"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 91-92 (12706), суббота, 9 июля 2005 г.

 

Что Дума «подарила» народу

1. Отменила льготы.
05.08.2004 г. Семисотстраничный закон под названием «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 58338-4) внесен Правительством РФ.
С 1 января 2005 года закон отменил:
— все льготы ветеранам труда (бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, по лекарственному обеспечению и зубопротезированию, скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг и телефона), льготы труженикам тыла и репрессированным;
— льготы инвалидам, ветеранам войны, детям-инвалидам, жителям блокадного Ленинграда. Вместо них даны денежная компенсация в размере от 50 до 1550 рублей и «социальный пакет» в 450 рублей на получение бесплатных лекарств, санаторно-курортное обслуживание и транспортные расходы.
122-м ликвидированы: бесплатный проезд военнослужащих на городском и пригородном транспорте; льготы сельским труженикам; налоговые льготы образовательным учреждениям; правила финансирования сферы культуры и сферы образования в размере не менее 2% и 3% от федерального бюджета соответственно; право инвалидов на пособие по безработице; механизм индексации доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен; льготы на проезд учащимся и детям, нуждающимся в лечении; правовой статус ЗАТО; бюджет развития РФ.
2. Отменила выборы губернаторов.
03.12.2004 г. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (№ 93081-4) внесен президентом РФ.
Заменил существующую процедуру выборов губернаторов формальной процедурой их назначения по представлению президента РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта РФ. Таким образом, граждане РФ отстраняются от свободных выборов глав исполнительной власти своих регионов.
Законом разрушен установленный конституцией РФ принцип разделения властей с целью усиления власти президента России. Нормы законопроекта противоречат конституции РФ.
3. Отменила праздник 7 ноября.
24.12.2004 г. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» (№92135-4) внесен депутатами Государственной думы А.М. Бабаковым, В.Н. Богомоловым, О.В. Еремеевым, В.В. Жириновским, вызывающий стойкое неприятие граждан Российской Федерации.
Закон изменил перечень нерабочих праздничных дней, установленных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ликвидирован нерабочий праздничный день «7 Ноября — годовщина Октябрьской революции. День согласия и примирения», историческое значение которого в мировом общественном сознании и в мировой исторической науке не подвергается сомнению.
Вместо празднования 7 Ноября установлен новый нерабочий праздничный день — 4 ноября как День народного единства. Установление праздничной даты в день «освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания смутного времени» не обосновано историческими фактами и не подкреплено историческими источниками. Согласно ранее действующему законодательству днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год) является 7 ноября. Дата 4 ноября никогда не включалась в число дней воинской славы (победных дней) России.
Необоснованно ликвидирован праздничный день 2 Мая и увеличено с 2 до 5 количество нерабочих дней для празднования Нового года, что названо в законе как «новогодние каникулы». Их продолжительность, по подсчетам экономистов, приведет к уменьшению доходной части бюджета на сумму около 8 млрд. рублей. Авторами не предлагается никаких способов компенсации этих выпадающих доходов.
4. Взвалила социальные обязательства
на регионы.
24.12.2005 г. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» (№ 95911-4) внесен Правительством Российской Федерации.
Закон расширяет полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения и перекладывает на органы местного самоуправления дополнительные полномочия в различных сферах социально-экономической деятельности в дополнение к тем, что установлены Федеральным законом № 122. В законе не содержатся указания о федеральных минимальных социальных стандартах для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления установленных полномочий.
Законом снижаются с 650 до 150 рублей ежемесячные денежные выплаты военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, военнослужащим, награжденным орденами и медалями СССР за службу в указанный период, установленные Федеральным законом №122. Законом ухудшаются условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье ветеранам и инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года.
Ограничиваются полномочия субъектов РФ в области природоохранной деятельности, охраны и использования природных ресурсов, что противоречит изначально принятой концепции закона.
5. Отменила право на бесплатное жилье.
02.12.2004 г. Жилищный кодекс РФ (№ 51708-4), внесен Правительством РФ и депутатами фракции «Единая Россия».
Жилищный кодекс РФ направлен на форсированное создание условий для коммерческого оборота жилищных объектов и на ускорение формирования рынка жилья, путем вовлечения в него жилья, изымаемого у граждан по новым установленным в кодексе основаниям. Жилищные фонды и входящие в него жилые помещения перестают быть объектами социальной сферы общества, предназначенными для удовлетворения потребности граждан в благоустроенном жилье. Жилое помещение из вида социальной гарантии превращается в обычный объект права собственности и иных вещных прав.
Кодекс резко снижает уровень гарантированности жилищных прав граждан и права на предоставление и сохранение жилья. Это выражается в следующем:
— право на бесплатное улучшение жилищных условий установлено только для малоимущих граждан, но вместе с тем отменено первоочередное и внеочередное предоставление жилья;
— при разводе родителей дети могут быть лишены своего жилья вместе с бывшим супругом;
— увеличивается число оснований для выселения без предоставления жилья;
— полностью отменяются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; отдельным категориям льготы заменяются денежной компенсацией;
— ограничиваются права собственника жилья на судебную защиту при изъятии земельных участков.
6. Замедлила индексацию пенсий.
09.02.2005. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году» (№ 135968-4) внесен правительством Российской Федерации.
Принят в целом. Вынужденно в его поддержку голосовала фракция КПРФ.
Закон повышает с 1 марта 2005 года размер базовой части трудовой пенсии на 240 рублей, с 660 до 900 рублей. Но одновременно переносит с 1 апреля на 1 августа 2005 года сроки индексации пенсий, меняя концепцию действующего пенсионного законодательства, которым определены сроки индексации всех видов пенсий. В результате, размер индексации страховой части трудовой пенсии уменьшится на 4,8%. Предложенные коммунистом С.Н. Решульским поправки о более ранних сроках индексирования пенсий и сохранении размеров индексации для страховой части пенсии были отклонены.
7. Усилила давление рекламы.
20.04.2005 г. Проект новой редакции Федерального закона «О рекламе» (№120079-4) внесен депутатами Государственной думы Ю.Н.Волковым, В.Р.Мединским, В.Я.Комиссаровым, В.Г.Драгановым, Ю.Г.Медведевым, А.А.Кармеевым, М.Н.Гасановым, А.В.Скочем.
Концепция законопроекта нацелена на тотальное извлечение
прибыли рекламодателями за счет навязываемой потребителю неконтролируемой рекламы. Предлагается усилить рекламный прессинг
на граждан через СМИ без учета прав потребителей рекламной продукции. Ликвидируются понятие «потребитель рекламной продукции»,
требование о распространении рекламы на русском языке, не установлены понятия «неэтичная реклама», «скрытая реклама», «заведомо
ложная реклама».
Предлагается ликвидировать установленные такие немногочисленные ограничения на рекламу, как полный запрет прерывать рекламой детские и образовательные передачи, запрет на размещение рекламы алкогольной продукции вблизи от детских, образовательных, медицинских и иных учреждений, а также на транспорте; запрет на рекламу во время спортивных соревнований без согласия их организаторов, возможность контррекламы. В законопроекте отсутствует требование о наличии сертификации продукции, которая подлежит сертификации, об ограничении объема рекламы в печатной продукции. Не учитываются права авторов тех произведений, в которых размещается реклама.
8. Урезала выборную демократию.
07.12.2005 г. Проект Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (№118923-4) внесен президентом РФ.
Законопроект изменяет действующий порядок выборов депутатов Государственной думы и устанавливает новые принципы формирования Государственной думы ФС РФ. Ликвидируются выборы по одномандатным округам, вводится система формирования депутатского корпуса исключительно по одному федеральному округу по партийным спискам. Партийные списки формируются только политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах. Численность списка кандидатов от одной партии не может превышать 500 человек, при этом численность центрального (общефедерального) партийного списка сокращается до 3 кандидатов. Вводится обязательная разбивка партийного списка кандидатов не менее чем на 100 региональных групп, которые должны охватывать всю территорию Российской Федерации. К распределению депутатских мандатов в Государственной думе допускаются только те партии, которые набрали более 7% голосов избирателей.
Упраздняется институт независимых наблюдателей. На выборы будут допускаться только наблюдатели от политических партий, включенных в список для голосования.
Все поправки, учитывающие интересы избирателей и направленные на демократизацию норм закона, были отклонены «Единой Россией». Отклонено было предложение депутата С.Н. Решульского о переносе рассмотрения законопроекта из-за несогласованности текстов рассматриваемых поправок.
9. Определила передачу лесных фондов
в частные руки.
22.04.2005 г. Проект новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации (№136515-4) внесен Правительством РФ.
Новой концепцией Лесного кодекса РФ создаются правовые основы для передачи лесного фонда России из государственной собственности в частную с целью вовлечения лесных ресурсов РФ в гражданский оборот. Право на покупку лесов дается не только россиянам, но и иностранцам, иностранным организациям. Правовое регулирование большей части лесных отношений осуществляется через регулирование земельных и гражданско-правовых отношений.
Ущемляются права субъектов и органов местного самоуправления РФ в области лесопользования, несмотря на то, что леса расположены на их территориях и являются составной частью жизнедеятельности регионов. Максимальный срок аренды лесных участков установлен в 99 лет, что фактически является завуалированной формой их продажи. Критерии выбора арендаторов и доверительных управляющих (учитываются только видимые финансовые возможности претендентов) экономически неэффективны, в них не заложены условия для привлечения инвестиций в лесное хозяйство для проведения лесовосстановительных работ и внедрения современных методов переработки древесины.
В проекте Кодекса не предусмотрены ведение Лесного кадастра, выплата рентных платежей; отсутствуют запрет на ведение жилищного строительства на арендованных лесных участках, ограничения для владельцев лесных участков и меры государственного контроля за деятельностью арендаторов. Не установлена обязанность лесопользователей по восстановлению лесов после окончания лесопользования. Декларативное требование об охране биологического разнообразия лесов не подкреплено нормами проекта Лесного кодекса РФ. Не урегулирован вопрос о порядке перевода лесных земель в нелесные земли.
В проекте содержится перечень случаев, ограничивающий доступ граждан в леса. Ликвидируются лесопорубочные билеты и ордера, являющиеся в настоящее время основой для выявления законности происхождения древесины.
10. Узаконила вовлечение
в оборот водных объектов.
22.04.2005 г. Проект Федерального закона «Водный кодекс Российской Федерации» (№136492-4) внесен Правительством РФ.
Проект Водного кодекса РФ направлен на вовлечение водных объектов и водных ресурсов в гражданско-правовой оборот. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления отстранены от участия в управлении водными объектами, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территориях субъектов РФ и органов местного самоуправления. Отсутствуют четкие критерии отнесения обособленных водных объектов к собственности того либо иного субъекта права.
Порядок предоставления водных объектов в пользование предусматривает отмену лицензий и заключения договоров пользования (без каких-либо природоохранных требований), что заменяет публично-административные отношения в области использования, восстановления и охраны водных объектов частными, гражданско-правовыми. Органы рыбоохраны отстраняются от участия в принятии решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Водные объекты, как объекты правового регулирования, в проекте кодекса рассматриваются в отрыве от всей экосистемы, составной частью которой они являются. В проекте отсутствуют механизмы ликвидации негативного воздействия на окружающую среду изъятием воды из водных объектов и сброса в них сточных вод, что противоречит природоохранному законодательству. Не предусмотрены экономические механизмы регулирования, использования и восстановления водных объектов, что повлечет их дальнейшую деградацию.
11. Одобрила утрату российских территорий.
18.05.2005 г. Федеральный закон «О ратификации дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее восточной части» ( № 168963-4) внесен президентом РФ.
Дополнительным соглашением между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части, подписанным в Пекине 14 октября 2004 г., определяется прохождение линии границы на двух участках, остававшейся несогласованной при заключении в 1991 году Соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури близ г. Хабаровска.
После ратификации дополнительного соглашения Россия утратила контроль над двумя островами Тарабаров и Большой Уссурийский и создала прецедент для изменения своей государственной границы с потерей территорий.
12. Сократила госконтроль за нефтегазовым производством.
08.06.2005 г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 85841-4) внесен Правительством РФ.
Проектом предусматриваются сокращение лицензируемых в настоящее время 49 видов деятельности, осуществляемых как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Упрощается процедура получения и переоформления лицензий. Из числа лицензируемых видов исключены эксплуатация нефтегазодобывающих производств; переработка, транспортировка и хранение нефти, газа и продуктов их переработки; перевозка менее 8 пассажиров автомобильным транспортом; строительная, ветеринарная и другие виды деятельности. Одновременно с этой отменой вводится лицензирование производства и реализации оборудования для игорного бизнеса.
По отдельным лицензируемым видам деятельности может применяться упрощенный порядок лицензирования.
13. Разрешила оборот земель особо охраняемых территорий.
0Љ9.06.2005 г. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (№164626) внесен председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам Г.В.Куликом в соавторстве с депутатами от «Единой России» Н.И.Борцовым, В.П.Денисовым, В.А.Дубовиком, А.Ф.Кнорром, В.Н.Плотниковым, Л.М.Рудиковой, А.М.Сысоевым, А.Н.Хайруллиным, А.А.Агеевым, Е.И.Богомольным, В.С.Плескачевским, Д.В.Саблиным, А.С.Шибалкиным, от «Родины» — И.К.Викторовым, от ЛДПР — И.Е.Елизаровым и М.С.Рохмистровым.
Закон создает условия для форсированного вовлечения земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и земель лесного фонда в коммерческий оборот. Устанавливается широкий перечень случаев перевода этих видов земель в земли иных категорий, что чревато ликвидацией наиболее ценных и плодородных земель. Устанавливается возможность использования сельскохозяйственных угодий для строительства линейных объектов (коммерческих автомобильных дорог, ж/д путей, взлетно-посадочных полос) путем ликвидации границ полей севооборотов, независимо от качества земель. Данный юридический механизм ведет к произволу чиновников, определяющих допустимость перевода земель, открывает возможности для взяточничества.
Для добычи общераспространенных полезных ископаемых земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда также будут переводиться в земли иной категории.
14. Упростила скупку крестьянских долей.
10.06.2005 г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве» (№140463-4) внесен депутатами Госдумы Г.В.Куликом, Н.И.Борцовым, В.А.Дубовиком, А.Ф.Кнорром, Л.М.Рудиковой, А.М.Сысоевым, А.Н.Хайруллиным, В.Н.Плотниковым и членами Совета Федерации Г.А.Горбуновым, О.К.Шурдумовым.
Законопроект направлен на скорейшее вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданский оборот, упрощение порядка переоформления земельных долей и сосредоточение земель сельскохозяйственного назначения в руках отдельных собственников.
Нормы законопроекта ограничивают организационно-имущественные права собственников и сособственников земельных долей, закрепляют преимущественное право покупки, аренды земельной доли сельскохозяйственной организацией, право органов местного самоуправления созывать собрание собственников, возможность межевания объектов землеустройства без определения их координат и продажи долей без уведомления всех сособственников.
15. Амнистировала хищных приватизаторов.
17.06.2005 г. Проект Федерального закона «О внесении изменения
в статью 181 Гражданского кодекса Российской Федерации» (№174138-4) внесен Правительством РФ.
Проект закона подготовлен в соответствии с поручением президента РФ от 4 апреля 2005 г. № Пр-516 с целью защиты экономических интересов лиц, совершивших незаконные сделки. В нем устанавливается ограничение прав пострадавшей от заключения незаконных сделок стороны на судебное удовлетворение своих требований. Нормы проекта снижают уровень конституционных гарантий на судебную защиту прав граждан и юридических лиц, пострадавших от незаконных сделок, в частности, при осуществлении сделок по приватизации государственного и муниципального имущества. В этих случаях зачастую происходила продажа имущества, не подлежащего приватизации, неправомерно ограничивался доступ потенциальных покупателей государственного и муниципального имущества к участию в аукционах и конкурсах по продаже государственного и муниципального имущества по заниженной стоимости.
Концептуальное положение законопроекта о сокращении срока исковой давности с 10 до 3 лет по этим и иным незаконным сделкам лишает граждан и юридических лиц, понесших потери в результате совершения неправомерных сделок, а также государство и муниципальные образования возможности на судебную защиту своих прав.
16. Отменила госрегулирование
в научно-технической сфере.
15.06.2005 г. Федеральный закон «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам государственной аккредитации научных организаций» (№134094-4) внесен правительством РФ.
Закон отменяет государственную аккредитацию научных организаций. Тем самым ликвидируется право государства осуществлять контроль за направлениями и результатами деятельности в научно-технической сфере общества. Создается возможность для получения псевдонаучными организациями бюджетных средств, выделяемых на научные исследования, тогда как подлинно научные учреждения могут лишиться бюджетного финансирования.
17. Еще урезала выборную демократию.
29.06.2005 г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (№161724-4) внесен президентом РФ.
Законопроект продолжает реформирование избирательного законодательства РФ путем реализации идеи о единоличном участии политических партий в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательные блоки исключаются из числа участников избирательного процесса.
Расширяет полномочия Центральной избирательной комиссии РФ. Ей передаются финансовые, контрольные, надзорные и иные административные функции.
Предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ при проведении региональных и местных выборов ликвидировать в избирательных бюллетенях графу «против всех». Ужесточает требования к сбору подписей для выдвижения партий на избрание в законодательные органы власти. Партия может быть отстранена от участия в выборах, если в подписях, собранных в ее поддержку, обнаружится 10% недействительных (ранее этот барьер составлял 25%.
Предусматривает возможность проведения электронного голосования (то есть голосования без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе), что увеличит риск получения недостоверных результатов выборов и референдумов. Снижает с 25% до 20% обязательный порог явки избирателей на федеральных и региональных выборах, на местных выборах разрешает снижать этот порог законами субъекта РФ, а подделка открепительных удостоверений перестает быть правонарушением.
Представители СМИ исключаются из числа возможных наблюдателей за подсчетом голосов и составлением протоколов избирательных комиссий. Вводятся два единых дня в году для проведения выборов и референдумов — вторые воскресенья марта и октября.


 

 


В оглавление номера