Весьма противоречивые чувства испытал я после того,
когда посмотрел на XIV Международном кинофоруме «Золотой Витязь» фильм
Валерия Огородникова «Красное небо. Черный снег». Откровенно признаться,
броское название подкупило меня. Я знал, что фильм посвящен труженикам
тыла Урала, внесшим весомый вклад в Победу.
В аннотации сказано: «Фильм о любви и роковой страсти. В центре отдельные
человеческие характеры, объединенные одним временем в единую судьбу
страны». Это время — суровые и жестокие годы Великой Отечественной,
герои фильма — труженики Урала, которые в глубоком тылу ковали для
страны Победу.
Но ничего этого на экране мы не увидели. Вместо напряженных и героических
будней — дутое соревнование молодежных бригад, секс и хамство. Посмотрев
фильм, я не знал, как пройти мимо нашего земляка сценариста В. Петрова.
Моя коллега по перу, сотрудница журнала «Российская Федерация сегодня»,
вообще не дождалась конца ленты и вышла из зала, объяснив: «Я должна
была написать рецензию на этот фильм, но смотреть такую муть — выше
моих сил».
В холле встретился с несколькими знакомыми, смотревшими картину. Среди
них — известный в Челябинске литературовед и критик, другой — выпускник
факультета кинематографии Киевского института театрального искусства,
третий — общественный деятель, четвертый — товарищ по литобъединению,
в последние годы пришедший к вере в Бога. Их мнения полностью совпали
с мнением московской журналистки.
Нас поразило то обстоятельство, что на экране нет ни одного положительного
образа, все какие-то мелкие, никчемные людишки. Что ж, во время войны
были и трусы, и предатели, и те, кто наживался на крови, страданиях
и слезах наших матерей. Вспомните известную повесть Валентина Распутина
«Живи и помни» о трагических судьбах дезертира и его невесты, пытавшейся
спасти своего суженого. Но против подлости и трусости человека восстает
даже природа: дезертир гибнет в быстрых водах бурной сибирской реки,
а вместе с ним гибнет и его ни в чем не повинная невеста. Горькая
народная драма. А вспомните стихотворение Евгения Евтушенко «На базаре
в Чистополе». Поэт воспроизводит картину базара тылового камского
городка, куда укатила от войны московская элита. Один толстосум, разжиревший
на бедах народных, скупил на рынке целую бочку меда — ту самую, возле
которой выстроилась огромная очередь страждущих приобрести хотя бы
пол-литровую баночку целебного меда, чтобы помочь излечить больного
младенца или дать возможность старушке попить чаю с душистым медком.
Стихотворение вызывает у читателей чувство злости и отвращения к толстосуму.
Какую же правду о войне стремились преподнести нам создатели фильма
«Красное небо. Черный снег»? Главные герои фильма — циники, подонки,
растлители душ человеческих. Бригадир комсомольско-молодежной бригады
Федор на поверку оказался ловкачом и трусом, ворует сам и заставляет
вытаскивать из карманов зевак продовольственные карточки. Влюбленная
в него девица после того, как переспала с Федором, с ведома последнего
ложится в постель коменданта, разумеется, за деньги или харчи. В фильме
показана сцена насилия, причем снятая не с чувством сострадания к
изнасилованной девушке, а с каким-то лихим кинематографическим смаком.
А сколько современных фраз, жаргонов вылетает из уст героев?
Действие происходит в глубоком тылу, в небольшом уральском городке
(съемки производились, как и предыдущего фильма «Барак», в горнозаводской
Сатке), где якобы делают танки. Да никогда в таких маленьких городишках
не производили танки — их создавали на таких гигантах, как ЧТЗ, Уралмаш,
в Нижнем Тагиле и Барнауле. И даже фамилия Зальцман, хорошо известная
каждому челябинскому труженику тыла, здесь неуместна. Директор завода
показан каким-то маленьким, вертлявым, запуганным, загнанным в пятый
угол. Ветеран Танкограда Василий Васильевич Гусев, удостоенный за
ударную работу в лихую годину ордена Ленина, рассказывал автору этих
строк о директоре ЧТЗ И.М.Зальцмане как о яркой, незаменимой в годы
войны личности, который дни и ночи пропадал в цехах. Он и с Председателем
ГКО разговаривал на дню не раз, и с простыми рабочими не гнушался
побеседовать по душам. Вот таким был Герой Социалистического Труда,
кавалер трех орденов Ленина Зальцман! Так зачем понадобилось создателям
ленты порочить его имя? Мне могут возразить: в фильме показан собирательный
образ директора, а не конкретная личность. Я был знаком с директором
Челябинского металлургического завода военной поры Я.И.Соколом. Удивительной
души человек! Такой же легендарной личностью был начальник строительства
ЧМЗ генерал-майор А.Н.Комаровский. Они отвечали не только за многотысячные
коллективы, а прежде всего — за судьбу страны, за ее оборону. Это
были личности государственного масштаба. Так откуда в фильме взялись
не личности, а серые тени, которые боялись полковника-коменданта больше,
чем Лаврентия Берия? Кстати, и Зальцман, и Сокол, и Комаровский имели
генеральские звания. Это их боялись тыловые коменданты, а не они их!
Понимаю, любой художник имеет право взяться за любую тему, в том числе
показывать мир подонков и рвачей. В конце 60-х годов нашего земляка
талантливого прозаика Николая Воронова ретивые комсомольские вожаки
разносили с трибун конференций и пленумов за его правдивое изображение
войны в романе «Юность в Железнодольске». Сам магнитогорец, автор
показал войну такой, какой ее запомнил. Но в романе нет безысходности
и мрака, герои его, пройдя через все трудности и жизненные испытания,
не лишены светлых и прекрасных чувств. А в фильме «Красное небо» что
ни персонаж — то карикатура на личность. Есть два персонажа, которые
хоть как-то вызывают расположение к себе. Это — комендант, роль которого
исполнил артист Алексей Девотченко (жюри кинофорума отметило его работу
дипломом за лучшую главную мужскую роль, а диплом за лучшую женскую
роль оно присудило Елене Калининой, исполнившей роль подельницы Федора),
и девушка, в которую влюблен Федор. Она светла, таинственна, красива
душой. Жуликоватый Федор домогается ее расположения, да так ничего
не добивается. Правда, Федор жестоко мстит ей: написал донос, в котором
обвинил ее в преднамеренных действиях, в результате которых последовала
авария на заводе. Но эти персонажи второстепенные.
В фильме показан и нравственный спор, он происходит между Федором
и его любимой девушкой. Она, верующая, утверждает, что все в мире
от Бога, надо верить в него, а циничный Федор отрицает, дескать, никакого
Бога нет и верить ему не в кого. Так что же побеждает: вера или неверие,
добро или зло? Совершивший преступление Федор, пытаясь скрыться от
правосудия, убирает со своего пути коменданта, а тот, зная истинное
лицо злодея, ничего не предпринимает, чтобы задержать его. Какая-то
нелепая, совсем не мотивированная смерть. А дальше уже как в современном
боевике: Федор берет в качестве заложницы свою подельницу и угрожает
окружившим его товарищам по бригаде: если приблизятся к нему, он зарежет
ее. У парня, державшего его на прицеле, не хватило мужества совершить
выстрел. За него это спокойно сделал часовой, оказавшийся неподалеку
на вышке. Солдат исполнил свой долг и правильно сделал. Так завершилась
драматическая развязка.
А финал фильма посвящен проводам членов молодежной бригады на фронт.
На экране — истеричный рев женщин, гул толпы, записанный стереофонически.
Наверное, так оно и было, когда провожали на фронт бойцов, в данном
случае добровольцев Уральского танкового корпуса. Только никогда не
поверю сцене, в которой показано, как комендант советует «провинившемуся»
рабочему написать заявление, что он идет на фронт добровольцем. «Если
не напишешь заявление, попадешь в штрафбат, напишешь — твоя семья
будет получать хоть какое-то пособие». Гуманизм коменданта на грани
кощунства! Люди старшего поколения прекрасно знают, что не штрафники
шли в Уральский добровольческий танковый корпус, а лучшие рабочие,
специалисты, механизаторы, труженики полей — люди с чистой совестью
и светлыми помыслами. Наш земляк поэт Михаил Львов, работавший в первые
годы войны на ударных стройках в Чебаркуле и Магнитке, рассказывал,
что он буквально убеждал, уговаривал, упрашивал первого секретаря
Челябинского обкома партии Н.С. Патоличева отпустить его добровольцем
на фронт. Молодежь военного поколения считала за честь с оружием в
руках защищать Отечество. Зачем в таком случае глумиться над этими
святыми чувствами?
Пишу эти строки, возможно, чересчур эмоционально, но ведь там, в горниле
сражений, зимой сорок второго погиб мой отец. Он ушел на фронт в первые
недели войны, когда мне было всего месяц от роду. Нынешней весной,
в дни всенародной скорби и празднования юбилея Победы, я побывал на
калужской земле, разыскал братскую могилу, в которой вместе со своими
однополчанами захоронен и мой отец. 165 детей погибших воинов только
с нашей Челябинской области посетили священные для каждого из нас
места. А всего, начиная с весны 2000 года, на местах боев побывало
свыше 500 моих земляков. Профинансировала эти поездки администрация
нашей области. Доброе и святое дело совершает наш губернатор П.И.
Сумин, единственный в России откликнувшийся на просьбы детей воинов,
погибших в годы войны. И тем более досадно и обидно за то, что фильм,
снятый при поддержке нашего губернатора, который мы так ждали, разочаровал
многих наших земляков.
На кинофоруме «Золотой Витязь», несущем свет и добро в души людей,
это был, пожалуй, единственный фильм инороден, словно бельмо в глазу.
Народная артистка России Екатерина Васильева, председатель жюри художественных
фильмов, на пресс-конференции, посвященной итогам кинофестиваля, высказывая
свое мнение об этой ленте, говорила о «Красном небе» профессионально
и убедительно как о фильме, неудавшемся авторам. При этом заметила,
что это единодушное мнение членов жюри. Николай Бурляев, президент
кинофорума, отвечая на вопрос, каким образом этот низкопробный фильм
попал на патриотический кинофестиваль, ответил: «К сожалению, я не
посмотрел его перед тем, как включили в программу. Иначе бы этого
не случилось».
Что это — творческая неудача, на которую имеет право каждый творческий
человек? Думается, создатели фильма, у которых вскружилась голова
после присуждения им Госпремии за «Барак», заведомо пошли по ложному,
антихудожественному пути, забыв, что правда искусства мстит за себя,
она не терпит халтуры и безответственности перед зрителем. Ни в содержании,
ни в выразительных средствах. Если это фильм только для создателей
— одно дело, если же фильм для народа — совершенно другое. Людям нужна
о войне не мелкотравчатая картина порочных страстей, а настоящая народная
драма. Как хорошо, что создатели ленты не поставили в титрах посвящение
60-летию Победы нашего народа в Отечественной войне. Иначе это было
бы глумлением над Историей, над великой и благословенной для нас Победой.