Весьма противоречивые чувства испытал я после того, 
            когда посмотрел на XIV Международном кинофоруме «Золотой Витязь» фильм 
            Валерия Огородникова «Красное небо. Черный снег». Откровенно признаться, 
            броское название подкупило меня. Я знал, что фильм посвящен труженикам 
            тыла Урала, внесшим весомый вклад в Победу. 
            В аннотации сказано: «Фильм о любви и роковой страсти. В центре отдельные 
            человеческие характеры, объединенные одним временем в единую судьбу 
            страны». Это время — суровые и жестокие годы Великой Отечественной, 
            герои фильма — труженики Урала, которые в глубоком тылу ковали для 
            страны Победу.
            Но ничего этого на экране мы не увидели. Вместо напряженных и героических 
            будней — дутое соревнование молодежных бригад, секс и хамство. Посмотрев 
            фильм, я не знал, как пройти мимо нашего земляка сценариста В. Петрова. 
            Моя коллега по перу, сотрудница журнала «Российская Федерация сегодня», 
            вообще не дождалась конца ленты и вышла из зала, объяснив: «Я должна 
            была написать рецензию на этот фильм, но смотреть такую муть — выше 
            моих сил». 
            В холле встретился с несколькими знакомыми, смотревшими картину. Среди 
            них — известный в Челябинске литературовед и критик, другой — выпускник 
            факультета кинематографии Киевского института театрального искусства, 
            третий — общественный деятель, четвертый — товарищ по литобъединению, 
            в последние годы пришедший к вере в Бога. Их мнения полностью совпали 
            с мнением московской журналистки. 
            Нас поразило то обстоятельство, что на экране нет ни одного положительного 
            образа, все какие-то мелкие, никчемные людишки. Что ж, во время войны 
            были и трусы, и предатели, и те, кто наживался на крови, страданиях 
            и слезах наших матерей. Вспомните известную повесть Валентина Распутина 
            «Живи и помни» о трагических судьбах дезертира и его невесты, пытавшейся 
            спасти своего суженого. Но против подлости и трусости человека восстает 
            даже природа: дезертир гибнет в быстрых водах бурной сибирской реки, 
            а вместе с ним гибнет и его ни в чем не повинная невеста. Горькая 
            народная драма. А вспомните стихотворение Евгения Евтушенко «На базаре 
            в Чистополе». Поэт воспроизводит картину базара тылового камского 
            городка, куда укатила от войны московская элита. Один толстосум, разжиревший 
            на бедах народных, скупил на рынке целую бочку меда — ту самую, возле 
            которой выстроилась огромная очередь страждущих приобрести хотя бы 
            пол-литровую баночку целебного меда, чтобы помочь излечить больного 
            младенца или дать возможность старушке попить чаю с душистым медком. 
            Стихотворение вызывает у читателей чувство злости и отвращения к толстосуму. 
            
            Какую же правду о войне стремились преподнести нам создатели фильма 
            «Красное небо. Черный снег»? Главные герои фильма — циники, подонки, 
            растлители душ человеческих. Бригадир комсомольско-молодежной бригады 
            Федор на поверку оказался ловкачом и трусом, ворует сам и заставляет 
            вытаскивать из карманов зевак продовольственные карточки. Влюбленная 
            в него девица после того, как переспала с Федором, с ведома последнего 
            ложится в постель коменданта, разумеется, за деньги или харчи. В фильме 
            показана сцена насилия, причем снятая не с чувством сострадания к 
            изнасилованной девушке, а с каким-то лихим кинематографическим смаком. 
            А сколько современных фраз, жаргонов вылетает из уст героев? 
            Действие происходит в глубоком тылу, в небольшом уральском городке 
            (съемки производились, как и предыдущего фильма «Барак», в горнозаводской 
            Сатке), где якобы делают танки. Да никогда в таких маленьких городишках 
            не производили танки — их создавали на таких гигантах, как ЧТЗ, Уралмаш, 
            в Нижнем Тагиле и Барнауле. И даже фамилия Зальцман, хорошо известная 
            каждому челябинскому труженику тыла, здесь неуместна. Директор завода 
            показан каким-то маленьким, вертлявым, запуганным, загнанным в пятый 
            угол. Ветеран Танкограда Василий Васильевич Гусев, удостоенный за 
            ударную работу в лихую годину ордена Ленина, рассказывал автору этих 
            строк о директоре ЧТЗ И.М.Зальцмане как о яркой, незаменимой в годы 
            войны личности, который дни и ночи пропадал в цехах. Он и с Председателем 
            ГКО разговаривал на дню не раз, и с простыми рабочими не гнушался 
            побеседовать по душам. Вот таким был Герой Социалистического Труда, 
            кавалер трех орденов Ленина Зальцман! Так зачем понадобилось создателям 
            ленты порочить его имя? Мне могут возразить: в фильме показан собирательный 
            образ директора, а не конкретная личность. Я был знаком с директором 
            Челябинского металлургического завода военной поры Я.И.Соколом. Удивительной 
            души человек! Такой же легендарной личностью был начальник строительства 
            ЧМЗ генерал-майор А.Н.Комаровский. Они отвечали не только за многотысячные 
            коллективы, а прежде всего — за судьбу страны, за ее оборону. Это 
            были личности государственного масштаба. Так откуда в фильме взялись 
            не личности, а серые тени, которые боялись полковника-коменданта больше, 
            чем Лаврентия Берия? Кстати, и Зальцман, и Сокол, и Комаровский имели 
            генеральские звания. Это их боялись тыловые коменданты, а не они их!
            Понимаю, любой художник имеет право взяться за любую тему, в том числе 
            показывать мир подонков и рвачей. В конце 60-х годов нашего земляка 
            талантливого прозаика Николая Воронова ретивые комсомольские вожаки 
            разносили с трибун конференций и пленумов за его правдивое изображение 
            войны в романе «Юность в Железнодольске». Сам магнитогорец, автор 
            показал войну такой, какой ее запомнил. Но в романе нет безысходности 
            и мрака, герои его, пройдя через все трудности и жизненные испытания, 
            не лишены светлых и прекрасных чувств. А в фильме «Красное небо» что 
            ни персонаж — то карикатура на личность. Есть два персонажа, которые 
            хоть как-то вызывают расположение к себе. Это — комендант, роль которого 
            исполнил артист Алексей Девотченко (жюри кинофорума отметило его работу 
            дипломом за лучшую главную мужскую роль, а диплом за лучшую женскую 
            роль оно присудило Елене Калининой, исполнившей роль подельницы Федора), 
            и девушка, в которую влюблен Федор. Она светла, таинственна, красива 
            душой. Жуликоватый Федор домогается ее расположения, да так ничего 
            не добивается. Правда, Федор жестоко мстит ей: написал донос, в котором 
            обвинил ее в преднамеренных действиях, в результате которых последовала 
            авария на заводе. Но эти персонажи второстепенные. 
            В фильме показан и нравственный спор, он происходит между Федором 
            и его любимой девушкой. Она, верующая, утверждает, что все в мире 
            от Бога, надо верить в него, а циничный Федор отрицает, дескать, никакого 
            Бога нет и верить ему не в кого. Так что же побеждает: вера или неверие, 
            добро или зло? Совершивший преступление Федор, пытаясь скрыться от 
            правосудия, убирает со своего пути коменданта, а тот, зная истинное 
            лицо злодея, ничего не предпринимает, чтобы задержать его. Какая-то 
            нелепая, совсем не мотивированная смерть. А дальше уже как в современном 
            боевике: Федор берет в качестве заложницы свою подельницу и угрожает 
            окружившим его товарищам по бригаде: если приблизятся к нему, он зарежет 
            ее. У парня, державшего его на прицеле, не хватило мужества совершить 
            выстрел. За него это спокойно сделал часовой, оказавшийся неподалеку 
            на вышке. Солдат исполнил свой долг и правильно сделал. Так завершилась 
            драматическая развязка.
            А финал фильма посвящен проводам членов молодежной бригады на фронт. 
            На экране — истеричный рев женщин, гул толпы, записанный стереофонически. 
            Наверное, так оно и было, когда провожали на фронт бойцов, в данном 
            случае добровольцев Уральского танкового корпуса. Только никогда не 
            поверю сцене, в которой показано, как комендант советует «провинившемуся» 
            рабочему написать заявление, что он идет на фронт добровольцем. «Если 
            не напишешь заявление, попадешь в штрафбат, напишешь — твоя семья 
            будет получать хоть какое-то пособие». Гуманизм коменданта на грани 
            кощунства! Люди старшего поколения прекрасно знают, что не штрафники 
            шли в Уральский добровольческий танковый корпус, а лучшие рабочие, 
            специалисты, механизаторы, труженики полей — люди с чистой совестью 
            и светлыми помыслами. Наш земляк поэт Михаил Львов, работавший в первые 
            годы войны на ударных стройках в Чебаркуле и Магнитке, рассказывал, 
            что он буквально убеждал, уговаривал, упрашивал первого секретаря 
            Челябинского обкома партии Н.С. Патоличева отпустить его добровольцем 
            на фронт. Молодежь военного поколения считала за честь с оружием в 
            руках защищать Отечество. Зачем в таком случае глумиться над этими 
            святыми чувствами? 
            Пишу эти строки, возможно, чересчур эмоционально, но ведь там, в горниле 
            сражений, зимой сорок второго погиб мой отец. Он ушел на фронт в первые 
            недели войны, когда мне было всего месяц от роду. Нынешней весной, 
            в дни всенародной скорби и празднования юбилея Победы, я побывал на 
            калужской земле, разыскал братскую могилу, в которой вместе со своими 
            однополчанами захоронен и мой отец. 165 детей погибших воинов только 
            с нашей Челябинской области посетили священные для каждого из нас 
            места. А всего, начиная с весны 2000 года, на местах боев побывало 
            свыше 500 моих земляков. Профинансировала эти поездки администрация 
            нашей области. Доброе и святое дело совершает наш губернатор П.И. 
            Сумин, единственный в России откликнувшийся на просьбы детей воинов, 
            погибших в годы войны. И тем более досадно и обидно за то, что фильм, 
            снятый при поддержке нашего губернатора, который мы так ждали, разочаровал 
            многих наших земляков. 
            На кинофоруме «Золотой Витязь», несущем свет и добро в души людей, 
            это был, пожалуй, единственный фильм инороден, словно бельмо в глазу. 
            Народная артистка России Екатерина Васильева, председатель жюри художественных 
            фильмов, на пресс-конференции, посвященной итогам кинофестиваля, высказывая 
            свое мнение об этой ленте, говорила о «Красном небе» профессионально 
            и убедительно как о фильме, неудавшемся авторам. При этом заметила, 
            что это единодушное мнение членов жюри. Николай Бурляев, президент 
            кинофорума, отвечая на вопрос, каким образом этот низкопробный фильм 
            попал на патриотический кинофестиваль, ответил: «К сожалению, я не 
            посмотрел его перед тем, как включили в программу. Иначе бы этого 
            не случилось». 
            Что это — творческая неудача, на которую имеет право каждый творческий 
            человек? Думается, создатели фильма, у которых вскружилась голова 
            после присуждения им Госпремии за «Барак», заведомо пошли по ложному, 
            антихудожественному пути, забыв, что правда искусства мстит за себя, 
            она не терпит халтуры и безответственности перед зрителем. Ни в содержании, 
            ни в выразительных средствах. Если это фильм только для создателей 
            — одно дело, если же фильм для народа — совершенно другое. Людям нужна 
            о войне не мелкотравчатая картина порочных страстей, а настоящая народная 
            драма. Как хорошо, что создатели ленты не поставили в титрах посвящение 
            60-летию Победы нашего народа в Отечественной войне. Иначе это было 
            бы глумлением над Историей, над великой и благословенной для нас Победой.