Художественному 
            руководителю Государственного академического Малого театра, народному 
            артисту СССР Юрию СОЛОМИНУ сегодня исполняется 70 лет. И, конечно, 
            любимый миллионами актер принимает в эти дни множество поздравлений, 
            среди которых — искренние поздравления читателей «Советской России». 
            Но как убедился накануне наш корреспондент, настроение у Юрия Мефодьевича 
            вовсе непраздничное.
            — Никаких юбилейных торжеств, — сказал он, — проводить не собираюсь. 
            Театр наш находится на гастролях в Нижнем Новгороде, новый сезон откроем 
            в Санкт-Петербурге. Где-нибудь в начале ноября думаю сыграть на родной 
            сцене спектакль «Таинственный ящик», которому отдал очень много сил. 
            Пусть будет в честь юбилея. А сейчас не до этого. Тем более очень 
            неприятный сюрприз только что получил. Эдакий своеобразный «подарок» 
            к своему юбилейному дню от так называемой Роскультуры — Федерального 
            агентства по культуре и кинематографии.
            Юрий Мефодьевич пояснил далее, о чем идет речь, и попросил опубликовать 
            это как свидетельство своей большой сегодняшней боли.
            
            — Двенадцать лет назад меня удостоили чести стать президентом Международной 
            ассоциации русских театров («МАРТ»). Создание этой общественной организации 
            было продиктовано жизнью. Ведь вместе с разрушением единой великой 
            страны мы лишились единого театрального пространства, которое на протяжении 
            многих десятилетий представлял собой многонациональный советский театр 
            и в котором существовали многочисленные русские театры союзных республик.
            После развала Советского Союза они оказались за рубежом и с массой 
            трудных проблем. Ведь только в Казахстане около пятнадцати русских 
            театров. Есть они и на Украине, в Грузии, Армении — да во всех республиках 
            СНГ и Прибалтики. Возникла потребность сообща решать некоторые проблемы. 
            Необходимость постоянного творческого общения испытывают и русские 
            театры, находящиеся в национальных республиках Российской Федерации: 
            в Казани, Улан-Удэ, Йошкар-Оле и т.д.
            Вот для творческой поддержки всех этих коллективов и создавалась наша 
            ассоциация. Мы старались как могли. Проводили фестивали русских театров, 
            встречи их руководителей, другие мероприятия, направленные на укрепление 
            и развитие творческих контактов. Сначала центр ассоциации был в Йошкар-Оле. 
            Затем по ряду причин перенесли его в Москву. Но характерно вот что: 
            за все эти годы, как ни странно, мы не получили никакой поддержки 
            со стороны Министерства культуры, а теперь — Федерального агентства, 
            руководимого Швыдким.
            Почему? Как объяснить такое? По-моему, объяснить можно лишь одним: 
            полным пренебрежением к делу, которым мы занимались, и к русским театрам, 
            о которых идет речь. Значит, не для всех в руководстве нашей культурой 
            они интересны и важны.
            И вот теперь — этот факт, который не просто взволновал, а буквально 
            потряс меня. Послушайте, какую бумагу получил я в ответ на свои обращения 
            с просьбой материально помочь нам собрать руководителей русских театров, 
            чтобы я мог отчитаться перед ними и чтобы вместе мы обсудили ряд крайне 
            наболевших проблем. Обратите внимание: речь даже не о проведении фестиваля. 
            Хотя я знаю, несколько фестивалей, возникших уже после нас, получают 
            помощь и поддержку. Ну а нам — другое:
            «Уважаемые коллеги! В связи с вашей заявкой на включение в план мероприятий 
            Роскультуры 2005 года конференции руководителей русских театров России 
            и ближнего зарубежья на тему «Сохранение и развитие русской театральной 
            школы, взаимообмен театральных культур», которую Ассоциация русских 
            театров Российской Федерации планирует провести в сентябре, управление 
            современного искусства сообщает следующее.
            В настоящее время Роскультура проводит работу по рассмотрению творческих 
            проектов, заявленных на включение в план 2006 года. Последний срок 
            приема заявок — 1 июня 2005 года. Что касается плана деятельности 
            в 2005 году, то он находится в стадии активной реализации. Все лимиты 
            финансовых средств распределены по плановым мероприятиям. Соответственно 
            рассматривать вашу заявку не представляется возможным.
            С уважением и наилучшими пожеланиями искренне Ваш — заместитель начальника 
            управления современного искусства А.Б.Волков».
            Что могу сказать по этому поводу? Типичная отписка! Заявку мы подали 
            давно, несколько месяцев назад. На 2005 год. В апреле я лично обратился 
            в эту инстанцию второй раз, поскольку нет у меня возможности на свои 
            деньги привезти людей в Москву и обеспечить здесь их проживание, а 
            они тоже возможности такой не имеют.
            Поймите, мне надоели эти формальные отписки. Надоело ходить по кабинетам 
            с протянутой рукой, что я делал уже не раз. Меня вынуждают отказаться 
            от руководства ассоциацией, хотя я понимаю всю важность дела, во имя 
            которого она была создана.
            Может быть, Министерство культуры возьмет русские театры под свою 
            опеку, используя все наши материалы и наработки? Или Союз театральных 
            деятелей? Не знаю, найдется ли в конце концов кто-то из руководителей, 
            кому судьба этих театров не безразлична. Ведь они — носители русской 
            культуры во многих регионах России и в республиках ближнего зарубежья. 
            А кто же будет заботиться о русской культуре, о ее традициях, о ее 
            сегодняшнем и завтраш-
            нем дне?
            Положение на сегодня с деньгами в нашей стране меня удивляет и удручает. 
            Говорят, у государства есть большой стабилизационный фонд. Говорят, 
            деньги где-то лежат под какие-то проценты на какой-то особый случай. 
            Но что за «особый случай» имеется в виду? Наверное, трудное состояние 
            многих наших театров особенной заботы для государства не представляет, 
            так же как и трудное состояние образования, науки, армии. Во всяком 
            случае, реформы, которые здесь проводят сейчас, по моим наблюдениям, 
            оборачиваются зачастую не к лучшему, а к худшему.
            Вот и реформа театра, нависшая над нами, воспринимается как серьезная 
            угроза. Может быть разрушена театральная система, которой мы по праву 
            гордились и которой завидовали наши коллеги за рубежом. Во главу угла 
            ставится не искусство, а деньги, прибыль. Но ведь искусство и бизнес 
            далеко не всегда совместимы! Да, надо думать о финансовых сборах в 
            театре, о содержании театрального здания, но без поддержки государства 
            настоящей культуре трудно выживать. И что будет, если государство 
            окончательно на произвол судьбы бросит театры, особенно в регионах 
            — так называемые провинциальные?
            В любом городе, каким бы провинциальным и небольшим он ни был, театр 
            всегда находится в центре, олицетворяя значение, которое ему придавалось, 
            и уважение, которым был окружен. А теперь представьте, посчитают где-то 
            наверху и скажут: мол, невыгоден. И устроят в театральном здании какой-нибудь 
            развлекательный центр. Ну и что будет? У нас уже сколько замечательных 
            клубов и дворцов культуры отдано за последние годы под казино и прочие 
            коммерческие заведения, ничего общего с культурой не имеющие! Они 
            не воспитывают людей, как традиционный русский театр и не развивают 
            их эстетически, — наоборот, разлагают и растлевают.
            Вот о чем душа болит.
            Когда-то, в нелегкое время для Малого театра, который в будущем году 
            отметит свое 250-летие, Александр Николаевич Островский воскликнул: 
            «Господи, когда же кончится издевательство над русским драматическим 
            театром?»
            Право, и мне сегодня хочется так воскликнуть, думая о нашем российском 
            театре в целом и о реформе, которая угрожает ему. Всевозможных издевательств 
            в нынешней нашей жизни, увы, хватает. Не станет ли эта реформа очередным 
            издевательством, причем весьма болезненным не только собственно для 
            театра, но и для всей страны по имени Россия?