Рождество Христово пришло тихо: по морозцу, со снежком,
с ночным завораживающим сиянием звезд, напоминающим о той удивительной
и волшебной ночи, о несравненной Вифлеемской звезде, которая привела
волхвов-мудрецов ко Младенцу Христу. Не в роскошных хоромах, не в
тепле и неге, а в заброшенной пещере, где грелся зимними холодными
ночами крестьянский скот, положила Матерь Дева своего светлого Младенца
в деревянные ясли с сеном. Не было Ей места в этом мире, в этом граде
Вифлееме, когда пришло время Ей родить. Никто не приютил Ее в эту
зимнюю ночь. И только животные приняли и согрели теплом своего дыхания
и Мать, и Божественного Младенца, возвестившего Своим приходом новую
эру — эру любви, сострадания, милосердия, эру истинной любви к человеку.
Солнцем Правды называет и воспевает церковная песнь Родившегося в
эту ночь. Какова же эта Правда?
«Снова святые рождественские дни обращают ко Господу наши умы и сердца,
служат нашему духовному назиданию», — размышлял в своем Рождественском
Послании Святейший Патриарх Алексий ІІ. «Пребывая в молитвенном созерцании
у Вифлеемских яслей, мы вновь и вновь испытываем себя: как отвечаем
мы на любовь Господа?.. Что делаем для того, чтобы невечерний свет
Вифлеемской звезды сиял не только для нас, но и для наших ближних»?
Святейший Патриарх говорил об общей нашей боли: о Родине нашей, о
нынешнем мире, отвращающем людей от истинных целей жизни и завлекающем
их к поклонению идолам — власти, которая не гнушается никакими преступными
средствами; богатству, затмевающего все человеческое и доброе в людях;
удовольствиям, нечистым, уродующим души и здоровье людей. «Этот путь
ведет в никуда, — говорил Святейший Патриарх. — Идя по нему, мы получим
не свободу, но рабство, не радость, но разочарование, не силу, но
разрушение, не жизнь, но смерть».
В святые дни Рождества Христова как-то особенно приходят на ум мысли
о Родине, о нашей дорогой колыбели, о чаяниях наших отцов и дедов,
об их великих и высоких трудах во славу своего Отечества и о том,
как мы распорядились великим своим наследием... Сумеем ли залечить
свои раны и возродиться? Воспрянем ли духовно, чтобы противостоять
разложению, которое как страшные волны цунами несет на людей и народы
современный враждебный Добру и Правде мир?
В дни Рождества Христова вновь и вновь перед глазами нашими проходят
святые образы и картины событий двухтысячелетней давности. Для людей,
сохранивших в своих сердцах самую обыкновенную доброту, эти дни всегда
будут днями любви, мира, святых семейных радостей, днями духовной
близости между людьми, когда среди морозов, стуж, снегов сердца людей
охватывает тепло и сострадание к тем, кому сейчас холодно, голодно,
одиноко и трудно. Раньше всегда так и было в нашем Отечестве. Самая
бедная вдова от последних своих крох старалась — в эти дни особенно!
— поделиться с тем, у кого и того нет. А если и вовсе ничего не было
у нее, то спешила она согреть страждущего добрым словом и лаской.
Гоголь говорил, что на Руси, может, и не всегда света было много (разумея
просвещение в Западном его понимании), зато тепла
было хоть отбавляй. Так вспомним об этом в эти чудные святочные дни!
Не уподобимся тем, для кого нет ни традиций, ни памяти об отеческих
устоях. А вопреки им — пойдем своим великим русским путем. И пусть
нам будет светить Рождественская звезда!
