С 15 по 18 июня в Китае побывала делегация Государственной Думы 
            РФ во главе с Б.В.Грызловым. По традиции в состав таких делегаций 
            входят представители всех фракций Госдумы. По решению фракции КПРФ 
            представлять депутатов от Коммунистической партии в этой поездке было 
            поручено мне. Такого рода делегаций выезжает за рубеж немало. И цели 
            у них примерно одинаковые: укреплять межпарламентские связи, способствовать 
            расширению экономического и политического сотрудничества. Однако Китай 
            — не просто одна из мировых держав. Это наш сосед, расширение связей 
            с которым идет в последние годы по нарастающей. 
            Также, очевидно, оценивают и нашу страну в Китае, ибо наша делегация 
            была принята китайской стороной на высшем уровне. Нас принял премьер 
            Государственного Совета КНР тов. Вэнь Цзябао, Председатель Всекитайского 
            Собрания народных представителей тов. 
            У Банго и, наконец, глава государства, Председатель КНР тов. Ху Цзинтао. 
            В ходе визита был подписан Устав российско-китайской парламентской 
            комиссии по сотрудничеству между Госдумой РФ и ВСНП Китая, заседания 
            которой будут проводиться один раз в год.
            Беседами с руководством Китая дело не ограничилось. Мы посетили пекинский 
            район освоения новых технологий Чжунгуаньцунь и компьютерную корпорацию 
            «Леново». В самом большом и бурно развивающемся городе Китая Чунцине 
            (32 млн. человек) осмотрели завод «Цзуннянь» по производству мотоциклов, 
            участвовали в открытии музея революционной, трудовой и боевой славы 
            китайского народа и в церемонии открытия российской фотовыставки, 
            посвященной 60-летию Победы над германским фашизмом и японским милитаризмом. 
            Делегация посетила больницу, расположенную в бывшем здании посольства 
            СССР в Китае (Чунцинь в период японской оккупации 8 лет был столицей 
            страны) и возложили венок к памятнику советским добровольцам (12 тысяч 
            человек), погибшим при освобождении Китая от японских захватчиков.
            Надо сказать, что в 2004 году связи между нашими странами заметно 
            укрепились. В частности, достигнут наивысший за всю историю отношений 
            между СССР/РФ и Китаем уровень товарооборота. Его объем за год вырос 
            на 35% и составил 21 млрд. долларов США; ратифицирован пограничный 
            договор. Идет тесное взаимодействие по вопросам реформы ООН и ядерной 
            проблеме на корейском полуострове.
            Но стороны не собираются останавливаться на достигнутом. Отрабатывается 
            механизм обеспечения взаимной безопасности; в этом году предполагается 
            провести первые российско-китайские военные учения; ускорить строительство 
            нефтепровода Западная Сибирь — Китай; увеличить поставки нефти Китаю 
            по железной дороге до 10 млн. т, а с 2006 года — до 15 млн. тонн. 
            В 2006 году планируется провести год России в Китае, а в 2007 году 
            — год Китая в России; к 2010 году — увеличить товарооборот между странами 
            в 3 раза и довести его до 60 млрд. долларов. К 2020 году КНР предполагает 
            вложить в Россию 12 млрд. долларов (сейчас — 700 млн. долларов). 
            России предложено поучаствовать в развитии экономики западных и северо-восточных 
            провинций, где Советским Союзом было построено много предприятий (теперь 
            необходима их модернизация). Китайские компании заинтересованы в участии 
            в разведке и освоении нефтяных и газовых запасов Восточной Сибири 
            и в развитии Дальнего Востока. Российская же сторона считает необходимым 
            улучшить структуру товарооборота. В 2004 году 65% нашего экспорта 
            в КНР приходилось на нефть, нефтепродукты, черные металлы, химические 
            товары, древесину. А мы готовы предложить Китаю продукцию машиностроения, 
            особенно энергетического. Опыт уже есть на строительства АЭС «Тяньвань». 
            
            Но все это, так сказать, формальная сторона дела. Теперь об общих 
            впечатлениях. Глава делегации Госдумы Б.В.Грызлов в статье, опубликованной 
            после этой поездки, признал, что «Китай научился весьма эффективно 
            действовать в условиях глобальной экономики, играть по правилам «мировой 
            игры» с выгодой для себя. В результате в страну потекли инвестиции, 
            а из страны готовые товары». И действительно, на примере России и 
            Китая наглядно видно, что значит сделать правильный выбор в соответствии 
            с законом выбора жизнеустройства. Согласно этому закону, жизнеустройство 
            страны (политическое, экономическое и духовное) должно соответствовать 
            исторически сложившемуся в стране типу общества: индивидуалистическому 
            или коллективистскому. Если такое соответствие есть, — страна будет 
            развиваться от хорошего к лучшему, а если нет — будет вырождаться 
            и погибнет.
            В конце 80-х годов и Китай, и Россия, как страны с коллективистским 
            типом общества, столкнулись с одной и той же проблемой. Обеим странам 
            Запад настойчиво навязывал «демократический» путь развития, свойственный 
            индивидуалистическому обществу. Тогда элита России изменила исторически 
            сложившемуся у нас типу общества, расстреляв народовластие из танковых 
            орудий, и пошла по пути западной «демократии». А Китай жестко пресек 
            на площади Тяньаньмынь действия сторонников этого пути и сохранил 
            народовластие, что соответствует коллективистскому типу общества, 
            сложившемуся в этой великой стране тысячелетиями.
            На этой исторической основе Китай стал активно изучать мировой экономический 
            опыт и применять передовые технологии с учетом ее специфики. При этом 
            Китай не стал разрушать до основания идеологию, структуру экономики 
            и власти, как это сделали в России. 
            В результате за время реформ ВВП Китая на душу населения вырос со 
            180 до 1100 долларов США, т.е. более чем в 6 раз, а в России снизился 
            (90% к уровню РСФСР 1991 года). Число людей за чертой бедности в Китае 
            сократилось в 10 раз с 250 млн. чел. до 26 млн. чел. (при населении 
            1300 млн. человек), т.е. с 25% до 2%, а в России выросло до 33% ( 
            по стандартам ООН). 
            Китай не стал, подобно «элите» РФ, разрушать предприятия приватизацией 
            и свободным рынком. Государство умело регулирует рынок и активно развивает 
            товарное производство. По объему производимых товаров и услуг Китай 
            уже вышел на 6-е место в мире, а по темпам прироста ВВП — на первое 
            место в мире (10% в год), что вдвое больше, чем в России. Сейчас Китай 
            называют «мастерской мира». Его товары заполняют магазины даже в Америке, 
            а Россия превратилась в страну, торгующую не товарами, а сырьем. Сегодня 
            промышленное производство в России (без учета сырьевого и топливно-энергетического 
            комплекса) в 10 раз меньше китайского. 
            Коммунистический Китай вышел на первое место в мире по привлечению 
            капиталовложений. Только за 2004 год в него вложили более 60 млрд. 
            долларов. А в «демократической» России за 13 лет реформ весь накопленный 
            иностранный капитал в экономике страны составил всего 85 млрд. долларов. 
            Демократы обещали, что «Запад поможет». Он и помогает. Но только не 
            «демократической» России, а коммунистическому Китаю.
            По золотовалютным резервам Китай вышел на второе место в мире (340 
            млрд. долларов). Чтобы открыть своим товарам путь на мировые рынки, 
            Китай вступил в ВТО и объявил себя рыночной страной. Но на практике 
            Китай не рыночная страна, а страна с элементами рынка. Вся банковская 
            система в Китае государственная, все крупные корпорации контролируются 
            государством. Цены в Китае отпущены, но только в 1/3 провинций, а 
            в остальных они контролируются государством. Китай понизил таможенные 
            пошлины на своих границах, но ввел ограничения внутри страны. То есть 
            на бумаге в Китае либерализм, а на деле — умелый и жесткий контроль 
            экономики со стороны государства.
            Открыв для себя с помощью ВТО внешний мир, Китай не торопится выполнять 
            требования ВТО и продолжает финансировать свой аграрный сектор экономики. 
            А Россия, еще не вступив в ВТО, уже торопится выполнить ее жесткие 
            требования. Финансирование сельского хозяйства России сокращено в 
            22 раза и составляет всего 20 млрд. рублей.
            Китайское руководство озабочено проблемой, как наполнить карманы своих 
            граждан деньгами, а российское руководство также изобретательно решает 
            вопрос, как вывернуть карманы у россиян путем повышения тарифов, монетизацией 
            льгот, добровольно-принудительным страхованием, введением в торговле 
            множества спекулянтов-посредников. Стоимость хлеба в Москве в 10 раз 
            превышает закупочную цену зерна, а в Европе — лишь на 50%.
            Китайское коммунистическое руководство создает условия для развития 
            предпринимательской деятельности и дает предпринимателям кредиты под 
            низкий процент, а российское «демократическое» руководство, подняв 
            кредитную ставку до 18% годовых, сдерживает инициативу российских 
            предпринимателей, заставляет их брать кредиты в заграничных банках, 
            т.е. подчиняет российский — бизнес Западу. Долги частных российских 
            предпринимателей Западу уже превысили 85 млрд. долларов США.
            В действиях правительств наших стран — огромная разница. Китайское 
            руководство действует в интересах Китая, а российское — в интересах 
            Запада. Поэтому золотовалютные запасы КНР хранятся в Китае, а российские 
            — в США. В Китае созданы условия для привлечения инвестиций в страну, 
            а в России — для вывоза из нее капитала.
            Давайте учиться у китайских партнеров мудрости выбора жизнеустройства, 
            любви к своей стране.