He правда ли, интересная мода появилась в отечественном кино — награждать
премиями фильмы заранее, до появления их на экранах, не ожидая реакции
зрителей? Можно посчитать эти действия своеобразной рекламой, призванной
обратить внимание людей на действительно выдающиеся работы в то время,
когда кинотеатров мало, а фильмов много, конкуренция большая. А может
быть, это просто пренебрежение к массам, чьим мнением собираются манипулировать,
уверенность, что впечатление от фильма можно создать, предварительно
о нем хорошо потрепавшись? Но фильмов много западных, отечественных
существенно меньше, а хороших — вообще раз-два и обчелся! Поступая
таким образом, не достигнут ли киношники противоположного: чем больше
хвалят «шедевр» до его настоящего рождения, тем меньше он соберет
зрителей?
Фильм «Свои» начали рекламировать еще в прошлом году, в промежутках
между сериями «Московской саги». Но прежде чем увидели, его оценили
критики, избранные, фестивали, и уже в наградах, он появился на голубом
экране как раз к 60-летию Победы: премьера состоялась на ОРТ 30 апреля.
Было бы неправильно сказать, что мои ожидания не оправдались. Видно,
я уже научился понимать рекламу так, как она этого заслуживает. По
анонсам я сделал вывод, что речь пойдет о «зятьках», бросивших оружие
во время ВОВ, бежавших из Красной Армии или из плена, пытающихся отсидеться
за печкой. Думал, их попытаются представить героями. И немного ошибся!
Главные герои действительно бросили оружие и сдались в плен. Командиры
— два приятеля, русский и еврей — лихорадочно сорвали с себя форму,
чтобы представиться рядовыми. Мало того, вырвали винтовку у солдата,
который отстреливался от немцев. С этой мерзкой сцены начинается фильм.
Заметьте, герои не сопливые мальчишки, и в плен они попали не раненые,
не контуженые, не расстреляв последние патроны. Они сдались, когда
красноармейцы еще продолжали драться, предали собственных солдат!
Что может быть позорней?!
Разумеется, «свои» после побега начинают как-то трепыхаться, но, честно
говоря, после такого зачина в это плохо верится. Скорее, можно допустить,
что за несколько дней плена они поняли: ничего хорошего их у фашистов
не ждет и отсидеться не удастся. Да и первая же их акция — против
полицая, который мог на них донести, — подтверждает: это «свои», в
том смысле, что «своя рубашка ближе к телу». Они могут и повоевать,
но лишь в том случае, если им лично что-то угрожает.
И вот таких авторы предлагают нам в качестве героев? Своих? Да не
уместно ли прямо в заголовке взять это слово в кавычки?
Нечасто даже в современном российском искусстве героями представляют
трусов, шкурников и предателей. Но здесь это случилось.
Стоит отметить и то, что обещали сериал, а показали лишь полнометражный
фильм. Но сериал может и появиться: такую тему как не развить во всех
направлениях?! Еще и власовцы дождутся провозглашения героями, и полицаи,
и проститутки! А что, в самом деле, разве не так же, как и «свои»,
поступил несколько позже в 1942 году и генерал Власов, сдавшись немцам,
бросив оружие и собственных солдат? Мой тесть, как и тысячи других
солдат ударной, едва живой от голода, но вышел из окружения с оружием
в руках, а командарм в это время уже давал показания в фашистском
штабе. Так не подступ ли эти «свои» к обелению и Власова, и власовщины?
Право же, от «своих» до «власовцев» только один шаг!
К.Симонов вспоминает, как в Феодосии, захваченной морским десантом,
молодой офицер спрашивал у него, что делать с бабами, которые добровольно
подали заявления в солдатский публичный дом. Как, что? Фильм о них
сочинить! Про то, как они «героически» ложились под фашистских солдат,
отвлекая их от расстрелов партизан, евреев и прочих неполноценных!
До какого абсурда можно дойти по дорожке оправдания и всепрощения!
Но вернемся к фильму. В тот момент, с которого он начался, командирам,
конечно же, делать было нечего, как сдаться! Это в Брестской крепости
сражались, а здесь — спасали шкуры. Что же заинтересовало авторов,
раз они не расстались с героями в это трагическое время, а решили
и далее проследить их путь? По всем понятиям, от труса ничего красивого
ждать не приходится!
Так случилось, что вскоре за демонстрацией фильма ток-шоу «Пять вечеров»
(ОРТ, 04.05.2005 г.) решило успокоить ветеранов, недовольных «штрафбатами».
Ведь впереди был праздник Победы, и каждый день появляются новые ленты,
приуроченные к этой дате. И все — те еще «подарки»!
А.Малахов пригласил Е.Весника — одного из немногих ныне здравствующих
известных актеров-фронтовиков, В. Попкова — дважды Героя Советского
Союза, прототипа Быковского «маэстро», актеров Н.Бурляева («Иваново
детство»), А.Кравченко («Иди и смотри»), Б.Токарева («Горячий снег»).
А напротив — небезызвестный Э.Володарский, Р.Мадянов, Н.Суркова («Штрафбат»),
кинокритик А.Шпагин, и, к сожалению, актер А.Мартынов («А зори здесь
тихие»). И обсудили...
Самую суть, как и положено кинокритику, выразил А.Шпагин. Он отметил
как необыкновенный прогресс, что прошлый год явился годом разрушения
военного лимита. Надо же, а мы и не подозревали! На фоне бандитских
разборок в сериалах, потоков крови и насилия на телеэкранах как-то
не заметили, что киношники стремились не снимать войну! Другое дело,
наверное, не определились, какую войну можно снимать. А.Шпагин, очевидно,
им подсказал. Он указал разницу между военными фильмами тогда и сейчас:
«Тогда была главная проблема (?!)— идеология, сейчас — попса». (Для
Шпагина, видите ли, идеология — это проблема!) «Если раньше было твердое
разделение: свои — чужие, правые — виноватые, то сегодня порой не
поймешь, где свой, а где чужой, особенно среди своих людей. И, может
быть, не было виноватых? И, главное, зритель это принял».
Вот ведь как диктует критик. А достоинством всех «великолепных» фильмов,
которые он перечислил поименно («Штрафбат», «Диверсант», «Конвой PQ-17»,
«Свои» и др.), считает, что «война впервые была показана не великим
подвигом, а великой трагедией».
Замечательное противопоставление! Как будто трагедия не может быть
подвигом, а подвиг трагедией! А насчет того, что зритель все это сокровенное,
шпагинское, принял, критик, конечно, врет! Свидетельство этому — категорическое
неприятие ветеранами-фронтовиками всех этих «штрафбатов». Даже Малахов
высказался перед аудиторией: «А может быть, надо было подождать и
не развенчивать эти фильмы?» На что Володарский, порядочно сникший
в результате нападок фронтовиков, вскинулся: «Не было никакого развенчания!
Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит!» Места живого
нет, но туда же — бодрится!
Между тем, какие могут быть оправдания? Чернуха — она и есть чернуха!
«Если бы ваш отец увидел фильм «Штрафбат», он бы ему понравился?»
— спросил ведущий актера Р.Мадянова, исполнителя одной из самых мерзких
ролей в этом кино. «Нет!» — честно ответствовал артист. Тем не менее,
«у этих картин другая правда, нежели ждут ветераны, их специально
снимали по-новому», и «правда жизни — это одно, а правда искусства
— другое» (А.Мартынов). Вот «Список Шиндлера» — это да! Вот там правда
так правда! Вот где величайшее искусство! (Опять же пересказ А.Мартынова!)
Как же так случилось, что актер — исполнитель главной роли в фильме
«А зори здесь тихие» стал завидовать спиллберговскому уродцу? Этого
мне, наверное, никогда не понять!
Ну что же, вот она — их правда, современных искусствоведов, режиссеров
и лицедеев: «Надо подождать с критикой военных «шедевров», пока не
будет ни свидетелей, ни тех, кто слышал их рассказы, ни тех, кто помнит
об Отечественной войне!» Когда это наступит и потомки героев, вместо
того чтобы свято хранить, распродадут как побрякушки боевые ордена
отцов и дедов, лишь тогда придет время поделкам вроде «Штрафбата»
и «Своих»! Можно будет врать что угодно.
Тем, кто соорудил эти фильмы, и тем, кто энергично восстает против
них, не понять друг друга. Между ними самая глубокая пропасть, какая
только может быть, пропасть воспитания и культуры. Одни — советские
и русские, другие — кто угодно, но уже не наши, общечеловеки, американцы,
западники, не знаю, кто еще, но не наши!
Ну разве может создать нормальный фильм об Отечественной войне человек,
для которого «Список Шиндлера» — великое произведение искусства! Значит,
вот так они нынче и снимают про войну, сверяясь со Спиллбергом? Маразм
«демократического» кино крепчает!
Если бы только акцент переменили с подвига на трагедию! Трагического
и в советском военном кино было достаточно. Но как будто специально
выискивают не трагическое, а подлое. Какой-то болезненный интерес
к предателям, мелким и низким людишкам, не способным на сопротивление.
В преддверии 60-летия Победы на ТВ столпились фильмы как на подбор
об ущербных людях: «Свои», «Каратели», «Фрау Мария»... Нельзя сказать,
что патриотическая тема не представлена, но опять же старыми, на совесть
заезженными советскими лентами.
Пора бы нам не удивляться теле- и кинодеятелям, а все удивляемся.
Сорокиной именно к празднику (6 мая!) понадобилось устроить премьеру
своего фильма «Каратели», который и в будни-то смотреть неловко. «На
стороне фашистской Германии воевал целый миллион советских граждан»,
— утверждает она с наигранным удивлением и подчеркивает, что многие
из них ушли от возмездия и дожили до преклонных лет в обеих Америках
и Австралии. Надо думать, ветеранам эта информация что ложка дегтя
к праздничному столу. Сколько было среди этого миллиона (если цифра
соответствует действительности) тех, кто перешел к партизанам, насильно
завербованных в РОА, так или иначе расставшихся с германской армией,
Сорокину не интересует. Миллион — и все! Для чего же приводить страшную
цифру, если не разбираться с ней подробно и скрупулезно? Чай не семечки,
а люди! Или уж, в самом деле, «Каратели» — подарок ветеранам?
Актриса Н.Суркова, сыгравшая в фильме «Свои», от которого в восторге,
тем не менее ничего не может сказать о нем в ток-шоу «Пять вечеров»
04.05.2005 г., но торопится «подарить» ветеранам интересную историю.
О том, как русская переводчица влюбилась в немца, а партизаны велели
ей привести кавалера в отряд. А она не посмела ослушаться, но когда
товарищи увидели, что подруга действительно влюблена, то отпустили
солдата восвояси. Но пришла Красная Армия и переводчицу, конечно же,
сослали...
Чем поразила артистку эта история? Мы, воспитанные на «Радуге» и «Молодой
гвардии», в свое время брезгливо отвернулись бы от нее. Но Сурковой,
видно, жаль влюбленных!
А вот еще «подарок» на ту же тему: «документальный» фильм «Фрау Мария»
про русскую женщину, которая якобы полюбила пленного эсэсовца в лагере
под Первоуральском. Рассказывается так проникновенно, ну просто Ромео
и Джульетта! И, самое главное, опять вовремя, 29 апреля!
Смотришь поделки современных деятелей кино и думаешь: не интересно
им снимать о войне, они представляют ее вроде американского боевика,
в котором секс и кровь идут рука об руку. И, конечно же, нельзя забывать
о том, что творческая интеллигенция служит той части нашей расколотой
нации, которая обладает властью и деньгами. А она-то как раз в восторге
от голливудских боевиков. «Голливуд стал нашим воспитателем», — признался
кто-то из деятелей российского кино!
Нет, чтобы брать пример с лучших отечественных фильмов: «Баллада о
солдате», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Офицеры»,
«В бой идут одни старики», «Хроника пикирующего бомбардировщика»,
«На войне как на войне», «Командир счастливой щуки», «Юнга Северного
флота», «Торпедоносцы», «Семнадцать мгновений весны», «Майор Вихрь»...
Можно долго перечислять, но все они (и почему бы это?) из советского
времени. Без чернухи, без мата и натурализма, без порнушки и прочих
обязательных принадлежностей современного кино. Но именно про них
люди, прошедшие войну, говорят: «Так и было!»
Отчего же в последние 15 лет, как ни стараются киношники, ничего подобного
снять не могут. И «Звезда» — не та, с Крючковым, что прошла когда-то
по советским экранам. И «Момент истины. В августе 44-го» похож на
богомоловскую книгу примерно как вестерн на фронтовую драму! Вроде
и снято близко к тексту, а все не то! В чем же дело?
Конечно же, приоритеты переменились. В советское время провозглашали,
что в жизни всегда есть место подвигам, сегодня утверждают, что кроме
предательства и подлости вокруг и нет ничего!
Я давно не перечитывал «Войну и мир», но вот в книге про Солженицына,
который «без конца искажает факты или умалчивает о них», остановил
внимание на словах: «...Толстой писал, что на французские войска во
главе с Наполеоном под Бородином «первый раз была наложена рука сильнейшего
духом противника». Нечто весьма похожее произошло и страшным летом
1941 года: несмотря на огромные потери и в живой силе, и в технике,
и в территории, Советская Армия, наш народ первый раз за все годы
разбоя немецких фашистов наложили на них руку сильнейшего духом противника».
Именно эти слова Толстого, применительно к новому времени, позволяют
понять всю трагедию современного военного кино в РФ. Об этом духе
и идет речь в «штрафбатах», что обрушились на нас в преддверии Дня
Победы. Но не о том, как этот дух вызвать и укрепить, а напротив,
нивелировать до европейцев, которые сдавались Гитлеру, едва тот успевал
ступить на их территорию. О таких противниках мечтают претенденты
на мировое господство. Оттого и появляются у нас «военные» фильмы,
которые впору сравнивать со «Спасти рядового Райана» и «Списком Шиндлера»,
но ни в коем случае с правдой о Великой войне!
И закономерна концовка «Пяти вечеров», посвященных «Своим» и «Штрафбату»:
«Можно спорить, какой должна быть война в фильме, сколько в нем правды,
но главное — чтобы война не повторилась». Такой итог подвел А.Малахов.
Но с подобными фильмами она обязательно повторится! Любой враг, познакомившись
с ними, решит, что с духом, который один может привести к Победе,
у нынешнего поколения россиян далеко не все в порядке. Так отчего
же не напасть?