекали подобные катастрофы. 
            В советское время московская энергетическая система имела 5 уровней 
            защиты. А сейчас ни одного нет. Ни одна из систем, связанных с безопасностью, 
            не заложена. Среди чубайсовского правления нет ни одного специалиста, 
            знающего энергетику.
            Схема реформирования, проводимого Чубайсом, навязана США, Они ее навязывали 
            многим странам, — Канаде, Бразилии... Везде, в том числе и в самих 
            США она потерпела фиаско. В СССР была лучшая единая энергетическая 
            система, отличавшаяся высочайшей надежностью. Реформаторы хотели бы 
            найти негативные примеры в ее работе, но их нет. 
            Официально сообщаемые данные ущерба и потерпевших в 20 раз занижены. 
            От аварии пострадало не менее 20 млн. чел. В метро задыхалось несколько 
            часов от 150 до 200 тыс. человек. На многих предприятиях произошли 
            срывы производственных циклов, повлекших другие аварии. Например, 
            в Новомосковске произошел выброс фенольных газов. 
            По мнению Виктора Илюхина, одной из причин энергоаварии стало отсутствие 
            должного надзора за техническим состоянием систем энергобеспчения. 
            Уже больше года, как в рамках так называемой административной реформы 
            все надзоры — ядерные, экологические, технические, строительные, горные, 
            в том числе энергонадзор — объединены в «Ростехнадзор». В результате, 
            смешали все надзоры, создали «монстра», аналога которому нет в мире. 
            В нем нет руководителя, а деятельность временно исполнявшего обязанности 
            главы «Ростехнадзора» Малышева постоянно проверяет прокуратура.
            Коммунисты выступают за самые жесткие меры в ответ на чубайсовский 
            энергошок. Об этом они заявили на пленарном заседании Госдумы в пятницу. 
            Депутаты фракции КПРФ Светлана Савицкая, Тамара Плетнева, Анатолий 
            Локоть, Николай Кондратенко, потребовали создания депутатской комиссии 
            по расследованию причин аварии Московской энергосистемы и всестороннего 
            обсуждения проводимых в энергетике реформ, тарифной политики РАО ЕЭС 
            и обоснованности ссылок Чубайса на отсутствие средств для модернизации 
            изношенного оборудования. 
            Коммунисты выступают за отставку Чубайса с поста главы РАО ЕЭС, обновления 
            состава Совета директоров компании.