"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 78 (12694), четверг, 9 июня 2005 г.

 

Что ЕГЭ позволил?

Демократизация образования с точки зрения социологии

Наступило время сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускниками средних школ. Эта форма уже несколько лет не оставляет в покое широкую общественность. Много копий поломано ярыми противниками ЕГЭ и его страстными защитниками. Видимо, ЕГЭ будет все-таки введен повсеместно (в каком порядке — добровольно или обязательно — это уже второй вопрос). Слишком много денег вложено в его пропаганду и внедрение.
Долгое время шли жаркие споры о плюсах и минусах такой формы итоговой аттестации. И лишь совсем недавно стали публиковать материалы (весьма скудные) о вероятных социальных последствиях ЕГЭ. Одной из них стало интервью «Учительской газете» руководителя группы исследователей — социолога Азера Эфендиева, профессора Высшей школы экономики. («УГ» 2005 г.,№18).
Научный уровень этой публикации говорит о том, что ни о каком серьезном исследовании не может быть и речи. Определенные структуры (отнюдь не независимые) просто отрабатывают государственные деньги (немалые, надо полагать), а отнюдь не дают правдивую информацию обществу.
Интервью начинается с такой фразы: «Единый государственный экзамен должен был сформировать механизм доступности высшего образования, который во многом стихийно сформировался в 90-е годы». Сформировать механизм, который сформировался! И это говорит профессор университета.
Что же хотели сформировать авторы ЕГЭ? Эфендиев утверждает, что «в советское время у нас были установлены квоты для детей рабочих и крестьян, и проблема подготовки высококвалифицированных специалистов решалась в ущерб интеллектуальной конкуренции». Кем и как определялись квоты, профессор, естественно, не говорит, потому что это коснулось бы каждого, включая и его самого.
Действительно, в 1920-е годы политика государства была такова, что преимущество при поступлении в вузы было у детей рабочих и крестьян.
Но такая мера, в сущности отмененная уже во второй половине 30-х, была вызвана именно тем, что до революции доступ к высшему образованию малоимущих слоев был крайне ограничен.
Подготовка в вузы в 30-е годы шла на рабфаках, и уже первое поколение советской интеллигенции показало свое неоспоримое преимущество в интеллекте и работоспособности. К примеру, большинство маршалов Победы были выходцами из крестьянских и рабочих семей. Но ни германские, ни французские генералы, потомственные аристократы, бароны и интеллигенты в третьем поколении, не смогли сравняться с ними по таланту и мастерству. Именно дети первых интеллигентов, выходцев из народа, стали основой послевоенной интеллигенции, приведшей нашу страну в космос и к другим выдающимся достижениям. Имеется общедоступная статистика динамики роста интеллигенции из рабоче-крестьянской среды и ее вклада в отечественную науку и производство.
Интересно было бы знать, из какой среды вышли родители Эфендиева, его дед и бабушка. Например, моя бабушка, потомственная крестьянка, окончила один класс в конце XIX века. У нее было десять человек детей, пятеро из которых умерли от недоедания и инфекционных болезней до революции. Из пяти выживших двое получили высшее образование (в том числе моя мать). Из восьми внуков его имели уже пятеро, а двое получили ученую степень. Дед с отличием закончил церковноприходскую школу (4 класса) и даже имел похвальную грамоту за особые успехи в учении. Но социальная принадлежность помешала ему продолжить образование. Он прошел империалистическую войну и умер в 45 лет.
Что Эфендиев подразумевает под «интеллектуальной конкуренцией» трудно понять. Но в другой части своего интервью он говорит следующее: «Анализ французских социологов показал, что если дети рабочих «идут» в интеллигенцию (заметьте, каков профессорский оборот!), то они потом чаще всего не оправдывают материальных и умственных затрат. У них нет связей, чтобы достичь определенного социального положения...» Оказывается, дело не в интеллектуальной конкуренции, отсутствием которой якобы страдало советское образование, а в социальных барьерах западного общества! Откровеннее нельзя выразиться. Но мысль профессора социологии разбита на фрагменты и разнесена по разным абзацам так, что читатель может сделать правильный вывод только в случае их объединения. Типичный прием манипуляции сознанием.
Если обратиться к классикам социологии, которых Эфендиев должен знать, то, к примеру, Макс Вебер на огромном фактическом материале в работе «Протестантская этика и дух капитализма» доказал, что процентное соотношение технической и управленческой интеллигенции в западных странах зависило поначалу не от конкуренции, а от принадлежности к лютеранской и католической общинам с их специфическими духовными ценностями. Это уже в XX веке религиозный дух заменила нажива. Но нажива и интеллектуальная конкуренция не тождественные явления.
Эфендиев говорит, что был проведен сравнительный анализ второкурсников, поступавших в вузы по результатам ЕГЭ, и четверокурсников, сдававших по традиционной форме. Разница между ними в процессе обучения оказалась незначительной. Хотя аналогичные исследования в других регионах говорят о противном, результаты анализа группы Эфендиева нельзя считать недостоверными. И вот почему.
Оказывается, в Йошкар-Оле поступившие в вузы из сельской местности составляют 30—40%. И связано это с тем, что «республиканские университеты (имеется в виду республика Марий Эл, где проводился эксперимент по ЕГЭ) давно «пашут на делянках» своих деревень». Ниже эта мысль развивается: «Сегодня, — говорит профессор,— 30% сельских ребят прошли подготовительные курсы, действующие теперь на селе.»(!) Диву даешься: либо профессор не понимает, что стоит за приводимыми им цифрами, либо принимает всех читателей «Учительской газеты» за круглых дураков.
Одной из главных задач ЕГЭ было устранение репетиторства и натаскивания на курсах при вузах, предоставление равного доступа к высшему образованию. В субъекте федерации, где в вузы принимают только по результатам ЕГЭ, идет повальное натаскивание на платных курсах, которые компенсируют недостаточность знаний, полученных в школе, а нередко служат входным билетом в вуз. От чего ушли, к тому и пришли.
Только теперь уже в узаконенном порядке. Виктория! Вот к какой реформе образования нас толкают.
В интервью Эфендиев затрагивает вопрос об образовательном уровне родителей абитуриентов. Данные говорят о том, что «благодаря ЕГЭ уменьшается количество детей в вузах, чьи отцы имеют высшее образование, и стало больше ребят, чьи отцы имеют среднее техническое образование». Если для социолога это «стало новостью», то можно с уверенностью констатировать «нищету социологии». Если марийские и чувашские университеты «давно пашут на делянках своих деревень», в результате чего процент сельских школьников в вузах достигает 40, то чему же тут удивляться? В Марий Эл сельское население составляет 42%, а на селе в основном живут люди со средним специальным образованием: механизаторы, животноводы, техники и т. п.
Эфендиев говорит, что «прирост студентов получился за счет рядовых работников, но только тех, чей культурный и материальный потенциал был на уровне семей прошлых студентов. Поэтому, — заключает профессор, — на основании проведенного исследования можно сказать четко: ЕГЭ позволил людям, которые из-за чувства социальной неполноценности не претендовали на поступление в вуз, стать более уверенными». Что за чувство социальной неполноценности испытывали люди, «чей культурный и материальный потенциал был на уровне семей прежних студентов» (т.е., надо полагать, высокий), в интервью не говорится. Но определенно можно сказать: исследование зашло в тупик. Группе социологов Высшей школы экономики не удалось на понятном педагогической общественности языке ответить на кардинальные вопросы. Создается впечатление, что многие данные, полученные в результате даже частичного статистического анализа, шокируют самих авторов ЕГЭ, и их сознательно затемняют во время озвучивания перед журналистами и обществом. Неслучайно «Учительская газета», бравшая интервью у Эфендиева, рядом поместила письма педагогов из трех различных регионов страны с отрицательными оценками ЕГЭ, среди них два Заслуженных учителя России. А в №22 опубликованы результаты опроса на сайте газеты. На вопрос «Поможет ли ЕГЭ избавиться от коррупции в вузах?» 81%(!) опрошенных ответил «Нет».
И таким письмам и ответам — нет числа.

 

 

 

О.Г. ЕГОРОВ,
доктор филологических наук,
член-корреспондент
Международной академии наук
педагогического образования,
заместитель директора лицея.


В оглавление номера