"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 85 (12700), суббота, 25 июня 2005 г.

 

СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО


Каждый год в конце июня на границе трех государств — России, Украины и Белоруссии — проходит традиционный Международный молодежный фестиваль «Славянское единство». Начало ему было положено еще в эпоху СССР, когда все мы были одним народом — советским, когда и в страшном сне не могло привидеться, что так скоро граница между республиками перестанет быть абстрактной символической линией на карте нашей страны и обзаведется самым настоящим пограничным и таможенным контролем, за которым — чужая страна...
Наверное, когда ровно тридцать лет назад в Климовском районе Брянской области был установлен Монумент Дружбы, он прежде всего был символической данью нашей общей истории, значительная часть которой прошла под знаком воссоединения с Россией восточно-славянских территорий. Должно быть, он олицетворял тогда благодарную память о таких людях, как украинский гетман Богдан Хмельницкий, упрямо стремившийся привести Украину под власть русского царя. Он должен был напоминать о том, что совсем недавно, только накануне Великой Отечественной войны с присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии закончился сложный процесс объединения наших народов. И никто тогда не думал о том, что подобные фестивали станут для нас одним из поводов сказать об очевидной необходимости объединения славян, оказавшихся вдруг разделенными после стольких прожитых вместе лет, после всех наших общих побед.
В этом году у Монумента Дружбы возник лагерь славянской молодежи. Заключительная часть праздника пройдет в воскресенье, 26 июня. В этот день состоится шествие официальных делегаций России, Белоруссии и Украины к центральной площадке у монумента, где будет устроен театрализованный концерт-митинг «Славянское единство».
Вообще устраивать «театрализованные» представления по любому поводу, вроде празднования годовщины Куликовской битвы в виде шоу на святом месте — одно из самых любимых занятий нынешних российских властей. Да помимо всего прочего очень удобно для политиков — наговорить правильных театрализованных речей, соответствующих случаю, и считать себя свободным от всяких обязательств по их исполнению.
В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне значительная часть программы фестиваля посвящена отмечаемому юбилею. Организаторы праздника позаботились о создании, например, «партизанской поляны» — стилизованной площадки партизанского привала. Другая площадка — «Парк Победы» призвана «воссоздать атмосферу городского парка послевоенного времени». Обещали также ретропрограмму — «чайные, пельменные, бильярдные, торговые точки с продукцией, характерной для конца сороковых годов и этикетками того времени: мороженым в стаканчиках, газированной водой».
Есть и другие стилизации — на фестивале будут показаны национальные традиции славянского праздника «Иван Купала». И вместе с тем так много в программе фестиваля совсем не славянских слов — гала-концерты, парад брейк-данс команд и конкурс диджеев. Неужели кто-то думает, что единство между славянами можно укрепить, объединив нас вокруг чужой культуры?!
Каждый раз заботы по проведению фестиваля от имени своей страны берет на себя одна из приграничных областей — Брянская, Гомельская или Черниговская. В этом году принимающей стороной является Россия. В этой связи еще в феврале власти хозяйки праздника, Брянской области, начали разговоры о том, что средств, выделенных местным бюджетом на проведение праздника, может не хватить. За помощью депутаты Брянской думы намерены были обратиться к Фрадкову. В общем, сложно как-то получается с этими славянами — на их единство вечно приходится тратиться. Однако все эти не слишком приятные моменты не мешают пресс-службе администрации Брянской области хвастливо утверждать, что «именно в годы проведения фестиваля российской стороной организаторами задаются высокие стандарты подготовки, которые потом поддерживаются Белоруссией и Украиной». Звучит это, надо сказать, довольно неуважительно по отношению к тем самым славянским народам, о единстве с которыми фестиваль призван напоминать. «Братство» все же предполагает взаимное уважение и отношение друг к другу на равных.
В прошлом году внимание к основной идее «Славянского единства» было подчеркнуто участием в торжествах президентов трех славянских стран: Путина, Лукашенко и Кучмы. Для любого разумного человека очевидно, насколько важно стремление к единству и сплоченности в условиях, когда как раз в нашем разъединении, в разрыве экономических, политических и даже исторических связей России, Украины и Белоруссии так заинтересованы наши общие враги. Ведь за объединением славян неминуемо начинает маячить призрак воссоединения и с остальными насильственно оторванными советскими республиками, а значит, и «опасность» восстановления сильной России.
Стилизация под советских партизан, стилизация под древних славян, стилизация под единство народов... Да, все-таки стилизация. Потому что с чувством выполненного долга разъедутся гости, и все останется на своих местах. Поговорят о единстве — и разойдутся каждый в свою сторону. Российское телевидение вновь с увлечением продолжит травить президента Белоруссии А. Лукашенко, несмотря ни на что продолжающего последовательно укреплять связи между нашими странами, строить союзное государство. Украина привычно отвернется от нас, заглядывая в рот Западу и ожидая милостей от НАТО. Да и Россия не останется в долгу, последовательно продолжая сдавать свои позиции, и всеми силами уклоняясь от самых своих верных союзников.
В пушкинском стихотворении «Клеветникам России» были такие тревожно звучащие строки: «Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? вот вопрос». Действительно, пути у нас два — или мы объединимся и снова вместе будем бороться, или нас перебьют поодиночке.

 

 

 


Ольга ГАРБУЗ.


В оглавление номера