ГЛАВНЫМ из того, что еще осталось у разграбленной России, позволяющее отстаивать свой суверенитет и пресекать прямые поползновения на захват ее территорий, является ядерный комплекс страны. Несмотря на разрушительные процессы, которые не обошли стороной это уникальное образование, созданное самоотверженным трудом нескольких поколений советских людей, здесь еще сохраняется минимально необходимый потенциал, способный нанести любому агрессору неприемлемый ущерб.
Это прекрасно осознают США, оказывающие ядерному комплексу России самое пристальное внимание, предпринимая небезуспешные попытки по его ослаблению и установлению полного контроля над пока еще реальным ядерным содержанием, преследуя единственную цель — лишить Россию в ближайшем будущем статуса ядерной державы. Для достижения этой цели используются любые средства, начиная от отвлечения специалистов от основной тематики через выделение различных грантов, заключения невыгодных для России договоров типа СНВ-2 или соглашения о передаче США стратегического запаса оружейного урана, до использования услуг пятой колонны, состоящей из продажных коррумпированных чиновников, олигархическо-криминальных структур, агентов влияния, объединенных в известные политические партии.
Кстати, США, напуганные возрастающим сопротивлением мусульманского мира империалистической агрессии, которому приклеили ярлык «международного терроризма», взяли на себя роль глобального контролера за перемещением ядерных материалов. Эта роль закреплена в доктрине, разработанной администрацией Буша под названием «избирательное разоружение», предусматривающей силовое изъятие делящихся материалов у «недружественных» Америке стран. Американцы начинают осознавать, что 11 сентября 2002 года может показаться лишь неприятным эпизодом, окажись ядерное оружие в руках «террористов». В этом смысле Вашингтон сегодня очень беспокоит нелегальный рынок расщепляющихся материалов. Речь идет о теневой деятельности транснациональных урановых корпораций. Министерство энергетики США получило задание установить контроль над этим рынком. Однако хватит ли американских сил, чтобы решить поставленную задачу? Сомнительно, ибо в мире сейчас действует примерно 24 урановых корпораций. Каждая из них имеет разветвленную сеть филиалов, дочерних фирм, торговых агентов и т.д. Пытаясь установить глобальный контроль за делящимися материалами так называемых «проблемных» стран (Пакистан, Иран, Северная Корея и некоторые другие), Вашингтон конечно же имеет в виду и Россию. Об этом, в частности, свидетельствуют предварительные договоренности о совместном контроле ядерноопасных объектов России и США, достигнутые на весеннем саммите президентов двух стран в Братиславе.
КОНТРОЛЬ над российским ядерным потенциалом, который пытаются установить США, можно с большой вероятностью утверждать, станет неизбежно одной из целей предстоящей президентской гонки в России в 2008 году. Кто станет после В.Путина президентом России, в значительной мере, если не определяющей, зависит от сговорчивости претендента по сдаче ядерного арсенала страны взамен на политическую и финансовую поддержку. Кандидаты уже начинают проявляться, как, например, вышедший из «подполья» М.Касьянов.
Есть и другие претенденты, тот же небезызвестный Б.Немцов, который еще в теперь уже далекие 90-е годы понял важность ядерной тематики в борьбе за власть. В то время молодой младший научный сотрудник одного из НИИ г. Горького возглавил движение против строительства атомной станции теплоснабжения этого города, воспользовавшись чернобыльской трагедией.
Активизировал игру на ядерном поле еще один претендент на «княжение» в России, побывавший уже в верхних эшелонах власти, автор печально известного дефолта 1998 года — бывший премьер С.Кириенко. Рычагов влияния у полпреда вполне достаточно, чтобы подготовить площадки для старта и сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы. В частности, для этого используется уже проверенный прием расстановки «своих» кадров — губернаторов, руководителей крупных городов, предприятий и т.д. Приоритетом в реализации президентских амбиций может стать именно ядерный комплекс, которому отводится одна из главных ролей.
На территории Приволжского федерального округа, отданном С.Кириенко на кормление, находятся крупнейшие, ключевые объекты ядерного комплекса России. Например, в Нижегородской области расположен знаменитый Федеральный ядерный центр РФЯЦ-ВНИИЭФ (Арзамас-16), где создавались первые образцы советского ядерного оружия, прервавшие ядерную монополию США. Здесь трудилась целая плеяда выдающихся ученых-физиков — Ю.Харитон, Я.Зельдович, А.Сахаров, Е.Негин, Ю.Трутнев и многие другие. В Нижнем Новгороде находится опытно-конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ), разрабатывающее реакторы для атомных подлодок и атомных электростанций (АЭС), а также институт измерительных систем, конструирующий приборную часть для ядерного оружейного комплекса и АСУТП для АЭС. В Саратовской области находится одна из крупнейших, Балаковская АЭС, вырабатывающая около 20% электроэнергии Поволжья. В Ульяновской области расположен крупный государственный научный центр — НИИ атомных реакторов (ГНЦ НИИАР), осуществляющий весь спектр исследований и конструкторских работ в области использования атомной энергии.
ПОПЫТКИ «молодых реформаторов» внедриться в ядерный комплекс наблюдались и ранее. Например, в 1996 году предпринял такую попытку Б.Немцов, по настоятельной рекомендации которого, несмотря на сопротивление руководства РФЯЦ-ВНИИЭФ в лице тогдашнего директора В.Белугина, заместителем директора по инвестициям был назначен некто С.Крысов. Новый замдиректора, который не имел ни малейшего представления о ядерном оружии и ядерной физике, не говоря уже о правилах ядерной и радиационной безопасности, так и не преуспел в налаживании рыночных отношений в Ядерном центре. Единственным его «достижением» на этом поприще стала авария на созданном им производстве изотопов кадмия, которая только по счастливой случайности не привела к массовому отравлению работников одной из промплощадок. После этого, как водится у нас на Руси, этого горе-физика по ходатайству все того же Б.Немцова перевели в Москву, где, недолго проработав в должности советника министра по атомной энергии, как говорится, канул в Лету.
Пусть неудачно, но разведка была произведена, и для определенного круга лиц привлекательность ядерного комплекса с политической и экономической точек зрения стала более понятна.
Следующую попытку совершили уже совместно Б.Немцов, работавший тогда в правительстве вице-премьером, и С.Кириенко — тогдашний министр Минэнерго. Их замысел был более масштабен и заключался в передаче атомного энергетического комплекса из ведения Минатома в ведение Минэнерго. И только твердая позиция руководителя Минатома В.Михайлова, который сумел убедить Б.Ельцина в пагубности и опасности подобного замысла, помешала его реализации.
Подобные попытки не прекращались и в последующие годы через внедрение «своих» кадров на руководящие должности в подразделения отрасли при не всегда бескорыстном молчаливом согласии новых руководителей Минатома Е.Адамова и А.Румянцева. При этом, как правило, это были люди, не имевшие ранее никакого отношения к ядерной тематике, но умевшие правильно, в нужное русло направить финансовые потоки. Достаточно вспомнить назначение на должность руководителя концерна «Росэнергоатом» г-на Меламеда, концерн «Твэл» возглавил г-н Няго, а г-на Смирнова поставили во главе концерна «Техснабэкспорт» и т.д. Особенно неравнодушным к финансовым авантюрам был бывший министр Минатома Е.Адамов, которому удалось увести из-под государственного контроля финансы, поступающие в Россию от продажи США российского оружейного урана, слив отраслевой «Конверсбанк» с коммерческим МДМ банком господ Мамута-Мельниченко.
МОЖНО с уверенностью утверждать, что в ближайшее время попытки взять под контроль ядерный комплекс войдут в более активную фазу. Уже сегодня это заметно по той возне, которая наблюдается вокруг ГНЦ НИИАР. Обогащенные приобретенным опытом, инициаторы очередной попытки прибрать к рукам ядерный объект для этой цели подключают крупную коммерческую структуру. В данном случае такой структурой является группа компаний «СОК» (Самарский объединенный капитал). Ранее предпочитавшая оставаться в тени и начавшая свою деятельность с автомобильных салонов в Самаре, группа «СОК» не без поддержки полпреда президента распространила свое влияние на АвтоВАЗ, Димитровградский автоагрегатный завод, автохолдинг Ижмаш, УАЗ и т.д. Основывая автосалоны в других областях, группа не забывала о «крыше», выдвигая «своих» людей во властные структуры. Так, например, бывший начальник службы безопасности Димитровградского автоагрегатного завода С.Морозов стал мэром г.Димитровграда, а позднее и губернатором Ульяновской области, сменив на этом посту несговорчивого генерала Шаманова. Президент «СОКа» Р.Шиянов, никогда не живший в Ульяновской области, стал представлять эту область в Совете Федерации. Директор Балаковской АЭС П.Ипатов, имеющий тесные связи с группой «СОК» и прослывший в атомной отрасли как самый крупный коммерсант, при ее поддержке становится губернатором Саратовской области, и т.д.
Подключившись к борьбе за контроль над ГНЦ НИИАР, который включает в себя семь действующих реакторов и несколько критсборок, в том числе и с оружейными материалами, группа «СОК» повела наступление широким фронтом по нескольким направлениям. Прежде всего через городскую инфраструктуру, банкротя и прибирая к рукам муниципальные предприятия, включая ТЭЦ научного центра, являющуюся источником не только тепла, но и резервным источником питания реакторов НИИАРа. Вызывает удивление, что именно в этот момент Росатом урезает финансирование научного центра, что затормозило не только исследовательские работы, но и вызвало задержки с выплатой заработной платы сотрудникам и, естественно, недовольство коллектива руководством института. О существовании сговора на определенном уровне говорит тот факт, что на совещании в мае т.г. у министра Минатома А.Румянцева с губернатором Ульяновской области С.Морозовым, на котором решались вопросы НИИАРа, руководство института не было приглашено, но зато присутствовали люди «СОКа». Вывод напрашивается сам собой — почва подготовлена, и замена руководства одного из ведущих ядерных объектов на «своих» людей — уже лишь вопрос времени. В этом же ряду следует рассматривать и недавнее назначение на должность директора центрального института информации атомной отрасли (ЦНИИАТОМИНФОРМ), ведущего в том числе учет и контроль движения делящихся материалов, П.Щедровицкого — имиджмейкера С.Кириенко, философа по образованию.
Самое удивительное в этой ситуации заключается в том, что в данном случае странным образом совпали интересы к ядерным объектам «младореформаторов» и коммерческой структуры. И если, скажем, для С.Кириенко и его сподвижников ядерный комплекс нужен в борьбе за власть, то повышенный интерес коммерсантов вызывает вопросы. Ответ на эти вопросы, очевидно, заключается в том, что контроль над серьезным ядерным объектом в значительной мере гарантирует коммерческой структуре ее неприкосновенность в случае возникновения конфликтной ситуации с государством.
НО МОЖЕТ БЫТЬ, самое удивительное, что связано с российским ядерным комплексом, то, что именно российский ядерный комплекс, а вернее некоторые события, которые имели место внутри его, могут сыграть решающую роль в исходе другой президентской гонки — в США. Это еще одна причина пристального внимания администрации Буша к нашему атомному ведомству. Дело в том, что в США, как и в России, стоит вопрос: к кому перейдет власть в стране после очередных выборов? Естественно, Буш заинтересован сохранить власть за своей партией. Аналитики предсказывают, что претендентом от республиканской партии на предстоящих президентских выборах будет нынешний госсекретарь, «железная леди» — Кондолиза Райс. В противовес ей от демократов возможно выдвижение другой дамы — сенатора Хиллари Клинтон. Схватка двух леди обещает быть жаркой, с непредсказуемым исходом. Поэтому перед администрацией Буша стоит задача «замочить» демократов еще до выборов, обеспечив тем самым победу своего кандидата.
Один из возможных вариантов реализации такого замысла может быть осуществлен, если располагать серьезным компроматом на противника, дискредитирующего его в глазах избирателей, позволяющий, например, задать гипотетический вопрос: а вы стали бы голосовать за кандидата, если бы знали, что у него черный ребенок? И такой компромат команда Буша может получить, если ей удастся проникнуть в тайны теневых коммерческих связей российского атомного ведомства с администрацией бывшего президента США Б.Клинтона. Именно в этом свете необходимо рассматривать арест в Швейцарии бывшего министра Минатома Е.Адамова. И решение об его аресте принималось не швейцарскими властями, а в Вашингтоне, при личном участии президента США. При этом американцы «забыли» предупредить о планируемом аресте своего «лучшего друга», президента России. Тем не менее, сдача Адамова не могла произойти без участия российской стороны. В этом смысле вызывает подозрение заявление нынешнего главы Минатома А.Румянцева, что Адамов должен все рассказать американцам.
Кстати, именно Румянцев давал разрешение Адамову на его последнюю поездку за рубеж. Почему выбор пал именно на Адамова? Дело в том, что Адамов как раз тот человек, который непосредственно и очень плотно занимался целой серией коммерческих сделок, включая сделку Гора-Черномырдина, или как ее называют сделка ВОУ-НОУ, т.е. соглашение о продаже США 500 тонн российского оружейного урана, в ходе реализации которой отмечен ряд серьезных финансовых злоупотреблений. При его участии завершалось строительство хранилища радиоактивных материалов в Челябинской области. Финансирование этого объекта осуществлялось и американской стороной с техническим контролем со стороны Пентагона. При этом обнаруживается существенная разница в сотни миллионов долларов между заявленной суммой финансирования с американской стороны и фактически затраченной. Конечно же, Адамов знает все перипетии финансовых махинаций и их участников. Вот это скорее всего и интересует команду Буша. Что касается Адамова, то изворотливый плут всегда сыщет кривой суд.
Так или иначе, ясно одно: политические игры на российском ядерном поле ведутся явно не в интересах России и российского народа.