Недавно 
            побывал на Соловецких островах, проплыв на теплоходе «Мамин-Сибиряк» 
            от Москвы до Беломорска, небольшого городка на берегу Белого моря, 
            конечного пункта Беломоро-Балтийского канала. Такие путешествия по 
            стране дают возможность не только полюбоваться природой и просторами 
            любимой Родины, но и поговорить о насущном с людьми из разных мест, 
            не тронутых грязью, всем гнусным и наносным, что сегодня происходит 
            вокруг. Тем самым как бы пройти омовение души, чтобы вырваться из 
            окружения текущего времени, и, повстречавшись с прошлым, увидеть будущее.
          НЕ ПЕРЕСТАЮ восхищаться грандиозностью замыслов великих государственников, 
            от Петра I до Сталина, воплотивших мечту связать воедино европейскую 
            часть России водными путями с выходом к пяти морям. Злопыхатели и 
            брюзжатели поносят их деяния: сколько, мол, было затоплено при этом 
            сел, церквей, пахотных земель, памятников старины,но был ли другой 
            вариант создания водной сети без потери части земли и селений, хотя 
            многое разбиралось и вывозилось из зоны затопления? Вопрос в другом: 
            все это пошло во вред или во благо развития нашего государства? Несомненно, 
            во благо. Водные каналы, связав воедино реки, моря, озера, образовали 
            множество искусственных морей, водохранилищ с гидростанциями (начиная 
            от Угличской, первой на Волге), которые, дав электроэнергию ближним 
            городам, поселкам и техническим сооружениям, наполнили жизнью эти 
            глухие места.
            Шлюзы, мосты, обводные каналы, превратили водную сеть страны в грандиозную 
            систему, управляемую человеком и независимую от капризов Природы — 
            засухи, наводнений. Все это было сотворено на века, чему мы свидетели. 
            И если за годы, прошедшие со времен Петра, наши соотечественники испытали 
            немалые трудности, лишения, понесли огромные людские потери, то благодарные 
            потомки низко поклонятся тысячам и тысячам безвестно погибших от болезней 
            и неимоверно тяжелого труда. Они, отдав свои жизни, часто не по своей 
            воле, а под действием стихий эпохальных перемен, оставили вечную память 
            о себе в созданном ими ради своей страны и народа.
            Из Беломорска на катере через три с половиной часа подплыли к Соловецким 
            островам. При подходе открылась величественная картина Соловецкого 
            монастыря и его крепостных стен с угловыми башнями, храмами и церквями. 
            Поражаешься былинной могучести сотворенного, встающего на горизонте 
            белокаменным богатырем среди зелени прибрежных островов. Когда сошли 
            на берег и подошли к стенам монастыря, эти ощущения еще усилились 
            непосредственным видением и реальной возможностью все потрогать, ощутить 
            и восхититься. Это прекрасное воплощение человеческой веры в святое 
            наше предназначение на Земле, способность на духовный подвиг во имя 
            оберегания Отечества. Когда ходишь по монастырю, смотришь на архитектуру, 
            проникаешься ее гармонией с нашим национальным духом. Думаешь, как 
            люди в те далекие XV, XVI и XVII века смогли решиться на такое без 
            сложных расчетов, современной техники, полагаясь только на свое ремесло, 
            интуицию и видение. Лишь велению сердца под силу этот гигантский, 
            жертвенный труд. Стены из огромных, многотонных валунов, впитав краски 
            сурового Севера, стали ещё величественнее. Это не нагромождение каменных 
            глыб, они подобраны, подогнаны и сложены в архитектурный ансамбль, 
            который смотрится неразрывно с природой. А какие просторные трапезные, 
            ризницы, церкви с огромными сводами и луковичными нишами окон! Храм 
            Преображения Господнего, ризница Успенского собора. Какую силу духа 
            надо иметь, чтобы такое сотворить!
            Велик человек умом, умением и верой в прекрасное, светлое, святое, 
            что подвигает на такие творения. На колени готов встать перед этими 
            древними стенами, перед безвестными строителями, зодчими и склонить 
            голову в истинно душевной благодарности за их жертвенный подвиг, что 
            в дрожь повергает своим воплощением на века ради будущего своего народа. 
            Когда такое видишь, понимаешь: нельзя наш народ сломить и подчинить, 
            так как он стоит на столпах русских великомучеников, подвижников, 
            святых дерзателей и служителей Высшему, с верой во вселенское предназначение 
            Человека. Меркнет все низменное перед величием творцов Соловецкого 
            монастыря, освященного веками и людским поклонением. Проходит время, 
            а он незыблемо стоит и противостоит всему злому на дальних землях 
            России. Начинаешь понимать, что это и есть та сила, которая нас ведет 
            и защищает от уничтожения и распыления, если есть люди, способные 
            на столь благие дела и свершения, чего нам всем в суете не дано, но 
            она, сдерживая нас, предостерегает, призывая к Добру жизни Человеческой 
            в согласии со всем, что ходит, летает, плавает, растет, что нас связывает 
            воедино с матушкой Землей. 
            Но мы, из поколения в поколение накапливаем зло, плодим пищу для дьявольских 
            сил и, если бы им не противостояли подвижники, человек превратился 
            бы в черное существо, жрущее, угнетающее и убивающее жизнь. Славься 
            Человек души, труда, немереной великой доброты. Слава деяниям твоим 
            во благо продолжения рода человеческого и земли прародительницы, защитницы 
            в бескрайних пространствах Вселенной. Велик человек, озаренный сиянием 
            веры, способный на прекрасное, но жалок, когда ослеплен жаждой власти 
            и денег, обирая и подавляя слабых и обездоленных. Память, по делам 
            нашим, благодарная или презрение за поступки, оскорбляющие свой род, 
            страну, нацию.
          ЗНАКОМЯСЬ с историей монастырей Кирилло-Белозерского, Александра 
            Свирского, Спасо-Преображенского на Валааме, посещая церкви, храмы, 
            преклоняясь перед умом и талантом, глубинами мысли и прозорливостью 
            их создателей, в то же время не могу принять расхожие словеса о чудесах, 
            нисходящих с небес и их проявлениях в судьбах святых великомучеников. 
            Они, поддерживаемые служителями церкви, остаются для нас мифами, след 
            которых теряется во времени. Не странно ли получается: я живу 63 года 
            на белом свете, и никто из моих близких, родных и знакомых старшего 
            поколения (а это период более 100 лет), не был свидетелем подобного. 
            Зачем затуманивать голову людям неопределенными вещами на удалении 
            веков? 
            А молва, она и так прекрасна. Переходя из поколения в поколение, превращаясь 
            в легенды, в эпос народа, она отличает его от других неповторимостью 
            культуры и истории. На этой почве растет молодая поросль людей, освещенная 
            светом памяти и любви к своей земле, роду, нации. Но на вымыслах прорастает 
            чертополох суеверий, на ниве которых кормится множество служителей 
            культа, по сути тех же чиновников, окучивающих доверчивость людей 
            и их надежды на чудотворные силы, способные облегчить судьбу, если 
            не на Земле, то где-то там наверху.
            Иоанн Павел II признал правоту Галилея, который в споре с церковью 
            заявил: «Богословие должно ответить на вопрос, как попасть на небо, 
            а не как движутся небеса». Полагают, душа улетает, хотелось бы понять 
            куда. На небеса? Но они бескрайни. Никто и никогда не познает это 
            так же, как нам не дано понять и охватить Пространство и Время. Мы 
            песчинки в мироздании, и наше представление о своей малости зависит 
            от того, насколько мы будем удаляться за околицу Земли в Солнечной 
            системе, но большего нам во плоти не дано. За ней — чистое поле без 
            границ и горизонта. Это тайна, и она дает нам силы и надежды на светлую 
            участь человека. Рождать веру может не слепое поклонение чудесам, 
            сказкам и поверьям, а рукотворное, которое, украшая землю, возвеличивает 
            нас живописью, зодчеством, где без озарения и самопожертвования прекрасного 
            ничего не создашь. Вера заложена в нас, она — защита, которую надо 
            беречь. Я преклоняюсь перед Природой и ее высшим проявлением — разумом 
            Человека, но, если есть что-то выше, что нас создало и окружает, то 
            я готов преклониться и перед тем, что нам незнакомо, недоступно понять 
            и приблизить. А пока я верю в то, что вижу, ощущаю, чем восторгаюсь, 
            люблю и живу. Вот это и есть главное чудо из чудес.
            Истинная вера — в добре, в почитании многовековых традиций, которые 
            хранит и оберегает церковь. Поклонения достойны не только храмы, иконы, 
            но и места, согретые теплом жизни предков: родная земля, дом, вещи. 
            Все это человеку свято, через них он ощущает связь с близким, дорогим 
            сквозь любые преграды и расстояния. Это и есть вера, она не зависит 
            от того, при каком строе живем. В царские времена государство опиралось 
            на православие, которое в лице церкви было его опорой. В советское 
            время вера в людях не иссякла, хотя в церковь многие не ходили и не 
            были крещены, но она сохранялась в нас. Чистота ее не зависит от того, 
            сколько сделаешь поклонов, поставишь свечек, посещаешь церковь или 
            нет. Она в душе и ведет нас по жизни. Это и есть Вера, остальное — 
            спекуляция на слабостях людей, их тяготах, болезнях, которые сопровождают 
            человеческую жизнь. Вера — это свойство души, как совесть. Она есть, 
            или ее нет. Для одних это праздник души, для других — последнее прибежище, 
            а для кого-то — способ откупиться за свои пороки в среде истинно верующих 
            или отдать дань модным приличиям.
            Служители религий, как и политики, призывают верить в будущее: одни 
            — на земле, другие — в потустороннем мире. Мир многолик, он рождается 
            с каждым человеком и вместе с ним уходит, растворяясь в общем мире. 
            На этом пути надо отделять тех, кто действительно служит вере и доказал 
            это, пройдя испытания, заслужив признание подвижничеством, от тех, 
            кто промышляет на светлом, продавая свечки, целебную воду, песок с 
            мест обретения мощей преподобных, святых и т.д., создавая целую индустрию 
            обмана, святотатства, толкая к суеверию слабых. При этом они нарушают 
            заповеданное Иисусом Христом, который, изгнав продающих и покупающих 
            в храме, опрокинув их скамьи, сказал: «Дом мой домом молитвы наречется, 
            а вы сделали его вертепом разбойников» (от Марка 11, 15; от Матфея 
            21, 13).
            Будучи на Кижах в деревянной церкви Воскрешения Лазаря XV века, самой 
            старой на Руси из сохранившихся, неприятно было видеть, как навязчиво 
            предлагали покупать свечи, при этом заявляя: «Церковь деревянная и 
            зажигать их не надо, мы это сделаем за вас потом». Бесстыдно так эксплуатировать 
            деяния великих наших предков. Все это сродни чиновничьим порокам, 
            когда место используют не для служения и исполнения долга, а рассматривают 
            как возможность наживы, не облегчая жизнь народа, а усугубляя безразличием, 
            идущим от злой и равнодушной души. И те и другие — единоверцы в стремлении 
            обогащаться, а церковники, которые поступают как земные люди, предают 
            святое.
            ГЛУМЛЕНИЕ над доверчивостью и слабостью людской это и есть дьявол, 
            который сидит в нас, делая алчными, от чего избавиться, единожды завязав 
            дружбу с ним, невозможно. Надо быть осторожным, образованным, воспитанным 
            человеком, чтобы распознавать ложь, и этому должно помогать государство, 
            его политика, защищающая людей от дурмана и зла. 
            Нынешняя власть, своим безразличием поощряя тех, кто способствует 
            растлению нравов через развлекательную индустрию, бульварные книжки, 
            различные шоу, ведет информационную накачку, оболванивает тех, кто 
            не хочет сам думать или не способен к этому, а церковь при этом призывает 
            к смирению и послушанию. Отсюда корни размножения всякого рода целителей, 
            знахарства, колдовства, до жутких сатанинских сект. Во всем этом проявляется 
            низость тех, для кого шкурные интересы выше судьбы страны, а вместе 
            с ней и людей, т. к. они для одних — паства, для других — масса. Патриарх 
            Алексий II в 1993 году во время противостояния с парламентом заявил: 
            «Кто откроет огонь и прольет кровь, будет предан анафеме». Забыл святейший 
            свой гневный окрик, когда смиренно пошел в объятья тех, кто пролил 
            кровь и убил сотни людей. Вот почему удержавшие власть после этих 
            событий благодарно спешат к нему в дни рождения и церковных праздников, 
            припадая и облыжно крестясь, по сути, надсмехаясь над искренне верующими 
            людьми.
            Когда восстанавливаются храмы и строятся новые, это прекрасно, земля 
            напитывается колокольным звоном, радуя души. Но становятся ли чище 
            наши сердца? К сожалению, жизнь показывает — этого не происходит. 
            Распри и зло сохраняются веками. Церковь, смыкаясь с государством, 
            перестает окормлять верующих, излучать нравственную чистоту.
            Мы жили в обществе равных возможностей и высоких целей. Они были нам 
            близки, т. к. одухотворяли и возвышали, позволяя гордиться своей страной. 
            Сложились морально-нравственные ценности, которые определяли лицо 
            нашего народа. Сила общества была в том, что независимо от условий, 
            в которых родился, можно было получить образование и занять в нем 
            достойное место соразмерно способностям и достижениям. Этот монолит 
            бездарно разменяли на посыл: за деньги можно все. Призыв «Обогащайтесь, 
            кто как может!» подломил дух, стержень нашего народа, на котором строилась 
            и развивалась наша страна.
            В советский период, воспитывая молодое поколение, государство предлагало 
            путь служения не слепой вере во что-то, а в свои силы, талант, которые 
            наиболее полно раскрываются, если служат народу, стране, человеку. 
            Правда, тогда не удалось избежать перегибов, когда в стремлении побыстрее 
            отучить народ от «дурмана» вероисповедания, запрещали ходить в церковь, 
            преследовали за это, не позволяли крестить детей, вместо того, чтобы, 
            уважая право выбора каждого, терпеливо объяснять, отделяя знаниями 
            слепую веру. Это недомыслие дорого обходится, когда стремятся добиться 
            признания новой идеологии в одном поколении. Любая поспешность порождает 
            волну тех, кому легче подняться на догмах, чем на труде, знаниях и 
            воспитании. Мы потому потеряли великую страну, что не учились обновлению 
            своих взглядов, старались следовать готовым штампам, невзирая на время, 
            смену поколений и изменения в мире. Все новое воспринимали как инакомыслие 
            и посягательство на наш строй, в этой борьбе вязли вместо того, чтобы 
            прислушиваться к ходу времени, постоянно проверяя себя и корректируя 
            движение, чтобы не сбиться с пути и не создать непреодолимых преград. 
            Такая обстановка порождала не способных мыслить современными категориями, 
            а кондово отстаивающих и утверждающих существующий строй. На этом 
            и попались, воспитав перевёртышей с мелкой душой, которые, выступая 
            как ярые ее приверженцы, поднявшись во власть, обрушили страну. 
            Сегодня тот же процесс идет в иных условиях при отсутствии веры в 
            справедливость, государственные законы и власть, когда огромные богатства, 
            захваченные у народа обманом, высвечивают истинное лицо властьдержащих. 
            Они грузом тянут их на дно бесчестия, а с ними утонет и корабль под 
            названием «Демократия в России».
          НАМ ОСТАЕТСЯ опереться на самих себя, если мы хотим жить в свободной, 
            процветающей, сильной стране. Власть надо держать в своих руках. А 
            так, потеряв веру в себя, привыкли к тому, что нам нужен поводырь, 
            поэтому мы легко внушаемы и боимся перемен. Чтобы сделать следующий 
            шаг, нужно думать, напрягаться, пересматривать свое убогое состояние, 
            но для этого требуются действия. Вот в чем трагедия: боимся шевельнуться, 
            сидит в нас замирание, как бы чего хуже не вышло. Этим доводим ситуацию 
            до обрыва. Нам надо сломать в себе эту трусость, не дожидаясь, когда 
            придется проявлять героизм. 
            Нашей пассивностью умело пользуется всякого рода политтехнологи, те 
            же шулеры, обслуживающие тех, кто, захватив власть, старается ее удержать. 
            Им-то понятно, за что борются: они сохраняют свои богатства, упоение 
            властью, собственную безопасность. Надо быть одаренным человеком, 
            что редко бывает, в котором совмещался бы талант руководителя с умением 
            формировать окружение, общий потенциал которого выше его собственного. 
            Получить лидера государственного масштаба — это благодать за осознанный 
            выбор народа. А так в своем большинстве окружение лидера соответствует 
            уровню его недостатков. Поэтому каждая смена власти через отведенный 
            срок очищает государственный аппарат от всего слабого, наносного, 
            что было связано с предшественником. Новый руководитель вынужден, 
            опираясь на сильных, искать замену слабым. Смена первого лица запускает 
            повсеместно процесс обновления, вороша застой. Вот тогда верхушка, 
            попадая в неустойчивое положение, хочет того или нет, станет искать 
            равновесие, совпадающее с интересами страны. Она, власть, в меньшинстве, 
            но располагает силой подавления, а народ располагает волей большинства 
            — силой, способной заменить власть, а то и сместить. А так нас можно 
            дурить бесконечно избирательными кампаниями, общественными палатами, 
            болтовней о демократии, при этом приучая к мысли, что они нас кормят, 
            а не труд. Это все инструментарий удержания народа в повиновении. 
            
            Они, нынешние хозяева России, обманув нас, как наивных папуасов, цветными 
            бумажками — ваучерами (те же фантики), разграбив страну, хотели бы, 
            чтобы мы с этим смирились, ловя их подачки к зарплате и пенсии, позволяя 
            им и дальше оставаться у власти. Но они, поднявшись на волне беспредела, 
            попали в западню своих алчных преступлений и теперь не знают, что 
            делать, кроме как любым путем удерживать власть в своих руках, при 
            этом крича о повсеместной коррупции, круги которой расходятся от них 
            же сверху, порождая чиновников-взяточников, военных начальников-казнокрадов, 
            промышленных буржуев и всякую мародерную нечисть. Это их защитная 
            прослойка. Власть миллионеров, у которых интересы личного обогащения 
            перевесили все, не может иметь ничего общего с народом кроме как, 
            маскируясь под его заботы, продолжать политику обнищания и разобщения 
            народа. Она, окружая себя холопами, хотела бы и силовые структуры 
            низвести до опричников, а с остальными можно как с чернью заигрывать. 
            В этих условиях наша жизнь будет и дальше протекать в среде стяжательства 
            и повсеместного обмана, теряя национальное достоинство. 
            Любой режим имеет свою идеологию, а эта власть выстроить что-то не 
            в состоянии, так как у нее нет ни моральных, ни нравственных устоев. 
            Поэтому самое опасное, на что она способна — поддаться любой авантюре 
            со стороны Запада и, прячась от ответственности за свои преступления, 
            двигаться к развалу и сдаче страны. Но этому не бывать. Дух русского 
            народа хоть и задавлен, но не убит, не сломлен. И сколько бы они ни 
            плодили липовых организаций — «Идущие вместе», «Молодая гвардия», 
            «Наши» и т. д. — это все игры хитрых детей с богатыми дядями за «конфетки». 
            Они и здесь, прикрываясь молодежью, сеют раздор, перенося на нее все 
            низменное, на чем поднялись. Перед Россией и теми, кто ее беззаветно 
            любит и предан, стоит вечный вопрос: «Что делать?» Нужна консолидирующая 
            сила патриотов, которая смогла бы четко обозначить путь выхода из 
            сложившегося положения. Для этого необходимо, чтобы энергия борьбы 
            не выбрасывалась вхолостую, а захватывала все большие слои населения. 
            Эту задачу должны взять на себя наиболее активные регионы, тогда появится 
            возможность определиться с руководящим звеном народного движения в 
            центре, которое способно будет заставить властьдержащих подчиниться 
            интересам народа или напомнит им слова В. Маяковского: «Которые здесь 
            Временные? Слазь. Кончилось ваше время!»
          P.S.
            В канун Нового года меня пригласили на встречу с ветеранами авиационного 
            завода «Знамя труда», ныне ФГУП «РСК «МИГ», где начиналась моя трудовая 
            биография слесарем-сборщиком 15-го цеха. Это люди, которые не только 
            создали нашу авиацию, но и отстояли страну в годы войны, с колес разворачивали 
            завод, эвакуированный под Куйбышев (ныне Самара), и через три месяца 
            стали выпускать штурмовики ИЛ-2. Это люди, перед которыми сегодняшнее 
            бизнес-поколение в неоплатном долгу за их трудовой подвиг на благо 
            Родины протяженностью во всю жизнь.
            Они во время войны, преодолев огромные трудности — холод, голод, неустроенность, 
            спаянные единством страны, верой в победу, смогли выстоять, а сейчас 
            вынуждены наблюдать борьбу своего завода за выживание при полном безразличии 
            государства ради его же будущего. Поразительно, но и в этих условиях 
            заводчане не теряют веры, поддерживая связь с ветеранами, которые 
            дают им силу и опору. И борется за себя не рядовой завод, а флагман 
            авиационной промышленности, которому 112 лет. Завод с легендарной 
            славой школы авиационных специалистов всех уровней от рабочих до главных 
            конструкторов Н.Поликарпов, С.Ильюшин, А.Микоян и др. и летчиков-испытателей, 
            таких как В.Нестеров, В.Чкалов, В.Коккинаки, сегодня квалифицированных 
            станочников, операторов станков с программным управлением считает 
            по пальцам, а самолеты выпускает штучно и держится на заказах Индии 
            и других стран, не имея их от Российской армии. Балансируя на плывуне 
            бесхозяйственности и потери государственного управления, завод как 
            цельный организм разрушается. 
            Выступая перед ними, я решил прочесть эту статью, подготовленную к 
            публикации, попросив их высказать свое мнение, чтобы не ошибиться 
            в категоричности оценок. Когда закончил, они сказали: «Мы полностью 
            поддерживаем вас и подписываемся под каждым вашим словом». Зам. председателя 
            профкома, выступая после меня, заявил, что и профсоюзный комитет завода 
            также меня поддерживает. Поблагодарив их, сказал: «Видимо, скоро дело 
            дойдет до того, что придется объявлять призыв в промышленность вас, 
            70- и 
            80-летних патриотов, великих тружеников, организаторов производства 
            со светлыми головами и умными руками, чего так не хватает нынешним 
            «реформаторам», у которых в голове кроме денежного тумана и рынка 
            ничего нет — ни понимания жизни, ни профессиональных качеств. 
            Приглашаю президента Путина посетить завод, который находится в пяти 
            минутах езды от Кремля, и увидеть истинную картину нашей авиационной 
            промышленности. Возможно, это поможет ему понять, что ситуация дошла 
            до крайней черты, за которой гибель ведущих предприятий признается 
            естественной.
          Статью считаю коллективной: мои соавторы — орденоносцы завода ФГУП 
            «РСК «МИГ» со стажем работы более 40 и 50 лет.