"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 75 (12691), четверг, 2 июня 2005 г.

 

ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ПУБЛИКАЦИИ

В МИДе не понравилось письмо сахалинских депутатов в защиту Курил («СР» 24 мая с.г.)

В газете «Советская Россия» опубликовано письмо группы депутатов Сахалинской областной думы, адресованное министру иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврову накануне его рабочего визита в Японию. В связи с этой публикацией хотел бы сказать следующее.
Министерство иностранных дел Российской Федерации разделяет настрой авторов письма, призывающих в политике в отношении Японии руководствоваться российскими национальными интересами. Именно этот принцип лежит в основе всей нашей деятельности, в том числе и на японском направлении. Вместе с тем мы не можем согласиться ни с тональностью данного послания, в котором ничем не мотивированное развешивание ярлыков превалирует над искренней заботой о национальных интересах России. Не можем мы принять и ряд конкретных аргументов, якобы подтверждающих чуть ли не готовящийся «акт предательства» со стороны работников МИДа. Сотрудникам министерства приписывается намерение «несмотря ни на что передать какие-то территории Японии», нежелание отстаивать сохранение территориальной целостности России, адресуются обвинения в занятии «ущербной и пассивно-оборонительной позиции». Нет ничего более далекого от действительности, чем такие утверждения.
Давайте обратимся к фактам. За последние годы российско-японские отношения получили значительное развитие в самых различных областях: идет активный политический диалог, ширятся межведомственные контакты, в том числе по линии военных и правоохранительных органов. Рекордного за всю историю российско-японских отношений уровня достиг объем двусторонней торговли, углубляется экономическое сотрудничество, взаимодействие по все более широкому кругу проблем на международной арене. Динамично развиваются культурные связи, людские обмены. Это нормальные отношения двух соседних государств, в чем жители Сахалина должны быть заинтересованы, по крайней мере не меньше других наших граждан.
Как известно, мы не прячемся от диалога с Японией по т.н. «проблеме мирного договора», сутью которого является вопрос о несогласии Токио с международно-правовым оформлением линии прохождения границы между нашими странами. Позиция МИД России хорошо известна: по итогам послевоенного урегулирования все Курильские острова являются территорией России. Японская сторона с этим не согласна. В этом, собственно, и есть суть понятия «территориальной проблемы» в российско-японских отношениях, а вовсе не в каком-то «признании обоснованности японских требований». Делать вид, что проблемы не существует, означает «прятать голову в песок», что недостойно российской дипломатии. Реагировать на точку зрения Японии по территориальной проблеме с высокомерно-враждебных позиций также, как представляется, не выход.
Окончательное закрытие всех спорных проблем и договорное оформление линии прохождения границы по всему периметру нашей страны является долговременной задачей, поставленной перед российской дипломатией президентом Российской Федерации. Однако ведение переговоров на эту тему никак не означает, что МИД России готов идти на какие-то территориальные уступки. Как указывалось в письмах министерства в адрес сахалинских депутатов, которые якобы и послужили причиной публикации в «Советской России», урегулирование территориальной проблемы с Японией «не будет нарушать территориальной целостности Российской Федерации и должно быть принято общественностью России и одобрено законодательным органом нашей страны». Почему-то эта ясно и недвусмысленно заявленная позиция МИДа России «ускользнула» от бдительных глаз авторов послания.
Что касается Совместной декларации СССР и Японии 1956 г., о которой в основном и говорится в обращении депутатов-сахалинцев, то ее характеристика как документа, сохраняющего свою силу в двусторонних отношениях, была дана российским руководством. При этом надо четко себе представлять, что упомянутая в ней гипотетическая возможность «передачи» принадлежащих России островов Малой Курильской гряды оговаривалась соответствующими условиями, оставшимися невыполненными японской стороной. Доказывать это сотрудникам МИДа нравоучительным тоном вряд ли необходимо. Они знают это не хуже авторов послания. Признание Российской Федерацией, в принципе, договоров, подписанных и ратифицированных Советским Союзом, разумеется, не означает одностороннее принятие Россией на себя каких бы то ни было обязательств в случае, если другая договаривающаяся сторона нарушает или не выполняет свои. Министр иностранных дел Российской Федерации, сотрудники МИДа России говорили об этом много раз. Авторы письма министру, судя по всему, не хотят это услышать. Давайте хотя бы вспомним, что на пресс-конференции по итогам переговоров с японским министром иностранных дел Н.Матимурой в январе с.г. С.В.Лавров заявил, что у нас с японской стороной в настоящее время нет точек соприкосновения позиций по проблеме мирного договора, что эти позиции «противоположны» на данный момент. Разве этого недостаточно, чтобы прекратить бросаться безответственными обвинениями в адрес МИДа России о его намерении «передать» какие-то территории Японии, что по определению невозможно?
Из сказанного непредвзятому читателю должно быть ясно, что заявления депутатов Сахалинской областной думы о якобы уже чуть ли не «подготовленной без проведения референдума передаче» двух островов не имеют под собой никаких оснований. Наши граждане могут быть уверены, что Министерство иностранных дел России будет и дальше проводить настойчивую линию на развитие с нашим соседом Японией отношений во всех областях, ставя при этом во главу угла национальные интересы Российской Федерации, ее суверенитет и территориальную целостность.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов относительно не «обвинительной», а субстантивной части сахалинских депутатов. Содержащаяся здесь аргументация в большей ее части является справедливой. Она известна МИДу России и активно используется сотрудниками министерства в работе по защите территориальной целостности Российской Федерации, что известно и руководству страны, и парламенту, и заинтересованной общественности. Подводя итог этого разговора, мы, разумеется, объясняем произошедшее недоразумением и недостаточной информированностью сахалинских депутатов, а не осознанной попыткой использовать столь важную для всех граждан России тему в получении политических дивидендов.

 

 

 


А. ЯКОВЕНКО,
директор Департамента
информации и печати МИД РФ.



------------От редакции-----------------

Письмо из МИДа РФ пришло к нам необычным способом. Госучреждения обычно ведут переписку на бланках, есть входящие-исходящие, подпись. В данном случае переслали простецки, по «электронке». Ветры демократии, очевидно, дуют и в коридорах МИДа. Ну да ладно. Обратимся к сути письма.
МИД обижается, что его подозревают в планах передачи Курильских островов Японии, и полностью открещивается от этих планов. Мол, и в мыслях никогда не было. Очень хочется верить.
Но известно, что новый виток напряженности в российском обществе вокруг Курил вызван действиями самого МИДа. Напомним, что к середине прошлого года полемика с японцами на этот счет сошла было на нет. Наши соседи, десять лет пытавшиеся отчекрыжить у России ее собственность, поутихли. И тут вдруг к полному изумлению всех сторон глава МИДа РФ г-н Лавров выступил с инициативой передачи Японии двух островов. Этот шаг полностью противоречит утверждению г-на Яковенко, что «позиция МИДа России хорошо известна: по итогам послевоенного урегулирования все Курильские острова являются территорией России». Если эта позиция хорошо известна г-ну Яковенко, то она, возможно, не столь хорошо известна г-ну Лаврову. Иначе зачем он вдруг стал предлагать отдать Японии два острова?
Это подлило масла в потухший огонь японских притязаний. Японцы воспрянули духом и немедленно потребовали сразу 4 острова, здраво предположив, что если российский МИД согласен отдать два острова, то вполне можно выторговать и четыре. И если японцы взбодрились, то столь же естественно, что в России заволновались. Так что причина поведения сахалинских депутатов не в их зловредности. У них, да и у всех нас нет ни малейшей уверенности в том, что общество на каком-то этапе не будет неожиданно поставлено перед фактом заключения некого соглашения с Японией, ущемляющего наши национальные интересы.
Дело ведь не в этом конкретном случае. Дело в том, что, как мы уже отмечали, единственный способ маневров, который находится на вооружении нынешней российской внешней политики, — это отступление, нередко переходящее в бегство. Примеров тому, к великому сожалению, множество. Начиная с вывода российского центра радиоэлектронной разведки на Кубе под предлогом «борьбы с международным терроризмом» и кончая согласием на ускоренный вывод российских баз из Грузии (даже не попытавшись задействовать немалые рычаги воздействия на эту ситуацию). Сюда же нужно отнести фактический отказ от противодействия втягиванию Прибалтики в НАТО и от действенной защиты наших соотечественников в Латвии, Литве и Эстонии, вялую реакцию на откровенные попытки поглощения Калининградской области Евросоюзом, согласие на создание баз НАТО в исторической зоне интересов России в Средней Азии. И многое другое.
Все это привело к тому, что ныне каждый шаг МИДа рассматривается как потенциально ведущий в очередной сдаче интересов России. Во времена А.А.Громыко наша дипломатия жестко отстаивала интересы страны. Поэтому и сомнений в направленности ее действий возникнуть не могло. После 1991 года оснований для таких сомнений, к сожалению, больше чем достаточно.
Народ же видит, как на его глазах шаг за шагом сдаются позиции России, завоеванные столетиями тяжелейшей борьбы, потом и кровью многих поколений наших предков. Поэтому и отношение народа к деятельности МИДа РФ соответственное. Пенять тут нужно, очевидно, не на зеркало общественных настроений, коим является газета, и не на «неосведомленных» депутатов с Сахалина, а на первоисточник проблем — на политику, которую проводит Министерство иностранных дел.
В заключение отметим, что недавно в нашей газете были опубликованы вопросы, которые депутаты Госдумы от фракции КПРФ хотели бы задать МИДу во время выступления г-на Лаврова на заседании Госдумы. Поскольку, как мы теперь понимаем, МИД внимательно отслеживает все публикации нашей газеты, мы исходим из того, что и эти вопросы не остались незамеченными. Ждем ответа!


В оглавление номера