В районе деревни Зуево Тверской области, там, где 
            потерпел крушение перевозивший топливо поезд, жители пытаются отмыть 
            от мазута коров. Пока ничего не получается: ни обычный порошок, ни 
            специальный реагент не помогают. А подохшим рыбам и другим обитателям 
            речек Гостижа и Вазуза уже ничего не поможет. «Экологическая катастрофа», 
            — утверждает заместитель председателя Росприроднадзора Олег Митволь. 
            «Хватит рассказывать страшилки и пугать страну», — гневно возражает 
            ему министр МЧС Сергей Шойгу. «Хорошо, что есть телевидение, и все 
            видели, что произошло. А то бы сказали, что вообще ничего не случилось», 
            — парирует Митволь.
            А сказать так, действительно, хотелось. Точнее, хотелось не говорить 
            ничего: ну авария и авария. Для современной России дело привычное. 
            Недаром и количество разлившегося мазута по первоначальным сообщениям 
            представителей ОАО «РЖД» и МЧС составляло лишь 60 тонн. Затем выросло 
            до 300, теперь говорят уже о 700. Впрочем, экологи заявляют о полутора 
            тысячах тонн разлившихся нефтепродуктов. Однако ведь и их можно обвинить 
            в «запугивании населения».
            Председатель правления Российских железных дорог Владимир Якунин никого 
            не запугивает, но и от увиденного не отмахивается. Просто оценивает 
            это по-своему: «Сам факт, безусловно, чрезвычайно тревожный, — разлился 
            нефтепродукт, часть нефтепродуктов попала в реку, показывают замазученные 
            берега. Но если говорить по сути проблемы, то никакой экологической 
            катастрофы нет. Это никто не доказал, и никто не определил». 
            Ну хорошо, замазученные коровы, берега рек и заливные луга, погибшие 
            животные — это не экологическая катастрофа. Это, по словам председателя 
            правления, «тревожный факт». Но только кого и в связи с чем он встревожил? 
            Волнение местных жителей, окруженных теперь «черным золотом», понять 
            можно. Москвичи боятся, что мазут через приток Волги — загрязненную 
            Вазузу попадет в Химкинское водохранилище, так что придется пить водичку 
            с нефтедобавками. 
            А вот государственные чиновники, похоже, этого нисколько не боятся. 
            О том, что попадание мазута в водопровод невозможно, заявляют все 
            в один голос. Сначала говорили, что никакого мазута в Волге нет и 
            быть не может, так как на его пути поставлены эффективные заграждения. 
            Потом, когда мазутные пятна на поверхности реки были продемонстрированы, 
            объяснили, что это никакой не мазут, а лишь его «фракции». (Очевидно, 
            это должно успокоить москвичей. Но почему-то потреблять воду с «фракциями» 
            тоже не хочется.) Да и вообще скоро весь мазут растворится, так что 
            никто ничего не почувствует. «Загрязнения питьевых источников не произошло. 
            Водоснабжение Москвы абсолютно точно не пострадает», — успокаивает 
            всех глава федерального агентства водных ресурсов России Рустэм Хамитов. 
            А если вдруг и пострадает, то «в случае попадания в воду каких-либо 
            стоков будут применены средства, избавляющие воду от запахов», — уверяет 
            начальник Управления ЖКХ и благоустройства Москвы Николай Павлов.
            Что ж, приятная новость: отравленная вода по крайней мере пахнуть 
            неприятно не будет. Хотя специалисты утверждают, что токсины, выделяющиеся 
            из нефтепродуктов, и так не имеют ни запаха, ни вкуса — даже без специальных 
            средств по «благоустройству». Токсины, как я понимаю, это и есть те 
            самые «фракции»...
            Но если москвичам действительно повезет и все обойдется, то жителям 
            Тверской области уже не повезло. Или они чистой воды не заслужили? 
            Наверное, власти считают, что для них такое положение дел уже привычное, 
            а нефть не хуже гепатита, причины острой вспышки которого до сих пор 
            не выявлены. Жители наиболее пострадавшего от гепатита Ржева еще недели 
            три назад говорили, что воду в их городе не только пить страшно, в 
            ней и мыться-то боязно. 
            В общем, власть, очевидно, считает, что у граждан уже иммунитет выработался 
            — переживут. И главное, о чем власть беспокоится, чтобы ее в происшедшем 
            не обвинили и расплачиваться во всех смыслах не заставили.
            МЧС преуменьшает масштабы происшедшего, дабы никто не задумался, что 
            функции этого ведомства состоят не в появлении его руководителей в 
            героическом ореоле единственных спасителей на месте очередной катастрофы, 
            а в предотвращении этих катастроф. Конечно, предотвратить можно не 
            все, но в таком случае МЧС должно квалифицированно бороться с последствиями. 
            Уровень «квалификации» хорошо проявился после крушения: специалистов 
            или не нашлось, или им не захотелось возиться в черной грязюке (чего 
            уж тут героического?), и основной рабочей силой оказались привлеченные 
            в качестве добровольцев местные жители. А разгребать грязь пришлось 
            фактически вручную — насосы ломались. Оказывается, почва в этой Тверской 
            области для них какая-то неподходящая.
            Причины для беспокойства ОАО «РЖД» вообще объяснять не надо. Ведь 
            именно эта организация должна следить за состоянием путей, из-за проседания 
            которых и произошла авария. Но, конечно, железнодорожники ни в чем 
            не виноваты. «Земля внизу вязкая, жидкая, потому что дожди прошли... 
            Пошел поезд — произошло проседание одной нитки рельса. В этой ситуации 
            трудно что-либо предпринять заранее, практически невозможно. ЭТО СТИХИЙНОЕ 
            БЕДСТВИЕ ПО СУТИ ДЕЛА», — говорит в интервью РТР Владимир Якунин. 
            
            Дождь — это как цунами, стихийное бедствие! А, значит, никто не виноват, 
            требуйте компенсаций с дождя. И хотя руководство РЖД и «взяло на себя 
            ответственность за случившееся», как недавно взяло на себя ответственность 
            за энергокризис в Москве руководство РАО ЕЭС, но реально отвечать 
            за последствия, скорее всего, придется опять лишь нам с вами. Почему? 
            А потому что никаких выводов не делается. А делать их необходимо — 
            и немедленно. Якунин сообщает, что для ликвидации аварии (которую 
            сам он не считает из ряда вон выходящей) был потрачен трехлетний запас 
            тросов! Что же получается: у железнодорожников не только нормальных 
            насосов нет, но даже и обыкновенных тросов не хватает? 
            А само заявление, что «предпринять заранее ничего было невозможно», 
            безусловно, говорит о том, что и теперь, после аварии, предпринимать 
            ничего не будут и проверять состояние путей не намерены. И кого после 
            этого удивит, что уже 21 июня, теперь под Туапсе, с рельсов сходит 
            очередной товарняк, четыре вагона падают в Черное море. Слава богу, 
            на этот раз обошлось без мазута! Хотя и в этом случае железнодорожники 
            не виноваты: опять стихийное бедствие. На этот раз — сель. К тому 
            же никто не погиб. А что полтора десятка поездов и несколько тысяч 
            пассажиров, главным образом отдыхающих, отправлявшихся на курорты 
            Кавказа или возвращавшихся с них, на несколько часов оказались блокированными, 
            а график движения был нарушен — это вроде бы и не страшно.
            Впрочем, простои, пожалуй, единственное, что РЖД все-таки волнует. 
            Потому что связано с прибылью. Хотя требования возместить ущерб Тверской 
            области от аварии в размере 100 млн. рублей Владимира Якунина не слишком 
            обеспокоили: мы, мол, лично знакомы с губернатором Зелениным и как-нибудь 
            разберемся, заявляет он. А вот восстановить железнодорожное сообщение 
            на аварийном участке железнодорожники стремились как можно быстрее. 
            Даже вопреки здравому смыслу и безопасности прокладывали разрушенные 
            рельсовые пути прямо по неубранному мазуту. Конечно, ведь каждый день 
            простоя для ОАО «РЖД» — это убытки и штрафы. А эффективность работы 
            при капитализме определяется прибылью. И только прибылью. 
            И что с того, что рано или поздно не собранный мазут все равно придется 
            собирать — и расходы на это намного превысят нынешние убытки от возможного 
            простоя, особенно если, не дай бог, произойдет какая-нибудь новая 
            беда (например, неубранное топливо загорится от случайной искры или 
            сигареты, чего исключить никак нельзя). Но ведь расходы эти будут 
            не «железнодорожные», а государственные, то есть чужие. А на безопасность, 
            а тем более экологическую обстановку и вообще наплевать — это уж совсем 
            не по их ведомству.
            Однако косвенно о причинах последних аварий в своем интервью Российскому 
            телевидению Якунин все же сказал: «Мы сегодня уже не в начале реформы, 
            а в начале второго этапа реформирования. У нас сегодня стоит задача 
            развивать конкурентный рынок железнодорожных перевозок». А далее последовали 
            всем известные слова о сервисе и эффективности, которые необходимо 
            обеспечить гражданам. Кто же против сервиса и эффективности? Но если 
            бы думали о нас, то хотя бы тросов новых закупили, которых на три 
            года вперед израсходовали. Для ликвидации следующей аварии. А она 
            обязательно произойдет. Может быть, даже завтра.
            Суть же реформы ОАО «РЖД» вот в чем. Пассажирские перевозки, как известно, 
            убыточны. И не только в России, но и везде. Поэтому их дотируют. В 
            СССР и России это происходило за счет перекрестного субсидирования, 
            то есть прибыльных грузовых перевозок. Теперь этого не будет. Создается 
            отдельная федеральная пассажирская компания, которая будет обслуживать 
            только пассажиров. А недостающие деньги, по словам Якунина, «будут 
            дотироваться из государственного бюджета, как это делается во всем 
            мире. Это социальная функция, и государство эту социальную функцию 
            намерено выполнять».
            Ссылки на «весь мир» уже давно всерьез не воспринимаются, потому что 
            при ближайшем рассмотрении выясняется, что везде процесс организован 
            по-разному, с учетом местных условий. Российские «местные условия», 
            к сожалению, слишком хорошо известны. Как, впрочем, и то, каким образом 
            наше государство исполняет свои «социальные функции». 
            Короче: цены на железнодорожные билеты неизбежно будут расти. Причем 
            и на грузовые перевозки, которые вроде бы освобождены теперь от «социального 
            бремени», тоже. Что полученные средства пойдут именно на наш, а не 
            чей-то другой персональный комфорт и безопасность, поверить, увы, 
            невозможно. Уж слишком все это похоже на реформы другой крупнейшей 
            компании, РАО «ЕЭС».
            Кстати, ее руководитель Анатолий Чубайс в понедельник сообщил, что 
            главными причинами недавнего энергетического кризиса было изношенное 
            оборудование и ошибки персонала. При этом о старых трансформаторах 
            на Чагинской подстанции он говорил почти с ненавистью, как об еще 
            одном пережитке проклятой советской эпохи. Да уж, неэффективная и 
            неконкурентоспособная в СССР была промышленность, коли выпускала оборудование, 
            функционировавшее по 45 лет. Зато нынешняя, отданная в руки лучшим 
            менеджерам, вообще практически ничего не выпускает.
            Кто же спорит с приведенными Чубайсом причинами? Все так и есть: техника, 
            и не только в энергетической отрасли, буквально на последнем издыхании. 
            (Об этом свидетельствуют и последние неудачи российской космонавтики. 
            В ночь на вторник неудачей закончился запуск российской ракеты-носителя 
            «Молния-М», которая должна была вывести на орбиту военный спутник. 
            Через сутки аппарат «Космос-1» с солнечным парусом не вышел на расчетную 
            орбиту по неустановленным пока причинам. «Солнечный парус» — совместный 
            амбициозный российско-американский проект, который, по замыслу его 
            российских участников, должен был продемонстрировать, что и «в новых 
            условиях» при капитализме наша страна может успешно развивать космическую 
            отрасль.)
            Только вот реальную прибыль, извлекаемую из реформ, такие реформаторы 
            пускают отнюдь не на обновление фондов и техническое развитие. Чубайс, 
            правда, сказал, что после блэк-аута реформы энергетики «скорректируют»: 
            подстанции подобные Чагинской будут отнесены к Федеральной Сетевой 
            компании, то есть переданы фактически в федеральное подчинение — на 
            баланс правительства. Вот пусть правительство и меняет на них старые 
            трансформаторы, а РАО «ЕЭС» найдет, куда получше деньги потратить.
            Свой вклад в расследование обстоятельств энергетической катастрофы 
            внес и председатель думской комиссии Владимир Пехтин. По его словам, 
            во всем виновата не Чагинская подстанция, а Очаковская. А если быть 
            совсем точным, то неудачно упавшее дерево.
            А вообще московские деревья — это сущее стихийное бедствие. Видимо, 
            их надо просто повырубать. Ну и, конечно, дожди. Хотя что делать с 
            дождями (а зимой со снегом) — совсем непонятно. Во вторник, как заявляют 
            в «Мосэнерго» и МЧС, из-за упавшего дерева пять районов города на 
            юго-западе вновь остались без электричества. Обесточенными оказались 
            12 троллейбусных и 4 трамвайных маршрута, погасли светофоры. В Гагаринском 
            районе в домах не было не только света, но и горячей и холодной воды. 
            Впрочем, все, наверное, к лучшему. А вдруг это та самая вода, из Волги 
            и Вазузы, что с «фракциями мазута»? А те, у кого электроэнергия еще 
            есть, а поэтому и вода и работающий телевизор в наличии, могут еще 
            раз убедиться, что все в порядке. Об этом их проинформирует, например, 
            заместитель главы МЧС Юрий Воробьев, сообщив, что «даже в самом загрязненном 
            месте нет угрозы для экологии». И вообще никто и ничто нам не угрожает.
            Ну, может только российская власть, ставшая главным катализатором 
            катастроф и катаклизмов. Есть даже соблазн назвать ее самым кошмарным 
            стихийным бедствием для нашей страны. Но это будет неточно. Ведь никто 
            не голосует за землетрясения или цунами. А своих депутатов и президентов 
            мы выбираем сами.
       
           