"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 73 (12689), суббота, 28 мая 2005 г.

 

ТОЛСТОЙ и ШОЛОХОВ

В наше время, необыкновенно противоречивое, многоконфликтное и многогрешное, нам не хватает парковых скамеек, где мы могли бы хотя бы несколько минут побыть наедине с собой, чтобы подумать о том, для чего все мы живем и куда идем мы.
К древнему понятию добродетели я отношу человеческое мужество — душевную способность твердо выстоять перед самым грозовым и крутым поворотом судьбы. Мужеству свойственны терпимость и терпение, которое проверяется в борьбе так же, как золото огнем. Кто же властитель дум? Кто же пророк?
Чаще всего наука познает мир внешний, литература помогает навести порядок в мире внутреннем, никто не вступает в спор с Богом, когда утверждает, что «среди всех возможностей нет ничего, что было бы выше того, что создано».
Порой в искусстве спор идет праздный, на ватной подкладке, теоретиками, обуянными безопасной борьбой с мертвыми смехотворными скандалистами или с живыми «погребальщиками», мечтающими о вселенской панихиде по великой советской русской литературе.
Русская литература всегда была раздираема крайностями оценок, тенденциозной революционностью, патриархальной охранительностью, западниками и славянофилами, общей идеей и независимой художественностью.
И.А. Бунин возражал известному поэту Адамовичу: «Пора бросить идти по следам Толстого? А по чьим же следам надо идти? Кроме того, неужто уж так беден Толстой и насчет этого самого мира внутреннего?»
Стоило бы удивляться несправедливому заявлению Г.Адамовича, если бы до этого Толстого не упрекали в неверном освещении народной жизни, в незнании русского народа, в том, что «Война и мир» — сказки бабушек и мамушек, что в романе «Анна Каренина» нет мысли, значительного содержания, что герои Толстого — картонные герои, что вообще русская литература переживает период «средних талантов». Есть на все это ответ ниспровергающему критику — само русское искусство.
Несомненно, что двух историй не было, нет и не будет, в то время как дух сатанинства меняет направление и форму, приспособляясь во все времена к божественному началу. Пожалуй, поэтому первое перо литературы XX века — Михаил Шолохов прошел так же свой крестный путь, как Толстой, обвиняемый неправедными судьями то в плагиате, то в безграмотности, то в отсутствии понимания пролетарского духа.
Но мы хорошо сознаем, что заглавие всем хулительным и всем хвалебным статьям — слава писателя.
Если в обыденной жизни предметы и вещи порой становятся для нас знаками, заслоняющими сами вещи, то в антиреализме это приобретает искаженность, созданную искривленным сознанием недругов гения, изжигаемых больной завистью к превосходству чужого мышления.
Толстой и Шолохов — жестокие реалисты. Их талант помогает им проникнуть в глубь вещей и человеческих душ, когда правда художественная уже выше, чем просто правда. Думаю, что только реализм приведет к открытиям и успеху — это система мышления и метод анализа без фальшивого смирения и литературного терроризма.
В художественной правде, как правило, — трезвость, влюбленность, элемент фантазии, гротеска, идеал. А «идеал — это путеводная звезда, без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни. Так говорил об идеале Лев Толстой. И так мог сказать и Шолохов. Через какие бы катаклизмы, катастрофы, беды общество ни прошло, искусство остается феноменом первоначальным. А философ, художник, творец как проявление самой жизни — бессмертен. Таковы были и есть Лев Толстой и Михаил Шолохов.
Как известно, литература выражает общество, слово — человека. Роман отражает отношения между людьми и, если он, роман, изменив своему назначению, извратив свою натуру, поворачивается к обществу спиной, он совершает самоубийство. «Тихий Дон» и весь Шолохов, так же как «Война и мир» и весь Толстой, повернуты лицом к народу. Литература назначена судьбой дать ответ на главный вопрос: как жить человеку на этой земле.
Литература не имеет права черпать материал в сплетнях, услышанных за кулисами придуманного общества. Шолохов — это воссоздание жизни народа от имени народа и во имя народа.
Да, Россия родила великого гения — и пусть слово его пребудет в мире вечно.

 

 

 


Юрий БОНДАРЕВ


В оглавление номера