С 1 января начался показ фильма режиссера Тимура
Бекмамбетова «Дневной дозор». Еще ни один фильм в российском прокате
так быстро не зарабатывал столь впечатляющую сумму. Только за первые
пять дней было собрано 11 млн. долларов!» — с этих слов начинается
практически любая рецензия на экранизацию второй части трилогии Сергея
Лукьяненко о противостоянии Светлых и Темных сил.
Действительно, по крайней мере в Москве от навязчивой рекламы этого
произведения русскоязычного кинематографа (язык не поворачивается
назвать его «отечественным») в последние месяцы 2005 года скрыться
было практически невозможно. И в тотальности и интенсивности с ней
могла соперничать разве что предвыборная реклама «Единой России».
Технологии «выбивания» голосов и денег весьма схожи и дают сходные
результаты. Человек хватает яркую упаковку и только через некоторое
время понимает, что ему продали совсем не то, что он ожидал.
Многочисленные рецензенты превозносят «Дневной дозор», как совсем
недавно его предыдущую часть — «Ночной дозор», до небес, называют
достойным ответом Голливуду, утверждают, что даже американцы купили
права на прокат этого выдающегося произведения. Что ж, возможно. Во-первых,
американцы разные, а во-вторых, у богатых свои причуды.
Сюжет и первой, и второй части прост: издавна на Земле идет борьба
Светлых и Темных сил. Они давно поняли, что никто из них не может
победить в открытой войне, а потому заключили между собой договор,
поделили сферы влияния. И теперь Ночной дозор, дозор Светлых сил,
следит по ночам за тем, как Темные соблюдают договор и не творят ли
они зло свыше того, на что им выдана лицензия Светлыми (да, именно
так!), а Дневной дозор днем присматривает, чтобы Светлые не могли
творить добро безнаказанно. Провинившихся участников договора Глава
Светлых Гессер (Владимир Меньшов) и Глава Темных Завулон (Виктор Вержбицкий)
отдают двум Инквизиторам. Обоих Инквизиторов играет выдающийся советский
актер Николай Олялин — наверное, лучшая роль в фильме. Персонажи Олялина,
спокойные и в строгих костюмах, за весь фильм произносят не больше
двух десятков слов, но нагоняют жути, как никто другой.
Главный герой фильма — Светлый, сотрудник Ночного дозора Антон Городецкий
(Константин Хабенский), а его сын, естественно, — Темный, опора и
надежда Завулона. Вот, собственно, и весь сюжет. Хотя создатели намешали
в кучу все: фантастику, мистику, мелодраму, боевик, любовную историю,
немножечко фильма ужасов и уж совсем не к месту — комедию. Как сейчас
говорят — чтобы каждый зритель нашел то, что ему нравится. А фильм-то
идет два часа. Поэтому местами было просто неловко за творческую группу
— уж слишком длинными и затянутыми были переходы от того, что нравится
одним зрителям, к тому, что нравится другим.
Наверное, из-за этого смешения жанров как раз комедия получилась лучше
всего. Как говорил Аркадий Райкин: «Ох, и дурят нашего брата! Внутре
средневекового рыцаря — наши опилки!» Авторы фильма совершенно правильно
поймали самое горячее желание среднестатистического россиянина — уйти
от реальности. Наши зрители не хотят смотреть реальные фильмы про
реальную жизнь — слишком хорошо они ее знают, слишком мало в ней поводов
для оптимизма и слишком очевидно в ней торжество Темных, выражаясь
терминологией Сергея Лукьяненко.
Однако в результате фильм получился максимально похожим на нашу сегодняшнюю
жизнь — такой же пафосный, фальшивый, темный и жестокий. Создатели
фильма, а за ними и абсолютное большинство рецензентов все время кому-то
что-то стараются доказать — мы не хуже ИХ! Вот, мы уже по спецэффектам
почти догнали Голливуд, а по сборам (правда, только на территории
России) даже перегнали! Догоним и перегоним! Персонажи фильма строят
героические позы и произносят напыщенные речи, а в результате зрители
смеются совсем не там, где задумывали сценаристы. Вот, например, «знаковый»,
как сейчас говорят, персонаж — ведьма в исполнении «блестящей» певицы
Жанны Фриске. Пожалуй, она в фильме смотрится комичнее всех. Не знаю,
с кем она должна была ассоциироваться по замыслу режиссеров в своих
очках а-ля Элвис Пресли, но похожа на персонажа, безусловно, светлого
— Осла из мультфильма «Бременские музыканты».
Не догнали и не перегнали. И дело не только в бюджетах. Да, по словам
продюсера Константина Эрнста, «Дневной дозор» обошелся примерно в
четыре с половиной миллиона долларов. Затраты авторов «Кинг-Конга»
составили 200 миллионов долларов, «Войны миров» — 128 миллионов, а
фильм «Гарри Поттер и Кубок Огня» стоил 185 миллионов. Дело не в том,
что рынок приключенческого кино в мире переполнен, конкуренция на
нем жесточайшая ,и даже не в том, что наши производители фильмов пытаются
с необъяснимым упорством конкурировать с американцами как раз там,
где американцы сильнее всего.
Но, как говаривал Глеб Жеглов: «Ты не сознание, ты совесть потерял!»
У американцев есть чувство своей страны и чувство собственной правоты.
Пусть то, что они делают, далеко не всегда правильно, а порой и просто
отвратительно, но они делают свои фильмы и вкладывают в них свою душу
— ту, которая у них есть. Как, кстати, и китайцы, чей кинематограф
сейчас на подъеме, французы, сербы и даже малазийцы.
А мы пока за кем-то гнались, кому-то старались подражать, потеряли
себя. Для творческого человека это смерть. Ведь было в нашей не столь
далекой истории и другое — и первые места на международных кинофестивалях
мы занимали, и рыдали американцы над нашими фильмами, и в очередях
за билетами стояли. Владимир Меньшов с Москвой, которая слезам не
верит, должен это помнить. И «блокбастеры» делали не хуже американцев,
пока были самими собой — «Война и Мир» Сергея Бондарчука до сих пор
является рекордсменом в Книге рекордов Гиннеса по самому большому
количеству статистов, задействованных в батальных сценах.
Справедливости ради надо сказать и несколько хороших слов как о фильме,
так и о книге. Блестяще выполнена атака всадников Тамерлана, с которой
начинается фильм, жуткое впечатление производят персонажи Николая
Олялина, да и спецэффекты действительно сделаны на уровне, принципиально
новом для российского кинематографа. А сцена разрушения Останкинской
иглы вообще выше всяческих похвал! Это ж все телевидение отключилось!
Почти все рецензенты делали упор на то (ну, конечно, кроме самой любимой
темы кассовых сборов), что Светлые и Темные — суть одно и то же, что
нет Добра и Зла, что все едино, Светлые — зануды какие-то «правильные»,
а Темные — порочные, яркие индивидуальности. Темных даже делали более
привлекательными, чем Светлых. В фильме это не так, а в книге тем
более. Из фильма сразу видно, кто хорошие, а кто плохие. Не надо быть
семи пядей во лбу, чтобы понять, чью сторону занимали Светлые в 1941
году и в 1991-м. В книге это еще отчетливей. Там открытым текстом
говориться, что Светлые, Добрые всегда были на стороне СССР и активно
работали в Советских структурах, а Темные — те, кого мы по старой
памяти называем «демократы». Светлые передвигаются по городу на ЗИЛах
аварийной службы «Горсвет». Темные — на шикарных иномарках и мотоциклах
«Харлей-Дэвидсон».
«Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут!» —
поет Антон Городецкий на балу Темных сил.
В общем-то, и сейчас, наблюдая нашу политическую действительность,
сторонний наблюдатель без труда определит места локализации Светлых
и Темных. Шоу-бизнес, телевидение, банки, опять же гостиничный бизнес
— вотчина Темных.
«Начальник Антона, мудрейший Гессер, был замминистра в СССР!» — так
поет группа «Уматурман» в заглавной песне к фильму «Ночной дозор».
А в том варианте, который пошел на радиостанциях и телевидении, после
слова «замминистра» певец как будто давится и вместо «СССР» фальшивым
голосом произносит: «В ю-эс-эс-а!» Зачем это, господа продюсеры? Темные
силы приказали? Чтоб дети не услышали, не спросили, что это такое
СССР? Так ведь все равно узнают.
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело!
Знамя борьбы всех людей, всех народов
За лучший мир, за святую Свободу!