"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 73 (12689), суббота, 28 мая 2005 г.

 

НЕЛЬЗЯ ПОЗВОЛИТЬ РИСКОВАТЬ СТРАНОЙ

На вопросы «Советской России» отвечает В.В.КУДРЯВЫЙ, член правления Российского союза товаропроизводителей, доктор технических наук, профессор.

— Почему произошла столь тяжелая авария в «Мосэнерго»?
— Прежде всего будет крупнейшей ошибкой считать данную аварию сугубо московской. Это крупнейшая авария за последние полвека в российской энергетике. «Мосэнерго» остается одной из лучших энергокомпаний. Причиной происшедшего являются провалы на верхнем уровне управления отраслью и отставание развития «Мосэнерго» от роста энергопотребителя столичного региона.
— Тогда чем данная авария отличается от других?
— Я повторюсь, но Единая энергосистема страны работала без системных аварий более полувека. Конечно, аварии в энергетике бывают, но они, как правило, происходят во время максимального потребления мощности. Для США — это летний режим из-за нагрузок кондиционирования, для нас — режим зимнего максимума нагрузок. Но развалить крупнейшую энергокомпанию России в летний период — надо либо уметь, либо по невежеству и корысти игнорировать все предаварийные симптомы. Мы уже не раз на страницах вашей газеты анализировали последствия необоснованных реформ. Кратко можно сказать: данная авария — результат постоянного игнорирования приоритета надежности в текущей и перспективной деятельности.
— Но почему и кто игнорировал симптомы надвигающейся катастрофы?
— Все предельно просто. Симптомы надвигающейся катастрофы некому заметить. Электроэнергетикой в России на самом верхнем уровне руководят дилетанты, технические и управленческие невежды. Сегодня ни в совете директоров, ни в правлении РАО «ЕЭС России» нет ни одного менеджера с успешным опытом управления крупными энергокомпаниями. Ни один член правления за последние семь лет не руководил и даже не участвовал в сложных противоаварийных тренировках. В Минпромэнерго нет ни одного специалиста-энергетика — от министра до заместителей департаментов и отделов. Это наш публичный ежедневный позор. Это управленческий нонсенс, не имеющий аналогов в мире. Но и профессионалы-энергетики, которые есть в региональных энергокомпаниях, не нацелены на обеспечение надежного энергоснабжения. В уставах всех новых энергокомпаний, образованных по планам реформ, сегодня вообще исключена ответственность за надежное энергоснабжение. В результате прибыльность любой ценой текущей деятельности перечеркнула ответственность за противоаварийную работу и за развитие энергокомпаний.
— В чем особенность режима работы «Мосэнерго» перед аварией?
— По указанным причинам «Мосэнерго» не обеспечивает необходимого развития, что за последние семь лет привело к истощению резервов и взрывному росту дефицита мощности. Традиционно сбалансированная и избыточная энергокомпания в зиму 2002 г. имела дефицит 240 тыс. квт, в зиму 2003 г. — 600 тыс. квт, в прошедшую зиму — 1 млн. 700 тыс. квт. Рост дефицита — в 7 раз за три года. В ряде энергорайонов от 50 до 70% трансформаторных групп имеют нагрузку на уровне номинальной. Специалисты неоднократно ставили вопрос о том, что создается нерасчетный режим для противоаварийной автоматики, а отключение одного трансформатора или линии электропередачи недопустимо перегружает оставшиеся в работе.
В период, предшествующий аварии, энергосистема работала в особо дефицитном режиме с недостатком мощности около 2 млн. 500 тыс. квт, хотя в этот по-летнему жаркий день имелись резервные мощности на собственных электростанциях. Комиссия разберется, с какого элемента началось развитие аварии. Это не так уж важно, так как перечисленные узкие места в сетевой инфраструктуре, а также отключение ряда элементов из-за проводимых ремонтов привели по принципу домино к каскаду отключений. Фактически при обычном утреннем росте нагрузок были отключены десятки линий электропередачи и полное отключение шести электростанций мощностью более 2 млн. квт. Лучшей иллюстрации того, как рыночный метод управления уничтожает энергокомпанию, нельзя даже вообразить. А еще два года назад менеджеры РАО «ЕЭС России» удивлялись неповоротливости диспетчеров энергокомпаний в США, допустивших аварию на Северо-Востоке, и заявляли, что у нас такие аварии невозможны.
— А что, разве диспетчеры «Мосэнерго» сработали лучше?
— О диспетчерской службе «Мосэнерго» разговор особый. Уже два года в «Мосэнерго» нет полноценной диспетчерской службы. По решению руководства РАО «ЕЭС России» диспетчерские службы в региональных компаниях ликвидированы и переданы дочерней компании — Системному оператору. А в этом акционерном обществе, кстати, нет ни одного процента акций у государства. Мы предупреждали, что в аварийных ситуациях избыточная централизация нарушает баланс прав и ответственности на местах, ослабляет взаимодействие с персоналом электрических сетей, электростанций и крупных потребителей. В истории российской энергетики были успешно проведены крупнейшие реформы, когда из разделенных энергосистем создавались объединенные диспетчерские управления, а из них — Единая энергосистема страны. Министерство энергетики функционировало как эксплуатационная структура, как объединенная строительно-эксплуатационная. При всех реформах региональное диспетчерское управление оставалось в составе «Мосэнерго», «Ленэнерго» или «Свердловскэнерго» и др. Однако этот длительный положительный опыт диспетчерского управления был необоснованно отброшен.
Опыт двух лет работы в новых условиях привел и приводит к конфликтам между новым диспетчерским управлением и «Мосэнерго». При этом повод для разногласий и конфликтов всегда один — игнорирование принципов надежности. Создается опасность, что новое диспетчерское управление больше озабочено выполнением директив рыночной структуры — администратора торговой системы, который по своему статусу абсолютно не отвечает за надежность.
— Если основные узкие места в «Мосэнерго» в данной аварии — это перегрузка инфраструктуры и недостатки в диспетчерском управлении, то какие меры по повышению надежности предпринимались РАО «ЕЭС России»?
— Я уверен, что комиссии придется разбираться со многими вопросами, в том числе и по работоспособности противоаварийной автоматики, по сохранению на электростанциях собственных нужд и др. Но отдельно возникает вопрос об эффективности использования абонентной платы в РАО «ЕЭС России». «Мосэнерго» — крупнейший плательщик абонентной платы. В ценах сегодняшнего дня — это около 6 млрд. руб. ежегодно. Однако за последние 8 лет средства в объеме около 2 млрд. долларов, которые оплачивают московские потребители, фактически не вернулись инвестиционным ресурсом для повышения надежности Мосэнерго.
«Мосэнерго» — особая энергосистема, обеспечивающая надежность крупнейшего экономического и политического центра с населением 16 млн. человек. От надежности работы «Мосэнерго» прямо зависит стабильность работы инфраструктур федерального значения: Газпром, РЖД, Транснефть, Транснефтепродукт, связь, телевидение, метрополитен и др.
Разрыв сложившихся хозяйственных связей, дробление энергокомпании на 12 акционерных обществ, наличие на одной территории нескольких акционерных обществ («Мосэнерго», генерирующие компании, федеральная сетевая компания, отдельные сетевые компании, отдельные диспетчерские управления), в уставе которых отсутствует ответственность за энергоснабжение. Это путь не к энергетической аварии, а путь к энергетической катастрофе.
— Вы даже в заключение не оставляете надежд?
— Энергетика — очень инерционная отрасль. Ее последние 7 лет постоянно разрушали, бессовестно прикрываясь победными PR-акциями. Если лучшая энергокомпания в легком летнем режиме работы дошла до крупнейших аварий, то надо откровенно понимать глубину падения. Сегодня Господь Бог дал, я надеюсь, еще один шанс конструктивно развернуться в противоположную сторону от разрушительных реформ. Нам всем надо отчетливо понимать, что подобная авария в зимний период по последствиям превосходит самые тяжелые техногенные катастрофы. Впереди несколько лет восстановительной работы. В реформах энергетики проигнорирован принцип врачей «не навреди» и корпоративный принцип «доверяй успешному менеджеру».
— Могут ли существующие менеджеры исправить положение?
— Нет. Об этом говорит все, начиная с их биографий. К руководству отрасли необходимо вернуть профессионалов. Сегодняшние менеджеры стали небедными людьми. Надо не давать им возможности рисковать страной, пусть покажут свои способности на другом поприще, рискуя собственным капиталом.

 


 


В оглавление номера