"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 81-82 (12697), суббота, 18 июня 2005 г.

 

Родниковая Вазуза превратилась в Мазузу

Не успели еще ликвидировать последствия сильнейшего пожара на нефтебазе в Ногинске, в результате которого два человека погибли, а сотни пришлось эвакуировать, как новая беда. В Тверской области произошло крушение товарного поезда с мазутом. В среду вечером из-за проседания и перекоса рельсов 21 из 60 вагонов сошли с пути и перевернулись. Из цистерн вылилось около 300 тонн нефтепродуктов, из-за чего была загрязнена почва. Более того, мазут попал в находящуюся поблизости реку Вазуза.
Это грозит настоящей экологической катастрофой: Вазуза является притоком Волги. В четверг власти Тверской области утверждали, что загрязнено до 70% поверхности Вазузы. Однако заявления о том, попал или нет мазут в Волгу, были противоречивыми: представители МЧС категорически отвергали такую возможность, по другим данным — нефтяные пятна были обнаружены уже и на поверхности Волги. А совсем недалеко вниз по течению находится Кимрский водозабор. Авария грозит тем, что топливо может попасть в Москворецко-Вазузскую и Волжскую системы водоснабжения.
Представители «Мосводоканала» исключают это, заявляя, что конструкции гидротехнических сооружений надежны. Однако доверять таким заявлениям все сложнее. Безусловно, эти конструкции, как и вся советская техника, были когда-то надежны, поскольку выпускались со значительным запасом прочности. Но нынче все эти запасы многократно исчерпаны, что показал и недавний энергетический кризис в Москве и соседних областях. Никакая техника не выдерживает такой варварской эксплуатации, при том, что деньги в ее обновление и замену не вкладываются. Куда угодно: в зарплаты высшего менеджмента, «стабилизационные» фонды, стабилизирующие, видимо, лишь и так немаленькие капиталы их организаторов, — но только не туда, где средства действительно жизненно необходимы.
А ведь ОАО «Российские железные дороги», доведшее свое хозяйство до столь плачевного состояния, организация на самом деле вовсе не бедная. Но где гарантии, что эти очередные убытки (по предварительным данным, они составляют не менее 50 млн. рублей), как и все последующие, не будут компенсированы из наших с вами карманов: путем повышения тарифов на перевозки?
Пока же ликвидация последствий аварии ведется просто допотопными способами, будто и не в ХХІ веке живем! Сначала обещали убрать пострадавшие цистерны и восстановить 800 метров поврежденного пути за несколько часов. Однако и к утру пятницы не убранными оставались 15 из 21 цистерны. Объясняется это тем, что грунт, мол, очень вязкий, поскольку рядом река, а цистерны тяжелые. В результате движение на аварийном участке пути остановлено, а поезда, пущенные в объезд, идут с трехчасовым опозданием.
И в то же время, когда каждая рядовая авария неизбежно превращается в трудноразрешимую проблему, что демонстрирует истинный технический и экономический уровень современной России, с космодрома Байконур успешно стартует ракетоноситель «Союз-У», который выводит на расчетную орбиту грузовой корабль «Прогресс-М-53» с необходимым для космонавтов оборудованием, кислородом и продуктами. Так что же мы за страна: слаборазвитое государство или великая космическая держава? Пока — и то, и другое. Великой державой нам помогает оставаться уже не существующий Советский Союз (недаром и названия у космических аппаратов такие советские). Но совсем скоро ничего этого не останется, по крайней мере, если ситуация в стране кардинально не поменяется. И вместо космического и земного прогресса будет лишь сплошной развал и деградация.
Вестниками этой деградации уже стали высокопоставленные чины МЧС, ежедневно посещающие с краткими визитами места очередного пожара, аварии, катастрофы и успокаивающие взволнованных обывателей, что все у них «под контролем». Ну, а раз под контролем, то и пожар вроде уже не пожар, и крушение — не крушение, и ущерб почти не ущерб, и жертвы — не жертвы.
А вчера поступило сообщение о новом происшествии — пожаре на московском заводе «Красный богатырь» из-за воспламенившейся емкости с мазутом. К счастью, возгорание удалось быстро ликвидировать, ведь завод считается химическим предприятием, поскольку выпускает обувь из резины и полимерных материалов.
И хотя по каждому чрезвычайному происшествию заводятся уголовные дела, истинные виновники, то есть те, кто довел экономику государства до столь плачевного состояния, не преминув пополнить собственный бюджет за счет этого, — остаются безнаказанными. А значит, нужно ждать следующей аварии, эпидемии или кризиса. И в очередной раз раскошеливаться на их ликвидацию. А «Прогрессы» и «Союзы», о которых и сейчас почти не слышно из-за новостей о катастрофах, окончательно затопит мазутом и канализационными водами из разбившихся поездов и прорванных труб, накроет тьмой очередного энергетического кризиса.

 


Е. ЮРЬЕВА.


В оглавление номера