В прошлом, 2005-м, году Госдума одобрила все без исключения законы президента и правительства, что в СМИ было охарактеризовано как «клиническое законотворение». Но критика на «Единую Россию» не подействовала. Президентская партия намерена идти тем же путем и в весеннюю (январь—июль) сессию 2006 года. В первоочередном порядке, как заявила первый (№1) вице-спикер «единоросска» Л.Слиска, отвечающая за законодательные планы Госдумы, предстоит принять 3 президентских закона и 44 правительственных. Если по ходу сессии от исполнительной власти поступят еще какие-то проекты, то и они будут рассматриваться сразу, без проволочек, и, конечно, без концептуальных корректив. По реализации так называемых приоритетных национальных проектов, касающихся аграрного сектора, образования, здравоохранения и жилищного обеспечения, в палату пока не внесено ни одного законопроекта. С их написанием правительство явно мешкает.
Только ведомство Грефа сохраняет завидную напористость. Оно требует немедленного принятия сверхлиберальных Лесного и Водного кодексов (что, по мнению специалистов, грозит окончательным разорением лесному и водному хозяйствам страны) и закона «О недрах», выгодного исключительно олигархам и нечистым на руку властным чиновникам. Перед «ведущим» министерством «Единая Россия» встала навытяжку: в январе-феврале все примем, рапортует Слиска.
А по социальным вопросам в программу весенней сессии заложено всего 2 законопроекта: «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» (им будет установлено право на получение с 1 июля 2006 года ежемесячной денежной выплаты в 15 тыс. руб.) и «О государственной поддержке кинематографии РФ». Каким образом будут решаться проблемы бедняков, детей, пенсионеров, инвалидов, безработных, ученых, — план законодательной работы, сформированный Л.Слиской, ответа не дает. И не по причине отсутствия таких законопроектов. Они есть, давно разработаны, но «единороссы» их игнорируют. Так, оглашая программу начавшейся сессии, Л.Слиска как бы походя сказала, что из 18 законопроектов, внесенных «Единой Россией», учтены все, а из 17, подготовленных КПРФ, — всего 3! Почему? Без объяснений. Но и так известно, что коммунисты на первое место ставят социалку и реальный сектор экономики, а эти темы исполнительная власть на дух не переносит. Ее указаниям следует «Единая Россия», которая уже практически не скрывает своей партийно-политической ангажированности и в принятии законов, и в планировании работы Госдумы. Только перед телекамерами грызловцы прикрываются обещаниями, нареканиями в адрес неких плохих чиновников.
Однако в нечистоплотной суете с «медведями» случаются и казусы. Почти детективная история закрутилась вокруг законопроекта
«О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в статью 292 части первой Гражданского кодекса РФ». Его разработала независимый депутат Галина Хованская при участии родинца Олега Шеина и коммунистов. Законопроект, по словам Г.Хованской, вносит сущностные изменения в новое жилищное законодательство, которое по общему признанию грешит многочисленными недоработками. «В законопроекте учтены все замечания граждан. Это системные поправки, а не нормы-заплатки, каких сейчас поступает от субъектов законодательной инициативы море. Законопроект касается не только ЖК, но и закона о введении в действие ЖК, а также отдельных статей Гражданского кодекса. Его принятие уточнит важнейшие положения жилищного законодательства, восстановит справедливость для многих категорий граждан, которые могут остаться обделенными в жилищных правах, предотвратит негативные социальные последствия, которые вызревают в обществе и могут проявиться вслед за тем, как все несуразицы нового кодекса вступят в силу», — подчеркивает Г.Хованская.
Инициаторами законопроекта было сделано все, чтобы он вошел в план весенней сессии. И тем не менее его в этом плане не оказалось. Тревогу забили О.Шеин и коммунист С.Решульский. Вопрос, куда подевался законопроект, они задали Слиске сразу, как только та завершила свой доклад о законодательной программе. «Программа формируется из предложений комитетов. Если в ней нет законопроекта, значит, профильный комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному, процессуальному законодательству его не представил», — нашлась Слиска. Но ее утверждение вызвало сомнения у С.Решульского: еще в начале декабря прошлого года он от имени фракции КПРФ обращался к председателю этого комитета «единороссу» П.Крашенинникову с просьбой внести законопроект в весенний план, и тот пообещал. Препятствий для этого никаких не было. В свою очередь, Г.Хованская, как член этого комитета, внесла законопроект в аппарат Слиски, где составлялась программа. Когда Слиска попыталась изобразить полное неведение о законопроекте, ей тут же показали его копию с отметкой о регистрации в ее, слискином, аппарате.
Когда отпираться стало невозможно, Слиска пообещала на ближайшем заседании Совета Госдумы рассмотреть вопрос о включении законопроекта в план. Но Совет (из 11 его членов 9 — «единороссы») благополучно «забыл» о законопроекте. Тогда его инициаторы, воспользовавшись присутствием в Думе вице-премьера и министра обороны С.Иванова, который демонстрировал глубокую озабоченность жилищными проблемами военнослужащих, передали законопроект прямо ему в руки. Внимание Иванова обратили на то, что принятие документа облегчит решение ряда жилищных вопросов для военных. Например, сохранит за военнослужащими право на приватизацию квартир в военных городках и общежитиях, где они живут со своими семьями многие годы. Иванов обещал срочно разобраться и дать команду. Но... разбирательства не последовало.
Как бы там ни было, проект поправок в ЖК как в правительстве, так и в Госдуме явно «заматывается». Кому-то выгодно подталкивать страну к социальному взрыву не только монетизацией, неуемным ростом тарифов на коммунальные услуги, но и обострением жилищных проблем. Единственное, что удалось Хованской и поддерживающим ее коммунистам, так это продлить до 1 января 2007 года срок (первоначально он ограничивался
1 марта 2006 года) по решению вопроса о выборе собственниками жилья способа управления многоквартирными домами. Их может быть три: непосредственное управление домом самими собственниками; образование товариществ собственников жилья (ТСЖ) для совместного управления домом; выбор внешнего управления в лице действующих ДЭЗов, ЖЭКов или новообразующихся фирм. Каждый из этих способов таит в себе подводные камни. Ни об одном из них население толком ничего не знает. Вместо того чтобы организовать широкую разъяснительную работу по переводу жилого фонда в новые, рыночные, условия, власть спешит загнать народ в очередную ловушку. Неосведомленные граждане могут легко попасться на крючок какой-нибудь хитрой фирмы, которая соберет с жильцов деньги, а потом испарится.
Но судьба людей, которые могут лишиться последнего в ходе поспешного «реформирования», абсолютно не интересует ни правительство, ни президента. Власть торопится уйти от ответственности за очень затратную и трудоемкую сферу — жилищное хозяйство. За годы «реформ» оно пришло в полную негодность. Неремонтированное и крайне запущенное, оно требует огромных вложений. Ни Греф, ни Кудрин, ни Путин даже мысли не допускают, что из накопленных нефтедолларов они хоть копейку выделят на восстановление жилищного фонда, большая половина которого нуждается в капитальном ремонте. В планах власти — скорее перебросить на плечи жильцов разваленное хозяйство. Пусть-де обворованный народ за свой счет меняет изношенные батареи, лифты, крыши, трубы, коммуникации, ремонтирует подъезды, лестницы, окна и двери. Власть умывает руки, подсовывая людям мало кому понятный новый ЖК и (на всякий случай) «приоритетные» нацпроекты.
Законопроект, корректирующий перекосы правительственного ЖК, власти не по нраву. Он может затормозить осуществление задуманного «реформирования». Потому документ и «теряется» то в аппарате изворотливой Слиски, то в кармане Иванова, то в комитете, подконтрольном правительству и президенту. И будет «теряться» до тех пор, пока сами граждане во весь голос не потребуют от власти принятия решений, нужных им, гражданам, в том числе приведения в порядок всего жилого фонда страны, за что они уже многократно заплатили, выкладывая все эти годы неимоверные суммы за жилье и коммунальные услуги.