Символично, а возможно, фатально, что в тот самый
день и час, 25 мая, когда министр промышленности и энергетики РФ Виктор
Христенко пришел на «правительственный час» в Госдуму, чтобы расхвалить
реформирование электроэнергетики, в Москве разразился энергетический
кризис. И не только в Москве. Без электричества остались Подмосковье,
Калужская, Тульская области. Более 40 больниц, в которых проводились
плановые операции, а сотни больных были подключены к аппаратам жизнеобеспечения,
десятки роддомов, сотни школ и детских садов, десятки объектов повышенной
опасности были обесточены...
Дума заволновалась, и В.Христенко пришлось прервать свой благодушный
рассказ о замечательном ходе реформирования российской электроэнергетики
для дачи объяснений: вышел из строя трансформатор на подстанции Чагино
(столичный район Капотня), из-за чего вышли из строя линии электропередачи
в 500, 110, 220 киловольт. Достаточно большой объем потребителей попал
в режим отключения.
Вот так бесстрастным либерально-бюрократическим языком Христенко описал
катастрофическую ситуацию, охватившую сердце страны. И далее продолжил
по заранее заготовленному тексту вещать «О ходе реформирования электроэнергетики
(во исполнение статьи 10 Федерального закона от 26 марта 2003 года
№36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный
период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ
в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»). Министр
даже не попытался увязать свой спич с происходящим за окном, что вызвало
массу негативных комментариев в думских кулуарах: то ли министр ничего
не понимает в электроэнергетике, как его идеологический босс Чубайс,
то ли вывод государства из отрасли позволяет ему оставаться бесстрастным
наблюдателем.
Иначе как можно министру в момент электрокризиса вместо правдивой
оценки начавшейся чубайсовской реформы по расчленению единого энергетического
комплекса РФ, давшей первые ядовитые плоды, цинично рассказывать,
что «цель реформы — обеспечение устойчивости экономики, эффективности
производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и
бесперебойного энергоснабжения». Но Христенко, абстрагировавшись от
реальности, продолжал излагать задачи ведущегося реформирования: «разделение
на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности». К монопольным
относятся «передача, распределение и диспетчеризация электроэнергии»,
к конкурентным — «производство и сбыт электроэнергии, ремонтные и
сервисные виды деятельности». В конкурентных секторах будут либерализованы
цены и увеличена доля негосударственного сектора. Вся энергетическая
система РФ «войдет» в рынок, на котором, по словам Христенко, начнут
действовать Федеральная сетевая компания, она же администратор торговой
системы, и генерирующие части — четырнадцать территориальных генерирующих
компаний, шесть тепловых АГК, одна гидрогенерирующая компания, «Росэнергоатом»
и несколько независимых производителей. Государству на этом рынке
достанется сначала 75 процентов плюс одна акция «Росэнергоатома»,
чуть более 50 процентов акций межрегиональных распределительных сетевых
компаний, малые доли — других субъектов рынка, а дальше нехорошее
государство будет сворачиваться. «Правительство учло накопленный опыт
в реформировании электроэнергетики» и рассчитывает, «что основная
часть мероприятий, включая реорганизацию РАО ЕЭС, будет завершена
к концу 2006 года», сказал Христенко.
Переходная модель рынка, которая функционирует более 1,5 лет и, по
оценке министра, «показала ряд позитивных результатов», в частности,
«внедрены технологии современных финансовых рынков». Христенко доволен,
как работает сектор свободной торговли, действующий с 1 ноября 2003
года. Его доля составляет около 10 процентов от объема генерации в
переделах ценовой зоны Урала и Европы, «объем сделок за весь период
торгов составил более 3 млрд. долларов», «эта площадка находится на
5 -м месте в Европе и на 9-м месте в мире по объему торгов». А проходящие
процессы реформирования, доказывал министр, «не вызывают технических
и ценовых сбоев». И совершенно не смущался от того, что его выводы
не соответствовали, мягко говоря, действительности.
Достойный ученик Чубайса Христенко показал, что его министерство,
в отличие от страны и ее граждан, живет в «ином» измерении, не утруждаясь
ответственностью за судьбу государства и людей. Министр одержим реформированием,
единственная цель которого — извлечение из советского наследства максимальной
прибыли любой ценой. Он обошел было своим вниманием вопрос о тарифах
на электроэнергию, но депутаты своими вопросами вернули его с реформаторских
«небес» на землю. Почему, добивались депутаты, вопреки масштабности
«торговой площадки» российской электроэнергетики, тарифы на электричество
растут с неумолимой быстротой. Христенко был лаконичен:
«В прошлый год динамика тарифов на электроэнергию ниже инфляции, этот
тренд заложен в принятые решения по ограничению тарифов». В переводе
на русский язык его слова означали: мы еще мало с вас берем!
Но это версия министра. Иное мнение в вопросе о ценах, например, у
депутата Госдумы от фракции КПРФ Юлия Квицинского:
— Стоимость 1 киловатта производимой г-ном Чубайсом электроэнергии
за вычетом затрат на нее не превышает 48—49 коп. Половина затрат,
которые называет Чубайс и его ведомство, — это затраты на всякие «оргвопросы»
и содержание аппарата. Т.е., он столько же или даже больше берет денег
на свой аппарат и себе в карман, сколько расходует на горючее (угля,
мазута, и прочего) для производства этой самой электроэнергии. Этого
никогда не было при советской власти.
И это еще не все. У Чубайса 4 тарифных уровня, по которым он продает
электроэнергию. Например, в Красноярском крае это выглядит так: главный
потребитель электроэнергии — Дерипаска с его алюминием. Ему отпускается
электроэнергия по 26 коп. за киловатт. А гражданину, пенсионеру, малым
и средним предприятиям, не имеющим отношения к Дерипаске, — по стоимости
до 80 коп. за киловатт. Получается, что Дерипаска с помощью Чубайса
финансирует свое энергопотребление за счет той категории потребителей,
которые платят по завышенным тарифам — за счет бюджетных организаций,
рядовых граждан, мелких и средних предпринимателей, которые что-то
производят.
Помимо таких «дотаций» Дерипаска, поставляя на внешний рынок алюминий,
получает как экспортер,назад НДС, т.е. получает назад с государства
весь налог. Если подсчитать, что затратил и что «наварил» алюминиевый
олигарх, получится, что его производство живет за государственный
счет, а доходы уплывают в карман. Таким образом, рука одного олигарха
моет руку другого олигарха.
Заодно Чубайс не забывает про свой интерес. Снова сибирский пример.
С плотины Красноярской ГЭС он берет электроэнергию по
5 коп. за 1 киловатт, а со школы, расположенной в 800 метрах от плотины,
берет за электроэнергию 1 руб.13 коп. за киловатт. Прибыль — 2000
процентов. Получая такой доход, Чубайс ни копейки не вложил в энергокомплекс.
Теперь, после аварии 25 мая, Чубайс и КО запустили тезис о том, что
станция имеет устаревшее оборудование, а РАО ЕЭС — государственная
компания (доля РФ 52,4 процента), у нее-де не было денег на капремонт.
Дайте нам денег и мы отремонтируем.
Пытаясь даже в критический момент выудить выгоду, Чубайс уходит не
только от вопроса, куда уходят полученные сверхприбыли, но и от качества
менеджмента. Да, оборудование изношенное. Но дело в том, что даже
при выходе из строя этого изношенного оборудования не должно было
произойти веерного отключения подстанций в других регионах. Это вопрос
менеджмента, управления, вопрос операторского искусства и построения
сети. Здесь целиком виновато РАО ЕЭС. Если вырубается одна подстанция,
то должны существовать страховочные устройства, которые не позволили
бы лавинообразного характера отключения. Стоило 25 мая отключиться
подстанции в Чагино, как началось веерное отключение подстанций в
Московской, Калужской, Тульской областях. Они не были застрахованы
от такого рода аварий. В условиях Советского Союза такого по определению
быть не могло. А РАО доруководилось до того, что одна подстанция вылетела
— и началась веерная паника. Следующая где-то маленькая подстанция
полетит — и опять тоже самое будет.
Чубайс думал, что способен руководить в любой отрасли. Энергетика
показала, что ее надо знать.
Как известно, Чубайс никогда не занимался энергетикой. Он экономист,
карьерист и приватизатор. Став председателем Совета директоров РАО
ЕЭС, в его состав он подобрал подобных себе. Руководство РАО сформировано
исключительно из чубайсовских подельников, орудовавших приватизацией
в 90-е годы. В их воспаленных мозгах и родился план «реформирования»
российской энергетики. Одержимый идеей расчленения единого энергокомплекса
для извлечения сверхприбылей, Чубайс не скупился на красивые слова.
Обещал даже уйти с поста председателя РАО в 2005 году, и доказывал,
что «базовым принципом проводимой в РФ реформы электроэнергетики является
обеспечение надежной, безаварийной работы отрасли». Что из этого вышло
— страна увидела в полном объеме.
— Это энергетический дефолт, — заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
— Специалисты предрекали подобные катастрофы.
В советское время московская энергетическая система имела 5 уровней
защиты. А сейчас ни одного нет. Ни одна из систем, связанных с безопасностью,
не заложена. Среди чубайсовского правления нет ни одного специалиста,
знающего энергетику.
Схема реформирования, проводимого Чубайсом, навязана США, Они ее навязывали
многим странам, — Канаде, Бразилии... Везде, в том числе и в самих
США она потерпела фиаско. В СССР была лучшая единая энергетическая
система, отличавшаяся высочайшей надежностью. Реформаторы хотели бы
найти негативные примеры в ее работе, но их нет.
Официально сообщаемые данные ущерба и потерпевших в 20 раз занижены.
От аварии пострадало не менее 20 млн. чел. В метро задыхалось несколько
часов от 150 до 200 тыс. человек. На многих предприятиях произошли
срывы производственных циклов, повлекших другие аварии. Например,
в Новомосковске произошел выброс фенольных газов.
По мнению Виктора Илюхина, одной из причин энергоаварии стало отсутствие
должного надзора за техническим состоянием систем энергобеспчения.
Уже больше года, как в рамках так называемой административной реформы
все надзоры — ядерные, экологические, технические, строительные, горные,
в том числе энергонадзор — объединены в «Ростехнадзор». В результате,
смешали все надзоры, создали «монстра», аналога которому нет в мире.
В нем нет руководителя, а деятельность временно исполнявшего обязанности
главы «Ростехнадзора» Малышева постоянно проверяет прокуратура.
Коммунисты выступают за самые жесткие меры в ответ на чубайсовский
энергошок. Об этом они заявили на пленарном заседании Госдумы в пятницу.
Депутаты фракции КПРФ Светлана Савицкая, Тамара Плетнева, Анатолий
Локоть, Николай Кондратенко, потребовали создания депутатской комиссии
по расследованию причин аварии Московской энергосистемы и всестороннего
обсуждения проводимых в энергетике реформ, тарифной политики РАО ЕЭС
и обоснованности ссылок Чубайса на отсутствие средств для модернизации
изношенного оборудования.
Коммунисты выступают за отставку Чубайса с поста главы РАО ЕЭС, обновления
состава Совета директоров компании.