2 июня с.г. во Владивостоке прошла встреча министров
иностранных дел России, Китая и Индии. По ее итогам было подписано
содержательное совместное коммюнике. К этой встрече был приурочен
также обмен ратификационными грамотами к Дополнительному соглашению
об окончательном размежевании на Восточной части российско-китайской
границе. Оно, таким образом, вступило в силу, и теперь вопрос о границах
с Китаем (а не надо забывать, что Мао Цзедун еще в 1964 году выдвигал
претензии к России в объеме более 1 млн. кв. км) закрыт окончательно.
Встреча во Владивостоке обойдена многозначительным молчанием в США
и Западной Европе. Затаились и японцы. Не потому, что встреча не представляет
ни для кого из них интереса. Представляет, и еще какой! В данном случае
причина иная: недовольство как самой встречей, так и вступлением в
силу российско-китайского соглашения. Но недовольны они тихо, надеясь,
что наметившееся тесное сотрудничество трех гигантов не получит развития.
Когда бывший министр иностранных дел России Е.Примаков в 1998 году
выдвинул идею создания стратегического треугольника Россия—Китай—Индия,
на Западе посмеивались. Какой там треугольник! Россия и Китай уже
40 лет не могут отрегулировать пограничные вопросы. Предупреждения
о «желтой опасности», раздававшиеся с Запада, должны были гнать Москву
в объятия США, НАТО и ЕС. Китай и Индия никак не могли перешагнуть
через свои территориальные споры в Тибете и Кашмире. Китайцы упорно
поддерживали Пакистан — давнего соперника Индии. Их активность в Непале
сердила Дели. Китайцы имели военные базы в Бирме, как бы оспаривая
индийские интересы в Бенгальском заливе. В этих условиях казалось,
что достаточно Западу и Японии умело играть на противоречиях в русско-китайско-индийском
треугольнике, и никакого стратегического партнерства в этом опасном
для мирового лидерства Запада объединении не будет.
Однако реальное развитие событий поворачивается в другую сторону.
И в этом немалая роль России, которая последовательно выстраивает
активные отношения как с Китаем, так и с Индией, настойчиво выступает
в качестве движущей силы в деле сближения и налаживания взаимодействия
в трехстороннем формате.
Встреча российского министра иностранных дел с его китайским и индийским
коллегами — четвертая по счету. Однако три предыдущих проходили как
бы «на краешке» других международных форумов. Владивостокская же встреча
— первая, специально созванная для обсуждения совместно интересующих
проблем и определения программы действий. Впервые принимается совместное
коммюнике. В нем участники встречи — Лавров, Сингх и Ли Чжаосин —
выразили коллективную уверенность, что Владивосток придаст импульс
трехстороннему диалогу во всех сферах, подтвердили, что укрепление
партнерства на трехсторонней основе отвечает долгосрочным интересам
России, Китая и Индии.
Дело явно идет к институционализации русско-китайско-индийского треугольника,
причем круг его интересов определен достаточно широко — от практического
сотрудничества в таких областях как транспорт, сельское хозяйство,
энергетика и высокие технологии до согласованных шагов по укреплению
мира и стабильности в Азии и во всем мире. Хотя эта встреча, как и
предыдущие, называется неофициальной, все говорит за то, что такие
встречи станут регулярными и вскоре войдут в качестве нового важного
элемента в международную жизнь.
Не случайно В.Лавров говорил во Владивостоке, что взаимодействие России,
Индии и Китая призвано стать ключевым фактором стабильности в мире,
а его индийский коллега подчеркивал «очень большое значение» этой
встречи. Все обратили внимание также на то, что китайский мининдел
больше не акцентировал неформальный характер встречи, как он делал
это в прошлый раз в Алма-Ате, а приветствовал ее как «совместный вклад
в благородное дело мира и стабильности во всем мире». Участники единодушно
констатировали, что открываются возможности для выхода трехстороннего
сотрудничества на качественно новый уровень.
В ходе встречи рассматривались крупные вопросы, которые сейчас стоят
на повестке дня всех важных международных форумов, в частности, борьба
с международным терроризмом, представляющим собой одну из самых серьезных
угроз международному миру и безопасности. При этом было достигнуто
согласие, что бороться с терроризмом надо на долгосрочной и последовательной
основе без применения двойных стандартов. Адрес, по которому сделано
последнее замечание, очевиден. Не следует прикрывать лозунгами борьбы
с терроризмом узкие национальные интересы, захват чужих ресурсов и
попытки экспорта «демократических революций». Участники встречи также
отметили необходимость скоординированных действий правоохранительных
органов трех стран в борьбе с оборотом наркотиков и трансграничной
преступностью.
Подробно обсуждалось положение в Средней Азии. Россию, Индию и Китай
заботит положение в Афганистане. Тревогу вызывают у них также события
в Киргизии и Узбекистане. Как сообщает индийская печать, Сингх убежден,
что речь там идет о «вмешательстве нежелательных элементов извне».
Лавров проявлял большую осторожность в своих оценках: надо, мол, еще
расследовать этот вопрос, однако, есть информация, что к организации
беспорядков имели отношение радикальные экстремисты из подпольных
исламистских организаций.
Кто стоит за их спиной, при этом осталось за кадром, хотя в кулуарах
велось немало разговоров о том, что эти экстремисты вполне могут действовать
на деньги Запада и в его интересах, поскольку есть силы, пытающиеся
через дестабилизацию в Узбекистане и Киргизии спровоцировать конфликты
в китайском Синьдзяне. Вместе с тем, слухи о намерении Китая прикрыть
свою западную границу с помощью размещения баз в Киргизии подтверждения
не получили.
Несмотря на заинтересованность всех трех участников в том, чтобы противодействовать
дестабилизации в этом регионе и не допускать укрепления в нем позиций
фундаменталистов, пока, судя по сообщениям из Владивостока, Китай
продолжает возражать против полноправного членства Индии в Шанхайской
организации сотрудничества, предлагая индийцам удовольствоваться статусом
наблюдателей. Индийцам это представляется недостаточным, учитывая
традиционные интересы Индии в среднеазиатском регионе.
Большое место в работе встречи было отведено вопросам реформы ООН.
Имеется согласие в том, что существует объективная потребность в такой
реформе, включая реорганизацию Совета Безопасности. Индийская сторона
выразила удовлетворение по поводу готовности России и Китая поддержать
ее кандидатуру на пост постоянного члена СБ ООН. В тоже время совместные
предложения Индии, Германии, Японии и Бразилии, недавно внесенные
на рассмотрение ООН и предусматривающие расширение состава СБ с 15
до 25 членов, вызвали дискуссию. Для ее завершения, очевидно, потребуется
время. Спешка здесь не имеет смысла. Китай решительно возражает против
предоставления Японии места постоянного члена. Не может поддерживать
членства Японии в СБ ООН и Россия до тех пор, пока японцы не признают
итогов Второй мировой войны, решений Ялты и Потсдама и будут цепляться
за свои территориальные претензии на Курилы.
К сожалению, эта принципиальная позиция не прозвучала достаточно четко
в высказываниях Лаврова во Владивостоке. Он предпочитал прятаться
за рассуждениями о том, что реформа ООН «гораздо шире» реформы Совета
безопасности, что нельзя допускать голосования, при котором члены
ООН раскололись бы на две группы и т.п. Это создало у индийцев, и
не только у них, впечатление, будто Россия была бы готова уговорить
Китай снять свои возражения против японского членства. Остается только
надеется, что российская дипломатия не пойдет по этому странному пути,
а будет в тесной связке с Китаем отстаивать свои коренные интересы
на Дальнем Востоке. Кстати, это вовсе не мешает нам выступать в поддержку
включения Индии в СБ ООН.
Разумеется, во Владивостоке все участники встречи, каждый, своими
словами заверяли, что их трехстороннее сотрудничество не направлено
против других стран. Однако, как отмечала влиятельная индийская газета
«Хинду», достаточно вчитаться в совместное коммюнике, чтобы понять,
что оно является плохо скрытым вызовом нынешней гегемонистской политике
США. Россия, Китай и Индия выступили в нем за демократизацию международных
отношений, построение справедливого мирового порядка, в основе которого
должны лежать соблюдение норм международного права, равенство и взаимное
уважение, сотрудничество и продвижение в сторону многополюсности.
Центральную роль в достижении этой цели должна играть ООН. Тут, что
ни слово, то отвержение нынешней политики США, их совместных с НАТО
и ЕС стратегических установок. Несомненно, все это было услышано и
понято там, где надо.
Владивостокская встреча — правильный шаг в правильном направлении
и бесспорная удача российской дипломатии. Хотелось бы надеяться, что
она не останется одиноким эпизодом на общем безотрадном фоне нашей
внешней политики.