"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 83 (12698), вторник, 21 июня 2005 г.

 

ДАВОС на АВОСЬ

Что скрывается за фасадом Петербургского форума?

В Северной столице с 14 по 16 июня проходил 9-й Петербургский международный экономический форум. Это событие уже заранее преподносилось как очередной внешнеполитический триумф кремлевской администрации. Что же вышло на самом деле, сегодня в беседе с нашим корреспондентом рассказывает известный питерский политолог К.А.ЧЕРЕМНЫХ.

— Константин Анатольевич, насколько оправданно сравнение Петербургского форума с Давосским?
— Такая параллель мне кажется слишком смелой
и самонадеянной. Об этом говорит хотя бы такое сопоставление: среди генеральных спонсоров форума мы видим крупнейшие российские корпорации — «Транснефть», «ЛУКойл», «Газпром», «Связьинвест». Но если посмотреть, кто из глав иностранных государств почтил своим присутствием это мероприятие, то мы увидим, что этот список не в пример скромнее. Кто приехал? Президент Азербайджана, премьер-министр Македонии, главы парламентов Венгрии, Чехии, Белоруссии, Украины... Из первых лиц — все. Это не просто мало — это мало до неприличия.
Хотя Греф и сказал, что отличительной особенностью этого форума является участие в нем президента Путина, это слабое утешение, поскольку из лидеров ведущих мировых держав не было никого, кто по рангу мог бы скрасить гордое одиночество российского президента. Поэтому Петербургский форум больше напоминал не Давос, а одесский «привоз»: большой базар, много коммерсантов, но солидные люди обходят это место стороной.
Была, правда, особая причина: в эти же дни проходил саммит Евросоюза, и, понятно, что именно к нему было приковано внимание и европейской прессы, и политиков, и крупного бизнеса. Уже в силу этой причины питерский форум был обречен остаться в тени. Можно было бы подкорректировать сроки форума, но это же такая нагрузка на бюрократию...
— Таким образом, в Питере собрались «киты» российской промышленности, но вот «акулы» европейской политики
к ним в гости не пожаловали?
— А почему только европейской? Уже и наши соседи по СНГ теряют интерес к этому мероприятию. Например, Белоруссия с самого начала была одной из самых активных участников всего процесса, а сейчас она заметно отходит на второй план. Просто потому, что не видит никаких реальных результатов. Это связано с тем, что экономическое взаимодействие внутри СНГ оставляет все меньше и меньше иллюзий для наших партнеров.
Да и что тут удивляться, если во время последнего визита в Армению президент Путин высказался в том духе, что СНГ создавался для цивилизованного развода бывших советских республик, «а все остальное там шелуха». После такого высказывания приходится удивляться, что еще хоть кто-то к нам приезжает на подобные встречи из стран СНГ.
— Все же на форум приехал президент Азербайджана Ильхам Алиев …
— С этим визитом связана вот какая интрига. На сегодняшний день нефтяные месторождения Каспия считаются стратегическим запасом мирового значения. Но, как известно, когда решался вопрос о пути транспортировки каспийской нефти, то Россию привычно отодвинули в сторону. И сейчас нефть идет
в обход нашей территории по линии Баку — Джейхан.
Естественно, что наша страна не может стерпеть, что ей отведена такая роль на постсоветском пространстве. Поэтому, кроме Алиева, в Петербурге очень ждали и другого высокого гостя — премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова.
У российской стороны накануне открытия форума теплилась надежда, что в Петербурге наша страна сможет выступить посредником между Азербайджаном
и Казахстаном по нерешенным и болезненным для обеих сторон вопросам.
И для таких надежд могли появиться основания, если бы… Если бы премьер Ахметов мог полагаться на нашу страну, как на надежного союзника. Если бы Россия могла стать гарантом стабильности в Казахстане, то есть не допустить и там оранжевой революции. Если бы Россия могла гарантировать Казахстану такой уровень экономических отношений, по сравнению
с которым ВТО уже не казалось бы такой заманчивой целью. Если бы Россия смогла помочь прикаспийским странам разделить шельф. Если бы Россия управляла Каспийским трубопроводным консорциумом, а не американский «Шеврон». Если бы… Но, увы, обо всех этих условиях мы можем говорить только в сослагательном наклонении. А история его не терпит.
Поэтому в день открытия форума премьер Казахстана оказался вовсе не в Петербурге, а в Токио, где обсуждал вопрос о вступлении его страны в ВТО.
А президент Азербайджана Алиев, правда, побывал на открытии Петербургского форума, полюбовался мемориальной доской на здании, где учился его отец, и благополучно отбыл в Киев, где два дня спустя открывался еще один форум, который также окрестили «мини-Давосом».
— А какой «мини-Давос» круче — питерский или киевский?
— Киевское мероприятие было «мини-Давосом»
в прямом смысле. Его проводил европейский департамент Всемирного экономического форума, то есть самого Давоса. Теперь посчитаем: к нам приехали два президента, к ним — шестеро. В Киев прибыли руководители Дойче-банка, таких компаний-гигантов, как «Шелл», «Майкрософт», «Оракл»... В Питере же из действительно крупных компаний была представлена только «Дженерал Моторс». Которая здесь же и заявила, что ни в какой ВАЗ вкладывать деньги не будет.
А будет нашими дешевыми руками собирать двигатели и нам же их продавать.
Это в Давосе представители мировых держав решают мировые проблемы и делят мировые рынки.
А в Питере просто отдельные фирмы решали свои частные проблемы.
— Ну что же, сегодня и «частные вопросы» — это тоже хлеб…
— Да. Только вот вопрос — а кто этим хлебом будет питаться? Давайте посмотрим на «гвоздь программы» состоявшегося форума — контракт, заключенный с «Тойотой» на строительство завода в поселке Шушары под Петербургом. Я вообще не понимаю, отчего это вызывает такой восторг? Я не понимаю, зачем президенту необходимо было присутствовать при закладке этого завода?
Ведь после завершения строительства это предприятие на 100% будет принадлежать японской стороне. Это будет классическое отверточное производство. «Тойота» хорошо сэкономит, да еще и освоит новый рынок. А мы чему радуемся?
Это просто какой-то пир во время чумы, притом пир туземцев. Наше автомобилестроение с ужасом ждет вступления России в ВТО, а вместо похоронного звона — песни и пляски шушарцев и шушарок вокруг президента и его не в меру упитанного гостя из Японии.
В это время г-н Греф вещает на форуме о прелестях «особых экономических зон». Однако «особость» этих зон заключается в том, что поступающие туда импортные товары не облагаются пошлинами. То есть создается просто налоговый рай для иностранного капитала. Если это и впрямь «государственная политика», то политику какого государства Греф проводит в жизнь?
Cамую же трезвую мысль на Петербургском форуме высказал представитель компании, которая называется «Винный мир». Он сказал: «Бесконтрольный импорт несет угрозу нашей национальной безопасности». Но боюсь, что его никто там не услышал.
— Выходит, попутно наш форум дал ответ еще на один судьбоносный для России вопрос: «Запад нам поможет?» Или не поможет?
— За этим ответом незачем было и ходить в Таврический дворец. Ответ дает повседневная хозяйственная практика Санкт-Петербурга, который, как известно, является нашим «самым европейским городом».
Инвестиции в прямом смысле на питерском форуме обещал только Европейский банк реконструкции
и развития. Его представители бывают в городе регулярно, и только ради встречи с ними устраивать такое мероприятие смысла не было. Да, ЕБРР действительно вкладывает средства в российские объекты — в дорожную инфраструктуру Северо-Запада. По той простой причине, что кольцевая автодорога вокруг Петербурга и шоссе до Финляндии являются элементами европейского транзита.
Это для нас Петербург — «окно в Европу», а для
Европы Петербург — проходной двор.
И наши соседи заинтересованы только в одном — чтобы проходной двор, которым они пользуются, не был замусорен и заплеван, и не превращался туземным населением в отхожее место. Чтобы грузы не застревали в городских пробках, а выхлопные газы не мешали высоким гостям рассматривать
Эрмитаж.
— То есть иностранцы и здесь решают в основном свои проблемы... Почему же тогда официальные комментаторы питерский форум преподносят как очередной триумф российской внешней политики?
— «Триумфа политики» быть не может, поскольку изначально отсутствовала сама политика.
Вот, извольте, пример. Еще до открытия Петербургского форума общественность оповестили, что там будет принято судьбоносное решение по совместному
с Норвегией и Канадой освоению Арктики. Речь шла о проектах модернизации Северного морского пути
и создании единого транспортного коридора «Нарвик — Владивосток».
А что мы видим на деле? Из Канады, Норвегии в Питер приехали коммерсанты, а не политики, которые вправе принимать такие решения.
А конференция по созданию транзитного пути «Нарвик — Владивосток» уже давно состоялась — не в Осло и не в Москве,
а в Пекине! Как известно, кто больше вкладывает усилий, тот и выигрывает.
Тем, кто не успел, останется только «чесать репу» — отчего же коридор прошел не по Транссибирской магистрали, а через Китай? Оттого, что глава РЖД пребывал в Тбилиси, а министр иностранных дел в Питере, хотя ему-то как раз надо было срочно заниматься делами Закавказья.
Зато на форум явился глава «Газпрома». Непонятно только зачем. Кому была адресована его речь о Северо-Европейском газопроводе, если в зале Таврического дворца не было серьезных представителей Великобритании и Германии?
— Может быть, это дань историческим традициям? Помните — «страна наша обильна, порядка (то есть стратегии) в ней лишь нет».
— Стратегия начинается с идеи. Но Россия вместо идей предъявляет их отсутствие, вместе с путаницей даже в собственной истории. Какую цель ставили перед собой инициаторы дискуссии на форуме о том, какая модель лучше — патерналистская или либеральная? То есть, должно ли государство по-отечески опекать своих подданных, или, может, бросить их на произвол судьбы?
Я, признаться, не очень понял, что по этому поводу хотел сказать Путин. Он высказался в том смысле, что якобы патерналистская советская модель была эффективнее при Сталине по сравнению с охваченной глубокой депрессией экономикой США. Но впоследствии, по мнению Путина, западная, либеральная модель экономики оказалась более эффективной, а «плановая система разрушила страну».
Во-первых, Рузвельт выводил Штаты из депрессии не раздачей ваучеров, а созданием новых рабочих мест на общественных работах. Это была жесткая государственная политика, а не «волшебство» фондового рынка.
Во-вторых, наше единое государство разрушилось как раз при отказе от экономического планирования. Которое по-прежнему применяется в Китае — той самой стране, которая сейчас развивается динамичнее Запада. Ужели президент об этом не знает? Или ему просто не терпится лишний раз расшаркаться перед «княгиней Марьей Алексевной» из Брюсселя?
— От экономического форума обычно ждут не столько концептуальных диспутов, сколько конкретных результатов. Говорят, некие выгодные контракты Россия на форуме все же заключила...
— А кто от этого выигрывает — страна или наш конкретный олигарх? Как я уже говорил, помимо Азербайджана правительственную делегацию прислала только Македония — крошечная страна, которой недавно еще и не было на карте.
А приехали македонцы только потому, что глава «ЛУКойла» Алекперов решил приобрести сеть автозаправок в этой маленькой балканской республике.
Но от того, что «ЛУКойл» купит македонские АЗС, станет ли нам хоть чуточку теплее? Что, Македония отвернется от Евросоюза и вступит в СНГ? Вряд ли. «ЛУКойл» и в Соединенных Штатах владеет сетью автозаправок — и что из этого? Мы стали влиять на политику Белого дома?
Обратите внимание, какой разительный контраст по сравнению с Евросоюзом. Сейчас объединенная Европа переживает черные дни — европейская конституция повисла в воздухе, последний саммит ЕС завершился провалом, и все равно, несмотря на внутренние разногласия, Европа гарантирует еще двум государствам членство в оговоренный срок. Решение принято — оно выполняется. По плану! Да, Украину они пока не включили в план. Но «Газ де Франс» уже ведет с Украиной конкретные переговоры. И не только «Газ де Франс». Сразу после киевского мероприятия Украина решила продать «Криворожсталь» целиком. Значит, есть покупатели. Вряд ли это наши соотечественники, при всем их подобострастном желании вписаться в новую ситуацию.
— Таким образом, мы выяснили, чем Давос отличается от русского «авось». Корпорации Запада являются своего рода конквистадорами внешней политики своего государства. А у нас …
— А у нас главы корпораций решают свои проблемы, государственные чиновники — свои, а как раз тогда, когда их интересы совпадают, они не реализуются.
Потому что в Кремле тоже что-то вроде «вращающихся дверей» — сегодня одобрят одну идею, завтра — противоположную. На Петербургском форуме речь, как всегда, заходила о наших сырьевых запасах.
Мы — поставщик энергоресурсов. Можно стонать по этому поводу, а можно и в этом найти стратегическое преимущество, если хотя бы экспортом сырья заниматься с умом.
За последние три года Россия могла бы извлечь из мировой нефтяной конъюнктуры колоссальный доход, чтобы потом за счет него поднять другие отрасли. Но вот незадача: одна компания хочет тянуть трубу в Китай, а другая — в Японию. На западном «фронте» — та же история: «ЛУКойл» готов строить нефтеэкспортный терминал на Кольском полуострове, в «Транснефть», как нарочно, — в Ненецком округе, где «ЛУКойл» не жалуют. В итоге вопрос о миллиардах для бюджета сводится к личным отношениям г-на Алекперова с г-ном Вайнштоком. Спрашивается — а где же глава государства? Разве не его долг — разрешать подобные споры в интересах всей нации? И как выглядит вся эта многолетняя бодяга со стороны?
— Так нас все же должно интересовать, как мы выглядим со стороны?
— Нас должно интересовать, чтобы нас воспринимали всерьез — партнеры как партнеров, соперники как соперников. Одним расшаркиванием этого не добиться. Скорее, мы уже дорасшаркивались до того, что нас уже просто перестают замечать. Вот что на самом деле продемонстрировал Петербургский форум.

 

Беседу вел наш соб. корр.
Сергей ИВАНОВ.
Санкт-Петербург.


В оглавление номера