2 июня с.г. во Владивостоке прошла встреча министров 
            иностранных дел России, Китая и Индии. По ее итогам было подписано 
            содержательное совместное коммюнике. К этой встрече был приурочен 
            также обмен ратификационными грамотами к Дополнительному соглашению 
            об окончательном размежевании на Восточной части российско-китайской 
            границе. Оно, таким образом, вступило в силу, и теперь вопрос о границах 
            с Китаем (а не надо забывать, что Мао Цзедун еще в 1964 году выдвигал 
            претензии к России в объеме более 1 млн. кв. км) закрыт окончательно.
          Встреча во Владивостоке обойдена многозначительным молчанием в США 
            и Западной Европе. Затаились и японцы. Не потому, что встреча не представляет 
            ни для кого из них интереса. Представляет, и еще какой! В данном случае 
            причина иная: недовольство как самой встречей, так и вступлением в 
            силу российско-китайского соглашения. Но недовольны они тихо, надеясь, 
            что наметившееся тесное сотрудничество трех гигантов не получит развития. 
            
            Когда бывший министр иностранных дел России Е.Примаков в 1998 году 
            выдвинул идею создания стратегического треугольника Россия—Китай—Индия, 
            на Западе посмеивались. Какой там треугольник! Россия и Китай уже 
            40 лет не могут отрегулировать пограничные вопросы. Предупреждения 
            о «желтой опасности», раздававшиеся с Запада, должны были гнать Москву 
            в объятия США, НАТО и ЕС. Китай и Индия никак не могли перешагнуть 
            через свои территориальные споры в Тибете и Кашмире. Китайцы упорно 
            поддерживали Пакистан — давнего соперника Индии. Их активность в Непале 
            сердила Дели. Китайцы имели военные базы в Бирме, как бы оспаривая 
            индийские интересы в Бенгальском заливе. В этих условиях казалось, 
            что достаточно Западу и Японии умело играть на противоречиях в русско-китайско-индийском 
            треугольнике, и никакого стратегического партнерства в этом опасном 
            для мирового лидерства Запада объединении не будет. 
            Однако реальное развитие событий поворачивается в другую сторону. 
            И в этом немалая роль России, которая последовательно выстраивает 
            активные отношения как с Китаем, так и с Индией, настойчиво выступает 
            в качестве движущей силы в деле сближения и налаживания взаимодействия 
            в трехстороннем формате. 
            Встреча российского министра иностранных дел с его китайским и индийским 
            коллегами — четвертая по счету. Однако три предыдущих проходили как 
            бы «на краешке» других международных форумов. Владивостокская же встреча 
            — первая, специально созванная для обсуждения совместно интересующих 
            проблем и определения программы действий. Впервые принимается совместное 
            коммюнике. В нем участники встречи — Лавров, Сингх и Ли Чжаосин — 
            выразили коллективную уверенность, что Владивосток придаст импульс 
            трехстороннему диалогу во всех сферах, подтвердили, что укрепление 
            партнерства на трехсторонней основе отвечает долгосрочным интересам 
            России, Китая и Индии. 
            Дело явно идет к институционализации русско-китайско-индийского треугольника, 
            причем круг его интересов определен достаточно широко — от практического 
            сотрудничества в таких областях как транспорт, сельское хозяйство, 
            энергетика и высокие технологии до согласованных шагов по укреплению 
            мира и стабильности в Азии и во всем мире. Хотя эта встреча, как и 
            предыдущие, называется неофициальной, все говорит за то, что такие 
            встречи станут регулярными и вскоре войдут в качестве нового важного 
            элемента в международную жизнь.
            Не случайно В.Лавров говорил во Владивостоке, что взаимодействие России, 
            Индии и Китая призвано стать ключевым фактором стабильности в мире, 
            а его индийский коллега подчеркивал «очень большое значение» этой 
            встречи. Все обратили внимание также на то, что китайский мининдел 
            больше не акцентировал неформальный характер встречи, как он делал 
            это в прошлый раз в Алма-Ате, а приветствовал ее как «совместный вклад 
            в благородное дело мира и стабильности во всем мире». Участники единодушно 
            констатировали, что открываются возможности для выхода трехстороннего 
            сотрудничества на качественно новый уровень. 
            В ходе встречи рассматривались крупные вопросы, которые сейчас стоят 
            на повестке дня всех важных международных форумов, в частности, борьба 
            с международным терроризмом, представляющим собой одну из самых серьезных 
            угроз международному миру и безопасности. При этом было достигнуто 
            согласие, что бороться с терроризмом надо на долгосрочной и последовательной 
            основе без применения двойных стандартов. Адрес, по которому сделано 
            последнее замечание, очевиден. Не следует прикрывать лозунгами борьбы 
            с терроризмом узкие национальные интересы, захват чужих ресурсов и 
            попытки экспорта «демократических революций». Участники встречи также 
            отметили необходимость скоординированных действий правоохранительных 
            органов трех стран в борьбе с оборотом наркотиков и трансграничной 
            преступностью.
            Подробно обсуждалось положение в Средней Азии. Россию, Индию и Китай 
            заботит положение в Афганистане. Тревогу вызывают у них также события 
            в Киргизии и Узбекистане. Как сообщает индийская печать, Сингх убежден, 
            что речь там идет о «вмешательстве нежелательных элементов извне». 
            Лавров проявлял большую осторожность в своих оценках: надо, мол, еще 
            расследовать этот вопрос, однако, есть информация, что к организации 
            беспорядков имели отношение радикальные экстремисты из подпольных 
            исламистских организаций. 
            Кто стоит за их спиной, при этом осталось за кадром, хотя в кулуарах 
            велось немало разговоров о том, что эти экстремисты вполне могут действовать 
            на деньги Запада и в его интересах, поскольку есть силы, пытающиеся 
            через дестабилизацию в Узбекистане и Киргизии спровоцировать конфликты 
            в китайском Синьдзяне. Вместе с тем, слухи о намерении Китая прикрыть 
            свою западную границу с помощью размещения баз в Киргизии подтверждения 
            не получили. 
            Несмотря на заинтересованность всех трех участников в том, чтобы противодействовать 
            дестабилизации в этом регионе и не допускать укрепления в нем позиций 
            фундаменталистов, пока, судя по сообщениям из Владивостока, Китай 
            продолжает возражать против полноправного членства Индии в Шанхайской 
            организации сотрудничества, предлагая индийцам удовольствоваться статусом 
            наблюдателей. Индийцам это представляется недостаточным, учитывая 
            традиционные интересы Индии в среднеазиатском регионе. 
            Большое место в работе встречи было отведено вопросам реформы ООН. 
            Имеется согласие в том, что существует объективная потребность в такой 
            реформе, включая реорганизацию Совета Безопасности. Индийская сторона 
            выразила удовлетворение по поводу готовности России и Китая поддержать 
            ее кандидатуру на пост постоянного члена СБ ООН. В тоже время совместные 
            предложения Индии, Германии, Японии и Бразилии, недавно внесенные 
            на рассмотрение ООН и предусматривающие расширение состава СБ с 15 
            до 25 членов, вызвали дискуссию. Для ее завершения, очевидно, потребуется 
            время. Спешка здесь не имеет смысла. Китай решительно возражает против 
            предоставления Японии места постоянного члена. Не может поддерживать 
            членства Японии в СБ ООН и Россия до тех пор, пока японцы не признают 
            итогов Второй мировой войны, решений Ялты и Потсдама и будут цепляться 
            за свои территориальные претензии на Курилы. 
            К сожалению, эта принципиальная позиция не прозвучала достаточно четко 
            в высказываниях Лаврова во Владивостоке. Он предпочитал прятаться 
            за рассуждениями о том, что реформа ООН «гораздо шире» реформы Совета 
            безопасности, что нельзя допускать голосования, при котором члены 
            ООН раскололись бы на две группы и т.п. Это создало у индийцев, и 
            не только у них, впечатление, будто Россия была бы готова уговорить 
            Китай снять свои возражения против японского членства. Остается только 
            надеется, что российская дипломатия не пойдет по этому странному пути, 
            а будет в тесной связке с Китаем отстаивать свои коренные интересы 
            на Дальнем Востоке. Кстати, это вовсе не мешает нам выступать в поддержку 
            включения Индии в СБ ООН.
            Разумеется, во Владивостоке все участники встречи, каждый, своими 
            словами заверяли, что их трехстороннее сотрудничество не направлено 
            против других стран. Однако, как отмечала влиятельная индийская газета 
            «Хинду», достаточно вчитаться в совместное коммюнике, чтобы понять, 
            что оно является плохо скрытым вызовом нынешней гегемонистской политике 
            США. Россия, Китай и Индия выступили в нем за демократизацию международных 
            отношений, построение справедливого мирового порядка, в основе которого 
            должны лежать соблюдение норм международного права, равенство и взаимное 
            уважение, сотрудничество и продвижение в сторону многополюсности. 
            Центральную роль в достижении этой цели должна играть ООН. Тут, что 
            ни слово, то отвержение нынешней политики США, их совместных с НАТО 
            и ЕС стратегических установок. Несомненно, все это было услышано и 
            понято там, где надо. 
            Владивостокская встреча — правильный шаг в правильном направлении 
            и бесспорная удача российской дипломатии. Хотелось бы надеяться, что 
            она не останется одиноким эпизодом на общем безотрадном фоне нашей 
            внешней политики.