Европа, особенно Западная, чешет затылок. Не совсем 
            понятно, как и куда идти дальше. Еще недавно все было достаточно определенно 
            и победоносно: экономика процветает, евро укрепляется, ЕС расширяется 
            и объединяется, демократия и права человека торжествуют, обыватель 
            доволен своей судьбой, а предприниматели — прибылями. 
            Но все испортили злокозненные французы. Они — вечные смутьяны. То 
            революции устраивают, то Наполеона на Европу насылают, то референдум 
            проваливают. Мало того что сами против единой Европы выступили, да 
            еще и голландцев в смущение ввели. А дальше наружу стали вылезать 
            доселе скрываемые сомнения по поводу расширения ЕС и в других странах 
            «старой Европы». Начали чесать в затылке в Швеции, Дании, Ирландии, 
            засомневались даже в благополучнейшем Люксембурге.
            Вот на таком неопределенном фоне 16—17 июня в Брюсселе проходила встреча 
            в верхах стран — членов Евросоюза. По общим оценкам, Европа стоит 
            перед самым крупным кризисом за 50 лет, с начала своего объединения. 
            Были кризисы и раньше, но помельче, по каким-то частным поводам. А 
            нынешний кризис — стратегический: непонятно, куда вообще дальше идти. 
            Конституция, выработанная с такими муками, с такими немыслимыми компромиссами, 
            фактически провалена. То есть видение общей Европы, создававшееся 
            «лучшими умами» континента в течение многих лет, отвергнуто народными 
            массами. Теперь принятие бюджета (а это главная несущая конструкция 
            единой Европы) на грядущие шесть лет оказалось под большим сомнением. 
            Так что встреча в верхах, того и гляди, может закончиться большим 
            фиаско, когда придется разойтись, ни о чем не договорившись. 
            В этих условиях даже те лидеры, которые настойчиво ратовали за продавливание 
            евроконституции, сейчас засомневались. Это не в России, где верховная 
            власть крутит обществом, как хочет, за счет фальсификации всех и всяческих 
            выборов. В Европе за неверную политику можно быстро поплатиться карьерой. 
            Поэтому президент Ширак, активно поддерживавший конституцию, ныне 
            высказал сомнения в отношении перспектив дальнейшего рассмотрения 
            конституции и расширения Евросоюза. В нынешних условиях оно немыслимо. 
            
            Голландские лидеры, ранее горой стоявшие за основной закон Европы, 
            тоже начали выступать с речами о необходимости сосредоточиться на 
            национальных проблемах, а общие, мол, подождут. Руководители Дании 
            заявили, что нельзя делать вид, будто ничего не произошло, и решили 
            свой референдум, назначенный на сентябрь, отодвинуть на неопределенное 
            время. Речи на тему, что надобно заниматься конкретными вещами — безопасностью 
            ЕС, терроризмом, наркотрафиком, а не конституцией, произносит и английский 
            премьер Блэр. Он с июля должен председательствовать в ЕС. Блэру, по 
            идее, положено было бы вытягивать Европу из кризиса, но ощущение такое, 
            что он предпочел бы загнать весь этот вопрос поглубже в тупик. 
            В конечном счете было принято решение о фактическом замораживании 
            процесса принятия конституции. Формально этот процесс не остановлен. 
            Но отменены сроки его завершения (ноябрь 2006 года), а проводить или 
            не проводить референдумы оставлено на усмотрение соответствующих стран. 
            Чехия и Дания уже объявили о переносе референдумов. Ранее это сделала 
            Англия. Да и Польша, которая рьяно агитировала в Брюсселе за продолжение 
            референдумов, заявила, что пойдет теперь на это, если только будет 
            соответствующее решение ЕС. Поскольку такого решения нет, то и она 
            будет думать...
            Конечно, признавать поражение евролидерам крайне неохота. Особенно 
            многочисленной брюссельской бюрократии, ибо под угрозу утраты доходов 
            попадают уже не какие-то польские или литовские крестьяне, а они сами 
            — с их очень неслабыми зарплатами. Поэтому верхушка Евросоюза упорно 
            пытается делать хорошую мину при плохой игре, утверждая, что расширение 
            все же продолжается, что сроки принятия Болгарии и Румынии будут выдерживаться, 
            и переговоры с Турцией тоже состоятся.
            Во всех комментариях ныне популярно слово «пауза». Мол, поживем — 
            увидим. Как использовать эту паузу? Об этом напряженно думают в Брюсселе. 
            Все еще надеются, что в конце концов каким-то чудом удастся спасти 
            евроконституцию. Правда, надежд на это мало. Открывать новые переговоры 
            для переработки ее текста, как признали участники саммита ЕС, не имеет 
            смысла, поскольку перспектива договориться — минимальная.
            Однако в конституции есть много положений, призванных улучшить управляемость 
            Евросоюзом. Против этого простой люд вряд ли будет возражать. Значит, 
            надо вытащить эти положения из текста проваленной конституции и затвердить 
            их без проведения новых всенародных опросов. Конкретно речь о том, 
            чтобы все же создать единое министерство иностранных дел ЕС и назначить 
            евроминистра, продлить срок председательства в ЕС с нынешних 6 месяцев 
            до 2-х лет, сократить число еврокомиссаров, зафиксировать обязательство 
            об оказании взаимной помощи в случае терактов, катастроф и т.п. А 
            там будет видно, куда кривая вывезет. 
            Но кривая может вывезти и не туда, куда хочется. В пятницу, 17 июня 
            на встрече в верхах рассматривался не менее сложный вопрос, чем конституция, 
            а именно бюджет Евросоюза на шесть лет. Предварительные консультации 
            будущего (с июля, на полгода) председателя ЕС Т.Блэра в Германии и 
            Франции показали наличие глубоких разногласий. В условиях экономического 
            спада в Европе многие настаивают на том, чтобы Англия отказалась от 
            привилегии получать обратно до 2/3 своего вклада в евробюджет. А это, 
            худо-бедно, около 5 миллиардов евро. 
            Эту привилегию вытребовала в 1984 году тогдашняя премьер-министр М.Тэтчер, 
            ссылаясь на тяжелое экономическое положение Англии и в обмен на отказ 
            от получения субсидий на сельское хозяйство (которые получают другие 
            члены ЕС). Сейчас английская экономика находится в лучшем состоянии, 
            чем у большинства других членов ЕС, и они не видят необходимости сохранять 
            за Англией особые льготы. Однако Блэр категорически отказывается обсуждать 
            эту тему и тыкает пальцем в сторону соседей-французов, которые получают 
            львиную долю сельхозсубсидий из бюджета ЕС. Между Англией и Францией 
            идет препирательство на этот счет. Дело дошло до того, что после визита 
            Блэра в Париж он провел там заключительную пресс-конференцию в одиночку, 
            без президента Франции Ширака. Скандал, да и только.
            Дело еще и в том, что практически всю доходную часть бюджета ЕС формируют 
            шесть стран, прежде всего ФРГ. Евробюрократия потребовала запланировать 
            расходную часть бюджета в размере 1,025 миллиардов евро, чтобы удовлетворить 
            аппетиты прихлебателей из Восточной Европы. А страны — доноры считают, 
            что они не должны платить больше 1% их ВВП. То есть бюджет Евросоюза 
            не может превысить 815 миллионов евро. Разница — почти 20%. Конечно, 
            Германия могла бы для предотвращения кризиса выплатить разницу. Но 
            положение канцлера Шредера перед всеобщими выборами в сентябре и без 
            того незавидное. Он не очень хотел бы захочет усугубить его взваливанием 
            на немцев дополнительных тягот на содержание «старой» и особенно «новой» 
            Европы. 
            Решение по бюджету будет приниматься в Брюсселе в пятницу поздно вечером.