"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 74 (12690), вторник, 31 мая 2005 г.

 

БАЙКОНУР
ГЛАВНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОРТ ЗЕМЛИ

2 июня исполняется 50 лет легендарному Байконуру.

Тысячи лет космос, как магнит, притягивал человечество. Ведь наша Земля — лишь пылинка в бескрайних просторах Вселенной. Человек целеустремленно осваивал сначала сушу и океан. Затем — воздушное пространство. И только в 1957 году на Байконуре воплотилась вековая мечта людей о выходе в новую среду обитания — в космос. Колоссальное усилие всей страны, напрягшейся для создания этого уникального центра космонавтики, описано в десятках книг. Очень непросто вложить историю создания Байконура в одну газетную статью. Но мы попробуем это сделать, чтобы наш читатель вспомнил об этом выдающемся научном и инженерном подвиге нашего народа и о людях, олицетворявших этот подвиг.
Создание НИИП-5 Министерства обороны СССР (Байконур) началось в непростое время. 5 марта 1946 года бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль выступил в американском городке Фултоне с речью, направленной против СССР, заявив, что в случае необходимости США должны без колебаний применить против СССР ядерное оружие.
Руководство СССР приняло дополнительные меры для укрепления обороноспособности. В Советском Союзе была создана уникальная обстановка для развития науки, образования, производства, укрепления оборонной мощи. Был высок моральный дух народа. Люди верили руководству страны, верили, что страна будет сильнее и богаче, люди имели ясную перспективу, не боялись за завтрашний день.
Слаженная работа, мобилизация ресурсов и сил всей страны на решение всенародных задач позволили нам возродить города и села, уже через 4 года после разрушительной войны создать атомное оружие, через 12 лет первыми в мире начать штурмовать космос, создать мощный и надежный ракетно-ядерный щит. Такое можно было осуществить только в СССР, под руководством Коммунистической партии Советского Союза! В нынешней России такое уже невозможно.
Начало развитию ракетостроения положило постановление Совета Министров СССР № 1017-419сс от 13 мая 1946 года «Вопросы реактивного вооружения», подписанное Председателем Совета Министров СССР И.В.Сталиным. Был создан Комитет по реактивной технике при Совмине СССР во главе с зам.Председателя Совета Министров СССР Г.Маленковым. К этой работе были привлечены виднейшие ученые, конструкторы и военачальники — И.В.Курчатов, М.В.Келдыш, М.С.Рязанский, Е.Н.Богуславский, М.И.Борисенко, Г.К.Жуков, А.М.Василевский, М.И.Неделин и многие другие. Разработку ракет возглавило Министерство вооружения (Д.Ф. Устинов). В работу включились коллективы НИИ и ОКБ, которыми руководили С.П.Королев, В.П.Бармин, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, В.И.Кузнецов, коллективы смежных организаций.
В создании нашей первой баллистической ракеты (Р-1) приняли участие 13 НИИ, КБ и 35 предприятий. Она была изготовлена по собственной документации, из отечественных материалов, на отечественных заводах. При этом нашей промышленности удалось освоить новые технологические процессы по изготовлению большеразмерных листов из специальных сплавов, новых типов электрокабеля, элементов электросетей, подъемно-транспортных агрегатов и агрегатов для хранения и транспортировки больших масс жидкого горючего и окислителей.
Для отработки новых невиданных ранее ракет нужен был полигон. Постановлением Совета Министров СССР от 17 марта 1954 года ряд министерств получили задание к 1 января 1955 года выбрать место для полигона. Он замышлялся и как место для стартовых площадок, и как экспериментальная база для проведения комплексных испытаний ракет-носителей и космических аппаратов, стартового оборудования. Его коллектив должен был принимать с заводов блоки ракетно-космических систем, собирать их, испытывать, а затем запускать на орбиту вокруг Земли или в глубины Вселенной. Основным заказчиком космодрома стал Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев.
Работу по выбору места для строительства космодрома возглавил генерал Василий Иванович Вознюк, впоследствии Герой Социалистического Труда. Найти место для космодрома оказалось непросто: надо было учесть целый ряд факторов. Например, при старте ракеты в восточном направлении, в сторону вращения Земли, она получает дополнительную, приращенную планетой скорость. И чем ближе к экватору расположена стартовая площадка, тем больше эта «добавка» в скорости. Так что надо было строить космодром в южных районах страны: это позволит ракете без увеличения энергоресурсов выносить на орбиты более тяжелые спутники.
К размещению полигона предъявлялись весьма жесткие и порой противоречивые требования. Каждый пуск ракетно-космической системы представляет известную опасность. Ведь отделяемые ступени ракеты падают на Землю, поэтому для строительства космодрома и выбора трасс космических аппаратов предпочтительнее малонаселенный край. И в то же время космодром должен быть связан со всей страной надежными дорогами для доставки всего необходимого для строительства, для перевозки людей, ракет-носителей, космических аппаратов, компонентов топлива.
Построить космодром! Это означало возвести целый комплекс сооружений, каждое из которых было, по существу, уникальным, построить десятки производственных корпусов, сотни больших и малых служебных помещений, жилые дома. Надо было соединить все объекты единой системой связи, энергопитания, водоснабжения, не одной сотней километров железных и шоссейных дорог.
Для проведения летных испытаний баллистической ракеты (Р-7) необходимо было построить стартовую площадку, монтажно-испытательный корпус (МИК), бетонную дорогу между аэродромом, городом и всеми площадками, железную дорогу, по которой ракетный пакет будет доставляться из МИКа на стартовую площадку, и многое другое. Полигон должен был иметь испытательную трассу полета ракеты длиной 8000 км с двумя полями падения для отделяющихся ступеней и головной части. Вблизи трассы не должно было быть крупных населенных пунктов. Должна быть обеспечена секретность подготовки ракеты к пуску и работы радиотехнических средств полигона.
После тщательного изучения выбрали местность в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там (в переводе на русский язык «Тюра-Там» означает «священное место», когда-то там находился мазар — могильник святого). В прошлом Байконур был одним из развитых районов орошаемого земледелия. Здесь проходили караванные пути из Средней Азии и Китая. В VIII веке нашей эры туда пришли арабы. Нашествие сельджуков, монголов, татар в ХI и в начале ХIII века превратили здешние земли в пустыню. В конце VІ века они вошли в состав Казахского ханства, а в XV столетии попали под власть Кокандского ханства. С середины XIX столетия в районе реки Сырдарьи («бешеная река») усиливается влияние России. Весной 1854 года Россия строит там форт №1 — Казалинск, и форт №2 — Кармакчи. Кстати, именно тогда в убогое байконурское поселение вблизи этих фортов был сослан мещанин Никифор Никитин за крамольные речи о полете на Луну.
Строился космодром как особо секретный объект. Создавались различные легенды, устанавливались адреса для почты, далекие от фактического местопребывания: «Москва-400», «Ленинград-600», «Ташкент-90», «Кзыл-Орда-50». Но в то же время полигон строила вся страна. Люди на стройку ехали отовсюду. Стройматериалы, технику, оборудование, продовольствие направляли на полигон тысячи заводов и организаций.
Чтобы строить объекты полигона, проводить испытания ракетно-космической техники, надо было подобрать надежных и знающих людей, разместить и накормить их, определить фронт работы. В сложнейших климатических условиях все жили тогда в палатках. Значит, нужно было поддерживать у людей бодрость духа, хорошие семейные отношения, мобилизовать людей на выполнение государственных задач в самые короткие сроки. В работе широко использовался опыт Великой Отечественной войны. Ведь коллективы полигона от командира роты и выше в 1955-1956 годы возглавляли, как правило, участники войны. Они быстро и точно ориентировались в обстановке. Трудовому подъему способствовала и целеустремленная работа парторганизаций частей и подразделений полигона.
12 января 1955 года. Эта дата несправедливо затерялась в череде больших и малых событий нашей истории. Что же произошло в тот день в двух с половиной тысячах километров от Москвы, на маленькой станции, затерявшейся в безбрежной казахской пустыне? На горизонте показался дымок. Это шел поезд. Заскрежетали тормоза, и состав замер. В считанные секунды были отцеплены две теплушки. Начальник станции приблизился к теплушкам, из которых выскакивали молодые люди в добротных полушубках. Среди них выделялся человек в пальто и кожаной ушанке. Это был инженер Игорь Николаевич Денежкин. Познакомившись, оба руководителя зашли в здание, а люди из теплушки затолкали вручную вагоны в тупик. Станционное здание, два небольших дома да десяток мазанок, вросших в землю,— это все, что было на виду. А дальше, куда ни глянь, слегка заснеженная, без конца и края равнина.
Начальнику станции, местным жителям было очень интересно знать, зачем сюда прибыли военные. На вопрос, а что делать будете? — Денежкин И.Н. подумал и сказал: «Как что? Строить...стадион!» С этой шутки и пошла по Казахстану молва: в районе Байконура строится гигантский спортивный комплекс.
Группе И.Н.Денежкина предстояло решить нелегкую задачу — подготовить все для встречи и размещения основного контингента строителей, а также техники, материалов. Крупных населенных пунктов, которые хотя бы временно могли дать людям жилье, обеспечить их хлебом, вблизи не было — все приходилось начинать с нуля. Вскоре вслед за первой группой строителей, как по конвейеру, круглосуточно стали прибывать на стройку эшелоны с грузами: лес и кирпич, бензин и уголь, стекло и шпалы, цемент и сборные дома, автомашины и экскаваторы, бульдозеры и передвижные электростанции. Все чаще делали здесь остановки пассажирские поезда, и после каждой на несколько сот человек увеличивался многонациональный коллектив строителей.
Советские люди возводили космодром в крайне сжатые сроки и в тяжелейших условиях: жара до 45 градусов, пыль окутывала все вокруг, не было жилья, не хватало воды. Климат этой пустыни резко континентальный: изнурительное жаркое лето и очень холодная зима. Растительность очень скудная: буйно растущие весной и быстро выгорающие летом под лучами беспощадного солнца подснежники, красные и желтые тюльпаны, полынь, верблюжья колючка, перекати-поле, да изредка низкие кусты саксаула. Казахская степь крайне засушливая, ветры здесь дуют почти постоянно, летом и зимой частые бури и бураны.
Первый начальник космодрома А.И.Нестеренко так обрисовал впоследствии место своей новой службы: «Первое впечатление было удручающее — степь, такыры, солончаки, пески, колючки, жара и ветер, иногда переходящий в песчаную бурю, бесчисленное множество сусликов и ни одного дерева». Это впечатление закаленного боевого генерала, а что чувствовали тысячи выпускников военных училищ и ВУЗов, которые ехали в эти выжженные степи, да еще нередко с городскими девочками — женами?
Многие из них говорили, что «вряд ли в целом мире найдется место более чуждое для человеческой жизни, чем эта бескрайняя степь, кишадшая змеями, черепахами, скорпионами и сусликами. Интересна реакция С.П.Королева на такие сетования: «Все вы ужасные прозаики. И как эту прозу выбить из вас, ума не приложу. Где найдешь еще такой благодатный уголок для будущих космических полетов, где свыше трехсот дней в году лазурно-ясное небо, а ночью из глубины Вселенной на тебя смотрят мириады звезд? Да ты представляешь, что тут развернется».
Вот что вспоминает ветеран космодрома, почетный строитель И.М.Гуревич.
— Я прибыл сюда 21 апреля 1955 года. В тот день мне исполнилось ровно сорок. На станции стояло семь пассажирских вагонов. В этом «городке» разместилось все руководство нашего стройуправления во главе с известным строителем Георгием Максимовичем Шубниковым. Между прочим, он возглавлял коллектив, создавший памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине. Шубников был душой и мозгом стройки, обладал широкой инженерной эрудицией, талантом организатора, твердой волей, рассудительностью и деловой хваткой, был воистину первым, главным строителем Байконура.
Проектирование стройки вел главный инженер А.А.Ниточкин. Заместителем начальника стройки по материально-техническому снабжению был энергичнейший Андрей Александрович Ткаленко. Подумайте, какой объем работы выполняла его служба, если на первом этапе стройки к нам прибывало ежедневно до тысячи вагонов со всевозможными грузами! В одном из домов на колесах разместились специалисты главного инженера Александра Юльевича Грунтмана, человека яркой творческой мысли, в другом — партком, возглавляемый волевым и душевным Константином Павловичем Баландиным.
Первоочередным делом было создание базы для приемки грузов. Маленькая станция вскоре оказалась забита ими. Сотни автомашин не успевали развозить материалы на объекты. Одновременно закладывалась производственная база — бетонные заводы, растворный узел, механизированный склад для песка и щебня, налаживалось лесопильное и деревообделочное производство. Поднимались стены мастерских по ремонту автомобилей и строительной техники, возводилось жилье. Велось строительство подъездных дорог.
Расстояние между объектами космодрома порой измерялось десятками километров. Невозможно переоценить значение дороги в условиях нашей стройки. Одно слово — пустыня. Слабая глинистая кочка после двух-трех проходов машин разбивала в пух и в прах. В апреле 1955 года уложили первый кубометр бетона в первое сооружение — автомобильную дорогу, связывающую железнодорожную станцию с будущей стартовой площадкой. В стартовую площадку военные строители уложили более миллиона кубов бетона. В двухстах метрах от нее был построен заглубленный «пятикомнатный» бункер управления. В самом большом зале, снабженном двумя морскими перископами, установили пульты предстартовых испытаний и пуска. Два перископа были размещены и в «гостевой» — для членов Государственной Комиссии. Все операции по подготовке ракет до их вывоза на стартовую площадку проводилась в просторном МИКе, в который свободно вкатывался тепловоз.
Для измерения параметров полета ракеты по всей трассе от стартовой площадки в Тюра-Тама до Камчатки (базы падения) строились измерительные пункты. В очень сжатые сроки, менее чем за 1,5 года, удалось построить, оснастить и ввести в строй в пустынных местностях Казахстана и Камчатки комплекс из 15-ти измерительных пунктов для объективного контроля ракеты на всех участках полета. При этом строители и «измеренцы» районов «Тайга» и «Кама» проявляли подлинный героизм. В экстремальных условиях, порой рискуя здоровьем и жизнью, они обеспечили проведение испытаний первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. И здесь мы были ПЕРВЫМИ!
Всякие бывали случаи. На Байконуре любили рассказывать, что в начальный период высшее руководство обратилось к начальнику строительства с вопросом: «Что еще нужно, чтобы работа шла быстрее?» Слегка раздосадованный медлительностью кого-то из подчиненных, начальник бухнул: «Скипидара-бы, да побольше». Через неделю ему позвонили со станции и сообщили: «Прибыли две цистерны скипидара. Куда их направлять?»
Но и без всякого скипидара уже в конце 1956 года стартовое сооружение, МИК и основные сооружения пускового минимума были готовы. В марте—апреле 1957 года прошли все автономные и комплексные испытания основных систем и сооружений, т.е. была обеспечена готовность к приему и запуску ракет. На 25 марта 1957 г. на полигоне находилось 1032 офицера, 297 сержантов, 2439 солдат.
Возвести корпуса зданий, подключить коммуникации — это еще не все. Надо оснастить их техникой. Техническая служба — это механизмы для приема и разгрузки космического корабля и блоков ракеты-носителя; мостовые краны, монтажно-стыковочные тележки, стыковочный стапель, всевозможная контрольно-испытательная аппаратура для сборки ракеты-носителя, испытания ее и космического корабля с их последующей стыковкой; средства для заправки корабля или орбитальной станции сжатыми газами и компонентами топлива, компрессорная станция и другое.
После успешных стендовых испытаний ракеты Р-7 С.П.Королев обратился в ЦК КПСС и Правительство с письмом. В нем говорилось: «...просим разрешить подготовку и проведение пробных пусков двух ракет, приспособленных для запуска искусственных спутников Земли (ИСЗ), в период апрель—июнь 1957 года, путем некоторых переделок можно приспособить для пуска ИСЗ, имеющего небольшой полезный груз в виде приборов весом 25 кг....» Кстати, в то время Национальная Академия наук США, понимая престижность космических достижений, безапелляционно заявила: «Первая искусственная Луна будет нашей». Газета «Нью-Йорк таймс» гласила, что «Советский Союз значительно отстает от Соединенных Штатов в создании межконтинентальной ракеты...».
Первая «летная» баллистическая ракета (Р-7) прибыла на полигон 3 марта 1957 года. А вслед за ней большая группа конструкторов, которая привезла длинный перечень замечаний по результатам огневых испытаний в Загорске, которые надо было устранить на готовящейся к старту ракете. Числу доработок и замен приборов не будет конца. С.П. Королев объявил о полном прекращении доработок и начале цикла горизонтальных проверок.
Летные испытания ракеты Р-7 начались с неудачного пуска 15 мая 1957 года. Но 21 августа 1957 года первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) успешно выполнила полет. Хотя и на этот раз не все прошло гладко: головная часть разрушилась при подлете к «цели» из-за неудачно выбранной системы теплозащиты. И тем не менее ракета-носитель родилась. Завод «Прогресс» начал серийный их выпуск: боевой вариант и гражданский вариант для осуществления мечты человечества — полета в космос...
В памяти у ветеранов навсегда остались те далекие трудные годы. В эти годы создавались не просто пусковые установки для метеорологических и высотных ракет, а принципиально новая, сложнейшая ракетно-космическая техника. Ветеранам космодрома Байконур до сих пор вспоминаются те дни, как самые счастливые в жизни. Никто из них не задумывался о том, что они являются творцами новой эпохи. Каждый отдавал все силы этому новому делу, но не видел в этом ничего особенного, тем более героического. Всеми владело одно желание, чтобы первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) и последующие ракеты-носители преодолели земное притяжение. И каждому удачному запуску радовались так же, как и посаженному в пустыне деревцу и кустику. (Даже маленькие дети относились к насаждениям с удивительной бережностью и удивлялись, находясь в отпуске с родителями, что в других местах можно наступать на траву, рвать цветы, гнуть и обламывать ветки).
Для опережения соперников С.П. Королев решил пойти по пути создания простейшего спутника. Максимально облегчалась ракета: была снята аппаратура радиоуправления, упрощена телеметрия, сняты кабели, уменьшено число аккумуляторных батарей. Осуществление проекта потребовало круглосуточного аврала инженеров в КБ и заводов, а затем и на полигоне. И вот 4 октября 1957 года. Накануне прошли горизонтальные испытания ракеты-носителя и спутника в МИКе, вывоз и установка их на стартовую площадку, проведение предстартовых испытаний. За 10 минут до старта ракеты в пультовую командного пункта прибыли С.П.Королев, Н.А.Пилюгин. У перископа Л.А Воскресенский и начальник опытно-испытательных работ полигона А.И.Носов. Кнопку пуска нажимает Б.С.Чекунов.
Ракета стартовала 4 октября 1957 года в 22 ч. 28 мин. 38 сек. При выводе первого спутника на орбиту в ракете случились отдельные сбои, произошло досрочное выключение двигателя, и спутник вышел на орбиту на 80—90 км ниже расчетного. Просуществовал спутник на орбите 92 суток, совершив около 1400 оборотов вокруг Земли. По решению международной астронавтической федерации день запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года официально провозглашен началом космической эры.
3 ноября 1957 года был запущен второй спутник. Он же был первым обитаемым: на его борту отправилась в полет собака Лайка. Науке нужны были данные о том, как поведет себя живой организм в условиях длительной невесомости. Вес второго ИСЗ в шесть раз больше первого. Контейнер с Лайкой был оборудован системой кондиционирования воздуха, содержал запас воды и пищи. С помощью приборов велся контроль организма собаки. Лайка перенесла полет нормально: пульс, частота дыхания после перегрузки пришли в норму, она ела, пила все как на Земле. Но запаса источников электроэнергии на ракете хватило только на неделю....
Третий спутник готовился без авралов. Однако пуск в апреле 1958 года был аварийным. Авральным образом был создан дублер третьего ИСЗ, и 15 мая 1958 года со стартовой площадки полигона был произведен удачный пуск, и на околоземную орбиту был выведен спутник весом 1327 кг, из них 968 кг приходилось на измерительную и научную аппаратуру. Американцы же запустили свой первый спутник только 1 февраля 1958 года общим весом... 4,8 кг!
От пуска к пуску были отработаны условия жизнедеятельности человека: побывав в космосе, благополучно вернулся весовой манекен «Иван Иванович», собаки Белка и Стрелка. Однако случались и неприятности. Посланный на орбиту 1 декабря 1960 года корабль с собаками Пчелкой и Мушкой, другими животными, насекомыми и растениями на завершающем этапе, снижаясь не по расчетной траектории, прекратил свое существование. Это заставило инженеров и конструкторов снова и снова проверять и дорабатывать свои системы. Уже в марте 1961 года успешно возвращается из полета собака Чернушка. Конструкторы системы посадки себя реабилитировали. Всего было выполнено семь таких «примерочных» пусков аппаратов весом более 4,5 тонн каждый.
Раньше все руководители Байконура были засекречены. За пятьдесят лет существования Байконура им командовали девять офицеров и генералов: это генерал-лейтенант Нестеренко А.И., генерал-полковник Герчик К.В., генерал-лейтенанты Захаров А.Г, Курушин А.А., Фадеев В.И., Сергунин Ю.Н., Жуков Ю.А., Крыжко А.Л, Шумилин А.А., Баранов Л.Т. Начальники строительства НИИП-5 МО генерал-майоры Шубников Г.М., Гурович И.М., полковники Орехов В.Ф., ПиталевГ.М., генерал-майоры Федоров А.А., генерал-лейтенант Макарычев А.А., генерал Чухров С.Л., полковники Дробышевский В.С., Полторацкий Е.В.
Первым начальником космодрома был генерал-лейтенант Алексей Иванович Нестеренко, любимец байконурцев. На его долю выпала основная тяжесть начального периода. Он участник трех войн: командовал взводом в 1929 году во время конфликта на КВЖД; был командиром полка во время финской войны, прошел всю Великую Отечественную войну до последнего дня. В 1941 году сформировал и командовал одним из первых полков «Катюш». Впоследствии был начальником военного ракетного института. Службе в ВС отдал 41 год жизни. 13 орденов и 11 медалей. Он лауреат Государственной премии СССР. Под руководством А.И.Нестеренко велись работы по подбору людей на работу с секретным оборудованием и документацией, по оснащению служб космодрома необходимым испытательно-пусковым оборудованием. Велик его вклад в успешное проведение летных испытаний первых ракет.
Но главная ответственность за создание и развитие полигона правительством была возложена на Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. Он был одним из главных вдохновителей и организаторов создания Байконура, в который он вложил не только свой богатый опыт, но и душу. Он — живая история полигона. Главный «архитектор» города Ленинска по праву считал Байконур своим детищем. С.П.Королев и М.И.Неделин были два гиганта ракетно-космического проекта.
Митрофан Иванович мог стать выдающимся инженером, ученым или конструктором, а выбрал ухабистую колею военного. Его характер словно специально выковывался для военного дела. Сначала война в Испании, а затем Великая Отечественная война. Он командовал артиллерийской истребительной бригадой, артиллерией ряда армий, артиллерийским корпусом прорыва РВГК, а с июля 1943 года — артиллерией фронта.
Приходилось ему проявлять и гражданское мужество. По воспоминаниям А.М.Василевского и Н.А.Булганина, по окончании одного из совещаний в Кремле, где присутствовал и М.И.Неделин, Сталин обратился ко всем с вопросом: «Что будем делать с маршалом артиллерии Яковлевым, генерал-полковником артиллерии Волкотрубенко и другими, которые признались в том, что они — враги народа?» Все молчали, и когда уже казалось, что судьба обвиняемых окончательно решена, М.И.Неделин высказал убедительные аргументы в защиту Яковлева и других товарищей, проходивших по делу, связанному с разработкой зенитной пушки. Митрофан Иванович прекрасно понимал, что подвергается риску. Но рисковал он не напрасно: обвиняемых все же осудили, но не как врагов народа, а как руководителей, допустивших серьезные служебные ошибки.
Неоднократно приходилось наблюдать, с каким знанием дела Митрофан Иванович беседовал по сложным техническим вопросам с разработчиками ракет и систем, инженерами-испытателями. Его логика и знание техники поднимали авторитет маршала в среде ученых, конструкторов и производственников. Именно ему поручали первым докладывать руководству страны (Н.С.Хрущеву, Л.И.Брежневу, Р.Я.Малиновском) о результатах пуска ракет. Следующим докладывали К.Н.Руднев (Председатель Госкомиссии), С.П.Королев и другие Главные конструкторы по линии своей подчиненности. По его докладам учились стилю изложения сути дела, краткости и ясности освещения вопроса.
Главный маршал артиллерии, Главнокомандующий Ракетными войсками, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза М.И. Неделин — вдохновитель и организатор создания полигона. Он принадлежал к той группе военачальников, характерной чертой которых была целеустремленность. Неделин обеспечил ввод основных объектов космодрома (I очередь) в течение двух лет и трех месяцев. На конец 1960 года на полигоне было построено и сдано в эксплуатацию 6 МИКов, 4 старта, сформированы измерительный пункт-1Б, 2 испытательных управления, 5 испытательных и боевых частей. Произведено 18 пусков, из них 12 успешные. С того года части полигона стали привлекаться к несению боевого дежурства. На полигоне уже находилось более 10 тысяч офицеров, сержантов, солдат.
Роль Байконура ведь не ограничивалась испытанием ракет-носителей и космических аппаратов. На полигоне готовили боевые части для ракетно-ядерного щита Родины — Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Наряду с испытаниями ракет космодром стал центром подготовки боевых частей к заступлению на боевое дежурство. На личный состав полигона возлагалась задача ввода в строй первого в мире наземного стартового комплекса и контрольного отстрела ракет Р-7А, а затем для ракет Р-16, УР-100 и их модификаций. Маршал ясно представлял перспективу развития совершенно нового оружия — ракетно-ядерного. На основании первых испытаний он уже тогда формировал взгляды на будущее РВСН (боевое применение и управление, структура строевых частей, организация боевой подготовки, эксплуатация вооружений и техники). В этом приоритет принадлежал лично ему. Он внимательно отслеживал ход обучения первых боевых стартовых станций (БСС), так было с первой БСС полковника Михеева, когда она провела первый учебно-боевой пуск.
В это же время начался отбор первых кандидатов в космонавты среди летчиков-истребителей. 17 и 18 января 1961 года первая группа кандидатов предстала перед комиссией. Экзамен проводился на действующем макете корабля «Восток». 25 марта 1961 года готовые к полету кандидаты присутствовали на его «генеральной репетиции». 29 марта состоялось заседание комиссии при Совете Министров СССР, руководителем которой был Д.Ф.Устинов. Заслушав доклад С.П.Королева о запуске человека на борту космического корабля «Восток» и получив заверения от каждого из присутствовавших главных конструкторов о готовности их систем, он дал разрешение на полет человека в космос. Такое же решение принял и Президиум ЦК КПСС, заседание которого вел Н.С. Хрущев. 5 апреля 1961 года «гагаринская группа» вылетела из Москвы на полигон.
8 апреля 1961 года госкомиссия утвердила полетное задание, установила дату и точное время старта, назначила командиром корабля «Восток» старшего лейтенанта Ю.А. Гагарина, а его дублером — старшего лейтенанта Г.С.Титова. 12 апреля 1961 года по четырехчасовой готовности начали заправку ракеты горючим и окислителем. По двухчасовой готовности на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Ю.А.Гагарина встретили члены государственной комиссии К.Н.Руднев, С.П.Королев, М.В.Келдыш, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, В.И.Кузнецов, М.С.Рязанский, А.М.Исаев, В.П.Бармин, К.Д.Бушуев, Б.Е.Черток, С.А.Косберг, К.А.Керимов.
На стартовой площадке работал боевой расчет полигона, у пульта «стреляющий» — начальник испытательного полигона полковник А.С. Кириллов. В 9 часов 07 минут 12 апреля 1961 года начался первый космический полет.... В 10 часов 30 минут на корабле включилась тормозная двигательная установка, корабль перешел на траекторию к Земле. Приборный отсек отделился от спускаемого аппарата. На высоте около 7 км. отстрелился люк кабины и катапультировалось кресло космонавта. В 10.55 первый космонавт СССР Ю.А.Гагарин приземляется в районе села Смолевка Саратовской области. Его подвиг навсегда вошел в историю человечества, а полигон у станции Тюра-Там стал с тех пор космодромом Байконур.
В Кремлевском Дворце съездов проходило торжественное собрание, с речью выступил Ю.А.Гагарин, но в президиуме съезда не было ни одного Главного конструктора, ни одного из участников создания ракеты и корабля. Их имена еще долго были в секрете, хотя награды их не обходили.
Вторым человеком на Земле, взлетевшим со стартовой площадки космодрома 6 августа 1961 года, был Г.С.Титов. Многие склонялись к постепенному увеличению длительности полета. С.П.Королев предлагал суточный полет — 17 витков. Кстати, сам Г.С.Титов поддержал второй вариант. Так и произошло, его полет продолжался 25 часов и 18 минут. Космонавт на орбите работал, отдыхал, ел, спал. За 50 лет с Байконура на околоземную орбиту были запущены 99 человек.
Бывали на космодроме и траурные дни. 8 сентября 1960 г. Совет Министров СССР утвердил состав госкомиссии по проведению испытаний ракеты Р-16. Председателем комиссии был назначен М.И.Неделин. Техническим руководителем испытаний стал главный конструктор ракеты Михаил Кузьмич Янгель. Работы шли круглосуточно. Но никто не роптал, ибо всем еще памятна была война. Безусловно, свою роль играли и творческий порыв, новая техника, новые возможности. И. конечно, высочайшее чувство долга. 24 октября 1960 года на 41-й стартовой площадке, где проходила подготовка к запуску Р-16, произошла беда. Вот как это случилось.
21 октября ракета была установлена на стартовую площадку. 23 октября были завершены предстартовые испытания, которые прошли без замечаний. В этот же день ракета была заправлена и началась ее подготовка к пуску. Но тут выявились неполадки. Испытания были приостановлены. Утром 24 октября госкомиссия приняла решение: продолжить подготовку ракеты к пуску, допустив отступление от утвержденной технологии.
Когда была объявлена 30-минутная задержка, М.И.Неделин решил поехать на старт. Вместе с ним поехала вся комиссия. М.И.Неделину поставили кресло вблизи ракеты у отбойной стенки. В это время объявили готовность 30 минут. В результате круглосуточных работ боевые расчеты очень устали и потеряли осторожность. В 18 часов 45 минут произошел самопроизвольный запуск маршевого двигателя 2-й ступени, который прожег днище бака окислителя 1-й ступени, а затем разрушился бак горючего 2-й ступени. Это привело к мгновенному возгоранию большой массы ракетного топлива.
Огненный ураган обрушился на людей, которыми буквально была облеплена ракета. На пл. 41 во время пожара находилось 250 человек. Горящие люди прыгали с ракеты вниз, бежали от ракеты. Некоторые прятались в колодцы. Это спасало от огня, но не спасало от отравления парами гептила и азотной кислоты. Взрывообразное горение продолжалось около 20 секунд, а пожар — около 2 часов. Взрыва с разрушением ракеты на куски не было. В волне пламени погиб М.И.Неделин, сидевший от ракеты в 15м. Начальника полигона К.В.Герчика спас солдат, вытолкнувший его из огня, и порыв ветра, отнесший пламя. Он получил ожоги лица, рук, ног и пояса. Но уехал, только организовав спасательные работы.
Из воспоминаний К.В.Герчика в книге «Незабываемый Байконур»: «...первая ракета Р-16 (8К64) против здравого смысла и логики была отправлена на полигон «сырой», с крупными дефектами и недоработками. На доводку этой ракеты и подготовку ее к полигонным испытаниям потребовалось около четырех месяцев. Вокруг этой ракеты создалась сложная ситуация. В ней нуждалась оборона страны. Отработка ракеты Р-16 находилась непосредственно в поле зрения Правительства и лично Н.С.Хрущева. Они требовали ускорения работ. Нажим на разработчиков и заказчиков со стороны центра был усиленным. Ни среди разработчиков, ни среди военных не нашлось «смельчаков» доложить в центр правду о неготовности ракетного комплекса Р-16 к полигонным испытаниям.
Расчет строился на то, чтобы доработать ракету на полигоне. Там же отработать и технологию ее испытания. Такая позиция устраивала и разработчика, и заказчика (ракета на полигоне, значит, дело двинулось). Отправка «сырой» ракеты на полигон была медвежьей услугой военных представителей всех уровней, давших санкцию на отправку ракеты вопреки совести, в угоду начальству и разработчику. Полигону были навязаны несвойственные ему задачи и функции ОКБ, и испытательного завода. Полигон не располагал испытательными стендами и оборудованием....»
По поводу числа погибших и раненых приводятся разные цифры. Приведу официальные списки погибших из рассекреченной особой папки ЦК КПСС, представленные Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневу. Погибли и умерли от ран 92 человека (из них 74 военнослужащих и 18 гражданских лиц). Всего пострадали 125 человек. Эти цифры, по-видимому, можно считать объективными, так как приведенные списки использовались для выплат пенсий и предоставления льгот семьям погибших и пострадавших. 24 октября на космодроме уже не одно десятилетие не планируется проведение каких-либо серьезных работ на стартовых площадках, никогда не намечаются пуски ракет. В этот день байконуровцы вспоминают погибших. Это день памяти.
Космодром Байконур — последний этап в славной истории создания многоразовой космической системы (МКС) «Энергия—Буран». Здесь достиг своего завершения труд сотен тысяч людей. На Байконуре были проведены окончательные испытания системы и осуществлен сначала пуск ракеты «Энергия», а потом и орбитального корабля «Буран». Это была и скорее всего в обозримом будущем останется самой масштабной из программ, развернутых на космодроме. Это был новый этап в развитии советской ракетно-космической техники. Мы опередили всех на 50 лет.
Для осуществления этой программы был сооружен гигантский стартово-посадочный комплекс для МКС «Энергия—Буран». Успешное начало летно-конструкторских испытаний ракеты-носителя «Энергия» стало крупным достижением отечественной науки, машиностроения. Первый запуск этой ракеты был осуществлен 15 мая 1987 года. Затем конструкторы и специалисты Байконура стали готовиться к главному событию — пуску ракеты «Энергия» с космическим кораблем «Буран». Старт системы «Энергия—Буран» был назначен на 29 октября 1988 года. Однако пуск не состоялся по техническим причинам. Повторный пуск был намечен на 15 ноября 1988 года. Советский корабль «Буран», сделав два витка вокруг Земли за 206 минут, успешно произвел посадку в автоматическом режиме на взлетно-посадочной полосе космодрома Байконур с отличными летными показателями.
Золотой фонд Байконура — офицеры. На них держится все здание космодрома. В составе его командования в эти годы успешно работали генералы В.Т.Паршиков, Е.С.Голосов, А.Я.Науджюнас (начальники политотдела космодрома), В.Т.Ширшов, В.А.Булулуков, Г.Ф.Лысенков, Е.И.Смелик (заместители начальника космодрома), А.Н.Морозов, Б.И.Журавлев (начальники штаба), А.Ф.Дубовик, А.М.Долгов, А.П.Завалишин, (заместители по НИР), В.И.Катаев (заместитель по измерениям), В.Ф.Попов, В.К.Корчак, Н.А.Борисюк, В.А.Меньшиков (главные инженеры), В.В.Погосов, Г.К.Дорошек (начальники тыла).
Наибольший объем работ выпал на 6-е научно-испытательное управление космодрома, которое возглавляли полковник В.Н.Ленкевич, генерал-майор В.Е.Гудилин. Много самоотверженного труда вложили в подготовку и проведение летных испытаний начальники политотдела полковники В.А.Палий, А.В.Авдеев, заместители начальника НИУ полковники Н.И.Ковзалов, П.С.Брацыхин, начальники отделов А.С.Толстых, А.И.Дедов, В.В.Ушаков, Э.И.Савин, В.А.Соловьев, А.А.Усик, А.В.Савчук, В.И.Тягусов, А.И.Генин, а также многие тысячи сотрудников космодрома и гражданских специалистов.
Полигон это прежде всего специалисты-испытатели. Это первые руководители испытательных управлений А.И.Носов, Е.И.Осташев, М.Ф.Журавлев, А.А.Васильев, А.С.Кириллов и другие. Это ставшие здесь легендой люди, например, проработавший на космодроме 31 год Б.С.Чекунов, который участвовал в подготовке и запуске 583 ракет-носителей, в том числе около пяти лет в качестве оператора главного пульта пуска.
Напомним, что офицеры-испытатели были командированы в ОКБ-1 и в его смежные организации по ракетному комплексу Р-7 не только для изучения новой техники, но и для прямого участия в разработке агрегатов и систем и их отработке и испытании, включая холодные и огневые стендовые испытания ракеты, отладочные испытания стартового комплекса на Ленинградском машиностроительном заводе. В результате, с прибытием на полигон сначала макетной ракеты (декабрь 1956 г.) и первой летной ракеты Л1-5 (март 1957г.) наши офицеры были готовы к испытаниям на равных с испытателями от промышленности. Уверенность в своих силах байконурцы обрели после пуска первых четырех ракет, особенно после удачного запуска МБР 21 августа 1957 г. Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли значительно укрепил уверенность.
Создание космодрома все эти годы обеспечивали строительные организации Министерства обороны СССР. Душой работы были маршал Шестопалов Н.Ф., генералы Вертелов К.М., Шумилов Л.В., Чеков Н.В., Коваленко Н.С., ГригоренкоМ.Г., Григоркин В.С., Овчинников Ю.М., Байков О.А., Хренов В.А. Военные строители работали в теснейшем контакте с организациями Минмонтажспецстроя СССР (Бакин Б.В., Миненков В.А., Ножкин М.П.), Минсвязи СССР, Минтрансстроя СССР, Донецкшахтопроходки, «Криогенмаша» и других министерств, ведомств и организаций.
Здесь же зарождалась наша байконурская гвардия. Наиболее яркие ее представители: генералы А.А.Максимов, В.Е.Гудилин, А.И. Носов — Герой Социалистического Труда, А.А. Васильев — лауреат Ленинской премии, братья Остащевы (старший Евгений, младший Аркадий) — оба лауреаты Ленинской премии и многие другие. Байконур оказался настоящей кузницей кадров; из его среды выросли четыре генерал-полковника, 20 генерал-лейтенантов, 58 генерал-майоров. Добрым словом мы вспоминаем и младших специалистов — сержантов и солдат. Не забываем подвиг рабочих, служащих, наших боевых подруг, которые были в одном строю с мужчинами.
Создание космодрома неразрывно связано с деятельностью ЦК КПСС. Прямое руководство партией строительством космодрома подтверждало заботу КПСС о развитии ракетной техники, подготовке высококвалифицированных командных, политических и инженерных кадров. В эти годы создаются и укрепляются политорганы и парторганизации полигона, первых ракетных частей, входивших в состав космодрома. Партийно-политическую работу вели 8 политотделов, во всех частях и подразделениях были созданы крепкие парторганизации (10869 членов и кандидатов в члены КПСС). В середине 1989 года, в ротах батальонах, частях и управлениях космодрома трудились более 700 политработников.
Портрет Байконура будет неполным без упоминания о городе Ленинске. Его население в разное время составляло более 100 тысяч человек. Город расположен на реке Сырдарья. Это примерно 40 квадратных километров бывшей пустыни, превращенной в современный город. Это зеленый, цветущий оазис. Ленинск, основанный 5 мая 1955 года, начал развиваться с нынешней западной окраины, где сейчас расположен деревянный городок. Там строились, да и сейчас сохранились, деревянные одноэтажные дома, которые исключительно хорошо подходят для пустынного климата. Во внутренних двориках и домах, увитых виноградом, температура на 7-10 градусов ниже, чем в многоэтажных.
Затем город начал расти вширь и в высоту: пошли сначала двухэтажные дома, затем трех-, четырех-, шести- и девятиэтажные. Семь микрорайонов. Около 400 домов. В Ленинске 13 школ. Из них следует выделить первую, школу №30
им. Г.М.Шубникова, многие выпускники которой составили второе поколение испытателей и ныне служат на Байконуре. И последняя школа — лицей, без сомнения, является одной из лучших в стране как по оборудованию классов, так и по составу преподавателей. Школы города давали один из самых высоких по стране процент поступления в вузы.
Ленинск имеет ПТУ и медучилище, электрорадиотехникум связи, филиал Московского авиационного института. В городе 31 дошкольное учреждение, Дворец пионеров и школьников, 2 детские музыкальные школы, прекрасный кинотеатр «Сатурн» с кондиционированием, 2 дворца культуры, открытый пятидесятиметровый бассейн и спортивный комплекс, десять гостиниц, величественное здание Центра реабилитации космонавтов. Здесь же парк с прекрасными постриженными газонами, с северной и южной растительностью: солнечный виноград обвивает северную сирень, а персики растут рядом с соснами. Каждый экипаж космического корабля по возвращении из полета сажает здесь свое дерево, и все эти деревья растут и сегодня. В середине 70-х годов Ленинск был одним из самых зеленых городов. В городе пять прекрасных парков, а каждый дом и улица были богаты зеленью.
В период расцвета авиасообщение осуществлялось с Москвой, Санкт-Петербургом, Алма-Атой, Харьковом, Ростовом-на-Дону, Кзыл-Ордой. Кроме того, спецрейсы соединили его и с другими городами, где имелись предприятия космической промышленности. В день, бывало, аэропорт принимал до сотни самолетов. Два-три рейсовых самолета в неделю и один-два спецрейса — вот и все воздушные связи сегодня.
Подведем некоторые итоги.Что такое космодром Байконур? Это 3 центра испытаний; 9 стартовых комплексов для пусков ракет-носителей («Союз-У», «Молния-М», «Зенит-2», «Циклон-2», «Рокот», «Протон-1» с 14 пусковыми установками), 34 технических комплекса для подготовки ракет и космических аппаратов к запуску; 2 аэродрома. Общая площадь космодрома — 6717 кв. км. С него произведено более 1127 пусков. На околоземные орбиты и в дальний космос выведено 1133 космических аппарата. На долю Байконура приходится более 23% общемировых запусков космических аппаратов и более 37% запусков отечественных спутников, в том числе все запуски по пилотируемой программе. Это главный космический порт нашей планеты.
Многие страны осуществляют свои космические программы на Байконуре, да и для России альтернативы ему нет. Это единственный космодром нашей страны, оснащение которого позволяет выводить на орбиты спутники с массой более 10 тонн ракетами-носителями типа «Протон», «Зенит». Только отсюда можно запускать тяжелые спутники военного назначения, а также аппараты, обеспечивающие все регионы бывшего СССР телевещанием и спутниковой связью. Байконур сегодня остается флагманом нашей космонавтики, где находит свое воплощение труд многотысячных коллективов конструкторских бюро и предприятий космической отрасли России.
Советский народ создал много великих памятников своего труда. Космодром Байконур — одно из его самых грандиозных творений!


О.Д.БАКЛАНОВ,
Герой Социалистического Труда,
министр ракетно-космической отрасли СССР (1983—1988 гг.).
А.А.МАКАРЫЧЕВ,
Герой Социалистического Труда,
генерал-лейтенант, строитель Байконура.
А.Я. НАУДЖЮНАС,
начальник политотдела космодрома Байконур
(1985—1990 гг.).


В оглавление номера