В номере от 9 июля 2005 года «Советская Россия» опубликовала весьма важную для россиян информацию о том, что приняла и что отклонила Государственная дума в период завершившейся весенней сессии, третьей в работе Думы IV созыва. Приведены результаты голосования всех фракций по важнейшим для россиян законам. Любому, кто внимательно ознакомится с этими «результатами», независимо от его социального положения, станет ясно, за кого нельзя голосовать на следующих выборах в Думу.
Однако в опубликованный материал не мог попасть весьма важный раздел работы, связанный с принятием закона о внесении изменений в федеральный бюджет на 2005 год. Этот закон был представлен правительством и принят Государственной думой 17 июня сразу в трех чтениях. Такая поспешность не просто противоречит регламенту работы Думы, но и лишает депутатов возможности внести поправки в закон, который прежде всего важен для областей и краев России.
Ускоренное принятие названного закона обеспечило так называемое центристское большинство, а точнее фракция «Единая Россия».
Самое парадоксальное в истории принятия июньских изменений в федеральный бюджет то, что депутаты-единороссы проголосовали за них по привычке дружно, почти единогласно и трижды в один день, а после этого на протяжении целой недели на всех возможных теле- и радиоканалах чихвостили этот закон, что называется, в хвост и в гриву.
Тем же, кто голосовал ПРОТИВ, ни на радио, ни на телевидении слова предоставлено не было. По правде говоря, объективная оценка этого документа до граждан России так и не дошла, и абсолютное большинство избирателей ничего не знают о том, как российское правительство изловчается делить полученные в бюджет сверхдоходы. Думаю, что и многие депутаты, голосовавшие ЗА закон о внесении изменений в федеральный бюджет, тоже толком не поняли, за какие «изменения» проголосовали.
Любой мало-мальски ответственный депутат, хотя бы ознакомившийся с заключением Счетной палаты на вносимые правительством изменения в федеральный бюджет 2005 года, голосовать за них не стал бы. У него для этого просто не было бы никакого морального права.
Уважаемые избиратели, позволю себе напомнить вам, что Счетная палата Российской Федерации является высшим государственным контрольным органом, в обязанности которого прежде всего входит контроль за исполнением федерального бюджета, то есть за его доходами и расходами. Как правительство, так и Государственная дума в своей работе, в принимаемых решениях обязаны учитывать заключение и рекомендации Счетной палаты.
Так вот, не оппозиционная правительству фракция, или партия, которые нынешняя власть просто игнорирует, а Счетная палата в своем заключении на вышеназванный закон, в частности, отметила «низкий уровень бюджетного планирования», «несоответствие представленного в Думу закона статье 213 Бюджетного кодекса (в части пункта 1)», а также то, что при внесении изменений в бюджет учтены не все сверхдоходы, а только та часть, которая получена в результате контрольной работы налоговых органов (190,6 млрд. руб.), а также дополнительно начисленные налоги и сборы по нефтяной компании ЮКОС (81,1 млрд. руб.), то как можно было голосовать за эту серию нарушений в области использования федерального бюджета, а следовательно за попрание прав граждан России ?!
Но послушное большинство Думы, лицемерно изображая из себя заботников народа и критиков правительства, не подвергая сомнению поправки в бюджет, своим дружным голосованием согласилось с предложенными правительством поправками. А тут же после голосования от единороссов прозвучали жесткие угрозы о том, что в последний раз они оказывают «такую услугу» правительству, что впредь будут более требовательны к нему. Разумеется, эти угрозы предназначались для уха доверчивых россиян, а при рассмотрении очередных изменений в бюджет текущего года, которые правительство представит в сентябре, а также при принятии Закона о федеральном бюджете на 2006 год, единороссы поведут себя точно так же: закроют глаза на то, что уровень инфляции, официально признанный, но явно заниженный по отношению к реальному, достиг уже в мае 2005 г. к декабрю 2004 г. 7,5%, то есть сравнялся с нижним показателем, запланированным на весь 2005 год (7,5% до 8,5%).
В процессе ежегодного рассмотрения проекта федерального бюджета, так же как и при рассмотрении изменений в бюджет текущего года, ни слова не было сказано о том, какая сумма сверхдоходов поступает в бюджет под влиянием реальных, более высоких темпов роста инфляции, чем предусматриваемые правительством и принимаемые Думой в процессе бюджетного планирования. Из этих, полученных от природных богатств народа дополнительных миллиардов, ему, народу, добавляют по сотне, или по три сотни раз в полгода или в год. И прежде чем эти добавки к пенсиям, к стипендиям, к так называемым зарплатам дойдут до получателей, они уже многократно будут обесценены, то есть перекрыты ростом цен, тарифов и прочих платежей... Кремлевцам важно лишь одно — изобразить заботу.
При ускоренном рассмотрении изменений в бюджет не были, да и впредь не будут учтены приведенные той же Счетной палатой показатели снижения темпов роста начисленной заработной платы (с 26,8% в 2004 г. до 23,1% в 2005 г.); снижения темпов роста реальных денежных доходов населения соответственно с 10,9% до 5,6%.
Никакого впечатления на единороссов не произвело и то, что по оценкам Счетной палаты с января по май 2005 г. безработица в России возросла на 20%.
По результатам обширного социологического исследования, проведенного Институтом общественного проектирования совместно с компанией «РОМИР-Мониторинг», опубликованным в майском номере журнала «Эксперт», безработные в России составляют почти 10% трудоспособного населения. Среди работающих россиян 10% получают 800 рублей в месяц. 20% из них говорят, что им не хватает денег даже на еду. 42% из этой социальной группы россиян проживают в сельской местности. При рассмотрении бюджета об этом слое населения России не хотят говорить, словно его нет вовсе. О них, о крестьянах России, даже президент в своих ежедневных патриотических изречениях не упоминает.
Возможно, весьма холодное отношение президента к российскому крестьянству позволило правительству разделить в истекшем июне сверхдоходы с феноменальным перекосом. Так, по разделу «Общегосударственные вопросы» расходы федерального бюджета увеличились на 30,9 млрд. руб., причем только по подразделу «Другие общегосударственные расходы», как бы второстепенные, увеличение составило 14,3 млрд. руб., по подразделу «Судебная система», которая стоит костью в горле наших граждан, расходы увеличены на 6,4 млрд. руб. По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличение составило ни много ни мало — 43,7 млрд. руб., а на всю «Национальную экономику» почти в четыре раза меньше, чем на мнимую безопасность. Именно в разделе «Национальная экономика» и числится подраздел «Сельское хозяйство и рыболовство», получивший из сверхдоходов жалкие слезы. Так по общероссийской федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» выделено всего 150 млн. рублей. Разумеется, этих денег не то что на развитие, но и на отпевание российских сел недостаточно.
На «увеличение заработной платы и другие текущие затраты в области сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности» выделено 154,2 млн. руб. Примерно рублей по 20 на проживающего в сельской местности, но не ежемесячно, а сразу до конца 2005 года. Думаю, на фоне российского «рая» для крестьян даже беднейшие страны Африки, нищете которых посвящалось недавнее заседание «восьмерки», отдыхают.
Июньские изменения в федеральный бюджет содержат бесконечное множество настоящих парадоксов. Так, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство», которое находится более чем в плачевном состоянии, расходы увеличены на 1,5 млрд. руб., из которых 75% составляют инвестиции по федеральной целевой программе «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики». Ладно бы 1100 млн. руб. по названной программе ушло на строительство жилья для чеченского народа! Это не единственная сумма, щедро добавленная Чеченской Республике. Так к дотациям, которые в основном Законе о федеральном бюджете на 2005 год составили для Чечни 1,5 млрд. руб., а для такой области как Пензенская в 15 раз меньше, всего около 102 млн. руб., для Курганской 66 млн. руб., для Орловской всего 40 млн. руб., дополнительно той же Чеченской Республике выделено еще 918 млн. руб. Российским областям, где жизнь тех же крестьян граничит с невыносимостью, добавлено в десятки раз меньше: Новгородской 92 млн.руб., Ивановской 84 млн. руб., Псковской 82 млн. руб. Невольно возникает вопрос, кому на пользу идет такой поток денег через Чеченскую Республику, если почти каждый день нам по Центральному телевидению показывают бездомный чеченский народ и время от времени объявляют о крупнейших махинациях чиновников — об этом мы слышали и в минувшее воскресенье.
Уверена, что если бы граждане России знали хотя бы десятую долю правды об использовании бюджетных средств, о том, как их обделяют и обворовывают на каждом шагу, то они бы выступили куда мощнее, чем в январе этого года, когда общество всколыхнул закон о монетизации льгот.
Вот передо мной отчет Счетной палаты за 2004 год по контролю расходов федерального бюджета на международную деятельность. Все, что здесь изложено, нельзя передать в одной статье, об этом надо писать книги ужасов. Позволю себе привести только отдельные фрагменты:
«В результате проведенных контрольных мероприятий на проверяемых объектах выявлены факты потерь, нецелевого использования средств федерального бюджета и иных финансовых нарушений, общая сумма которых оценочно составила 43 млрд. 654 млн. руб. Ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил 28,3 млрд. руб. Общая сумма финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой в том же 2004 году в сфере национальной обороны, составила без малого 12 млрд. руб. Ущерб федеральному бюджету в сфере национальной обороны соответственно отчету Счетной палаты за 2004 год составил около 246,6 млн. руб. В процессе контроля Счетной палаты за расходами федерального бюджета на промышленность, энергетику, строительство, дорожное хозяйство, транспорт и т.д. выявлено финансовых нарушений на сумму
15 млрд. 793 млн. руб., то есть почти
16 млрд. руб., что также отражено в отчете Счетной палаты за 2004 год.
Не буду дальше терзать вас, дорогие избиратели, этими убийственными цифрами. Напомню только, что в 2004 году, к которому относятся эти баснословные суммы, использованные не по назначению, а то и в ущерб федеральному бюджету, был принят 122 закон, который лишил практически всех льгот как стариков, так и детей России, как военных, так и учителей, как студентов, так и школьников. Когда правительство внесло этот злополучный закон в Думу, то необходимость принятия его аргументировало тем, что нет денег в бюджете, чтобы обеспечить предоставление тех льгот, которые перешли от советского времени.
Но если посчитать по отчету Счетной палаты только за один 2004 год, то станет ясно, что деньги есть в полном достатке. Но получив дикую, разбойную свободу воровать и не нести ответственности, очень многие, в чьи руки попадают бюджетные деньги, используют их хищнически.
Наступит скоро сентябрь, и Государственная дума займется обсуждением проекта федерального бюджета на 2006 год. Длиться этот процесс будет почти до конца ноября. Но полной информации об этом важном своде доходов и расходов государства на предстоящий год общество не получит. Не принято у кремлевской власти и правительства предоставлять ему, обществу, такую информацию. Нам все время многозначительно сообщают, что правительство и в эти жаркие дни корпит над проектом бюджета, чтобы в установленный срок передать его в Думу.
Очевидно, особых проблем у правительства не будет. Нефть по-прежнему стоит дорого. Фрадков даже с инфляцией справился, снизив ее чудодейственным образом с 7,5% в мае до 4,5% в июне.
Работает сейчас над проектом бюджета и часть отобранных, преданных кудриным депутатов. Они исполнят роль успокоительного элемента в сентябре, объяснят депутатскому большинству все достоинства проекта бюджета на 2006 год и поспособствуют безоговорочному согласию думского большинства с правительственным вариантом.
И в новом проекте бюджета, как и обычно, цены на нефть будут занижены, уровень инфляции занижен, курс доллара к рублю, скорей всего, завышен. Это выгодно нынешним правителям, т.к. подобный подход и приносит сверхдоходы в бюджет за счет народа. Показатель ВВП не будет даже намекать на удвоение хотя бы через 10 лет. На сельское хозяйство направлены будут слезы крестьян, которые не знают, где их земельные паи и как им жить дальше. Все будет хуже некуда.