Коммунисты добились на внеочередном пленарном заседании
Госдумы 9 июня снятия с рассмотрения во втором чтении («за» — 425,
«против» — 2) антигосударственного законопроекта «О внесении изменений
в Федеральный закон «О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции».
Законопроект с «бородой». Изначальная его цель — усиление государственного
контроля в такой доходной и заманчивой для бизнесменов сфере, как
торговля алкоголем. Но именно эта заявленная цель и стала основным
тормозом в продвижении закона.
Как замечено депутатами-коммунистами, настоящим испытанием для законопроекта
стала его «доработка» ко второму чтению, которой он регулярно подвергается
в Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму
во главе с председателем «единороссом» Валерием Драгановым. Под руководством
и экс-таможенника «доработка» производится таким образом, что от государственного
регулирования оборота алкогольной продукции в законопроекте ничего
не остается. Это идет вразрез с первоначальной концепцией, которая
предусматривает госконтроль за качеством алкогольной продукции (от
некачественного алкоголя ежегодно в стране умирает до 40 тыс. граждан),
и пополнение бюджета страны средствами (в советское время треть бюджета
состояла из доходов от продажи алкогольной продукции), которые пока
уплывают в карманы нуворишей всех мастей. Коммунисты, приложившие
немалые усилия, чтобы наконец такой законопроект появился, пристально
следят за его прохождением и содержанием поправок, которые порождает
драгановский комитет. А суть их такова, что госконтроль «вымывается»
из документа, и тогда его принятие становится бессмысленным.
В мае законопроект с подобными поправками Драганова и К° уже был коммунистами
возвращен в комитет для восстановления прежней концепции и анализа
поправок одобренных и отклоненных. «Дело», как отметил Сергей Решульский,
закончилось тогда для «единороссов» конфузом. Но, видно, не послужило
уроком. Через месяц В.Драганов снова под шумок череды трехдневных
заседаний Думы включил законопроект в повестку, а «обновленные» поправки
раздал депутатам за полчаса до рассмотрения. А согласно регламенту
работы палаты депутаты должны были их получить как минимум за три
дня, чтобы успеть изучить и определиться, стоит ли поддерживать или
нет. Но «медведи», неоднократно попиравшие нормы внутридумского закона,
намеревались и на этот раз протолкнуть выгодный для алкобизнеса законодательный
акт. Но не вышло.
«Закон доработан в худшую сторону, — заявил коммунист С.Решульский,
— повторяется попытка протащить законопроект с измененной концепцией».
Депутаты обратили внимание на то, что отклонены поправки, которые
развивают первоначальную концепцию законопроекта, а также очень важные
поправки, внесенные субъектами РФ, которые ждут с нетерпением этого
закона. Для принятия остались поправки, подписанные тремя фамилиями
— Валерием Драгановым, Геннадием Куликом и Владиславом Резником («Единая
Россия»), т.е. тех, кто имел прямое отношение к производству спиртосодержащей
продукции, либо сейчас занимается производством этой продукции.
«Принята всего 41 поправка, а несколько сот отклонено. Вы знаете,
что большинство субъектов РФ против такой редакции?» — уточнил независимый
депутат Михаил Задорнов.
«Оставив только свои поправки, «Единая Россия» в очередной раз показывает,
что остальные ничего не понимают, куда могут и должны уйти деньги
от оборота алкоголя», — заметила Тамара Плетнева.
«Мы имеем дело с лоббированием интересов производителей», — заключил
Николай Павлов (фракция «Родина») и также потребовал изъять законопроект
с измененной концепцией из повестки.
За своих обиделся было «единоросс» Олег Ковалев (председатель Комитета
по регламенту и организации работы Госдумы): «Над законопроектом велась
изнурительная работа, было много противоречий и дискуссий... мы выходим
на второе чтение, согласовав большинство позиций... мало у кого там
какие есть подозрения? У всех позиции разные...» Хотя каждому, в том
числе и О.Ковалеву, было ясно, что «дело» не в позиции, а в очень
больших деньгах. На поддержку засветившимся «единороссам» кинулся
по привычке элдэпээровец А.Митрофанов. Но вынужден был ретироваться.
«Речь идет о многомиллиардных суммах, которые либо поступят в бюджет,
либо станут «теневыми»... Именно этот вариант опять стараются втемную
продавить. Нельзя такой законопроект рассматривать. Поправки требуют
анализа... Что предполагает новая редакция с учетом новых поправок:
отмену квотирования закупки этилового спирта и всех видов сырья, отмену
разрешительной системы выдачи уведомлений на закупку этилового спирта,
в том числе денатурата, отмену лицензирования оптового оборота спиртосодержащей
непищевой продукции, отмену лицензирования экспорта и импорта этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ... И еще восемь
такого рода позиций. Тут надо внимательно разобраться, может быть,
даже с привлечением думской комиссии по борьбе с коррупцией...», —
заявил С.Решульский
Анатолий Локоть (КПРФ) призвал конституционное большинство принять
во внимание, что президент РФ «внимательно относится к этой теме»
и сейчас рассматривает касающееся данного законопроекта обращение
Генпрокурора В.Устинова, который высказался за ужесточение госконтроля
в сфере оборота и производства алкопродукции. «Необходимо дождаться
реакции президента, а сейчас — снять с рассмотрения законопроект»,
— предложил А.Локоть.
Спикер Б.Грызлов вынужден был согласиться на перенос рассмотрения
законопроекта. «Но ненадолго», заметил он.
Возможно, уже через неделю законопроект появится в плане обсуждения
Госдумы. Но выиграно несколько дней и их, считают коммунисты, надо
максимально использовать. Особенно — региональным властям, в частности,
законодателям. Если они в эти дни проявят максимальную активность
и настоят на сохранении своих поправок в законопроекте, то бюджеты
их регионов получат хороший источник пополнения.