В прошедшем 2005 году Коммунистическая партия Российской Федерации провела немало региональных избирательных кампаний, которые показали: КПРФ уверенно восстанавливает свои позиции. Как особый успех года можно выделить результат партии на выборах в Московскую городскую думу.
В продолжение беседы, которая состоялась с Иваном Ивановичем Мельниковым как с лидером избирательного объединения КПРФ на выборах в Московскую городскую думу и была опубликована осенью в специальном выпуске «Советской России», мы обратились к первому зампреду ЦК КПРФ в начале 2006 года, когда предвыборные страсти уже улеглись и можно дать холодный анализ проведенной кампании и ее результату. Напомним: решением Президиума ЦК КПРФ Иван МЕЛЬНИКОВ назначен куратором фракции КПРФ в Московской городской думе.
— Итак, как лично вы, Иван Иванович, оцениваете сегодня проделанную работу, итоговый результат?
— Результат нужно оценивать в первую очередь исходя из той ситуации, в которой он достигался. С чем мы столкнулись в конце августа, когда фактически началась кампания? Многое было, условно говоря, не тем, к чему мы привыкли, работая в других регионах и на общефедеральном уровне. Мы столкнулись с массой московских особенностей.
Первая: «другие» избиратели. Не секрет, что по сравнению с остальной Россией процент протестных избирателей в Москве значительно ниже. Столица предоставляет москвичам больше возможностей, и уровень жизни выше. Вторая особенность: «другие» СМИ. Я имею в виду фактическое замалчивание кампании. Федеральные телеканалы, радиостанции, газеты «не замечали» московских выборов. Остальные средства массовой информации опасались жесткого законодательства и практически тоже избегали темы выборов. Оставался лишь узкий круг программ, передач, газет, аудитория которых весьма ограничена. Третья: «другие» конкуренты. Другая «Единая Россия», которая всю кампанию пряталась за авторитетом мэра города и тем самым убегала от своего привычного образа. Совершенно другая «Родина», которая переделалась в партию «одной темы», темы мигрантов. Еще особенность — другая власть, московская власть, которая воспринималась и воспринимается многими позитивно и которую критиковать в лоб очень сложно, слишком многое приходится объяснять. Наконец появление мощного финансового игрока на агитационном поле — «Партии жизни», кампания которой была не столько политической, сколько рекламной, но все равно перепутала какие-то карты.
Ситуация, в которой так много всего «другого» и так мало времени, — требовала от нас двух вещей: быстро сориентироваться и рискнуть работать не только традиционно, но и в новых формах. Прежде всего — с привлечением новой аргументации за КПРФ. Кампания должна была быть энергичной и современной.
— Об этом много говорилось, мол, избирательное объединение работало по-новому, в чем заключалась эта новизна?
— Дело в построении работы. Как она должна строиться, — ответ нам дала выявленная нашими специалистами социологическая картина. Выглядело это не очень утешительно. Мы имели примерно те самые 7,7%, что на выборах в Государственную думу 2003 года. Наш твердый рейтинг был даже меньше. То есть два года спустя ситуация оставалась «стабильно нехорошей», за нами были только самые убежденные сторонники, которые своего мнения о партии не меняли и вряд ли бы изменили. Как шутили некоторые наши сотрудники, строить в этих условиях кампанию традиционно равнозначно тому, чтобы не делать ничего вообще, — все равно будут примерно те же самые 7%.
Сначала мы думали, что достаточно будет просто прорвать информационную блокаду. Система распространения действительно была организована в этот раз иначе. Нельзя сказать, что она работала идеально, но, например, процент попадания городской предвыборной газеты к читателю был ощутимо выше, чем раньше.
Однако чем глубже мы входили в кампанию, тем яснее становилось, что москвич не услышит нас, нашу газету, если мы не ответим на московские вопросы. А эти вопросы имеют свою специфику. Поэтому мы отошли от общефедеральной тематики, которая раньше автоматически, чуть ли не под копирку накладывалась на Москву. Социология также показала, что процент тех, кто политически не определился, достаточно велик. Чтобы работать с этими людьми, нужно прорубать стену, нужен созидательный вдох в агитационную продукцию. Нужно продемонстрировать уверенность в своих силах. Это была непростая психологическая задача и для кандидатов и для городского актива. В целом нам удалось настроиться на эту политическую и агитационную волну. Ведь только в этом случае мы могли не просто мобилизовать потенциальных сторонников, но и выйти за рамки своего привычного поля — охватить более широкий круг избирателей.
Успех обеспечила и та искренняя, доброжелательная поддержка, которую мы чувствовали в течение кампании. И со стороны членов Президиума и секретарей ЦК. И со стороны депутатского корпуса фракции КПРФ в Государственной думе очень многие депутаты откликнулись и поработали в Москве. И со стороны региональных организаций — Московской областной, Тульской, Рязанской, Владимирской, Ростовской, Волгоградской. Такая поддержка — фундамент любого успеха. Я бы хотел поблагодарить всех, кто болел за нас, помогал.
— Какие каналы коммуникации использовались для этого?
— Для достижения этой цели нужно было, грубо говоря, вещать отовсюду. Мы использовали любые каналы коммуникаций, стремились к их комбинированному использованию. В большинстве своем эффект дали правильно выбранные предпочтения. Мы отказались от уличной наружной рекламы, от плакатов, да и листовки использовали только как вспомогательное средство на заключительном этапе. Не потому что это плохие формы работы. А потому что конкретно в этой кампании они не давали бы результата, не попадали в сферу внимания москвича, оказывались бы в мусорной корзине или вызывали раздражение. В каждом конкретном регионе, городе нужно очень точно продумывать, что и в каком сочетании наиболее эффективно. Мы в Москве сосредоточились на рекламе в метро, это фактически первый опыт для нас. Были разноформатные наклейки практически в каждом вагоне метро в течение двух недель, и 29 эскалаторных щитов семи видов на ключевых станциях, в первую очередь кольцевых. Хорошими тиражами выпускалась уличные наклейки, календарики. С учетом тактики кампании подготовили специальные номера газет «Правда» и «Советская Россия». Большую роль сыграл красочный и лаконично излагающий программу буклет, выпущенный миллионным тиражом. Кто-то считает, что мы перенасыщали наши наклейки и другие виды агитации словами, лозунгами. Может быть. Но мы были в постоянном поиске, и уже сам этот факт во многом привлекал внимание москвичей. Думаю, что в целом в нашей агитационной продукции мы все же выдержали и содержательную, и эстетическую планку для искушенных москвичей.
За две недели до голосования было усилено «живое» присутствие в городе: проходило по 100—150 пикетов в местах массового скопления людей с раздачей газет, буклетов. В пикетах работали молодые люди в накидках КПРФ, которые не только раздавали агитматериалы, но и беседовали с прохожими. Была и реклама на популярных радиостанциях FM-диапазона — «Авторадио» и «Русское радио-2». Более пятидесяти выходов в эфир. Примерно столько же выходов на телевидении на московских каналах. Была выработана тактика использования эфира. Например, что касается бесплатного эфира, мы сделали ставку на продолжительные тематические ролики — сюжетные зарисовки по проблемам ЖКХ, науки, образования, сделанные в жанре репортажа о позиции и работе партии. В коротких роликах москвичи сами говорили о КПРФ. Мы показали телезрителю того избирателя, каким мы его видим и на поддержку которого рассчитываем. Спасибо, что этот избиратель откликнулся.
— Как вы оцениваете встречи с избирателями?
— Вы знаете, встреч было многое, хотя собрать москвичей, погруженных в свои заботы и дела, очень непросто. Потому-то многие встречи были малочисленными. Очень важно, что кандидаты и доверенные лица не опускали руки — и работали в любой аудитории по полной программе. Но по ходу кампании мы подправили нашу тактику встреч. Принцип: «чем больше встреч, тем лучше» старались дополнить принципом: «чем представительнее зал, тем эффективнее». То есть работа велась прежде всего с так называемыми лидерами общественного мнения — науки, образования, пенсионеров, различных землячеств. В результате эти небольшие группы передавали дальше свое впечатление от таких встреч. И во время встреч, и во время предвыборных акций сработали наши призывы работать «от человека к человеку», «от сердца к сердцу». Помню, во время акции «За черту!», направленной против казино, к акции присоединялись прохожие. А один мужчина, который стоял с рекламой коммерческой фирмы, снял свою накидку, попросил накидку КПРФ и на время акции присоединился к коммунистам. Нечто похожее было во время акции «Гордимся историей», когда наша молодежь вместе с Николаем Губенко возлагала цветы к памятникам культурного и исторического наследия в метро.
— Было заметно, что партия занимается своей агиткампанией и практически не участвует в информационных войнах.
— Да, мы ставили себе такую задачу — не тратить сил и времени, но то чтобы «бодаться с дубом» московского административного и информационного ресурсов или участвовать в такой грызне, какая была между «Родиной» и ЛДПР, «Свободной Россией» и «Яблоком». Зачем распылять силы на скандалы? Опыт показывает, что в подобных ситуациях наша партия только теряет, поэтому мы старались не отвлекаться от собственной позитивной кампании.
Уверен, и в любом другом регионе наше избирательное объединение будет выглядеть более выигрышно, если не будет тонуть в склоках, которые только отдаляют политиков от избирателей, провоцируют на несправедливый вывод — «все вы там одинаковые». Нужно концентрироваться на общении с гражданами и доведении до них своих предложений, программы действий.
— А эффект от снятия «Родины» прибавил голосов?
— Многие хотят наш успех связать со снятием «Родины». Наверное, снятие «Родины» с выборов добавило нам какие-то голоса. Но стратегически на ситуацию не повлияло. Во-первых, в течение всей кампании сторонники «Родины», которые придерживаются идеалов социальной справедливости, постепенно возвращались, именно возвращались, к КПРФ. Никто из них не мог поддержать вызывающие действия «Родины». Во-вторых, даже на момент решения Мосгорсуда, по самым разным опросам, в том числе по нашему собственному исследованию, мы уже уверенно проходили в Мосгордуму, имели хорошие позиции. Но я хочу поставить такой вопрос: Лужков и пенсионеры. Разве не очевидно, что работать с пенсионерами в Москве очень сложно, что многие пожилые люди не голосовали по своим убеждениям именно по той причине, что список «Единой России» возглавляет Юрий Лужков?.. И тем не менее у нас почти 17%. И связывать это только с «Родиной», значит либо не хотеть замечать качественного рывка партии в Москве, либо поверхностно разбираться в социологии.
— Что скажете об одномандатниках? Тут прорыва не получилось?
— Я бы так не сказал. Да, побед по округам нет, но уже ушло ощущение безнадежности такой борьбы в Москве. Про административный ресурс власти и фальсификации даже не буду говорить, тут все ясно. А среди наших недоработок, которую правильно отмечают в письмах наши сторонники, — отсутствие конкретных программ для округов. В окружной агитации не надо стесняться мелких вопросов, это резерв на будущее. Сейчас просто не везде успели. Думаю, что, например, второй после «единоросса» результат нашего кандидата Николая Зубрилина связан во многом с тем, что он является депутатом муниципального собрания внутригородского муниципального образования «Отрадное» и глубоко знает все, что волнует жителей округа.
Нам следовало бы иметь и так называемые паспорта округов, где были бы указаны все дома с количеством квартир, все удобные места для проведения встреч, распространения агитации, места массового скопления людей, — все это очень полезно кандидату. Нельзя, чтобы округ был, как темный лес. Здесь любая деталь играет существенную роль. Работать вслепую или исходя из «общих соображений» недопустимо. Пока мы недорабатываем в этом.
Тем не менее считаю, что в Москве у нас прошло несколько очень интересных кампаний, когда кандидаты не просто встречались с избирателями и распространяли агитпродукцию, но и продуманно, целенаправленно раскрывали личные возможности всех других кандидатов. Вели себя активно, не боялись экспериментировать. Сошлюсь на пример Елены Анатольевны Лукьяновой. Интересные технологии использовал Петр Милосердов — «уличное телевидение» с аудио-видео установкой на автомобиле. Он смог удивить искушенных москвичей. Кандидаты по округам получили 9 вторых мест и 4 третьих места. В целом можно считать работу одномандатников эффективной. Лукьянова, Улас, Зубрилин, Милосердов показали результат выше общепартийного. Что уж говорить о Николае Николаевиче Губенко, который набрал около 28% и на равных сражался с председателем московского парламента Владимиром Платоновым, хотя ситуация казалась предопределенной.
— Будет ли положение фракции КПРФ в Московской городской думе предопределенным, когда ничего нельзя будет поделать с большинством «Единой России»?
— Будет, конечно, если мы сядем в Московской думе, и, не выходя за ее пределы, начнем только критиковать все подряд. Наша фракция должна стать мощным кулаком в Мосгордуме. Пусть объективно маленьким, но твердым. Это значит — действовать жестко, энергично, заметно. Да, мы в меньшинстве. Но мы сможем влиять на решения Думы, если заручимся поддержкой москвичей.
Сегодня важно понять вот что: так, как мы работали два месяца этих выборов, надо работать постоянно. В таком тяжелом для нас регионе, как Москва, агитационная кампания должна быть непрерывной. Говорят, «нужно телевидение». Но никто нам легкой жизни не даст, в ближайшее время не будет телевидения, это нереально. А что реально? Иметь в каждом подъезде своего сторонника. И не просто знать этого человека, но и наладить с ним постоянный рабочий контакт. Считаю это важнейшей задачей партии. И не только в Москве, а повсеместно. И не обязательно члена партии, но человека, готового помогать. Ведь, наверное, каждый с ходу назовет нескольких таких людей, которых знает лично в разных уголках города. Нужно всю эту информацию систематизировать и создать безотказно работающую цепочку «народного информирования». Здесь поможет, например, база, собранная во время Народного референдума. Нужно также, чтобы мы хотя бы раз в два-три месяца выпускали агитационную продукцию, которая будет попадать в каждый ящик. Избиратель должен иметь с нами обратную связь. В такой информации мало просто сообщать, как голосовала «Единая Россия», нужно четко формулировать, какую мы ставим перед собой задачу и о какой поддержке мы просим москвичей для реализации этой задачи.
Постоянно должны проводиться встречи с гражданами. В маленьких и больших коллективах. Надо, чтобы москвичи видели: мы среди людей, мы работаем не для выборов, а для достижения результатов в интересах города и его жителей. Опыт прошедших встреч показал: наша позиция как таковая, «за» мы или «против» чего-то, не вызывает интереса даже у людей старшего поколения. Люди говорят: «Ну и что? У нас тоже есть позиция, только какой от нее толк». И здесь недостаточно монолога, лучше развивать диалог, дискуссию. Стараться убежденно, доступно и уверенно давать ответы на вопросы: что мы предлагаем, почему нужно верить именно нам, как реализовать наши предложения, есть ли силы и возможности. Это будет востребовано. Нужно укрепить и работу Комитета защиты прав граждан, тем более что теперь фракция КПРФ станет ему опорой. Надо продолжить проведение заметных массовых акций по московской проблематике, чтобы ни одно событие не проходило без участия коммунистов.
Часто у нас в партии идет спор, какая форма работы важнее — парламентская, законодательная, или непарламентская. Эта кампания показала: выборы в парламент, то есть тот период, когда мы существенно активизируемся, оживляют, мотивируют нашу непарламентскую работу, политическую работу с населением. В ходе такой работы куется и боеспособный актив, притягиваются новые сторонники. Посмотрите, как эти выборы в хорошем смысле встряхнули московскую организацию, как беззаветно и самоотверженно работали люди. И теперь задача — не упустить попутный ветер. Как это сделать, как не снизить полученный результат, а удержать и нарастить, — задача пленума горкома, где будет дан основной анализ прошедшей кампании.
— Состав нашей фракции справится с такой работой, ведь только у Губенко есть депутатский опыт?
— А это и неплохо. Мы и во время кампании говорили, что в нашем списке простые люди, а не чиновники, — люди, которые знают жизнь, обладают свежим взглядом, голодные до работы. Что касается профессиональных направлений, то совершенно ясно, что у нас есть мощный специалист в вопросах культуры — народный артист Николай Губенко. Другие фракции не располагают практиками такого уровня. Архитектурная политика, перенасыщение рекламой, уничтожение памятников истории, казино — постоянные раздражители москвичей. Я думаю, наш фракция сформулирует альтернативную позицию и вместе с жителями города найдет пути давления на городских чиновников.
У нас среди депутатов Сергей Никитин — председатель Комитета защиты прав граждан, доцент МАДИ. Он много лет занимается проблемами незаконной застройки, ЖКХ, доступности жилья. За ним стоят многие возмущенные произволом властей москвичи, люди деятельные и активные — это хорошее подспорье.
Владимир Улас и Владимир Лакеев — московские секретари, скорее всего, закроют социально-экономический блок. Стратегически важной считаю решение проблемы повышения зарплаты работникам образования, здравоохранения, науки и культуры до уровня выше среднего по Москве. Поэтому мы будем настаивать на корректировке бюджетной политики. Думаю, реально провести весной специальную пропагандистскую кампанию, организовать давление на депутатов «Единой России».
Среди других задач — расширение прав местного самоуправления, создание системы социальных магазинов с доступными ценами на продукты и лекарства. Остро стоит транспортная проблема и проблема доступности жилья для москвичей. Все эти вопросы можно будет решать, если наши депутаты в Мосгордуме будут работать в постоянном контакте с избирателями, сделают работу Московской думы прозрачной и гласной. В целом считаю, что у нас работоспособный состав фракции с хорошим потенциалом. Нужно только этот потенциал реализовать и выжать из этих 4 депутатских мандатов максимум. Первые заседания Московской думы показали, что фракция будет занимать максимально активную позицию.
БЛИЖАЙШИЕ ВЫБОРЫ В РЕГИОНАХ
КПРФ в настоящее время участвует в кампаниях по выборам депутатов в региональные законодательные органы
Республики Адыгея,
Республики Алтай,
областей:
Калининградской, Кировской,
Курской, Нижегородской,
Оренбургской,
а также
Ханты-Мансийского автономного округа.
Выборы состоятся 12 марта.