С 1 января начался показ фильма режиссера Тимура 
            Бекмамбетова «Дневной дозор». Еще ни один фильм в российском прокате 
            так быстро не зарабатывал столь впечатляющую сумму. Только за первые 
            пять дней было собрано 11 млн. долларов!» — с этих слов начинается 
            практически любая рецензия на экранизацию второй части трилогии Сергея 
            Лукьяненко о противостоянии Светлых и Темных сил. 
            Действительно, по крайней мере в Москве от навязчивой рекламы этого 
            произведения русскоязычного кинематографа (язык не поворачивается 
            назвать его «отечественным») в последние месяцы 2005 года скрыться 
            было практически невозможно. И в тотальности и интенсивности с ней 
            могла соперничать разве что предвыборная реклама «Единой России». 
            Технологии «выбивания» голосов и денег весьма схожи и дают сходные 
            результаты. Человек хватает яркую упаковку и только через некоторое 
            время понимает, что ему продали совсем не то, что он ожидал.
            Многочисленные рецензенты превозносят «Дневной дозор», как совсем 
            недавно его предыдущую часть — «Ночной дозор», до небес, называют 
            достойным ответом Голливуду, утверждают, что даже американцы купили 
            права на прокат этого выдающегося произведения. Что ж, возможно. Во-первых, 
            американцы разные, а во-вторых, у богатых свои причуды. 
            Сюжет и первой, и второй части прост: издавна на Земле идет борьба 
            Светлых и Темных сил. Они давно поняли, что никто из них не может 
            победить в открытой войне, а потому заключили между собой договор, 
            поделили сферы влияния. И теперь Ночной дозор, дозор Светлых сил, 
            следит по ночам за тем, как Темные соблюдают договор и не творят ли 
            они зло свыше того, на что им выдана лицензия Светлыми (да, именно 
            так!), а Дневной дозор днем присматривает, чтобы Светлые не могли 
            творить добро безнаказанно. Провинившихся участников договора Глава 
            Светлых Гессер (Владимир Меньшов) и Глава Темных Завулон (Виктор Вержбицкий) 
            отдают двум Инквизиторам. Обоих Инквизиторов играет выдающийся советский 
            актер Николай Олялин — наверное, лучшая роль в фильме. Персонажи Олялина, 
            спокойные и в строгих костюмах, за весь фильм произносят не больше 
            двух десятков слов, но нагоняют жути, как никто другой.
            Главный герой фильма — Светлый, сотрудник Ночного дозора Антон Городецкий 
            (Константин Хабенский), а его сын, естественно, — Темный, опора и 
            надежда Завулона. Вот, собственно, и весь сюжет. Хотя создатели намешали 
            в кучу все: фантастику, мистику, мелодраму, боевик, любовную историю, 
            немножечко фильма ужасов и уж совсем не к месту — комедию. Как сейчас 
            говорят — чтобы каждый зритель нашел то, что ему нравится. А фильм-то 
            идет два часа. Поэтому местами было просто неловко за творческую группу 
            — уж слишком длинными и затянутыми были переходы от того, что нравится 
            одним зрителям, к тому, что нравится другим. 
            Наверное, из-за этого смешения жанров как раз комедия получилась лучше 
            всего. Как говорил Аркадий Райкин: «Ох, и дурят нашего брата! Внутре 
            средневекового рыцаря — наши опилки!» Авторы фильма совершенно правильно 
            поймали самое горячее желание среднестатистического россиянина — уйти 
            от реальности. Наши зрители не хотят смотреть реальные фильмы про 
            реальную жизнь — слишком хорошо они ее знают, слишком мало в ней поводов 
            для оптимизма и слишком очевидно в ней торжество Темных, выражаясь 
            терминологией Сергея Лукьяненко.
            Однако в результате фильм получился максимально похожим на нашу сегодняшнюю 
            жизнь — такой же пафосный, фальшивый, темный и жестокий. Создатели 
            фильма, а за ними и абсолютное большинство рецензентов все время кому-то 
            что-то стараются доказать — мы не хуже ИХ! Вот, мы уже по спецэффектам 
            почти догнали Голливуд, а по сборам (правда, только на территории 
            России) даже перегнали! Догоним и перегоним! Персонажи фильма строят 
            героические позы и произносят напыщенные речи, а в результате зрители 
            смеются совсем не там, где задумывали сценаристы. Вот, например, «знаковый», 
            как сейчас говорят, персонаж — ведьма в исполнении «блестящей» певицы 
            Жанны Фриске. Пожалуй, она в фильме смотрится комичнее всех. Не знаю, 
            с кем она должна была ассоциироваться по замыслу режиссеров в своих 
            очках а-ля Элвис Пресли, но похожа на персонажа, безусловно, светлого 
            — Осла из мультфильма «Бременские музыканты».
            Не догнали и не перегнали. И дело не только в бюджетах. Да, по словам 
            продюсера Константина Эрнста, «Дневной дозор» обошелся примерно в 
            четыре с половиной миллиона долларов. Затраты авторов «Кинг-Конга» 
            составили 200 миллионов долларов, «Войны миров» — 128 миллионов, а 
            фильм «Гарри Поттер и Кубок Огня» стоил 185 миллионов. Дело не в том, 
            что рынок приключенческого кино в мире переполнен, конкуренция на 
            нем жесточайшая ,и даже не в том, что наши производители фильмов пытаются 
            с необъяснимым упорством конкурировать с американцами как раз там, 
            где американцы сильнее всего. 
            Но, как говаривал Глеб Жеглов: «Ты не сознание, ты совесть потерял!» 
            У американцев есть чувство своей страны и чувство собственной правоты. 
            Пусть то, что они делают, далеко не всегда правильно, а порой и просто 
            отвратительно, но они делают свои фильмы и вкладывают в них свою душу 
            — ту, которая у них есть. Как, кстати, и китайцы, чей кинематограф 
            сейчас на подъеме, французы, сербы и даже малазийцы. 
            А мы пока за кем-то гнались, кому-то старались подражать, потеряли 
            себя. Для творческого человека это смерть. Ведь было в нашей не столь 
            далекой истории и другое — и первые места на международных кинофестивалях 
            мы занимали, и рыдали американцы над нашими фильмами, и в очередях 
            за билетами стояли. Владимир Меньшов с Москвой, которая слезам не 
            верит, должен это помнить. И «блокбастеры» делали не хуже американцев, 
            пока были самими собой — «Война и Мир» Сергея Бондарчука до сих пор 
            является рекордсменом в Книге рекордов Гиннеса по самому большому 
            количеству статистов, задействованных в батальных сценах. 
            Справедливости ради надо сказать и несколько хороших слов как о фильме, 
            так и о книге. Блестяще выполнена атака всадников Тамерлана, с которой 
            начинается фильм, жуткое впечатление производят персонажи Николая 
            Олялина, да и спецэффекты действительно сделаны на уровне, принципиально 
            новом для российского кинематографа. А сцена разрушения Останкинской 
            иглы вообще выше всяческих похвал! Это ж все телевидение отключилось!
            Почти все рецензенты делали упор на то (ну, конечно, кроме самой любимой 
            темы кассовых сборов), что Светлые и Темные — суть одно и то же, что 
            нет Добра и Зла, что все едино, Светлые — зануды какие-то «правильные», 
            а Темные — порочные, яркие индивидуальности. Темных даже делали более 
            привлекательными, чем Светлых. В фильме это не так, а в книге тем 
            более. Из фильма сразу видно, кто хорошие, а кто плохие. Не надо быть 
            семи пядей во лбу, чтобы понять, чью сторону занимали Светлые в 1941 
            году и в 1991-м. В книге это еще отчетливей. Там открытым текстом 
            говориться, что Светлые, Добрые всегда были на стороне СССР и активно 
            работали в Советских структурах, а Темные — те, кого мы по старой 
            памяти называем «демократы». Светлые передвигаются по городу на ЗИЛах 
            аварийной службы «Горсвет». Темные — на шикарных иномарках и мотоциклах 
            «Харлей-Дэвидсон».
            «Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут!» — 
            поет Антон Городецкий на балу Темных сил.
            В общем-то, и сейчас, наблюдая нашу политическую действительность, 
            сторонний наблюдатель без труда определит места локализации Светлых 
            и Темных. Шоу-бизнес, телевидение, банки, опять же гостиничный бизнес 
            — вотчина Темных.
            «Начальник Антона, мудрейший Гессер, был замминистра в СССР!» — так 
            поет группа «Уматурман» в заглавной песне к фильму «Ночной дозор». 
            А в том варианте, который пошел на радиостанциях и телевидении, после 
            слова «замминистра» певец как будто давится и вместо «СССР» фальшивым 
            голосом произносит: «В ю-эс-эс-а!» Зачем это, господа продюсеры? Темные 
            силы приказали? Чтоб дети не услышали, не спросили, что это такое 
            СССР? Так ведь все равно узнают.
          Но мы поднимем гордо и смело
            Знамя борьбы за рабочее дело!
            Знамя борьбы всех людей, всех народов
            За лучший мир, за святую Свободу!