"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 81-82 (12697), суббота, 18 июня 2005 г.

 

ЕВРОРАСТЕРЯННОСТЬ

Встреча в верхах ЕС не смогла преодолеть кризис

Европа, особенно Западная, чешет затылок. Не совсем понятно, как и куда идти дальше. Еще недавно все было достаточно определенно и победоносно: экономика процветает, евро укрепляется, ЕС расширяется и объединяется, демократия и права человека торжествуют, обыватель доволен своей судьбой, а предприниматели — прибылями.
Но все испортили злокозненные французы. Они — вечные смутьяны. То революции устраивают, то Наполеона на Европу насылают, то референдум проваливают. Мало того что сами против единой Европы выступили, да еще и голландцев в смущение ввели. А дальше наружу стали вылезать доселе скрываемые сомнения по поводу расширения ЕС и в других странах «старой Европы». Начали чесать в затылке в Швеции, Дании, Ирландии, засомневались даже в благополучнейшем Люксембурге.
Вот на таком неопределенном фоне 16—17 июня в Брюсселе проходила встреча в верхах стран — членов Евросоюза. По общим оценкам, Европа стоит перед самым крупным кризисом за 50 лет, с начала своего объединения. Были кризисы и раньше, но помельче, по каким-то частным поводам. А нынешний кризис — стратегический: непонятно, куда вообще дальше идти. Конституция, выработанная с такими муками, с такими немыслимыми компромиссами, фактически провалена. То есть видение общей Европы, создававшееся «лучшими умами» континента в течение многих лет, отвергнуто народными массами. Теперь принятие бюджета (а это главная несущая конструкция единой Европы) на грядущие шесть лет оказалось под большим сомнением. Так что встреча в верхах, того и гляди, может закончиться большим фиаско, когда придется разойтись, ни о чем не договорившись.
В этих условиях даже те лидеры, которые настойчиво ратовали за продавливание евроконституции, сейчас засомневались. Это не в России, где верховная власть крутит обществом, как хочет, за счет фальсификации всех и всяческих выборов. В Европе за неверную политику можно быстро поплатиться карьерой. Поэтому президент Ширак, активно поддерживавший конституцию, ныне высказал сомнения в отношении перспектив дальнейшего рассмотрения конституции и расширения Евросоюза. В нынешних условиях оно немыслимо.
Голландские лидеры, ранее горой стоявшие за основной закон Европы, тоже начали выступать с речами о необходимости сосредоточиться на национальных проблемах, а общие, мол, подождут. Руководители Дании заявили, что нельзя делать вид, будто ничего не произошло, и решили свой референдум, назначенный на сентябрь, отодвинуть на неопределенное время. Речи на тему, что надобно заниматься конкретными вещами — безопасностью ЕС, терроризмом, наркотрафиком, а не конституцией, произносит и английский премьер Блэр. Он с июля должен председательствовать в ЕС. Блэру, по идее, положено было бы вытягивать Европу из кризиса, но ощущение такое, что он предпочел бы загнать весь этот вопрос поглубже в тупик.
В конечном счете было принято решение о фактическом замораживании процесса принятия конституции. Формально этот процесс не остановлен. Но отменены сроки его завершения (ноябрь 2006 года), а проводить или не проводить референдумы оставлено на усмотрение соответствующих стран. Чехия и Дания уже объявили о переносе референдумов. Ранее это сделала Англия. Да и Польша, которая рьяно агитировала в Брюсселе за продолжение референдумов, заявила, что пойдет теперь на это, если только будет соответствующее решение ЕС. Поскольку такого решения нет, то и она будет думать...
Конечно, признавать поражение евролидерам крайне неохота. Особенно многочисленной брюссельской бюрократии, ибо под угрозу утраты доходов попадают уже не какие-то польские или литовские крестьяне, а они сами — с их очень неслабыми зарплатами. Поэтому верхушка Евросоюза упорно пытается делать хорошую мину при плохой игре, утверждая, что расширение все же продолжается, что сроки принятия Болгарии и Румынии будут выдерживаться, и переговоры с Турцией тоже состоятся.
Во всех комментариях ныне популярно слово «пауза». Мол, поживем — увидим. Как использовать эту паузу? Об этом напряженно думают в Брюсселе. Все еще надеются, что в конце концов каким-то чудом удастся спасти евроконституцию. Правда, надежд на это мало. Открывать новые переговоры для переработки ее текста, как признали участники саммита ЕС, не имеет смысла, поскольку перспектива договориться — минимальная.
Однако в конституции есть много положений, призванных улучшить управляемость Евросоюзом. Против этого простой люд вряд ли будет возражать. Значит, надо вытащить эти положения из текста проваленной конституции и затвердить их без проведения новых всенародных опросов. Конкретно речь о том, чтобы все же создать единое министерство иностранных дел ЕС и назначить евроминистра, продлить срок председательства в ЕС с нынешних 6 месяцев до 2-х лет, сократить число еврокомиссаров, зафиксировать обязательство об оказании взаимной помощи в случае терактов, катастроф и т.п. А там будет видно, куда кривая вывезет.
Но кривая может вывезти и не туда, куда хочется. В пятницу, 17 июня на встрече в верхах рассматривался не менее сложный вопрос, чем конституция, а именно бюджет Евросоюза на шесть лет. Предварительные консультации будущего (с июля, на полгода) председателя ЕС Т.Блэра в Германии и Франции показали наличие глубоких разногласий. В условиях экономического спада в Европе многие настаивают на том, чтобы Англия отказалась от привилегии получать обратно до 2/3 своего вклада в евробюджет. А это, худо-бедно, около 5 миллиардов евро.
Эту привилегию вытребовала в 1984 году тогдашняя премьер-министр М.Тэтчер, ссылаясь на тяжелое экономическое положение Англии и в обмен на отказ от получения субсидий на сельское хозяйство (которые получают другие члены ЕС). Сейчас английская экономика находится в лучшем состоянии, чем у большинства других членов ЕС, и они не видят необходимости сохранять за Англией особые льготы. Однако Блэр категорически отказывается обсуждать эту тему и тыкает пальцем в сторону соседей-французов, которые получают львиную долю сельхозсубсидий из бюджета ЕС. Между Англией и Францией идет препирательство на этот счет. Дело дошло до того, что после визита Блэра в Париж он провел там заключительную пресс-конференцию в одиночку, без президента Франции Ширака. Скандал, да и только.
Дело еще и в том, что практически всю доходную часть бюджета ЕС формируют шесть стран, прежде всего ФРГ. Евробюрократия потребовала запланировать расходную часть бюджета в размере 1,025 миллиардов евро, чтобы удовлетворить аппетиты прихлебателей из Восточной Европы. А страны — доноры считают, что они не должны платить больше 1% их ВВП. То есть бюджет Евросоюза не может превысить 815 миллионов евро. Разница — почти 20%. Конечно, Германия могла бы для предотвращения кризиса выплатить разницу. Но положение канцлера Шредера перед всеобщими выборами в сентябре и без того незавидное. Он не очень хотел бы захочет усугубить его взваливанием на немцев дополнительных тягот на содержание «старой» и особенно «новой» Европы.
Решение по бюджету будет приниматься в Брюсселе в пятницу поздно вечером.

 

 


А.САФАРИН.


В оглавление номера