"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 97 (12711), четверг, 21 июля 2005 г.

 

Крылья Сухого

В нынешнем июле исполняется 110 лет выдающемуся советскому авиаконструктору, дважды Герою Социалистического труда Павлу Осиповичу СУХОМУ

22 июля 1895 года в белорусском селе Глубоком в семье учителя Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны родился сын Павел. Через несколько десятков лет Павел Сухой станет выдающимся авиаконструктором, имя которого навсегда войдет в историю отечественной и мировой авиации. И даже станет символом самого полета, потому что и спустя тридцать лет после смерти конструктора в небо поднимаются новые самолеты, названные этим именем — Су.

Первый в своей жизни самолет Павел увидел в Гомеле, куда переехала семья и где мальчик поступил в гимназию. Это был показательный полет для публики. В ту пору к авиации еще не относились серьезно, рассматривая ее, скорее, как цирковой аттракцион или фокус. На слуху были фамилии в основном французских летчиков: Анри Фармана, Вуазена, Блерио. Даже и слова такие — «самолет» и «летчик»— в русском языке еще не прижились. Говорили «аэроплан», «авиатор». Но за штурвалом машины, за полетом которой следил гимназист Сухой, был русский герой, один из первых отечественных летчиков Сергей Уточкин.
Возможно, о похожем выступлении, только с трагическим исходом, писал в те же годы поэт Александр Блок: «Зачем ты в небе был, отважный, в свой первый и последний раз? Чтоб львице светской и продажной поднять к тебе фиалки глаз?» Но мальчишки-то в те первые годы покорения человеком неба смотрели на летчиков совсем с другими чувствами — завистью и желанием повторить подвиг. Смотрели многие, но для большинства стремление в небо оставалось только детской мечтой.
А Павел Сухой, пораженный полетом Уточкина, уже в те годы стал строить свои первые модели аэропланов. Так проявилось призвание. В 1914 году он заканчивает с серебряной медалью гомельскую гимназию и едет в Москву поступать в университет. Через год переводится в МВТУ, узнав, что там лекции по авиации читает знаменитый русский ученый Николай Егорович Жуковский. А в 1916 году его призывают в армию и отправляют на фронт. В разгаре Первая мировая война.
Именно в годы Первой мировой войны человечество понимает, что авиация — это не цирк и развлечение, а огромная сила, порою страшная, которая в самом скором времени станет залогом мощи любого государства. Применение аэропланов в ходе боевых действий коренным образом меняет представление о способах ведения войны. Провидческими оказались строки все того же блоковского стихотворения об авиаторе, ночном летуне, «во мгле ненастной земле несущем динамит». Но то, что всего несколько лет назад было ясно немногим, теперь очевидно подавляющему большинству. На фронте Сухой наблюдает боевую авиацию в действии, причем наблюдает глазами человека, уже понимающего, что самолеты — это главное дело его жизни.
В 1918 году после заключения Брестского мира Сухой возвращается в Москву, чтобы продолжить образование. Но молодая Советская республика переживает тяжелые времена: разруха, начавшаяся Гражданская война и интервенция. Жизнь в Москве тяжела, а главное — занятия в МВТУ не ведутся. Тогда Павел едет в родную Белоруссию и преподает там математику сначала в Брестской области, а после аннексии западных белорусских земель поляками перебирается в Гомель.
Но первому в мире социалистическому государству требуются высококвалифицированные специалисты и ученые. И вот, несмотря на все военные и экономические сложности, в 1920 году выходит постановление Совета народных комиссаров о возвращении к учебе студентов высших учебных заведений. Это позволяет Павлу вновь приступить к занятиям и закончить МВТУ. Диплом о высшем образовании он получает в 30 лет. Но годы не потеряны даром: еще будучи студентом, он совмещает учебу с работой в экспериментальном аэродинамическом отделе Центрального научно-исследовательского аэродинамического института (ЦАГИ), образованного, кстати, в грозном 1918 по инициативе Н.Е.Жуковского, лекции которого слушал Сухой еще до революции. А диплом он пишет под научным руководством другого великого советского авиаконструктора А.Н.Туполева. Под его руководством и работает ведущим конструктором в ЦАГИ.
В мае 1933 года совершает свой первый полет истребитель И-14 (АНТ-31), созданный в конструкторской бригаде Сухого. В том же году Сухой получает первую правительственную награду — орден Красной Звезды.
12 сентября 1934 года советские летчики Громов, Филин и Спирин на самолете АНТ-25 (РД) прошли без посадки 12411 км. Это был мировой рекорд! Два года спустя на том же РД Чкалов, Байдуков и Беляков совершают беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток: 9374 км за 56 часов 20 минут. Триумф советской авиации, а главное — подготовка к еще более грандиозным победам. И вот в июне 1937 года экипаж Чкалова в том же составе впервые в истории авиации пролетает из Москвы через Северный полюс в США. Но не хватило горючего и под Ванкувером самолету пришлось приземлиться — рекорд не побит. Несколькими днями позже в полет отправился второй экипаж Михаила Громова. Рекордный беспосадочный перелет состоялся!
Вся страна, весь мир рукоплескали отва
жным советским летчикам. Их имена были поистине у всех на устах. А имена разработчиков удивительных машин оставались неизвестными. И это понятно. Ведь в отличие от давних лет зари авиации, теперь рекорды устанавливались не для развлечения публики. Это было необходимо для разработки новых, более совершенных машин, а также для демонстрации государственной мощи.
Свою авиационную мощь в эти годы сполна продемонстрировала фашистская Германия, чьи самолеты казались непревзойденными в небе Испании, охваченной гражданской войной. А то, что большая война Советского Союза с фашизмом не за горами, было очевидно.
Оценив эффективность немецкой техники, советское руководство ставит задачу разработать ей в противовес многоцелевой фронтовой самолет. Проект самолета назывался «Иванов»: объясняют, что из-за слов Сталина, сказавшего, что «самолет должен быть простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько машин, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов». Победив в конкурсной разработке «Иванова», Павел Сухой становится руководителем КБ. В кратчайшие сроки самолет запущен в массовое производство. Он называется Су-2, это первая серийная марка с таким названием: Су. Бомбардировщик Су-2 воевал с первых дней Великой Отечественной, показав свою боеспособность и живучесть.
За создание в 1943 году штурмовика Су-6 П.О.Сухой удостоен Государственной премии
I степени. В конце войны Сухой приступает к разработке новых самолетов с реактивным двигателем. 28 мая 1947 года Герой Советского Союза летчик Г.М. Шиянов поднял в воздух самолет Су-11 с первым отечественным турбореактивным двигателем. На следующий год построен истребитель-перехватчик Су-15. А в 1949 году к испытаниям готовится первый сверхзвуковой истребитель Су-17.
В 1953 году Сухой докладывает о проектах новых самолетов со стреловидным крылом, развивающих скорость свыше 1800 км/ч. А авиационный парад 1956 года в Тушине, в котором принимают участие самолеты, разработанные Сухим, становится настоящим триумфом советской сверхзвуковой авиации. Тогда же имя Павла Сухого впервые появляется в открытой печати, его назначают генеральным конструктором авиационной техники. А впереди еще много открытий и свершений: мировой рекорд высоты полета, равный 28852 метрам на Т-431 в 1959 году, абсолютный мировой рекорд скорости на стокилометровом замкнутом маршруте в 2092 км/ч в 1960. Первый в Советском Союзе самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла, испытания нового экспериментального самолета, рассчитанного на скорость 3000 км/ч.
Заслуги перед родиной Павла Осиповича Сухого были оценены по достоинству. Дважды Герой Социалистического труда, кавалер трех орденов Ленина, лауреат двух Государственных и Ленинской премий, он никогда не любил громких и высоких слов. Считал, что главной оценкой жизни и творчества авиаконструктора являются построенные им самолеты. А еще памятником Павлу Сухому является ныне действующее КБ им. П.О.Сухого. Это ведь важнее памятника из бронзы или мрамора (хотя есть и такой, его окрыли в Гомеле вскоре после смерти авиаконструктора в 1975 году). Потому что означает — новые самолеты Су будут подниматься в небо, устанавливать мировые рекорды, защищать безопасность родины. В настоящее время компания «Сухой» производит и боевые, и спортивные, и гражданские самолеты. В начале девяностых совершили первые полеты грузопассажирские самолеты Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л.
Однако отечественное авиастроение переживает не лучшие времена. Для авиаперевозок авиакомпании закупают иностранные «боинги», сельскохозяйственная авиация из-за предсмертного состояния сельского хозяйства в стране мало кому нужна. Вот только боевые самолеты по-прежнему актуальны и востребованы. Но и они в основном идут на экспорт: у российской армии денег нет не только на новейшую технику, но даже на керосин.
Оправдывая такое положение, ссылаются на трудные времена и экономические проблемы. Но разве легче было в начале двадцатых, когда создавали отечественное авиастроение или после Великой Отечественной, когда из руин поднимали разрушенную войной страну? Но тогда государство ясно осознавало приоритеты, защищало свою безопасность, заботилось о настоящем и будущем. А потому истинными героями становились такие люди, как Павел Осипович Сухой, — талантливые, бескорыстные, искренно преданные любимому делу и Отечеству.

 

 

 

 


Екатерина ПОЛЬГУЕВА.


В оглавление номера