С 15 по 18 июня в Китае побывала делегация Государственной Думы
РФ во главе с Б.В.Грызловым. По традиции в состав таких делегаций
входят представители всех фракций Госдумы. По решению фракции КПРФ
представлять депутатов от Коммунистической партии в этой поездке было
поручено мне. Такого рода делегаций выезжает за рубеж немало. И цели
у них примерно одинаковые: укреплять межпарламентские связи, способствовать
расширению экономического и политического сотрудничества. Однако Китай
— не просто одна из мировых держав. Это наш сосед, расширение связей
с которым идет в последние годы по нарастающей.
Также, очевидно, оценивают и нашу страну в Китае, ибо наша делегация
была принята китайской стороной на высшем уровне. Нас принял премьер
Государственного Совета КНР тов. Вэнь Цзябао, Председатель Всекитайского
Собрания народных представителей тов.
У Банго и, наконец, глава государства, Председатель КНР тов. Ху Цзинтао.
В ходе визита был подписан Устав российско-китайской парламентской
комиссии по сотрудничеству между Госдумой РФ и ВСНП Китая, заседания
которой будут проводиться один раз в год.
Беседами с руководством Китая дело не ограничилось. Мы посетили пекинский
район освоения новых технологий Чжунгуаньцунь и компьютерную корпорацию
«Леново». В самом большом и бурно развивающемся городе Китая Чунцине
(32 млн. человек) осмотрели завод «Цзуннянь» по производству мотоциклов,
участвовали в открытии музея революционной, трудовой и боевой славы
китайского народа и в церемонии открытия российской фотовыставки,
посвященной 60-летию Победы над германским фашизмом и японским милитаризмом.
Делегация посетила больницу, расположенную в бывшем здании посольства
СССР в Китае (Чунцинь в период японской оккупации 8 лет был столицей
страны) и возложили венок к памятнику советским добровольцам (12 тысяч
человек), погибшим при освобождении Китая от японских захватчиков.
Надо сказать, что в 2004 году связи между нашими странами заметно
укрепились. В частности, достигнут наивысший за всю историю отношений
между СССР/РФ и Китаем уровень товарооборота. Его объем за год вырос
на 35% и составил 21 млрд. долларов США; ратифицирован пограничный
договор. Идет тесное взаимодействие по вопросам реформы ООН и ядерной
проблеме на корейском полуострове.
Но стороны не собираются останавливаться на достигнутом. Отрабатывается
механизм обеспечения взаимной безопасности; в этом году предполагается
провести первые российско-китайские военные учения; ускорить строительство
нефтепровода Западная Сибирь — Китай; увеличить поставки нефти Китаю
по железной дороге до 10 млн. т, а с 2006 года — до 15 млн. тонн.
В 2006 году планируется провести год России в Китае, а в 2007 году
— год Китая в России; к 2010 году — увеличить товарооборот между странами
в 3 раза и довести его до 60 млрд. долларов. К 2020 году КНР предполагает
вложить в Россию 12 млрд. долларов (сейчас — 700 млн. долларов).
России предложено поучаствовать в развитии экономики западных и северо-восточных
провинций, где Советским Союзом было построено много предприятий (теперь
необходима их модернизация). Китайские компании заинтересованы в участии
в разведке и освоении нефтяных и газовых запасов Восточной Сибири
и в развитии Дальнего Востока. Российская же сторона считает необходимым
улучшить структуру товарооборота. В 2004 году 65% нашего экспорта
в КНР приходилось на нефть, нефтепродукты, черные металлы, химические
товары, древесину. А мы готовы предложить Китаю продукцию машиностроения,
особенно энергетического. Опыт уже есть на строительства АЭС «Тяньвань».
Но все это, так сказать, формальная сторона дела. Теперь об общих
впечатлениях. Глава делегации Госдумы Б.В.Грызлов в статье, опубликованной
после этой поездки, признал, что «Китай научился весьма эффективно
действовать в условиях глобальной экономики, играть по правилам «мировой
игры» с выгодой для себя. В результате в страну потекли инвестиции,
а из страны готовые товары». И действительно, на примере России и
Китая наглядно видно, что значит сделать правильный выбор в соответствии
с законом выбора жизнеустройства. Согласно этому закону, жизнеустройство
страны (политическое, экономическое и духовное) должно соответствовать
исторически сложившемуся в стране типу общества: индивидуалистическому
или коллективистскому. Если такое соответствие есть, — страна будет
развиваться от хорошего к лучшему, а если нет — будет вырождаться
и погибнет.
В конце 80-х годов и Китай, и Россия, как страны с коллективистским
типом общества, столкнулись с одной и той же проблемой. Обеим странам
Запад настойчиво навязывал «демократический» путь развития, свойственный
индивидуалистическому обществу. Тогда элита России изменила исторически
сложившемуся у нас типу общества, расстреляв народовластие из танковых
орудий, и пошла по пути западной «демократии». А Китай жестко пресек
на площади Тяньаньмынь действия сторонников этого пути и сохранил
народовластие, что соответствует коллективистскому типу общества,
сложившемуся в этой великой стране тысячелетиями.
На этой исторической основе Китай стал активно изучать мировой экономический
опыт и применять передовые технологии с учетом ее специфики. При этом
Китай не стал разрушать до основания идеологию, структуру экономики
и власти, как это сделали в России.
В результате за время реформ ВВП Китая на душу населения вырос со
180 до 1100 долларов США, т.е. более чем в 6 раз, а в России снизился
(90% к уровню РСФСР 1991 года). Число людей за чертой бедности в Китае
сократилось в 10 раз с 250 млн. чел. до 26 млн. чел. (при населении
1300 млн. человек), т.е. с 25% до 2%, а в России выросло до 33% (
по стандартам ООН).
Китай не стал, подобно «элите» РФ, разрушать предприятия приватизацией
и свободным рынком. Государство умело регулирует рынок и активно развивает
товарное производство. По объему производимых товаров и услуг Китай
уже вышел на 6-е место в мире, а по темпам прироста ВВП — на первое
место в мире (10% в год), что вдвое больше, чем в России. Сейчас Китай
называют «мастерской мира». Его товары заполняют магазины даже в Америке,
а Россия превратилась в страну, торгующую не товарами, а сырьем. Сегодня
промышленное производство в России (без учета сырьевого и топливно-энергетического
комплекса) в 10 раз меньше китайского.
Коммунистический Китай вышел на первое место в мире по привлечению
капиталовложений. Только за 2004 год в него вложили более 60 млрд.
долларов. А в «демократической» России за 13 лет реформ весь накопленный
иностранный капитал в экономике страны составил всего 85 млрд. долларов.
Демократы обещали, что «Запад поможет». Он и помогает. Но только не
«демократической» России, а коммунистическому Китаю.
По золотовалютным резервам Китай вышел на второе место в мире (340
млрд. долларов). Чтобы открыть своим товарам путь на мировые рынки,
Китай вступил в ВТО и объявил себя рыночной страной. Но на практике
Китай не рыночная страна, а страна с элементами рынка. Вся банковская
система в Китае государственная, все крупные корпорации контролируются
государством. Цены в Китае отпущены, но только в 1/3 провинций, а
в остальных они контролируются государством. Китай понизил таможенные
пошлины на своих границах, но ввел ограничения внутри страны. То есть
на бумаге в Китае либерализм, а на деле — умелый и жесткий контроль
экономики со стороны государства.
Открыв для себя с помощью ВТО внешний мир, Китай не торопится выполнять
требования ВТО и продолжает финансировать свой аграрный сектор экономики.
А Россия, еще не вступив в ВТО, уже торопится выполнить ее жесткие
требования. Финансирование сельского хозяйства России сокращено в
22 раза и составляет всего 20 млрд. рублей.
Китайское руководство озабочено проблемой, как наполнить карманы своих
граждан деньгами, а российское руководство также изобретательно решает
вопрос, как вывернуть карманы у россиян путем повышения тарифов, монетизацией
льгот, добровольно-принудительным страхованием, введением в торговле
множества спекулянтов-посредников. Стоимость хлеба в Москве в 10 раз
превышает закупочную цену зерна, а в Европе — лишь на 50%.
Китайское коммунистическое руководство создает условия для развития
предпринимательской деятельности и дает предпринимателям кредиты под
низкий процент, а российское «демократическое» руководство, подняв
кредитную ставку до 18% годовых, сдерживает инициативу российских
предпринимателей, заставляет их брать кредиты в заграничных банках,
т.е. подчиняет российский — бизнес Западу. Долги частных российских
предпринимателей Западу уже превысили 85 млрд. долларов США.
В действиях правительств наших стран — огромная разница. Китайское
руководство действует в интересах Китая, а российское — в интересах
Запада. Поэтому золотовалютные запасы КНР хранятся в Китае, а российские
— в США. В Китае созданы условия для привлечения инвестиций в страну,
а в России — для вывоза из нее капитала.
Давайте учиться у китайских партнеров мудрости выбора жизнеустройства,
любви к своей стране.