В районе деревни Зуево Тверской области, там, где
потерпел крушение перевозивший топливо поезд, жители пытаются отмыть
от мазута коров. Пока ничего не получается: ни обычный порошок, ни
специальный реагент не помогают. А подохшим рыбам и другим обитателям
речек Гостижа и Вазуза уже ничего не поможет. «Экологическая катастрофа»,
— утверждает заместитель председателя Росприроднадзора Олег Митволь.
«Хватит рассказывать страшилки и пугать страну», — гневно возражает
ему министр МЧС Сергей Шойгу. «Хорошо, что есть телевидение, и все
видели, что произошло. А то бы сказали, что вообще ничего не случилось»,
— парирует Митволь.
А сказать так, действительно, хотелось. Точнее, хотелось не говорить
ничего: ну авария и авария. Для современной России дело привычное.
Недаром и количество разлившегося мазута по первоначальным сообщениям
представителей ОАО «РЖД» и МЧС составляло лишь 60 тонн. Затем выросло
до 300, теперь говорят уже о 700. Впрочем, экологи заявляют о полутора
тысячах тонн разлившихся нефтепродуктов. Однако ведь и их можно обвинить
в «запугивании населения».
Председатель правления Российских железных дорог Владимир Якунин никого
не запугивает, но и от увиденного не отмахивается. Просто оценивает
это по-своему: «Сам факт, безусловно, чрезвычайно тревожный, — разлился
нефтепродукт, часть нефтепродуктов попала в реку, показывают замазученные
берега. Но если говорить по сути проблемы, то никакой экологической
катастрофы нет. Это никто не доказал, и никто не определил».
Ну хорошо, замазученные коровы, берега рек и заливные луга, погибшие
животные — это не экологическая катастрофа. Это, по словам председателя
правления, «тревожный факт». Но только кого и в связи с чем он встревожил?
Волнение местных жителей, окруженных теперь «черным золотом», понять
можно. Москвичи боятся, что мазут через приток Волги — загрязненную
Вазузу попадет в Химкинское водохранилище, так что придется пить водичку
с нефтедобавками.
А вот государственные чиновники, похоже, этого нисколько не боятся.
О том, что попадание мазута в водопровод невозможно, заявляют все
в один голос. Сначала говорили, что никакого мазута в Волге нет и
быть не может, так как на его пути поставлены эффективные заграждения.
Потом, когда мазутные пятна на поверхности реки были продемонстрированы,
объяснили, что это никакой не мазут, а лишь его «фракции». (Очевидно,
это должно успокоить москвичей. Но почему-то потреблять воду с «фракциями»
тоже не хочется.) Да и вообще скоро весь мазут растворится, так что
никто ничего не почувствует. «Загрязнения питьевых источников не произошло.
Водоснабжение Москвы абсолютно точно не пострадает», — успокаивает
всех глава федерального агентства водных ресурсов России Рустэм Хамитов.
А если вдруг и пострадает, то «в случае попадания в воду каких-либо
стоков будут применены средства, избавляющие воду от запахов», — уверяет
начальник Управления ЖКХ и благоустройства Москвы Николай Павлов.
Что ж, приятная новость: отравленная вода по крайней мере пахнуть
неприятно не будет. Хотя специалисты утверждают, что токсины, выделяющиеся
из нефтепродуктов, и так не имеют ни запаха, ни вкуса — даже без специальных
средств по «благоустройству». Токсины, как я понимаю, это и есть те
самые «фракции»...
Но если москвичам действительно повезет и все обойдется, то жителям
Тверской области уже не повезло. Или они чистой воды не заслужили?
Наверное, власти считают, что для них такое положение дел уже привычное,
а нефть не хуже гепатита, причины острой вспышки которого до сих пор
не выявлены. Жители наиболее пострадавшего от гепатита Ржева еще недели
три назад говорили, что воду в их городе не только пить страшно, в
ней и мыться-то боязно.
В общем, власть, очевидно, считает, что у граждан уже иммунитет выработался
— переживут. И главное, о чем власть беспокоится, чтобы ее в происшедшем
не обвинили и расплачиваться во всех смыслах не заставили.
МЧС преуменьшает масштабы происшедшего, дабы никто не задумался, что
функции этого ведомства состоят не в появлении его руководителей в
героическом ореоле единственных спасителей на месте очередной катастрофы,
а в предотвращении этих катастроф. Конечно, предотвратить можно не
все, но в таком случае МЧС должно квалифицированно бороться с последствиями.
Уровень «квалификации» хорошо проявился после крушения: специалистов
или не нашлось, или им не захотелось возиться в черной грязюке (чего
уж тут героического?), и основной рабочей силой оказались привлеченные
в качестве добровольцев местные жители. А разгребать грязь пришлось
фактически вручную — насосы ломались. Оказывается, почва в этой Тверской
области для них какая-то неподходящая.
Причины для беспокойства ОАО «РЖД» вообще объяснять не надо. Ведь
именно эта организация должна следить за состоянием путей, из-за проседания
которых и произошла авария. Но, конечно, железнодорожники ни в чем
не виноваты. «Земля внизу вязкая, жидкая, потому что дожди прошли...
Пошел поезд — произошло проседание одной нитки рельса. В этой ситуации
трудно что-либо предпринять заранее, практически невозможно. ЭТО СТИХИЙНОЕ
БЕДСТВИЕ ПО СУТИ ДЕЛА», — говорит в интервью РТР Владимир Якунин.
Дождь — это как цунами, стихийное бедствие! А, значит, никто не виноват,
требуйте компенсаций с дождя. И хотя руководство РЖД и «взяло на себя
ответственность за случившееся», как недавно взяло на себя ответственность
за энергокризис в Москве руководство РАО ЕЭС, но реально отвечать
за последствия, скорее всего, придется опять лишь нам с вами. Почему?
А потому что никаких выводов не делается. А делать их необходимо —
и немедленно. Якунин сообщает, что для ликвидации аварии (которую
сам он не считает из ряда вон выходящей) был потрачен трехлетний запас
тросов! Что же получается: у железнодорожников не только нормальных
насосов нет, но даже и обыкновенных тросов не хватает?
А само заявление, что «предпринять заранее ничего было невозможно»,
безусловно, говорит о том, что и теперь, после аварии, предпринимать
ничего не будут и проверять состояние путей не намерены. И кого после
этого удивит, что уже 21 июня, теперь под Туапсе, с рельсов сходит
очередной товарняк, четыре вагона падают в Черное море. Слава богу,
на этот раз обошлось без мазута! Хотя и в этом случае железнодорожники
не виноваты: опять стихийное бедствие. На этот раз — сель. К тому
же никто не погиб. А что полтора десятка поездов и несколько тысяч
пассажиров, главным образом отдыхающих, отправлявшихся на курорты
Кавказа или возвращавшихся с них, на несколько часов оказались блокированными,
а график движения был нарушен — это вроде бы и не страшно.
Впрочем, простои, пожалуй, единственное, что РЖД все-таки волнует.
Потому что связано с прибылью. Хотя требования возместить ущерб Тверской
области от аварии в размере 100 млн. рублей Владимира Якунина не слишком
обеспокоили: мы, мол, лично знакомы с губернатором Зелениным и как-нибудь
разберемся, заявляет он. А вот восстановить железнодорожное сообщение
на аварийном участке железнодорожники стремились как можно быстрее.
Даже вопреки здравому смыслу и безопасности прокладывали разрушенные
рельсовые пути прямо по неубранному мазуту. Конечно, ведь каждый день
простоя для ОАО «РЖД» — это убытки и штрафы. А эффективность работы
при капитализме определяется прибылью. И только прибылью.
И что с того, что рано или поздно не собранный мазут все равно придется
собирать — и расходы на это намного превысят нынешние убытки от возможного
простоя, особенно если, не дай бог, произойдет какая-нибудь новая
беда (например, неубранное топливо загорится от случайной искры или
сигареты, чего исключить никак нельзя). Но ведь расходы эти будут
не «железнодорожные», а государственные, то есть чужие. А на безопасность,
а тем более экологическую обстановку и вообще наплевать — это уж совсем
не по их ведомству.
Однако косвенно о причинах последних аварий в своем интервью Российскому
телевидению Якунин все же сказал: «Мы сегодня уже не в начале реформы,
а в начале второго этапа реформирования. У нас сегодня стоит задача
развивать конкурентный рынок железнодорожных перевозок». А далее последовали
всем известные слова о сервисе и эффективности, которые необходимо
обеспечить гражданам. Кто же против сервиса и эффективности? Но если
бы думали о нас, то хотя бы тросов новых закупили, которых на три
года вперед израсходовали. Для ликвидации следующей аварии. А она
обязательно произойдет. Может быть, даже завтра.
Суть же реформы ОАО «РЖД» вот в чем. Пассажирские перевозки, как известно,
убыточны. И не только в России, но и везде. Поэтому их дотируют. В
СССР и России это происходило за счет перекрестного субсидирования,
то есть прибыльных грузовых перевозок. Теперь этого не будет. Создается
отдельная федеральная пассажирская компания, которая будет обслуживать
только пассажиров. А недостающие деньги, по словам Якунина, «будут
дотироваться из государственного бюджета, как это делается во всем
мире. Это социальная функция, и государство эту социальную функцию
намерено выполнять».
Ссылки на «весь мир» уже давно всерьез не воспринимаются, потому что
при ближайшем рассмотрении выясняется, что везде процесс организован
по-разному, с учетом местных условий. Российские «местные условия»,
к сожалению, слишком хорошо известны. Как, впрочем, и то, каким образом
наше государство исполняет свои «социальные функции».
Короче: цены на железнодорожные билеты неизбежно будут расти. Причем
и на грузовые перевозки, которые вроде бы освобождены теперь от «социального
бремени», тоже. Что полученные средства пойдут именно на наш, а не
чей-то другой персональный комфорт и безопасность, поверить, увы,
невозможно. Уж слишком все это похоже на реформы другой крупнейшей
компании, РАО «ЕЭС».
Кстати, ее руководитель Анатолий Чубайс в понедельник сообщил, что
главными причинами недавнего энергетического кризиса было изношенное
оборудование и ошибки персонала. При этом о старых трансформаторах
на Чагинской подстанции он говорил почти с ненавистью, как об еще
одном пережитке проклятой советской эпохи. Да уж, неэффективная и
неконкурентоспособная в СССР была промышленность, коли выпускала оборудование,
функционировавшее по 45 лет. Зато нынешняя, отданная в руки лучшим
менеджерам, вообще практически ничего не выпускает.
Кто же спорит с приведенными Чубайсом причинами? Все так и есть: техника,
и не только в энергетической отрасли, буквально на последнем издыхании.
(Об этом свидетельствуют и последние неудачи российской космонавтики.
В ночь на вторник неудачей закончился запуск российской ракеты-носителя
«Молния-М», которая должна была вывести на орбиту военный спутник.
Через сутки аппарат «Космос-1» с солнечным парусом не вышел на расчетную
орбиту по неустановленным пока причинам. «Солнечный парус» — совместный
амбициозный российско-американский проект, который, по замыслу его
российских участников, должен был продемонстрировать, что и «в новых
условиях» при капитализме наша страна может успешно развивать космическую
отрасль.)
Только вот реальную прибыль, извлекаемую из реформ, такие реформаторы
пускают отнюдь не на обновление фондов и техническое развитие. Чубайс,
правда, сказал, что после блэк-аута реформы энергетики «скорректируют»:
подстанции подобные Чагинской будут отнесены к Федеральной Сетевой
компании, то есть переданы фактически в федеральное подчинение — на
баланс правительства. Вот пусть правительство и меняет на них старые
трансформаторы, а РАО «ЕЭС» найдет, куда получше деньги потратить.
Свой вклад в расследование обстоятельств энергетической катастрофы
внес и председатель думской комиссии Владимир Пехтин. По его словам,
во всем виновата не Чагинская подстанция, а Очаковская. А если быть
совсем точным, то неудачно упавшее дерево.
А вообще московские деревья — это сущее стихийное бедствие. Видимо,
их надо просто повырубать. Ну и, конечно, дожди. Хотя что делать с
дождями (а зимой со снегом) — совсем непонятно. Во вторник, как заявляют
в «Мосэнерго» и МЧС, из-за упавшего дерева пять районов города на
юго-западе вновь остались без электричества. Обесточенными оказались
12 троллейбусных и 4 трамвайных маршрута, погасли светофоры. В Гагаринском
районе в домах не было не только света, но и горячей и холодной воды.
Впрочем, все, наверное, к лучшему. А вдруг это та самая вода, из Волги
и Вазузы, что с «фракциями мазута»? А те, у кого электроэнергия еще
есть, а поэтому и вода и работающий телевизор в наличии, могут еще
раз убедиться, что все в порядке. Об этом их проинформирует, например,
заместитель главы МЧС Юрий Воробьев, сообщив, что «даже в самом загрязненном
месте нет угрозы для экологии». И вообще никто и ничто нам не угрожает.
Ну, может только российская власть, ставшая главным катализатором
катастроф и катаклизмов. Есть даже соблазн назвать ее самым кошмарным
стихийным бедствием для нашей страны. Но это будет неточно. Ведь никто
не голосует за землетрясения или цунами. А своих депутатов и президентов
мы выбираем сами.
