Недавно
побывал на Соловецких островах, проплыв на теплоходе «Мамин-Сибиряк»
от Москвы до Беломорска, небольшого городка на берегу Белого моря,
конечного пункта Беломоро-Балтийского канала. Такие путешествия по
стране дают возможность не только полюбоваться природой и просторами
любимой Родины, но и поговорить о насущном с людьми из разных мест,
не тронутых грязью, всем гнусным и наносным, что сегодня происходит
вокруг. Тем самым как бы пройти омовение души, чтобы вырваться из
окружения текущего времени, и, повстречавшись с прошлым, увидеть будущее.
НЕ ПЕРЕСТАЮ восхищаться грандиозностью замыслов великих государственников,
от Петра I до Сталина, воплотивших мечту связать воедино европейскую
часть России водными путями с выходом к пяти морям. Злопыхатели и
брюзжатели поносят их деяния: сколько, мол, было затоплено при этом
сел, церквей, пахотных земель, памятников старины,но был ли другой
вариант создания водной сети без потери части земли и селений, хотя
многое разбиралось и вывозилось из зоны затопления? Вопрос в другом:
все это пошло во вред или во благо развития нашего государства? Несомненно,
во благо. Водные каналы, связав воедино реки, моря, озера, образовали
множество искусственных морей, водохранилищ с гидростанциями (начиная
от Угличской, первой на Волге), которые, дав электроэнергию ближним
городам, поселкам и техническим сооружениям, наполнили жизнью эти
глухие места.
Шлюзы, мосты, обводные каналы, превратили водную сеть страны в грандиозную
систему, управляемую человеком и независимую от капризов Природы —
засухи, наводнений. Все это было сотворено на века, чему мы свидетели.
И если за годы, прошедшие со времен Петра, наши соотечественники испытали
немалые трудности, лишения, понесли огромные людские потери, то благодарные
потомки низко поклонятся тысячам и тысячам безвестно погибших от болезней
и неимоверно тяжелого труда. Они, отдав свои жизни, часто не по своей
воле, а под действием стихий эпохальных перемен, оставили вечную память
о себе в созданном ими ради своей страны и народа.
Из Беломорска на катере через три с половиной часа подплыли к Соловецким
островам. При подходе открылась величественная картина Соловецкого
монастыря и его крепостных стен с угловыми башнями, храмами и церквями.
Поражаешься былинной могучести сотворенного, встающего на горизонте
белокаменным богатырем среди зелени прибрежных островов. Когда сошли
на берег и подошли к стенам монастыря, эти ощущения еще усилились
непосредственным видением и реальной возможностью все потрогать, ощутить
и восхититься. Это прекрасное воплощение человеческой веры в святое
наше предназначение на Земле, способность на духовный подвиг во имя
оберегания Отечества. Когда ходишь по монастырю, смотришь на архитектуру,
проникаешься ее гармонией с нашим национальным духом. Думаешь, как
люди в те далекие XV, XVI и XVII века смогли решиться на такое без
сложных расчетов, современной техники, полагаясь только на свое ремесло,
интуицию и видение. Лишь велению сердца под силу этот гигантский,
жертвенный труд. Стены из огромных, многотонных валунов, впитав краски
сурового Севера, стали ещё величественнее. Это не нагромождение каменных
глыб, они подобраны, подогнаны и сложены в архитектурный ансамбль,
который смотрится неразрывно с природой. А какие просторные трапезные,
ризницы, церкви с огромными сводами и луковичными нишами окон! Храм
Преображения Господнего, ризница Успенского собора. Какую силу духа
надо иметь, чтобы такое сотворить!
Велик человек умом, умением и верой в прекрасное, светлое, святое,
что подвигает на такие творения. На колени готов встать перед этими
древними стенами, перед безвестными строителями, зодчими и склонить
голову в истинно душевной благодарности за их жертвенный подвиг, что
в дрожь повергает своим воплощением на века ради будущего своего народа.
Когда такое видишь, понимаешь: нельзя наш народ сломить и подчинить,
так как он стоит на столпах русских великомучеников, подвижников,
святых дерзателей и служителей Высшему, с верой во вселенское предназначение
Человека. Меркнет все низменное перед величием творцов Соловецкого
монастыря, освященного веками и людским поклонением. Проходит время,
а он незыблемо стоит и противостоит всему злому на дальних землях
России. Начинаешь понимать, что это и есть та сила, которая нас ведет
и защищает от уничтожения и распыления, если есть люди, способные
на столь благие дела и свершения, чего нам всем в суете не дано, но
она, сдерживая нас, предостерегает, призывая к Добру жизни Человеческой
в согласии со всем, что ходит, летает, плавает, растет, что нас связывает
воедино с матушкой Землей.
Но мы, из поколения в поколение накапливаем зло, плодим пищу для дьявольских
сил и, если бы им не противостояли подвижники, человек превратился
бы в черное существо, жрущее, угнетающее и убивающее жизнь. Славься
Человек души, труда, немереной великой доброты. Слава деяниям твоим
во благо продолжения рода человеческого и земли прародительницы, защитницы
в бескрайних пространствах Вселенной. Велик человек, озаренный сиянием
веры, способный на прекрасное, но жалок, когда ослеплен жаждой власти
и денег, обирая и подавляя слабых и обездоленных. Память, по делам
нашим, благодарная или презрение за поступки, оскорбляющие свой род,
страну, нацию.
ЗНАКОМЯСЬ с историей монастырей Кирилло-Белозерского, Александра
Свирского, Спасо-Преображенского на Валааме, посещая церкви, храмы,
преклоняясь перед умом и талантом, глубинами мысли и прозорливостью
их создателей, в то же время не могу принять расхожие словеса о чудесах,
нисходящих с небес и их проявлениях в судьбах святых великомучеников.
Они, поддерживаемые служителями церкви, остаются для нас мифами, след
которых теряется во времени. Не странно ли получается: я живу 63 года
на белом свете, и никто из моих близких, родных и знакомых старшего
поколения (а это период более 100 лет), не был свидетелем подобного.
Зачем затуманивать голову людям неопределенными вещами на удалении
веков?
А молва, она и так прекрасна. Переходя из поколения в поколение, превращаясь
в легенды, в эпос народа, она отличает его от других неповторимостью
культуры и истории. На этой почве растет молодая поросль людей, освещенная
светом памяти и любви к своей земле, роду, нации. Но на вымыслах прорастает
чертополох суеверий, на ниве которых кормится множество служителей
культа, по сути тех же чиновников, окучивающих доверчивость людей
и их надежды на чудотворные силы, способные облегчить судьбу, если
не на Земле, то где-то там наверху.
Иоанн Павел II признал правоту Галилея, который в споре с церковью
заявил: «Богословие должно ответить на вопрос, как попасть на небо,
а не как движутся небеса». Полагают, душа улетает, хотелось бы понять
куда. На небеса? Но они бескрайни. Никто и никогда не познает это
так же, как нам не дано понять и охватить Пространство и Время. Мы
песчинки в мироздании, и наше представление о своей малости зависит
от того, насколько мы будем удаляться за околицу Земли в Солнечной
системе, но большего нам во плоти не дано. За ней — чистое поле без
границ и горизонта. Это тайна, и она дает нам силы и надежды на светлую
участь человека. Рождать веру может не слепое поклонение чудесам,
сказкам и поверьям, а рукотворное, которое, украшая землю, возвеличивает
нас живописью, зодчеством, где без озарения и самопожертвования прекрасного
ничего не создашь. Вера заложена в нас, она — защита, которую надо
беречь. Я преклоняюсь перед Природой и ее высшим проявлением — разумом
Человека, но, если есть что-то выше, что нас создало и окружает, то
я готов преклониться и перед тем, что нам незнакомо, недоступно понять
и приблизить. А пока я верю в то, что вижу, ощущаю, чем восторгаюсь,
люблю и живу. Вот это и есть главное чудо из чудес.
Истинная вера — в добре, в почитании многовековых традиций, которые
хранит и оберегает церковь. Поклонения достойны не только храмы, иконы,
но и места, согретые теплом жизни предков: родная земля, дом, вещи.
Все это человеку свято, через них он ощущает связь с близким, дорогим
сквозь любые преграды и расстояния. Это и есть вера, она не зависит
от того, при каком строе живем. В царские времена государство опиралось
на православие, которое в лице церкви было его опорой. В советское
время вера в людях не иссякла, хотя в церковь многие не ходили и не
были крещены, но она сохранялась в нас. Чистота ее не зависит от того,
сколько сделаешь поклонов, поставишь свечек, посещаешь церковь или
нет. Она в душе и ведет нас по жизни. Это и есть Вера, остальное —
спекуляция на слабостях людей, их тяготах, болезнях, которые сопровождают
человеческую жизнь. Вера — это свойство души, как совесть. Она есть,
или ее нет. Для одних это праздник души, для других — последнее прибежище,
а для кого-то — способ откупиться за свои пороки в среде истинно верующих
или отдать дань модным приличиям.
Служители религий, как и политики, призывают верить в будущее: одни
— на земле, другие — в потустороннем мире. Мир многолик, он рождается
с каждым человеком и вместе с ним уходит, растворяясь в общем мире.
На этом пути надо отделять тех, кто действительно служит вере и доказал
это, пройдя испытания, заслужив признание подвижничеством, от тех,
кто промышляет на светлом, продавая свечки, целебную воду, песок с
мест обретения мощей преподобных, святых и т.д., создавая целую индустрию
обмана, святотатства, толкая к суеверию слабых. При этом они нарушают
заповеданное Иисусом Христом, который, изгнав продающих и покупающих
в храме, опрокинув их скамьи, сказал: «Дом мой домом молитвы наречется,
а вы сделали его вертепом разбойников» (от Марка 11, 15; от Матфея
21, 13).
Будучи на Кижах в деревянной церкви Воскрешения Лазаря XV века, самой
старой на Руси из сохранившихся, неприятно было видеть, как навязчиво
предлагали покупать свечи, при этом заявляя: «Церковь деревянная и
зажигать их не надо, мы это сделаем за вас потом». Бесстыдно так эксплуатировать
деяния великих наших предков. Все это сродни чиновничьим порокам,
когда место используют не для служения и исполнения долга, а рассматривают
как возможность наживы, не облегчая жизнь народа, а усугубляя безразличием,
идущим от злой и равнодушной души. И те и другие — единоверцы в стремлении
обогащаться, а церковники, которые поступают как земные люди, предают
святое.
ГЛУМЛЕНИЕ над доверчивостью и слабостью людской это и есть дьявол,
который сидит в нас, делая алчными, от чего избавиться, единожды завязав
дружбу с ним, невозможно. Надо быть осторожным, образованным, воспитанным
человеком, чтобы распознавать ложь, и этому должно помогать государство,
его политика, защищающая людей от дурмана и зла.
Нынешняя власть, своим безразличием поощряя тех, кто способствует
растлению нравов через развлекательную индустрию, бульварные книжки,
различные шоу, ведет информационную накачку, оболванивает тех, кто
не хочет сам думать или не способен к этому, а церковь при этом призывает
к смирению и послушанию. Отсюда корни размножения всякого рода целителей,
знахарства, колдовства, до жутких сатанинских сект. Во всем этом проявляется
низость тех, для кого шкурные интересы выше судьбы страны, а вместе
с ней и людей, т. к. они для одних — паства, для других — масса. Патриарх
Алексий II в 1993 году во время противостояния с парламентом заявил:
«Кто откроет огонь и прольет кровь, будет предан анафеме». Забыл святейший
свой гневный окрик, когда смиренно пошел в объятья тех, кто пролил
кровь и убил сотни людей. Вот почему удержавшие власть после этих
событий благодарно спешат к нему в дни рождения и церковных праздников,
припадая и облыжно крестясь, по сути, надсмехаясь над искренне верующими
людьми.
Когда восстанавливаются храмы и строятся новые, это прекрасно, земля
напитывается колокольным звоном, радуя души. Но становятся ли чище
наши сердца? К сожалению, жизнь показывает — этого не происходит.
Распри и зло сохраняются веками. Церковь, смыкаясь с государством,
перестает окормлять верующих, излучать нравственную чистоту.
Мы жили в обществе равных возможностей и высоких целей. Они были нам
близки, т. к. одухотворяли и возвышали, позволяя гордиться своей страной.
Сложились морально-нравственные ценности, которые определяли лицо
нашего народа. Сила общества была в том, что независимо от условий,
в которых родился, можно было получить образование и занять в нем
достойное место соразмерно способностям и достижениям. Этот монолит
бездарно разменяли на посыл: за деньги можно все. Призыв «Обогащайтесь,
кто как может!» подломил дух, стержень нашего народа, на котором строилась
и развивалась наша страна.
В советский период, воспитывая молодое поколение, государство предлагало
путь служения не слепой вере во что-то, а в свои силы, талант, которые
наиболее полно раскрываются, если служат народу, стране, человеку.
Правда, тогда не удалось избежать перегибов, когда в стремлении побыстрее
отучить народ от «дурмана» вероисповедания, запрещали ходить в церковь,
преследовали за это, не позволяли крестить детей, вместо того, чтобы,
уважая право выбора каждого, терпеливо объяснять, отделяя знаниями
слепую веру. Это недомыслие дорого обходится, когда стремятся добиться
признания новой идеологии в одном поколении. Любая поспешность порождает
волну тех, кому легче подняться на догмах, чем на труде, знаниях и
воспитании. Мы потому потеряли великую страну, что не учились обновлению
своих взглядов, старались следовать готовым штампам, невзирая на время,
смену поколений и изменения в мире. Все новое воспринимали как инакомыслие
и посягательство на наш строй, в этой борьбе вязли вместо того, чтобы
прислушиваться к ходу времени, постоянно проверяя себя и корректируя
движение, чтобы не сбиться с пути и не создать непреодолимых преград.
Такая обстановка порождала не способных мыслить современными категориями,
а кондово отстаивающих и утверждающих существующий строй. На этом
и попались, воспитав перевёртышей с мелкой душой, которые, выступая
как ярые ее приверженцы, поднявшись во власть, обрушили страну.
Сегодня тот же процесс идет в иных условиях при отсутствии веры в
справедливость, государственные законы и власть, когда огромные богатства,
захваченные у народа обманом, высвечивают истинное лицо властьдержащих.
Они грузом тянут их на дно бесчестия, а с ними утонет и корабль под
названием «Демократия в России».
НАМ ОСТАЕТСЯ опереться на самих себя, если мы хотим жить в свободной,
процветающей, сильной стране. Власть надо держать в своих руках. А
так, потеряв веру в себя, привыкли к тому, что нам нужен поводырь,
поэтому мы легко внушаемы и боимся перемен. Чтобы сделать следующий
шаг, нужно думать, напрягаться, пересматривать свое убогое состояние,
но для этого требуются действия. Вот в чем трагедия: боимся шевельнуться,
сидит в нас замирание, как бы чего хуже не вышло. Этим доводим ситуацию
до обрыва. Нам надо сломать в себе эту трусость, не дожидаясь, когда
придется проявлять героизм.
Нашей пассивностью умело пользуется всякого рода политтехнологи, те
же шулеры, обслуживающие тех, кто, захватив власть, старается ее удержать.
Им-то понятно, за что борются: они сохраняют свои богатства, упоение
властью, собственную безопасность. Надо быть одаренным человеком,
что редко бывает, в котором совмещался бы талант руководителя с умением
формировать окружение, общий потенциал которого выше его собственного.
Получить лидера государственного масштаба — это благодать за осознанный
выбор народа. А так в своем большинстве окружение лидера соответствует
уровню его недостатков. Поэтому каждая смена власти через отведенный
срок очищает государственный аппарат от всего слабого, наносного,
что было связано с предшественником. Новый руководитель вынужден,
опираясь на сильных, искать замену слабым. Смена первого лица запускает
повсеместно процесс обновления, вороша застой. Вот тогда верхушка,
попадая в неустойчивое положение, хочет того или нет, станет искать
равновесие, совпадающее с интересами страны. Она, власть, в меньшинстве,
но располагает силой подавления, а народ располагает волей большинства
— силой, способной заменить власть, а то и сместить. А так нас можно
дурить бесконечно избирательными кампаниями, общественными палатами,
болтовней о демократии, при этом приучая к мысли, что они нас кормят,
а не труд. Это все инструментарий удержания народа в повиновении.
Они, нынешние хозяева России, обманув нас, как наивных папуасов, цветными
бумажками — ваучерами (те же фантики), разграбив страну, хотели бы,
чтобы мы с этим смирились, ловя их подачки к зарплате и пенсии, позволяя
им и дальше оставаться у власти. Но они, поднявшись на волне беспредела,
попали в западню своих алчных преступлений и теперь не знают, что
делать, кроме как любым путем удерживать власть в своих руках, при
этом крича о повсеместной коррупции, круги которой расходятся от них
же сверху, порождая чиновников-взяточников, военных начальников-казнокрадов,
промышленных буржуев и всякую мародерную нечисть. Это их защитная
прослойка. Власть миллионеров, у которых интересы личного обогащения
перевесили все, не может иметь ничего общего с народом кроме как,
маскируясь под его заботы, продолжать политику обнищания и разобщения
народа. Она, окружая себя холопами, хотела бы и силовые структуры
низвести до опричников, а с остальными можно как с чернью заигрывать.
В этих условиях наша жизнь будет и дальше протекать в среде стяжательства
и повсеместного обмана, теряя национальное достоинство.
Любой режим имеет свою идеологию, а эта власть выстроить что-то не
в состоянии, так как у нее нет ни моральных, ни нравственных устоев.
Поэтому самое опасное, на что она способна — поддаться любой авантюре
со стороны Запада и, прячась от ответственности за свои преступления,
двигаться к развалу и сдаче страны. Но этому не бывать. Дух русского
народа хоть и задавлен, но не убит, не сломлен. И сколько бы они ни
плодили липовых организаций — «Идущие вместе», «Молодая гвардия»,
«Наши» и т. д. — это все игры хитрых детей с богатыми дядями за «конфетки».
Они и здесь, прикрываясь молодежью, сеют раздор, перенося на нее все
низменное, на чем поднялись. Перед Россией и теми, кто ее беззаветно
любит и предан, стоит вечный вопрос: «Что делать?» Нужна консолидирующая
сила патриотов, которая смогла бы четко обозначить путь выхода из
сложившегося положения. Для этого необходимо, чтобы энергия борьбы
не выбрасывалась вхолостую, а захватывала все большие слои населения.
Эту задачу должны взять на себя наиболее активные регионы, тогда появится
возможность определиться с руководящим звеном народного движения в
центре, которое способно будет заставить властьдержащих подчиниться
интересам народа или напомнит им слова В. Маяковского: «Которые здесь
Временные? Слазь. Кончилось ваше время!»
P.S.
В канун Нового года меня пригласили на встречу с ветеранами авиационного
завода «Знамя труда», ныне ФГУП «РСК «МИГ», где начиналась моя трудовая
биография слесарем-сборщиком 15-го цеха. Это люди, которые не только
создали нашу авиацию, но и отстояли страну в годы войны, с колес разворачивали
завод, эвакуированный под Куйбышев (ныне Самара), и через три месяца
стали выпускать штурмовики ИЛ-2. Это люди, перед которыми сегодняшнее
бизнес-поколение в неоплатном долгу за их трудовой подвиг на благо
Родины протяженностью во всю жизнь.
Они во время войны, преодолев огромные трудности — холод, голод, неустроенность,
спаянные единством страны, верой в победу, смогли выстоять, а сейчас
вынуждены наблюдать борьбу своего завода за выживание при полном безразличии
государства ради его же будущего. Поразительно, но и в этих условиях
заводчане не теряют веры, поддерживая связь с ветеранами, которые
дают им силу и опору. И борется за себя не рядовой завод, а флагман
авиационной промышленности, которому 112 лет. Завод с легендарной
славой школы авиационных специалистов всех уровней от рабочих до главных
конструкторов Н.Поликарпов, С.Ильюшин, А.Микоян и др. и летчиков-испытателей,
таких как В.Нестеров, В.Чкалов, В.Коккинаки, сегодня квалифицированных
станочников, операторов станков с программным управлением считает
по пальцам, а самолеты выпускает штучно и держится на заказах Индии
и других стран, не имея их от Российской армии. Балансируя на плывуне
бесхозяйственности и потери государственного управления, завод как
цельный организм разрушается.
Выступая перед ними, я решил прочесть эту статью, подготовленную к
публикации, попросив их высказать свое мнение, чтобы не ошибиться
в категоричности оценок. Когда закончил, они сказали: «Мы полностью
поддерживаем вас и подписываемся под каждым вашим словом». Зам. председателя
профкома, выступая после меня, заявил, что и профсоюзный комитет завода
также меня поддерживает. Поблагодарив их, сказал: «Видимо, скоро дело
дойдет до того, что придется объявлять призыв в промышленность вас,
70- и
80-летних патриотов, великих тружеников, организаторов производства
со светлыми головами и умными руками, чего так не хватает нынешним
«реформаторам», у которых в голове кроме денежного тумана и рынка
ничего нет — ни понимания жизни, ни профессиональных качеств.
Приглашаю президента Путина посетить завод, который находится в пяти
минутах езды от Кремля, и увидеть истинную картину нашей авиационной
промышленности. Возможно, это поможет ему понять, что ситуация дошла
до крайней черты, за которой гибель ведущих предприятий признается
естественной.
Статью считаю коллективной: мои соавторы — орденоносцы завода ФГУП
«РСК «МИГ» со стажем работы более 40 и 50 лет.