В наше время, необыкновенно противоречивое, многоконфликтное 
            и многогрешное, нам не хватает парковых скамеек, где мы могли бы хотя 
            бы несколько минут побыть наедине с собой, чтобы подумать о том, для 
            чего все мы живем и куда идем мы.
            К древнему понятию добродетели я отношу человеческое мужество — душевную 
            способность твердо выстоять перед самым грозовым и крутым поворотом 
            судьбы. Мужеству свойственны терпимость и терпение, которое проверяется 
            в борьбе так же, как золото огнем. Кто же властитель дум? Кто же пророк?
            Чаще всего наука познает мир внешний, литература помогает навести 
            порядок в мире внутреннем, никто не вступает в спор с Богом, когда 
            утверждает, что «среди всех возможностей нет ничего, что было бы выше 
            того, что создано».
            Порой в искусстве спор идет праздный, на ватной подкладке, теоретиками, 
            обуянными безопасной борьбой с мертвыми смехотворными скандалистами 
            или с живыми «погребальщиками», мечтающими о вселенской панихиде по 
            великой советской русской литературе.
            Русская литература всегда была раздираема крайностями оценок, тенденциозной 
            революционностью, патриархальной охранительностью, западниками и славянофилами, 
            общей идеей и независимой художественностью.
            И.А. Бунин возражал известному поэту Адамовичу: «Пора бросить идти 
            по следам Толстого? А по чьим же следам надо идти? Кроме того, неужто 
            уж так беден Толстой и насчет этого самого мира внутреннего?»
            Стоило бы удивляться несправедливому заявлению Г.Адамовича, если бы 
            до этого Толстого не упрекали в неверном освещении народной жизни, 
            в незнании русского народа, в том, что «Война и мир» — сказки бабушек 
            и мамушек, что в романе «Анна Каренина» нет мысли, значительного содержания, 
            что герои Толстого — картонные герои, что вообще русская литература 
            переживает период «средних талантов». Есть на все это ответ ниспровергающему 
            критику — само русское искусство.
            Несомненно, что двух историй не было, нет и не будет, в то время как 
            дух сатанинства меняет направление и форму, приспособляясь во все 
            времена к божественному началу. Пожалуй, поэтому первое перо литературы 
            XX века — Михаил Шолохов прошел так же свой крестный путь, как Толстой, 
            обвиняемый неправедными судьями то в плагиате, то в безграмотности, 
            то в отсутствии понимания пролетарского духа.
            Но мы хорошо сознаем, что заглавие всем хулительным и всем хвалебным 
            статьям — слава писателя.
            Если в обыденной жизни предметы и вещи порой становятся для нас знаками, 
            заслоняющими сами вещи, то в антиреализме это приобретает искаженность, 
            созданную искривленным сознанием недругов гения, изжигаемых больной 
            завистью к превосходству чужого мышления.
            Толстой и Шолохов — жестокие реалисты. Их талант помогает им проникнуть 
            в глубь вещей и человеческих душ, когда правда художественная уже 
            выше, чем просто правда. Думаю, что только реализм приведет к открытиям 
            и успеху — это система мышления и метод анализа без фальшивого смирения 
            и литературного терроризма.
            В художественной правде, как правило, — трезвость, влюбленность, элемент 
            фантазии, гротеска, идеал. А «идеал — это путеводная звезда, без нее 
            нет твердого направления, а нет направления — нет жизни. Так говорил 
            об идеале Лев Толстой. И так мог сказать и Шолохов. Через какие бы 
            катаклизмы, катастрофы, беды общество ни прошло, искусство остается 
            феноменом первоначальным. А философ, художник, творец как проявление 
            самой жизни — бессмертен. Таковы были и есть Лев Толстой и Михаил 
            Шолохов.
            Как известно, литература выражает общество, слово — человека. Роман 
            отражает отношения между людьми и, если он, роман, изменив своему 
            назначению, извратив свою натуру, поворачивается к обществу спиной, 
            он совершает самоубийство. «Тихий Дон» и весь Шолохов, так же как 
            «Война и мир» и весь Толстой, повернуты лицом к народу. Литература 
            назначена судьбой дать ответ на главный вопрос: как жить человеку 
            на этой земле.
            Литература не имеет права черпать материал в сплетнях, услышанных 
            за кулисами придуманного общества. Шолохов — это воссоздание жизни 
            народа от имени народа и во имя народа.
            Да, Россия родила великого гения — и пусть слово его пребудет в мире 
            вечно.