На прошедшей неделе в Страсбурге (Франция) состоялась очередная 
            сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). От Коммунистической 
            партии Российской Федерации в рамках группы «Объединенные европейские 
            левые» на сессии работал первый зампред ЦК КПРФ, депутат Государственной 
            думы Иван МЕЛЬНИКОВ. 
            Уже сообщалось о заявлении Ивана Мельникова по поводу двойных стандартов, 
            применяемых Соединенными Штатами в отношении террористов, на примере 
            осужденного судом Венесуэлы и скрываемого в США от правосудия Посада 
            Каррилеса — организатора террористических актов на Кубе. А также о 
            критическом заявлении Мельникова по поводу диктата американской администрации 
            на Ближнем Востоке — недопустимого и вредного для процесса мирного 
            урегулирования в этом регионе. 
            Однако центральным вопросом сессии был доклад — «Выполнение Россией 
            принятых обязательств», подготовленный Комитетом по выполнению обязательств 
            государствами-членами Совета Европы (Комитет по мониторингу). Напомним, 
            что пребывание в Совете Европы накладывает определенные обязательства, 
            нарушение которых влечет утрату членства. О ходе обсуждения основного 
            вопроса повестки и о принятой резолюции рассказывает Иван Мельников. 
          
          Представленный доклад подготовлен фундаментально, из него видно, 
            что европейские эксперты очень грамотно и глубоко изучали ситуацию 
            в России, изменения в российской политической системе и обществе. 
            Но обсуждение вопроса и итоговый документ вызывают неоднозначные эмоции, 
            преимущественно — негативные. Объясню почему. 
            Действительно, многие оценки, которые даны в докладе, — верные. Они 
            нам, коммунистам, близки и понятны. Большинство этих оценок касается 
            всех тех шагов, которые предприняла нынешняя российская власть с целью 
            усиления собственной политической монополии. Перечислю некоторые. 
            
            В докладе дается критическая оценка практически всем последним «реформам». 
            Здесь речь идет и об ограничении прав на митинги, шествия и пикетирования. 
            И о переходе на назначение губернаторов. И о нарушении принципа разделения 
            властей при формировании Совета Федерации, — когда этот орган, призванный 
            контролировать исполнительную власть, состоит из людей, назначаемых 
            главами регионов, которые, в свою очередь, назначаются президентом. 
            Критикуется и новое избирательное законодательство, которое предусматривает 
            выборы только по партийным спискам, высокий 7-процентный барьер прохождения 
            в Госдуму, невозможность участия в избирательных блоках и более суровые 
            требования к париям по численности и региональному представительству. 
            
            В докладе прямо говорится, что все эти реформы — на руку действующей 
            власти, что «в таких условиях перспективы наличия какой бы то ни было 
            значимой и конкурентоспособной оппозиции пропрезидентским партиям 
            в парламенте будут серьезно подорваны». 
            Европейские парламентарии показали, что чувствуют и политический подтекст 
            этих реформ: «Власть не может быть в полной мере демократически ответственной, 
            если независимо от ее действий она по существу защищена от угрозы 
            отстранения в результате голосования». 
            За идеей создать «общественную палату» депутаты Парламентской ассамблеи 
            фактически видят ловкий пропагандисткий ход Кремля, когда власть вроде 
            бы хочет прислушаться к мнению граждан, но в такой форме, чтобы представители 
            народа были отрезаны от принятия решений. 
            «Трудно понять, для чего создается «общественная палата», задача которой 
            обычно выполняется демократически избранным плюралистическим парламентом, 
            представляющем общество в целом. <…> Это напоминает попытку 
            дотянуть «вертикаль власти» до гражданского общества, которое, по 
            иронии, горизонтально», — справедливо иронизируют докладчики. 
            Не менее остро звучит в тексте доклада критика избирательных кампаний 
            2003 и 2004 годов. Примечательно, что эта критика напрямую увязывается 
            с оценкой сложившегося расклада политических сил: «В настоящее время 
            нижняя и верхняя палаты российского парламента находятся под контролем 
            сил, поддерживающих президентскую администрацию. <…> В случае 
            с нижней палатой — Государственной думой — пропрезидентская партия 
            «Единая Россия» обладает двумя третями конституционного большинства. 
            Более того, две из трех оставшихся партий — «Родина» и либерально-демократическая 
            партия — регулярно голосуют вместе с «Единой Россией», тем самым доводя 
            общее большинство до 372 из 450 мест. <…> Такое большинство 
            является результатом выборов, которые, по мнению наблюдателей ассамблеи, 
            были несправедливыми». 
            Что касается выборов президента, то им выносится не менее суровый 
            приговор: «…президентские выборы 2004 года по сравнению с предыдущими 
            выборами 2000 года стали прискорбным шагом к дальнейшей деградации 
            и дискредитации выборов как демократического института». 
            И в связи с выборами и не только в связи с ними — очень много внимания 
            европейские парламентарии обращают на плохую ситуацию с состоянием 
            свободы слова. Но это ожидаемо. Куда важнее отметить, что наконец-то 
            ПАСЕ не обделило вниманием экономическую политику Кремля. Судя по 
            докладу, даже в капиталистической Европе поражены отменой льгот и 
            законом №122 в целом. Этой теме отводится отдельный параграф. 
            Докладчики подробно рассказывают о массовом протесте граждан и недоуменно 
            резюмируют: «Тем не менее федеральному правительству не был вынесен 
            вотум недоверия, благодаря подавляющему большинству в парламенте, 
            которое принадлежит пропрезидентской фракции». Кроме того, европейские 
            аналитики отметили, что с января 2002 года Россия занимает второе 
            место после Польши по числу новых жалоб в Европейский суд. Жалобы 
            поступают из всех географических районов России, и «большое количество 
            заявлений касается социальных и экономических вопросов: низких пенсий 
            и льгот, вкладов в банках и других обанкротившихся кредитно-финансовых 
            учреждениях и вкладов, не проиндексированных по уровню инфляции, жилищных 
            проблем…»
            С этими оценками нельзя не согласиться. Так почему же обсуждение вопроса 
            оставило негативное впечатление? Главная причина: резкое смещение 
            акцентов, которое мы увидели после доклада в проекте итоговой резолюции. 
            
            И в самом-то докладе те темы, о которых я упомянул выше, прозвучали 
            не так развернуто, как многие другие более частные, да и просто спорные 
            претензии. А в итоговой резолюции верная критика и вовсе максимально 
            сужается до слов пустой и простой «озабоченности», а то даже и до 
            поддержки российских властей в их усилиях «по повышению эффективности 
            и улучшению подотчетности политической и административной системы 
            России». 
            Даются какие-то советы, рекомендации, что нужно, например, что-то 
            пересмотреть или на что-то обратить внимание. Все пункты, где речь 
            идет о политической и социально-экономической системе — не конкретны, 
            сливаются в какой-то соус банальных советов и под этим соусом на первый 
            план выскакивают совершенно другие темы: тема необходимости законодательной 
            отмены в России смертной казни и тема двусторонних отношений России. 
            И здесь уже в явной форме звучат директивы.
            В ситуации неослабевающего разгула криминала и коррупции отмена смертной 
            казни крайне опасна. Однако европейские эксперты этого не понимали 
            раньше, не понимают и сейчас. Требуют срочной ратификации протокола 
            №6 Европейской конвенции о правах человека, предусматривающего отмену 
            смертной казни в мирное время. И потому, покритиковав монополизм российской 
            власти, они с радостью нашли для себя выгоду и неприкрыто об этом 
            заявили еще в докладе: «Мы настоятельно призываем руководство России 
            воспользоваться абсолютным большинством в парламенте и ратифицировать 
            протокол №6 без дальнейших проволочек…» Еще жестче об отмене сметной 
            казни говорится в резолюции: «незамедлительно ратифицировать протокол 
            №6». И пока еще сохранялись резервы, чтобы довести этот вопрос до 
            абсурда, представитель Венгрии предложил поправку с жестким условием: 
            «если протокол №6 не будет ратифицирован к январской сессии 2006 г., 
            ассамблея рассмотрит вопрос о лишении российской делегации полномочий». 
            Правда в таком виде поправка не прошла. 
            Куда сложнее было со вторым направлением скрупулезной настойчивости 
            европейских депутатов — с двусторонними отношениями России. А точнее 
            сказать, с их вмешательством в эти отношения, так как данная тематика 
            вообще не имеет отношения к выполнению Россией своих обязательств. 
            
            Тем не менее большинство членов ПАСЕ поддалось на истерические инициативы, 
            исходившие в основном от некоторых представителей Грузии, Азербайджана 
            и Прибалтийских стран. И в резолюцию попали такие формулировки, как, 
            например: «завершить работу по подписанию и ратификации пограничного 
            договора с Латвией». 
            Вмешательство подобного рода возмутительно само по себе, но даже это 
            кажется политической шалостью по сравнению с тем, как по настоянию 
            прибалтийских депутатов изменили пункт 14 (iv). Для полноты картины 
            стоит привести цитаты.
            Формулировка из проекта резолюции: «В отношении депортированных лиц 
            и их потомков, в том числе из Прибалтики, продолжать помогать им вернуться 
            домой…»
            А теперь то, что получилось после «прибалтийской поправки»: «В отношении 
            компенсации лицам, ранее депортированным из оккупированных территорий 
            Балтийских государств, и их потомкам… Ассамблея настоятельно призывает 
            российские власти как можно скорее урегулировать эти вопросы». 
            Вот это уже было не просто вмешательством в политику двусторонних 
            отношений, это уже было использованием Парламентской ассамблеи как 
            инструмента для навязывания своей точки зрения с помощью провокационной, 
            оскорбительной и тенденциозной политической фразеологии. И к удивлению 
            российской делегации — эти номера удавались. 
            Остается порадоваться, что ассамблея не поддержала хотя бы поправки 
            представителей Грузии, которые предлагали то прописать разрешение 
            грузинским властям «контролировать свою границу с РФ», то «вывести 
            российские военные базы, размещенные на территории Грузии». 
            Компенсировать свои внешнеполитические амбиции эти депутаты сумели 
            за счет третьей страны. Им удалось залезть в российско-белорусские 
            отношения, и ассамблея благословила в резолюции следующее их пожелание: 
            «что касается отношений с Беларусью, оказывать любую политическую 
            или финансовую поддержку правительству Беларуси в зависимости от соблюдения 
            прав человека и гражданских свобод белорусского народа». Двусмысленная 
            фраза, но, видимо, возобладало желание в очередной раз боднуть Белоруссию, 
            и сам факт подобного нравоучительства был приятен инициаторам поправки. 
            
            Таким образом — вся правильная критика, все верные оценки, изложенные 
            в докладе, послужили лишь шумным обрамлением для нахальной дипломатии, 
            для оформления в резолюции требований, нацеленных на ущемление национальных 
            интересов России. 
            В ситуации, когда вместо вразумительных рекомендаций по актуальным 
            проблемам в резолюции разбухли невразумительные антироссийские директивы, 
            — я голосовал против резолюции. Кроме того, было совершенно очевидно, 
            что никто не собирается исключать Россию из Совета Европы. К слову, 
            нынешнее руководство России, как самое европейское из всех европейских, 
            платит за членство чуть ли не самый большой взнос. А Совет Европы, 
            притаивший под маской менторства обиды и комплексы прозападных националистов 
            из бывших советских республик, не прочь и дальше изучать Россию за 
            российские деньги.