В прессе уже поднимался вопрос об энергетической и военно-стратегической безопасности страны в связи с передачей частным иностранным компаниям запасов углеводородного сырья на Арктическом шельфе Российской Федерации. В частности, публиковался документ, подписанный группой депутатов Госдумы. Мы обратились к специалистам с просьбой охарактеризовать ситуацию.
Итак, Арктический шельф России. Его углеводородные ресурсы, составляющие большую часть общих запасов континентального шельфа России, являются основным резервом развития минерально-сырьевого комплекса государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу, поскольку, по всем прогнозам, рентабельные запасы нефти будут исчерпаны уже к 2015 году. Это может привести к снижению добычи нефти и создать угрозу геополитической и экономической безопасности страны. Основной объем ресурсов (около 66,5%) приходится на шельфы северных морей (Баренцево и Карское море). Речь идет о миллиардах тонн нефти и десятках триллионов кубических метров газа. Это колоссальные цифры. Причем изначальным районом, где уже к 2020 году можно достичь уровня добычи нефти в объеме 50 млн. тонн и газа — 150 млрд. куб. м., является шельф Баренцева моря, ресурсная база которого превышает 30 млрд. тонн условного топлива. Вот почему к нему такой интерес, и почему выдача лицензий на пользование недрами в его районах, как и шельфа в целом, требует особо взвешенного и, безусловно, согласованного подхода со стороны государства и всех заинтересованных ведомств. Иначе может быть нанесен непоправимый ущерб с точки зрения энергетической, экономической, а учитывая приграничную специфику морского шельфа, и военно-стратегической безопасности России. Ведь всем памятны печальные последствия соглашения 1990 года Э.Шеварднадзе и Д.Бейкера по Берингову проливу, в соответствии с которым наша страна потеряла 50 тысяч квадратных километров своих территориальных вод и сосредоточенные в них огромные ресурсы.
Как же складывается практика? А на практике происходит следующее. Например, участок континентального шельфа «Адмиралтейская площадь», расположенный в районе представляющего стратегическое значение архипелага Новая Земля, по оценкам экспертов, имеет потенциальные извлекаемые запасы около 300 млн. тонн нефти и более 600 млрд. куб. м газа, суммарно — более 900 млн. тонн углеводородов. Работа в этом районе требует высокопрофессионального геологического изучения с учетом специфики работы в морских условиях ледовой обстановки и повышенных требований к охране окружающей среды.
Однако в июне 2004 оформляется лицензия на пользование недрами для целей геологического изучения участка «Адмиралтейская площадь» малоизвестному в нефтяных кругах ЗАО «Синтезнефтегаз». Этому решению предшествовало заседание экспертной рабочей группы Минприроды России 17 июня 2004 года, на котором по непонятным причинам рассматривались лишь материалы по ЗАО «Синтезнефтегаз», в то время как представленные заявки от ряда других компаний, в том числе государственных, даже не обсуждались.
Что же это за компания? ЗАО «Синтезнефтегаз» является дочерним предприятием ЗАО «Корпорация Синтез», которое фактически контролирует бывший его президент и один из акционеров Лебедев Леонид Леонидович. С 2002 года он стал представителем Государственного совета Чувашской Республики в Совете Федерации.
Стоит упомянуть, что ЗАО «Корпорация Синтез» является также одним из учредителей и совладельцем ОАО «Промышленные инвестиции», которое, в свою очередь, совместно с ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» создало в январе 2002 г. ЗАО «Арктикшельфнефтегаз».
В процессе образования ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» ФГУП внесло в уставной капитал ЗАО основные средства — имущество и оборудование, непосредственно используемое в своей хозяйственной деятельности, на общую сумму более 133 млн. рублей. При этом фактический убыток предприятия составил более 118 млн. рублей.
Но что наиболее важно, в декабре 2002 года на ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» были переоформлены принадлежавшие ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» лицензии на право пользования недрами Баренцева моря на Колоколморском, Медынско-Варандейском и Поморском участках с совокупными запасами более 2 трлн. тонн куб. м. газа. А в 2004 году принято решение о значительном расширении границ участков этих месторождений. Следует отметить, что лицензионные обязательства по Колоколморскому и Поморскому участку так до сих пор и не выполняются.
Кроме того, вслед за Адмиралтейским в последующие месяцы ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» и ЗАО «Синтезнефтегаз» получили новые лицензии на пользование недрами участков Арктического шельфа «Пахтусовский», «Заполярный», «Северо-Заполярный», «Алексеевский» с запасами углеводородов в 0,5 млрд. т.
Надо, однако, учитывать, что компании, проводящие в преимущественном порядке геологическое изучение потенциальных нефтегазоносных районов, в дальнейшем получают лицензии и на разработку этих месторождений. Поэтому упомянутые ЗАО становятся, по существу, хозяевами месторождений, и вопрос о том, кто они и кто за ними стоит, не может не интересовать с точки зрения внедрения этих структур и лиц в сферу стратегических интересов страны. Так кто же они? На что делается расчет?
Оказывается, 99,5% акций ЗАО «Корпорация Синтез» принадлежит зарегистрированным в Швейцарии компаниям «BARTOND S.A.» и «PETROSOL Holding S.A.». В упомянутом ОАО «Промышленные инвестиции» совладельцем, наряду с ЗАО «Корпорация Синтез», является ООО «Золотой дом», акции которого, в свою очередь, принадлежат офшорной компании Trade Concept Ltd., зарегистрированной на о. Джерси (Нормандские о-ва, владение Великобритании). Таким образом, эти иностранные компании через прямое участие в российских юридических лицах за бесценок фактически получили контроль над обширными районами российского Арктического шельфа с оцениваемыми запасами углеводородов более 3 млрд. т.
Этот факт плохо вяжется с положениями Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной президентом Российской Федерации В.В.Путиным 20 июля 2001 г. №Пр-1387. Какого-либо запрета на деятельность иностранных компаний и российских юридических лиц, фактически принадлежащих иностранцам, на Арктическом шельфе в Морской доктрине, разумеется, нет. Однако в ней говорится о необходимости учитывать изменение геополитических условий и военно-политической обстановки в мире и осуществлять государственный контроль и регулирование разведки и мониторинга полезных ископаемых и минеральных ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации с учетом оборонных интересов государства.
В представленном недавно на рассмотрение правительства проекте «Единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа» акцент также делается на обеспечение геополитических интересов России на мировой арене как ведущей мировой державы и повышение энергетической безопасности России. С учетом поставленной цели по использованию сырьевых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в интересах нынешнего и будущих поколений в практическом плане ставится ряд задач, в т.ч. совершенствование механизмов предоставления прав пользования участками недр континентального шельфа.
Так почему же все-таки, несмотря ни на что, в массовом порядке выдаются лицензии фактически иностранным компаниям? Да еще и с сомнительной репутацией? Что или кто подталкивает к принятию подобных решений? Чем привлекательны и известны эти компании? Оказывается, не только весьма активной деятельностью по скупке акций предприятий ТЭК и экспансией в сфере недропользования, ориентированной на установление контроля над значительными по своим масштабам месторождениями. Их известность, помимо прочего, связана и с рядом скандальных историй, привлекавших внимание российских и зарубежных правоохранительных органов.
Так, в 1994 году в международных водах кораблями НАТО был задержан теплоход с крупной партией оружия на борту, следовавший из Украины в Нигерию. В ходе следствия было установлено, что отправителем оружия был украинский филиал кипро-панамской компании Global Techno-logies International (GTI), контролировавшейся в то время «Синтез Корпорэйшн» (предшественник ЗАО «Корпорация Синтез»). Итальянские власти выдвинули обвинения в преступном сговоре руководителям «Синтез Корпорэйшн» Леониду Лебедеву, Александру Жукову, Марку Гарберу и Дмитрию Стрешинскому, потребовав приговорить каждого к 15 годам тюремного заключения. Используя «адвокатские технологии», указанным лицам тогда удалось умиротворить итальянскую фемиду. Однако впоследствии принятые решения итальянскими судебными властями были пересмотрены, а материалы переданы швейцарскому правосудию для дальнейшего разбирательства.
В 1998 году входившая в структуру «Корпорации Синтез» компания СК «Ойл Инвест», выступая посредником при реализации контракта по продаже иранской нефти в счет долга Ирана за поставки российского вооружения, вырученные деньги в сумме свыше 36 млн. долл. США не вернула «Росвооружению», а начала активно «прокручивать» эти деньги в банках. В 1999 году Арбитраж г. Москвы по иску ФГУП «Росвооружение» принял решение о взыскании с СК «Ойл Инвест» указанной суммы с процентами в пользу истца. В результате имущество ТОО «Синтез Корпорэйшн» было арестовано, а с его счетов взыскали лишь 6 млн. рублей (остальные средства были заблаговременно выведены в офшоры). «Рособоронэкспорт» до сих пор пытается, используя в том числе уголовное законодательство, вернуть исчезнувшие в недрах «Синтеза» десятки миллионов государственных средств.
Неудивительно, что депутаты различных фракций интересуются изложенной проблематикой. Очевидно, что это большой и серьезный вопрос государственного значения. Можно надеяться, что правительство уделит ему должное внимание, тем более что впереди ответственные и масштабные работы по освоению Арктического шельфа России. Будем надеяться на объективное рассмотрение депутатского запроса и следить за дальнейшим развитием событий.