Сегодня — 75 лет со дня рождения Вадима Валериановича Кожинова — 
            выдающегося литературоведа, историка, публициста. А можно сказать 
            и так: выдающегося мыслителя и патриота России.
            Он не дожил до юбилейной даты. И я знаю, что укоротило жизнь этого 
            очень сильного от природы русского человека. Великая боль за Родину! 
            Мне довелось много раз встречаться с ним в последнее десятилетие прошлого 
            века, ставшее трагическим для России. Говоря с Вадимом Валериановичем 
            при подготовке бесед для «Советской России» и «Правды», я всегда чувствовал 
            эту боль. Однажды он признался:
            — Знаете, сейчас выходят одна за другой мои книги. Но я бы согласился, 
            чтоб они не выходили, а Россия вернулась в нормальное русло. Это — 
            самое большое мое желание!
            Однако заветное желание Вадима Кожинова остается пока неосуществленным. 
            А книги его продолжают выходить, привлекая все большее внимание читателей.
            Вот и в преддверии 75-летия вышла (уже вторым изданием!) книга «О 
            русском национальном сознании». Это сборник работ Вадима Кожинова, 
            написанных в период от шестидесятых до девяностых годов и объединенных 
            общей темой. Завершает книгу, как итоговая, статья «Рано хоронить 
            Россию...» Написал ее Вадим Валерианович в 1998 году, но по прошествии 
            времени, как вы убедитесь, она не утратила своей актуальности.
           
           Виктор КОЖЕМЯКО.
          
          
            
            
            Предвидение будущего — это нередко труднейшая, но необходимая и повседневно 
            решаемая людьми задача. Мы редко отдаем себе отчет в том, что любое 
            наше успешное действие совершается, в частности, на основе предвидения 
            — пусть хотя бы самого элементарного: так, мы отправляемся в начале 
            лета в лес за грибами, поскольку предвидим, что они там уже появились, 
            а если мы ошиблись — вернемся с пустой корзиной. Этот «пример», вероятно, 
            воспримут с улыбкой, но задумаемся о людях, конструирующих новый летательный 
            аппарат: неспособность к предвидению в этом случае обернется трагическими 
            последствиями... И, разумеется, успешное служение своей стране — идет 
            ли речь об указах ее правителей или о действиях «рядовых», но озабоченных 
            судьбой Отечества (да и в конечном счете собственной судьбой...) граждан, 
            — невозможно без предвидения будущего.
            Полтора столетия назад, в 1853 году, тогдашние правители России, вступив 
            в очередной конфликт с давним соперником — Турецкой империей, ни в 
            коей мере не предвидели, что наиболее мощные страны христианской Европы 
            начнут войну на стороне вроде бы враждебного им исламского государства 
            и Россия потерпит одно из немногих самых тяжких за всю ее историю 
            военных поражений... Между тем еще за полтора десятилетия до начала 
            Крымской войны проникновеннейший поэт и мыслитель (вторая сторона 
            его творчества, к сожалению, известна немногим) Федор Иванович Тютчев 
            со всей ясностью предвидел, что Запад только и ждет удобного момента 
            для мощной атаки на Россию с целью лишить ее той первостепенной роли 
            на мировой арене, которую она обрела в 1812 году.
            Тютчев предпринимал разного рода усилия, дабы «открыть глаза» правителям 
            России на грозящую ей роковую схватку, но никто из них так и не внял 
            ему, — в частности, потому, что «все они, — по тютчевским словам, 
            — очень плохо учили историю» (см. обо всем этом мою книгу «Тютчев», 
            издававшуюся в 1988 и 1994 гг.).
            И в самом деле: любое предвидение будущего страны возможно только 
            при опоре на достаточно полное и глубокое знание и понимание ее предшествующей 
            истории; но заглянуть в грядущее России, исходящее лишь из ее современного, 
            сегодняшнего состояния, — это, как говорится, гадание на кофейной 
            гуще.
            Углубленный взгляд в историю, в прошлое России дает возможность осознать 
            определенную «направленность», основополагающий вектор, который, вероятнее 
            всего, продлится и в неведомом грядущем времени. И нетрудно заметить, 
            что в нынешних рассуждениях о будущем России нередко так или иначе 
            присутствует обращение к предшествующей ее истории, — но это обращение 
            чаще всего явно тенденциозно, оно сосредоточивается на какой-либо 
            одной стороне российского исторического бытия и представляет собою 
            скорее субъективную оценку, чем трезвое, объективное осмысление этого 
            бытия.
            Вот, например, достаточно типичное в этом плане сочинение, принадлежащее 
            перу недавнего главного «реформатора» — Е.Гайдара — «Государство и 
            эволюция», появившееся в 1995 году. С очевидным недовольством, даже 
            негодованием говорится здесь о том, что «в центре» бытия России «всегда 
            был громадный магнит государства. Именно оно определяло траекторию 
            российской истории. Государство страшно исказило новейшую историю...» 
            Даже «радикальнейшая» в истории человечества революция не поколебала 
            «медного всадника» русской истории». И вся задача состоит, мол, в 
            том, «чтобы сместить главный вектор истории» (!).
            Все это, вполне понятно, продиктовано сопоставлением России со странами 
            Запада, где государство играло намного более «скромную» роль; Гайдар, 
            впрочем, и не скрывает, что он целиком исходит именно из этого сопоставления. 
            И получаем, что история России — это как бы «искаженная» история Запада...
            Согласитесь, что сам подобный подход к делу заведомо сомнителен («сместить 
            главный вектор» — хотя даже беспрецедентная в истории мира революция 
            не смогла этого сделать!). А «использование» созданной пушкинским 
            гением поэмы, исполненной глубочайшим и богатейшим смыслом, предстает 
            как крайне легковесная претензия.
            Но главное даже не в этом. Нет сомнения, что государство имело исключительное 
            значение в истории России. Но дело идет все же только об одной стороне 
            российского бытия, совершенно непонятной без других ее аспектов. Вспомним 
            хотя бы о том, что громадное количество русских людей на протяжении 
            столетий «уходило» с контролируемой государством территории на юг, 
            север и восток, и в результате образовались, в частности, «вольное» 
            казачество (само русское слово «казак» происходит от тюркского, означающего 
            «вольный человек») и не подчинявшееся ни светской, ни церковной власти 
            старообрядчество. И само пространство России в значительной мере было 
            создано этими народными «вольницами», — хотя, конечно, освоенные ими 
            земли позднее оказались под эгидой государства.
            Вспомним и о том, что пламя из этих окраинных «очагов вольности» многократно 
            поджигало и «центральную» Россию (болотниковщина в смутное время, 
            великий Раскол, разинщина, булавинщина при Петре, пугачевщина и т. 
            п.), и лишь к XIX веку установилось определенное «равновесие» народа 
            и государства (без коего едва ли была бы возможной победа 1812 года 
            над наполеоновской армадой), — притом оно установилось не только благодаря 
            действиям власти: самые ярые повстанцы в конце концов как-то осознавали 
            гибельность противоборства народа и государства, что явно выразилось, 
            например, в добровольной «выдаче» властям Разина и Пугачева их ближайшими 
            сподвижниками...
            И если уж ставить в связи с этим вопрос о «своеобразии» России в сравнении 
            с Западом, то наиболее кратко и просто ответить на него можно так: 
            «чрезмерная» властность ее государства всецело соответствовала «чрезмерной» 
            вольности ее народа (и, кстати сказать, в образах пушкинского «Медного 
            всадника» воплощен именно такой смысл). Правда, это однолинейный и 
            слишком «абстрактный» ответ; чтобы конкретно раскрыть своеобразие 
            России, необходимо уяснить многие и сложнейшие проблемы, для чего 
            здесь просто нет места.
            Но вполне очевидно, что каждое резкое ослабление государства ставило 
            Россию на грань гибели. Когда пресеклась (со смертью в 1598 году царя 
            Федора Иоанновича) династия Рюриковичей, последующие правители уже 
            не воспринимались как «Божьи помазанники» (что было в те времена необходимой 
            основой верховной власти), и Россия вскоре же оказалась в поистине 
            отчаянном положении. В ряде дошедших до нас сочинений и русские, и 
            иноземные (англичанин Джон Горсей, швед Петрей и др.) свидетели Смутного 
            времени говорят даже о неотвратимости распада и вымирания еще совсем 
            недавно могучей страны... Но после пятнадцатилетней Смуты государство 
            было восстановлено, и уже к 1654 году страна настолько окрепла, что 
            смогла возвратить украинские земли, отторгнутые от нее почти 300 лет 
            назад (когда власть на Руси ослабла в результате монгольского нашествия) 
            Литвой.
            ...Через три столетия, в 1905-м, также началась «Смута», и после окончательного 
            ослабления государства в Феврале 1917-го многочисленные отечественные 
            и иностранные авторитеты убежденно говорили о необратимой гибели страны. 
            Но в конце 1922 года было утверждено новое государство, СССР, и менее 
            чем через четверть века страна сумела сокрушить вторгшуюся в нее самую 
            мощную в мировой истории армию, которая вобрала в себя энергию всей 
            континентальной Европы с ее более чем 350-миллионным (!) населением 
            (мало кто знает, что, скажем, большая часть бомб, используемых этой 
            армией, производилась на чешских заводах, а значительная часть хлеба 
            — на французских полях; не приходится уже говорить о почти десятке 
            других европейских стран, открыто вступивших тогда в войну с нами...).
            ...Можно понять настроенность тех людей, которых смущают или даже 
            ужасают присущие истории России крайне резкие и приводящие к поистине 
            катастрофическим последствиям «повороты». Однако призывы и самые попытки 
            «сместить вектор», в конце концов, попросту смехотворны; они не более 
            основательны, чем, допустим, проекты изменения континентального климата 
            России, дабы он стал подобен атлантическому климату стран Запада. 
            Ведь, между прочим, здесь аналогичное соотношение: привычный перепад 
            между зимним морозом и летним зноем составляет на большей части территории 
            России 55—60 градусов, а на Западе — всего только 30—35... И нельзя 
            исключить сложную связь этого различия с различием «политических климатов» 
            России и Запада, — хотя, конечно, проблема нуждается в скрупулезном 
            исследовании.
            В наше время масса «экспертов» твердит, что Россия не является «нормальной» 
            страной. Но даже соглашаясь с таким «приговором», недопустимо забывать, 
            что, скажем, за последние два столетия именно Россия сокрушила две 
            (других и не было) мощнейшие военные машины, претендовавшие на мировое 
            господство и довольно легко покорившие «нормальные» страны; что Россия 
            сотворила высшие, сопоставимые с чем угодно ценности в сфере литературы, 
            музыки, театра, искусства танца; что она первой в мире вышла в космос 
            и создала первую АЭС, и т. д. и т. п. Словом, «ненормальность» не 
            помешала России быть одной из величайших стран мира... Тем не менее 
            сегодня достаточно широко распространено мнение, что Россия — в очередной 
            раз — на грани гибели или даже, что ее гибель — неотвратима. Если 
            исходить из вековых уроков истории, «спасение» — в создании нового 
            могучего государства (для чего, по-видимому, должно окончательно рухнуть 
            почти бессильное нынешнее...). Но сможет ли сформироваться это новое 
            государство?
            Как человек, если очень мягко выразиться, далеко не молодой, я отнюдь 
            не склонен к розовому оптимизму и не могу заявить со стопроцентной 
            уверенностью, что Россия и на этот раз воскреснет. Но исходя из того, 
            что ее воскрешения совершались неоднократно, столь же — или даже еще 
            более — неуместно впадать в черный пессимизм.
            Могут возразить, что история не повторяется, и в принципе это верно. 
            Россия восстанавливалась после монгольского нашествия, после Смутного 
            времени и после революции 1917 года на различной основе и разными 
            путями — хотя каждый раз речь шла о спасении от полной гибели (в 1238 
            году безымянный писатель создал «Слово о погибели Рускыя земли», а 
            в 1918-м широко известный тогда Алексей Ремизов повторил сей безнадежный 
            прогноз в своем «Слове о погибели земли Русской»).
            Да, история России — откровенно трагедийная и катастрофическая, но 
            единственно достойно воспринимать ее так, как завещал нам в самом 
            конце своей жизни Пушкин: «...ни за что на свете я не хотел бы переменить 
            отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, 
            какой нам Бог ее дал...»