"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 81-82 (12697), суббота, 18 июня 2005 г.

 

ГЛУМЛЕНИЕ

Какую правду о войне показывает фильм «Красное небо»?

Весьма противоречивые чувства испытал я после того, когда посмотрел на XIV Международном кинофоруме «Золотой Витязь» фильм Валерия Огородникова «Красное небо. Черный снег». Откровенно признаться, броское название подкупило меня. Я знал, что фильм посвящен труженикам тыла Урала, внесшим весомый вклад в Победу.
В аннотации сказано: «Фильм о любви и роковой страсти. В центре отдельные человеческие характеры, объединенные одним временем в единую судьбу страны». Это время — суровые и жестокие годы Великой Отечественной, герои фильма — труженики Урала, которые в глубоком тылу ковали для страны Победу.
Но ничего этого на экране мы не увидели. Вместо напряженных и героических будней — дутое соревнование молодежных бригад, секс и хамство. Посмотрев фильм, я не знал, как пройти мимо нашего земляка сценариста В. Петрова. Моя коллега по перу, сотрудница журнала «Российская Федерация сегодня», вообще не дождалась конца ленты и вышла из зала, объяснив: «Я должна была написать рецензию на этот фильм, но смотреть такую муть — выше моих сил».
В холле встретился с несколькими знакомыми, смотревшими картину. Среди них — известный в Челябинске литературовед и критик, другой — выпускник факультета кинематографии Киевского института театрального искусства, третий — общественный деятель, четвертый — товарищ по литобъединению, в последние годы пришедший к вере в Бога. Их мнения полностью совпали с мнением московской журналистки.
Нас поразило то обстоятельство, что на экране нет ни одного положительного образа, все какие-то мелкие, никчемные людишки. Что ж, во время войны были и трусы, и предатели, и те, кто наживался на крови, страданиях и слезах наших матерей. Вспомните известную повесть Валентина Распутина «Живи и помни» о трагических судьбах дезертира и его невесты, пытавшейся спасти своего суженого. Но против подлости и трусости человека восстает даже природа: дезертир гибнет в быстрых водах бурной сибирской реки, а вместе с ним гибнет и его ни в чем не повинная невеста. Горькая народная драма. А вспомните стихотворение Евгения Евтушенко «На базаре в Чистополе». Поэт воспроизводит картину базара тылового камского городка, куда укатила от войны московская элита. Один толстосум, разжиревший на бедах народных, скупил на рынке целую бочку меда — ту самую, возле которой выстроилась огромная очередь страждущих приобрести хотя бы пол-литровую баночку целебного меда, чтобы помочь излечить больного младенца или дать возможность старушке попить чаю с душистым медком. Стихотворение вызывает у читателей чувство злости и отвращения к толстосуму.
Какую же правду о войне стремились преподнести нам создатели фильма «Красное небо. Черный снег»? Главные герои фильма — циники, подонки, растлители душ человеческих. Бригадир комсомольско-молодежной бригады Федор на поверку оказался ловкачом и трусом, ворует сам и заставляет вытаскивать из карманов зевак продовольственные карточки. Влюбленная в него девица после того, как переспала с Федором, с ведома последнего ложится в постель коменданта, разумеется, за деньги или харчи. В фильме показана сцена насилия, причем снятая не с чувством сострадания к изнасилованной девушке, а с каким-то лихим кинематографическим смаком. А сколько современных фраз, жаргонов вылетает из уст героев?
Действие происходит в глубоком тылу, в небольшом уральском городке (съемки производились, как и предыдущего фильма «Барак», в горнозаводской Сатке), где якобы делают танки. Да никогда в таких маленьких городишках не производили танки — их создавали на таких гигантах, как ЧТЗ, Уралмаш, в Нижнем Тагиле и Барнауле. И даже фамилия Зальцман, хорошо известная каждому челябинскому труженику тыла, здесь неуместна. Директор завода показан каким-то маленьким, вертлявым, запуганным, загнанным в пятый угол. Ветеран Танкограда Василий Васильевич Гусев, удостоенный за ударную работу в лихую годину ордена Ленина, рассказывал автору этих строк о директоре ЧТЗ И.М.Зальцмане как о яркой, незаменимой в годы войны личности, который дни и ночи пропадал в цехах. Он и с Председателем ГКО разговаривал на дню не раз, и с простыми рабочими не гнушался побеседовать по душам. Вот таким был Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина Зальцман! Так зачем понадобилось создателям ленты порочить его имя? Мне могут возразить: в фильме показан собирательный образ директора, а не конкретная личность. Я был знаком с директором Челябинского металлургического завода военной поры Я.И.Соколом. Удивительной души человек! Такой же легендарной личностью был начальник строительства ЧМЗ генерал-майор А.Н.Комаровский. Они отвечали не только за многотысячные коллективы, а прежде всего — за судьбу страны, за ее оборону. Это были личности государственного масштаба. Так откуда в фильме взялись не личности, а серые тени, которые боялись полковника-коменданта больше, чем Лаврентия Берия? Кстати, и Зальцман, и Сокол, и Комаровский имели генеральские звания. Это их боялись тыловые коменданты, а не они их!
Понимаю, любой художник имеет право взяться за любую тему, в том числе показывать мир подонков и рвачей. В конце 60-х годов нашего земляка талантливого прозаика Николая Воронова ретивые комсомольские вожаки разносили с трибун конференций и пленумов за его правдивое изображение войны в романе «Юность в Железнодольске». Сам магнитогорец, автор показал войну такой, какой ее запомнил. Но в романе нет безысходности и мрака, герои его, пройдя через все трудности и жизненные испытания, не лишены светлых и прекрасных чувств. А в фильме «Красное небо» что ни персонаж — то карикатура на личность. Есть два персонажа, которые хоть как-то вызывают расположение к себе. Это — комендант, роль которого исполнил артист Алексей Девотченко (жюри кинофорума отметило его работу дипломом за лучшую главную мужскую роль, а диплом за лучшую женскую роль оно присудило Елене Калининой, исполнившей роль подельницы Федора), и девушка, в которую влюблен Федор. Она светла, таинственна, красива душой. Жуликоватый Федор домогается ее расположения, да так ничего не добивается. Правда, Федор жестоко мстит ей: написал донос, в котором обвинил ее в преднамеренных действиях, в результате которых последовала авария на заводе. Но эти персонажи второстепенные.
В фильме показан и нравственный спор, он происходит между Федором и его любимой девушкой. Она, верующая, утверждает, что все в мире от Бога, надо верить в него, а циничный Федор отрицает, дескать, никакого Бога нет и верить ему не в кого. Так что же побеждает: вера или неверие, добро или зло? Совершивший преступление Федор, пытаясь скрыться от правосудия, убирает со своего пути коменданта, а тот, зная истинное лицо злодея, ничего не предпринимает, чтобы задержать его. Какая-то нелепая, совсем не мотивированная смерть. А дальше уже как в современном боевике: Федор берет в качестве заложницы свою подельницу и угрожает окружившим его товарищам по бригаде: если приблизятся к нему, он зарежет ее. У парня, державшего его на прицеле, не хватило мужества совершить выстрел. За него это спокойно сделал часовой, оказавшийся неподалеку на вышке. Солдат исполнил свой долг и правильно сделал. Так завершилась драматическая развязка.
А финал фильма посвящен проводам членов молодежной бригады на фронт. На экране — истеричный рев женщин, гул толпы, записанный стереофонически. Наверное, так оно и было, когда провожали на фронт бойцов, в данном случае добровольцев Уральского танкового корпуса. Только никогда не поверю сцене, в которой показано, как комендант советует «провинившемуся» рабочему написать заявление, что он идет на фронт добровольцем. «Если не напишешь заявление, попадешь в штрафбат, напишешь — твоя семья будет получать хоть какое-то пособие». Гуманизм коменданта на грани кощунства! Люди старшего поколения прекрасно знают, что не штрафники шли в Уральский добровольческий танковый корпус, а лучшие рабочие, специалисты, механизаторы, труженики полей — люди с чистой совестью и светлыми помыслами. Наш земляк поэт Михаил Львов, работавший в первые годы войны на ударных стройках в Чебаркуле и Магнитке, рассказывал, что он буквально убеждал, уговаривал, упрашивал первого секретаря Челябинского обкома партии Н.С. Патоличева отпустить его добровольцем на фронт. Молодежь военного поколения считала за честь с оружием в руках защищать Отечество. Зачем в таком случае глумиться над этими святыми чувствами?
Пишу эти строки, возможно, чересчур эмоционально, но ведь там, в горниле сражений, зимой сорок второго погиб мой отец. Он ушел на фронт в первые недели войны, когда мне было всего месяц от роду. Нынешней весной, в дни всенародной скорби и празднования юбилея Победы, я побывал на калужской земле, разыскал братскую могилу, в которой вместе со своими однополчанами захоронен и мой отец. 165 детей погибших воинов только с нашей Челябинской области посетили священные для каждого из нас места. А всего, начиная с весны 2000 года, на местах боев побывало свыше 500 моих земляков. Профинансировала эти поездки администрация нашей области. Доброе и святое дело совершает наш губернатор П.И. Сумин, единственный в России откликнувшийся на просьбы детей воинов, погибших в годы войны. И тем более досадно и обидно за то, что фильм, снятый при поддержке нашего губернатора, который мы так ждали, разочаровал многих наших земляков.
На кинофоруме «Золотой Витязь», несущем свет и добро в души людей, это был, пожалуй, единственный фильм инороден, словно бельмо в глазу. Народная артистка России Екатерина Васильева, председатель жюри художественных фильмов, на пресс-конференции, посвященной итогам кинофестиваля, высказывая свое мнение об этой ленте, говорила о «Красном небе» профессионально и убедительно как о фильме, неудавшемся авторам. При этом заметила, что это единодушное мнение членов жюри. Николай Бурляев, президент кинофорума, отвечая на вопрос, каким образом этот низкопробный фильм попал на патриотический кинофестиваль, ответил: «К сожалению, я не посмотрел его перед тем, как включили в программу. Иначе бы этого не случилось».
Что это — творческая неудача, на которую имеет право каждый творческий человек? Думается, создатели фильма, у которых вскружилась голова после присуждения им Госпремии за «Барак», заведомо пошли по ложному, антихудожественному пути, забыв, что правда искусства мстит за себя, она не терпит халтуры и безответственности перед зрителем. Ни в содержании, ни в выразительных средствах. Если это фильм только для создателей — одно дело, если же фильм для народа — совершенно другое. Людям нужна о войне не мелкотравчатая картина порочных страстей, а настоящая народная драма. Как хорошо, что создатели ленты не поставили в титрах посвящение 60-летию Победы нашего народа в Отечественной войне. Иначе это было бы глумлением над Историей, над великой и благословенной для нас Победой.

 


Анатолий БЕЛОЗЁРЦЕВ.
Челябинск.


В оглавление номера