Художественному
руководителю Государственного академического Малого театра, народному
артисту СССР Юрию СОЛОМИНУ сегодня исполняется 70 лет. И, конечно,
любимый миллионами актер принимает в эти дни множество поздравлений,
среди которых — искренние поздравления читателей «Советской России».
Но как убедился накануне наш корреспондент, настроение у Юрия Мефодьевича
вовсе непраздничное.
— Никаких юбилейных торжеств, — сказал он, — проводить не собираюсь.
Театр наш находится на гастролях в Нижнем Новгороде, новый сезон откроем
в Санкт-Петербурге. Где-нибудь в начале ноября думаю сыграть на родной
сцене спектакль «Таинственный ящик», которому отдал очень много сил.
Пусть будет в честь юбилея. А сейчас не до этого. Тем более очень
неприятный сюрприз только что получил. Эдакий своеобразный «подарок»
к своему юбилейному дню от так называемой Роскультуры — Федерального
агентства по культуре и кинематографии.
Юрий Мефодьевич пояснил далее, о чем идет речь, и попросил опубликовать
это как свидетельство своей большой сегодняшней боли.
— Двенадцать лет назад меня удостоили чести стать президентом Международной
ассоциации русских театров («МАРТ»). Создание этой общественной организации
было продиктовано жизнью. Ведь вместе с разрушением единой великой
страны мы лишились единого театрального пространства, которое на протяжении
многих десятилетий представлял собой многонациональный советский театр
и в котором существовали многочисленные русские театры союзных республик.
После развала Советского Союза они оказались за рубежом и с массой
трудных проблем. Ведь только в Казахстане около пятнадцати русских
театров. Есть они и на Украине, в Грузии, Армении — да во всех республиках
СНГ и Прибалтики. Возникла потребность сообща решать некоторые проблемы.
Необходимость постоянного творческого общения испытывают и русские
театры, находящиеся в национальных республиках Российской Федерации:
в Казани, Улан-Удэ, Йошкар-Оле и т.д.
Вот для творческой поддержки всех этих коллективов и создавалась наша
ассоциация. Мы старались как могли. Проводили фестивали русских театров,
встречи их руководителей, другие мероприятия, направленные на укрепление
и развитие творческих контактов. Сначала центр ассоциации был в Йошкар-Оле.
Затем по ряду причин перенесли его в Москву. Но характерно вот что:
за все эти годы, как ни странно, мы не получили никакой поддержки
со стороны Министерства культуры, а теперь — Федерального агентства,
руководимого Швыдким.
Почему? Как объяснить такое? По-моему, объяснить можно лишь одним:
полным пренебрежением к делу, которым мы занимались, и к русским театрам,
о которых идет речь. Значит, не для всех в руководстве нашей культурой
они интересны и важны.
И вот теперь — этот факт, который не просто взволновал, а буквально
потряс меня. Послушайте, какую бумагу получил я в ответ на свои обращения
с просьбой материально помочь нам собрать руководителей русских театров,
чтобы я мог отчитаться перед ними и чтобы вместе мы обсудили ряд крайне
наболевших проблем. Обратите внимание: речь даже не о проведении фестиваля.
Хотя я знаю, несколько фестивалей, возникших уже после нас, получают
помощь и поддержку. Ну а нам — другое:
«Уважаемые коллеги! В связи с вашей заявкой на включение в план мероприятий
Роскультуры 2005 года конференции руководителей русских театров России
и ближнего зарубежья на тему «Сохранение и развитие русской театральной
школы, взаимообмен театральных культур», которую Ассоциация русских
театров Российской Федерации планирует провести в сентябре, управление
современного искусства сообщает следующее.
В настоящее время Роскультура проводит работу по рассмотрению творческих
проектов, заявленных на включение в план 2006 года. Последний срок
приема заявок — 1 июня 2005 года. Что касается плана деятельности
в 2005 году, то он находится в стадии активной реализации. Все лимиты
финансовых средств распределены по плановым мероприятиям. Соответственно
рассматривать вашу заявку не представляется возможным.
С уважением и наилучшими пожеланиями искренне Ваш — заместитель начальника
управления современного искусства А.Б.Волков».
Что могу сказать по этому поводу? Типичная отписка! Заявку мы подали
давно, несколько месяцев назад. На 2005 год. В апреле я лично обратился
в эту инстанцию второй раз, поскольку нет у меня возможности на свои
деньги привезти людей в Москву и обеспечить здесь их проживание, а
они тоже возможности такой не имеют.
Поймите, мне надоели эти формальные отписки. Надоело ходить по кабинетам
с протянутой рукой, что я делал уже не раз. Меня вынуждают отказаться
от руководства ассоциацией, хотя я понимаю всю важность дела, во имя
которого она была создана.
Может быть, Министерство культуры возьмет русские театры под свою
опеку, используя все наши материалы и наработки? Или Союз театральных
деятелей? Не знаю, найдется ли в конце концов кто-то из руководителей,
кому судьба этих театров не безразлична. Ведь они — носители русской
культуры во многих регионах России и в республиках ближнего зарубежья.
А кто же будет заботиться о русской культуре, о ее традициях, о ее
сегодняшнем и завтраш-
нем дне?
Положение на сегодня с деньгами в нашей стране меня удивляет и удручает.
Говорят, у государства есть большой стабилизационный фонд. Говорят,
деньги где-то лежат под какие-то проценты на какой-то особый случай.
Но что за «особый случай» имеется в виду? Наверное, трудное состояние
многих наших театров особенной заботы для государства не представляет,
так же как и трудное состояние образования, науки, армии. Во всяком
случае, реформы, которые здесь проводят сейчас, по моим наблюдениям,
оборачиваются зачастую не к лучшему, а к худшему.
Вот и реформа театра, нависшая над нами, воспринимается как серьезная
угроза. Может быть разрушена театральная система, которой мы по праву
гордились и которой завидовали наши коллеги за рубежом. Во главу угла
ставится не искусство, а деньги, прибыль. Но ведь искусство и бизнес
далеко не всегда совместимы! Да, надо думать о финансовых сборах в
театре, о содержании театрального здания, но без поддержки государства
настоящей культуре трудно выживать. И что будет, если государство
окончательно на произвол судьбы бросит театры, особенно в регионах
— так называемые провинциальные?
В любом городе, каким бы провинциальным и небольшим он ни был, театр
всегда находится в центре, олицетворяя значение, которое ему придавалось,
и уважение, которым был окружен. А теперь представьте, посчитают где-то
наверху и скажут: мол, невыгоден. И устроят в театральном здании какой-нибудь
развлекательный центр. Ну и что будет? У нас уже сколько замечательных
клубов и дворцов культуры отдано за последние годы под казино и прочие
коммерческие заведения, ничего общего с культурой не имеющие! Они
не воспитывают людей, как традиционный русский театр и не развивают
их эстетически, — наоборот, разлагают и растлевают.
Вот о чем душа болит.
Когда-то, в нелегкое время для Малого театра, который в будущем году
отметит свое 250-летие, Александр Николаевич Островский воскликнул:
«Господи, когда же кончится издевательство над русским драматическим
театром?»
Право, и мне сегодня хочется так воскликнуть, думая о нашем российском
театре в целом и о реформе, которая угрожает ему. Всевозможных издевательств
в нынешней нашей жизни, увы, хватает. Не станет ли эта реформа очередным
издевательством, причем весьма болезненным не только собственно для
театра, но и для всей страны по имени Россия?