Каждый, кто глянет на карту России, легко ответит: в Охотское море. 
            Дальневосточники это знают и без подглядывания. Но не спешите. «Тоталитарная» 
            привычка к фундаментальным истинам, сложенным поколениями специалистов 
            и государственных деятелей, в наше время потускнела. 
            Да, мы уверены, мы всегда думали и думаем так. Но вот попросят однажды 
            соседи. Ну очень хорошо попросят. Представят свои собственные свидетельства 
            и соображения. Может быть, и постреляют по нашим пограничникам где-нибудь 
            в районе Татарского пролива. Для убедительности. А потом как бы мирно, 
            но очень настойчиво поторгуются. И с помощью нашего МИДа, из уст его 
            тружеников, мы вдруг узнаем, что всю жизнь дико заблуждались: Амур-то, 
            оказывается, впадает... в Японское море! И вскоре будет подписано 
            соответствующее соглашение. Или — Дополнительное соглашение... Под 
            радостные заверения и возгласы «впервые», «документов ранее никаких 
            не было» и проч. со стороны тех, кто должен был, строго говоря, отстаивать 
            наши интересы и убеждения, а не зарубежные. Но более всего — правду. 
            А не выгодную и приятную хоть кому-либо ложь.
            Что, в МИДе считают, невозможно ничего подобного?
            До внезапного, ошеломительного появления Дополнительного соглашения 
            с КНР в сдачу под Хабаровском стратегически важной территории острова 
            Тарабаров с половиной Большого Уссурийского хабаровчане тоже ни в 
            коем разе не поверили бы. Советская по происхождению привычка доверять 
            высшему руководству страны; жить в уверенности, что оно-то, родимое, 
            не поступится нашими нуждами и тревогами, а наши дипломаты начеку, 
            дорого стоила. Как минимум — отменного шока. Как максимум — тихой, 
            скрытой, но стойкой ненависти ко всем виновникам, начиная с китайцев.
            Уважаемый директор Департамента информации и печати МИД РФ, гражданин 
            А.Яковенко! (Обращение «гражданин», а не господин, извините, строго 
            законное, по паспорту) Что такое «окончательное закрытие всех спорных 
            проблем и договорное оформление линии прохождения границы по периметру 
            нашей страны», которое является для вас «долговременной задачей, поставленной 
            перед российской дипломатией президентом Российской Федерации», мы 
            уже хорошо знаем. И сахалинцы беспокоятся не зря.
            Для начала отбрасывается все, что было сделано и накоплено русскими 
            и советскими дипломатами, другими государственными деятелями за все 
            предыдущие времена. Легко. Одним махом. На Амуре — за полтора века. 
            
            Вот документ из недр МИДа — письмо в Государственную Думу за подписью 
            Вашего коллеги, первого заместителя министра иностранных дел РФ В.Лощинина 
            от 4 декабря 2004 года (№ 46716/гс) по поводу целесообразности и правомерности 
            заключения Дополнительного соглашения с КНР, подписанного в октябре 
            того же года. Черным по белому написано: «Речь идет о впервые осуществленном 
            совместном распределении островных территорий в данном районе».
            Это для кого — впервые? Для нынешнего руководства МИДа? Конечно! Но 
            не для страны.
            Чище того, В.Лощинин, пропаривая мозги депутатам, сообщает: «В предшествующих 
            двусторонних договорных документах о границе данный вопрос, включая 
            государственную принадлежность островов, не затрагивался». 
            Очень интересное уверение. И что, В.Лощинин сам в это искренне верит?
            Что ж, заглянем в первоисточники. В тексты Тяньзинского трактата от 
            1 июня 1858 года и Пекинского дополнительного договора от 2 ноября 
            1860 года. Цитирую по книге А.Прохорова «К вопросу о советско-китайской 
            границе» (издательство «Международные отношения», 1975 г.). И не случайно. 
            Это ныне можно издать источники так, что мама родная не узнает. А 
            тогда — строжайшая цензура и редакторская ответственность за промашки!
            Читаем дружно Пекинский договор, статью 1-ю: «с сих пор восточная 
            граница между двумя государствами, начиная от слияния рек Шилки и 
            Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура ДО МЕСТА СЛИЯНИЯ СЕЙ ПОСЛЕДНЕЙ 
            РЕКИ С РЕКОЮ УССУРИ (выд. авт.)». Где происходит слияние Амура с Уссури? 
            Специально для сотрудников МИДа РФ: подле села Казакевичево. Иначе 
            говоря, граница ВСЕГДА, с самого начала, была здесь определена и проходила 
            там, где только и была полтора века. Где, стало быть, находились острова 
            Тарабаров и Большой Уссурийский? Правильно — на российской стороне.
            Здесь же, в 1-й статье Пекинского договора, точно в предвидении нечистоплотности 
            последующих дипломатических поколений с обеих сторон, «утверждается 
            составленная карта, на коей граничная линия, для большей ясности, 
            обозначена красною чертою и направление ее показано буквами русского 
            алфавита... Карта сия подписывается уполномоченными обоих государств 
            и скрепляется печатями... После постановления пограничных знаков, 
            граничная линия НАВЕКИ (авт.) не должна быть изменяема».
            Таковые знаки и были в ближайшие годы поставлены. Включая знак с «литерой» 
            Е подле устья Уссури, напротив станицы Казакевичевой (изначально — 
            Усть-Уссурийской), — на китайском берегу. В 1886 году деревянный столб 
            был заменен на каменный, о чем, как отмечают исследователи, тоже был 
            составлен отдельный протокол, подписанный российским и китайским представителями.
            Можно ли после этого утверждать, как это сделал первый заместитель 
            министра, что «вопрос о разграничении пограничных участков рек Амура 
            и Уссури» НИКОГДА не решался? Да, можно. Если закрыть по-детски глаза 
            («ты меня не видишь!») или просто очень хочется («Понимаешь, надо...»). 
            Но тогда логичнее бы работать не в МИДе, а швейцаром в ресторане.
            Пекинский договор отлично известен российскому МИДу. И китайскому 
            — тоже. Как и то, что по его статье 15-й «уполномоченные Российского 
            и Китайского государства подписали собственноручно и скрепили своими 
            печатями два экземпляра русского текста договора и два экземпляра 
            перевода оного на китайский язык и затем передали друг другу по одному 
            экземпляру того и другого».
            Те самые карты, с красною чертою для большей ясности.
            Кстати, в Тяньзинском трактате так и записано, что эти карты «послужат 
            обоим правительствам на будущее БЕССПОРНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ (авт.) о границах». 
            
            Как видим, не послужили. 
            Разумеется, можно посчитать крупных, признаннейших русских дипломатов 
            графа Е.Путятина и графа Н.Игнатьева то ли идиотами, то ли чудаками, 
            настоявшими зачем-то на таких ключевых словах в договорных текстах, 
            как «бесспорные документы», «навеки», но не заметить их усилий и результатов 
            можно только при одном условии, что мы ныне живем не по законам (включая 
            международное право), а только «по понятиям». Или в сумасшедшем доме. 
            
            И не случайно китайская сторона позже стала упорно твердить о «потере» 
            карт. Как и о том, где же находится устье Уссури (дескать, перед Хабаровском!), 
            коль в 1919 году, во время оккупации Дальнего Востока японскими войсками, 
            вдруг «потерялся» и столб с «литерой» Е. И о «неравноправных» договорах.
            Заметим: в 1952 году, когда Советский Союз по просбе КНР (тогда, безусловно, 
            дружественной нам страны) передал полные комплекты топографических 
            карт с обозначенной линией границы, к нам не поступило никаких требований.
            Начало открытым и жестким претензиям было положено с победой в КНР 
            к 60-м годам откровенно националистического курса (после гигантского 
            провала «большого скачка», а затем и под шум «культурной революции»). 
            Претензии и провокации на всем протяжении советско-китайской границы 
            стали нормой. Сродни эпохе сидения в Маньчжурии японской Квантунской 
            армии. Наконец, в марте 1969 года грянул Даманский (в августе загремели 
            выстрелы и на средне-азиатской границе).
            И еще заметим. Знаменитый в свое время вполне братский Договор о дружбе, 
            союзе и взаимной помощи между СССР и КНР от 14 февраля 1950 года с 
            действием на тридцать лет, т.е. до 1980 г., не только не отменил крови 
            и жертв Даманского. В 1972 году в КНР вышел «Атлас Китая» с проведением 
            границы по черте Хабаровска. Вот такие политически странные «дружба» 
            и «взаимопомощь» по-китайски. Или же Договор 1950 года с передачей 
            КНР КВЖД и с досрочным возвращением Порт-Артура, с широко хлынувшей 
            в Китай помощью от страны, только-только поднявшейся из руин войны, 
            — тоже из разряда «неравноправных»? Так ведь тоже отброшен в сторону.
            Да, неприятные факты. Но это — факты. 
            Еще хуже, что один и тот же МИД, наш, родимый, в один и тот же исторический 
            период «реформ», так сказать, вдруг резко меняет позицию. На прямо 
            противоположную.
            Еще несколько лет назад, отвечая Законодательной Думе Хабаровского 
            края (письмо № 963/ 1 от 17.02.99 г.), тогдашний заместитель министра 
            иностранных дел Г.Карасин сообщал об островах Большой Уссурийский 
            и Тарабаров, что «направление границы в указанном районе НЕДВУСМЫСЛЕННО 
            (авт.) установлено договорными документами прошлого века, а именно: 
            граница из Амура в Уссури переходит по протоке Казакевичева, острова 
            Тарабаров и Большой Уссурийский соответственно находятся по российскую 
            сторону от границы».
            Друзья мои! Граждане из МИДа! Что случилось за ближайшие годы? Обнаружены 
            сногсшибательные свидетельства и доказательства иного? Так покажите 
            их нам, несведущим! Ну ладно, не нам, убогим, — предъявите хотя бы 
            этой самой во все сующей свой нос «мировой общественности». Какие 
            они? Где они?
            А коль их нет, — в чем дело?!
            Да не в том ли (авторская гипотеза!), что и МИД у нас — всего лишь 
            штамповочный цех. Производство не всесторонне обоснованных документов 
            и решений, а всего лишь, говоря по Салтыкову-Щедрину, «Чего изволите?»
            И настоящие решения задумываются и принимаются совсем в другом месте 
            и людьми с какой угодно квалификацией, кроме подлинно дипломатической 
            и государственно полезной. И уровень этих решений и документов может 
            быть таким, что за сердце и валидол хватаешься, едва прочтешь.
            Кстати, вот и образец (и ни с него ли начинать будущим то ли исследователям, 
            то ли следователям): «Перечень поручений, данных Президентом Российской 
            Федерации по итогам его участия в совещании «О перспективах развития 
            Дальнего Востока и Забайкалья», проведенном в г. Благовещенске 21 
            июля 2000 г.». Утвержден Путиным 29 августа 2000 г. (Пр-1732). С печатью 
            высочайшей канцелярии. Документ совершенно несекретный. 
            И в этом перечне есть один занимательный пункт. Вот он:
            «7. Подготовить предложения об усилении контроля за пребыванием иностранных 
            граждан на территории российского Дальнего Востока. В целях окончательного 
            завершения демаркационных работ на всем участке российско-китайской 
            границы разработать новую стратегию переговоров с китайской стороной 
            по двум несогласованным участкам в Хабаровском крае. Ответственные: 
            И.С.Иванов, К.Б.Пуликовский, Ю.Я.Чайка, М.В.Ванин, К.В.Тоцкий». 
            Интересно, как все эти «ответственные», включая министра иностранных 
            дел, выполняли поручение ПО ДВУМ НЕСОГЛАСОВАННЫМ УЧАСТКАМ В ХАБАРОВСКОМ 
            КРАЕ, когда он всегда был один-единственный? Второй-то «несогласованный» 
            сроду находился в Читинской области. Беспредельно бездарный ляп!
            Еще интереснее: а был ли этот Перечень, как положено в нормальном 
            государственном производстве, согласован с МИДом? И если — да, то 
            чья на листе согласования подпись?
            Понятно, что новоиспеченный президент, будь то в силу своей весьма 
            слабой осведомленности вообще, то ли черт характера (излишне доверять 
            окружению), не очень-то вник в проблему. Но — специалисты!? Где они 
            были?
            А самым таинственным был и остается автор «новой стратегии переговоров», 
            результатом которой и стала потеря вроде бы невеликой, но действительно 
            стратегически важной территории.
            И кто сказал, что в отношении Курильских островов у нас тоже не «новая 
            стратегия»? Какие документы готовит к осенней поездке Путина МИД? 
            Есть у нас ныне такая новая стратегия — вначале поупираться, поуспокоить 
            свой народ, а потом взять и подарить! И уже мы не цыплят что ни осень 
            начинаем считать, а территориальные потери.
            Ибо остается не только «поручение президента» с «новой стратегией», 
            но и вот эти жуткие по качеству, примитивные по форме и содержанию 
            технологии принятия решений, в наличии которых мы только что так хорошо 
            убедились на Амуре. Да вот только что в Хабаровске побывал посол по 
            особым поручениям В.Воробьев, который заявил, что острова Б.Уссурийский 
            и Тарабаров «в международно-правовом смысле НИКОГДА НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛИ 
            РОССИИ» («Тихоокеанская звезда», 21.06.05). Это еще что — заявил! 
            Вдруг обнаружилось, что одна из точек разделения на острове Б. Уссурийский, 
            уже забитая Дополнительным соглашением, оказалась в аккурат на крыльце 
            церкви. Не войти в нее, не нарушая границу. И опять начнутся новые 
            разменные переговоры... Во работают!
            А вы, гражданин А. Яковенко, утверждаете, что «наши граждане могут 
            быть уверены...» При такой уверенности как-нибудь наутро проснешься, 
            — а у тебя под боком китаец храпит. Выяснится: за ночь (в Москве был 
            день!) границу прямо по моему дивану провели.
            И ни при чем тут будет директор Департамента информации и печати. 
            МИДовские блины пекутся в других кабинетах.
            И не дай бог сахалинским депутатам успокоиться!