Наступило время сдачи единого государственного экзамена 
            (ЕГЭ) выпускниками средних школ. Эта форма уже несколько лет не оставляет 
            в покое широкую общественность. Много копий поломано ярыми противниками 
            ЕГЭ и его страстными защитниками. Видимо, ЕГЭ будет все-таки введен 
            повсеместно (в каком порядке — добровольно или обязательно — это уже 
            второй вопрос). Слишком много денег вложено в его пропаганду и внедрение.
            Долгое время шли жаркие споры о плюсах и минусах такой формы итоговой 
            аттестации. И лишь совсем недавно стали публиковать материалы (весьма 
            скудные) о вероятных социальных последствиях ЕГЭ. Одной из них стало 
            интервью «Учительской газете» руководителя группы исследователей — 
            социолога Азера Эфендиева, профессора Высшей школы экономики. («УГ» 
            2005 г.,№18).
            Научный уровень этой публикации говорит о том, что ни о каком серьезном 
            исследовании не может быть и речи. Определенные структуры (отнюдь 
            не независимые) просто отрабатывают государственные деньги (немалые, 
            надо полагать), а отнюдь не дают правдивую информацию обществу.
            Интервью начинается с такой фразы: «Единый государственный экзамен 
            должен был сформировать механизм доступности высшего образования, 
            который во многом стихийно сформировался в 90-е годы». Сформировать 
            механизм, который сформировался! И это говорит профессор университета.
            Что же хотели сформировать авторы ЕГЭ? Эфендиев утверждает, что «в 
            советское время у нас были установлены квоты для детей рабочих и крестьян, 
            и проблема подготовки высококвалифицированных специалистов решалась 
            в ущерб интеллектуальной конкуренции». Кем и как определялись квоты, 
            профессор, естественно, не говорит, потому что это коснулось бы каждого, 
            включая и его самого.
            Действительно, в 1920-е годы политика государства была такова, что 
            преимущество при поступлении в вузы было у детей рабочих и крестьян.
            Но такая мера, в сущности отмененная уже во второй половине 30-х, 
            была вызвана именно тем, что до революции доступ к высшему образованию 
            малоимущих слоев был крайне ограничен.
            Подготовка в вузы в 30-е годы шла на рабфаках, и уже первое поколение 
            советской интеллигенции показало свое неоспоримое преимущество в интеллекте 
            и работоспособности. К примеру, большинство маршалов Победы были выходцами 
            из крестьянских и рабочих семей. Но ни германские, ни французские 
            генералы, потомственные аристократы, бароны и интеллигенты в третьем 
            поколении, не смогли сравняться с ними по таланту и мастерству. Именно 
            дети первых интеллигентов, выходцев из народа, стали основой послевоенной 
            интеллигенции, приведшей нашу страну в космос и к другим выдающимся 
            достижениям. Имеется общедоступная статистика динамики роста интеллигенции 
            из рабоче-крестьянской среды и ее вклада в отечественную науку и производство.
            Интересно было бы знать, из какой среды вышли родители Эфендиева, 
            его дед и бабушка. Например, моя бабушка, потомственная крестьянка, 
            окончила один класс в конце XIX века. У нее было десять человек детей, 
            пятеро из которых умерли от недоедания и инфекционных болезней до 
            революции. Из пяти выживших двое получили высшее образование (в том 
            числе моя мать). Из восьми внуков его имели уже пятеро, а двое получили 
            ученую степень. Дед с отличием закончил церковноприходскую школу (4 
            класса) и даже имел похвальную грамоту за особые успехи в учении. 
            Но социальная принадлежность помешала ему продолжить образование. 
            Он прошел империалистическую войну и умер в 45 лет.
            Что Эфендиев подразумевает под «интеллектуальной конкуренцией» трудно 
            понять. Но в другой части своего интервью он говорит следующее: «Анализ 
            французских социологов показал, что если дети рабочих «идут» в интеллигенцию 
            (заметьте, каков профессорский оборот!), то они потом чаще всего не 
            оправдывают материальных и умственных затрат. У них нет связей, чтобы 
            достичь определенного социального положения...» Оказывается, дело 
            не в интеллектуальной конкуренции, отсутствием которой якобы страдало 
            советское образование, а в социальных барьерах западного общества! 
            Откровеннее нельзя выразиться. Но мысль профессора социологии разбита 
            на фрагменты и разнесена по разным абзацам так, что читатель может 
            сделать правильный вывод только в случае их объединения. Типичный 
            прием манипуляции сознанием.
            Если обратиться к классикам социологии, которых Эфендиев должен знать, 
            то, к примеру, Макс Вебер на огромном фактическом материале в работе 
            «Протестантская этика и дух капитализма» доказал, что процентное соотношение 
            технической и управленческой интеллигенции в западных странах зависило 
            поначалу не от конкуренции, а от принадлежности к лютеранской и католической 
            общинам с их специфическими духовными ценностями. Это уже в XX веке 
            религиозный дух заменила нажива. Но нажива и интеллектуальная конкуренция 
            не тождественные явления.
            Эфендиев говорит, что был проведен сравнительный анализ второкурсников, 
            поступавших в вузы по результатам ЕГЭ, и четверокурсников, сдававших 
            по традиционной форме. Разница между ними в процессе обучения оказалась 
            незначительной. Хотя аналогичные исследования в других регионах говорят 
            о противном, результаты анализа группы Эфендиева нельзя считать недостоверными. 
            И вот почему.
            Оказывается, в Йошкар-Оле поступившие в вузы из сельской местности 
            составляют 30—40%. И связано это с тем, что «республиканские университеты 
            (имеется в виду республика Марий Эл, где проводился эксперимент по 
            ЕГЭ) давно «пашут на делянках» своих деревень». Ниже эта мысль развивается: 
            «Сегодня, — говорит профессор,— 30% сельских ребят прошли подготовительные 
            курсы, действующие теперь на селе.»(!) Диву даешься: либо профессор 
            не понимает, что стоит за приводимыми им цифрами, либо принимает всех 
            читателей «Учительской газеты» за круглых дураков.
            Одной из главных задач ЕГЭ было устранение репетиторства и натаскивания 
            на курсах при вузах, предоставление равного доступа к высшему образованию. 
            В субъекте федерации, где в вузы принимают только по результатам ЕГЭ, 
            идет повальное натаскивание на платных курсах, которые компенсируют 
            недостаточность знаний, полученных в школе, а нередко служат входным 
            билетом в вуз. От чего ушли, к тому и пришли.
            Только теперь уже в узаконенном порядке. Виктория! Вот к какой реформе 
            образования нас толкают.
            В интервью Эфендиев затрагивает вопрос об образовательном уровне родителей 
            абитуриентов. Данные говорят о том, что «благодаря ЕГЭ уменьшается 
            количество детей в вузах, чьи отцы имеют высшее образование, и стало 
            больше ребят, чьи отцы имеют среднее техническое образование». Если 
            для социолога это «стало новостью», то можно с уверенностью констатировать 
            «нищету социологии». Если марийские и чувашские университеты «давно 
            пашут на делянках своих деревень», в результате чего процент сельских 
            школьников в вузах достигает 40, то чему же тут удивляться? В Марий 
            Эл сельское население составляет 42%, а на селе в основном живут люди 
            со средним специальным образованием: механизаторы, животноводы, техники 
            и т. п.
            Эфендиев говорит, что «прирост студентов получился за счет рядовых 
            работников, но только тех, чей культурный и материальный потенциал 
            был на уровне семей прошлых студентов. Поэтому, — заключает профессор, 
            — на основании проведенного исследования можно сказать четко: ЕГЭ 
            позволил людям, которые из-за чувства социальной неполноценности не 
            претендовали на поступление в вуз, стать более уверенными». Что за 
            чувство социальной неполноценности испытывали люди, «чей культурный 
            и материальный потенциал был на уровне семей прежних студентов» (т.е., 
            надо полагать, высокий), в интервью не говорится. Но определенно можно 
            сказать: исследование зашло в тупик. Группе социологов Высшей школы 
            экономики не удалось на понятном педагогической общественности языке 
            ответить на кардинальные вопросы. Создается впечатление, что многие 
            данные, полученные в результате даже частичного статистического анализа, 
            шокируют самих авторов ЕГЭ, и их сознательно затемняют во время озвучивания 
            перед журналистами и обществом. Неслучайно «Учительская газета», бравшая 
            интервью у Эфендиева, рядом поместила письма педагогов из трех различных 
            регионов страны с отрицательными оценками ЕГЭ, среди них два Заслуженных 
            учителя России. А в №22 опубликованы результаты опроса на сайте газеты. 
            На вопрос «Поможет ли ЕГЭ избавиться от коррупции в вузах?» 81%(!) 
            опрошенных ответил «Нет».
            И таким письмам и ответам — нет числа.