Проведя 6 часов в Москве, новый канцлер ФРГ Ангела Меркель благополучно
отбыла в прошлый понедельник на родину. Судя по всему, и Меркель,
и принимавший ее Путин вполне довольны друг другом и результатами
переговоров. Конечно, это не была встреча с «другом Шредером». Хоть
в печати и много говорится о том, что Меркель и Путин успели познакомиться
еще ранее и, кроме того, бегло говорят: одна — по-русски, другой—
по-немецки, тем не менее, с этой встречей были связаны определенные
тревожные ожидания. Помимо того, что смена партнера всегда требует
определенной притирки друг к другу, было ясно, что в западном мире
есть немало желающих внести корректировку не только в отношения между
Германией и Россией, но и во внешнеполитический курс ФРГ в целом.
Нарастающее сотрудничество Берлина с Москвой на фоне стойкого охлаждения
его отношений с Америкой плюс складывание «треугольника» Москва—Берлин—Париж
вызывало беспокойство не только в Вашингтоне и Лондоне, но и разочарование
и даже страхи в рядах новоиспеченных восточно-европейских и прибалтийских
членов НАТО и ЕС. Поэтому не успела Меркель усесться в кресло главы
немецкого правительства, как раздался стройный хор голосов, призывавших
ее «сменить акценты», развернуться лицом к США и НАТО и спиной к России,
подключиться к усилиям Запада по возобновлению давления на Москву
с целью отбить у нее охоту к попыткам проявления малейшей самостоятельности
и отстаивания своих долговременных интересов в делах с Западом. Эти
происки резко усилились после так называемого газового спора с Украиной,
наглядно продемонстрировавшего, что уникальные энергетические возможности
России легко обращаются не только в увесистую валютную, но и в политическую
монету, с помощью которой Кремль может изменить нынешний довольно
грустный для России расклад сил на мировой шахматной доске.
Соответственно Меркель советовали не увлекаться перспективами продолжения
сотрудничества с Россией и не бояться нагружать кораблик германо-российских
отношений такими вопросами, как Чечня и положение на Северном Кавказе,
отделение от Сербии Косова, сдача Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии
и критика внутренней политики России. Предлагали также выразить недовольство
по поводу применения Москвой «газовых» аргументов в делах с Украиной,
потребовать не противиться подготовке антилукашенковского путча в
Белоруссии, а, кроме того, еще и заявить о своих «сомнениях» по поводу
перспектив поставок российского газа в Европу. Ну и, разумеется, хотели,
чтобы Меркель потребовала от России пожертвовать своими интересами
в Иране ради поддержки американской линии на развязывание еще одного
конфликта в этом и без того кризисном регионе.
Прием этот: наваливай на кораблик побольше, авось перевернется, хорошо
известен. И рассчитан, конечно, либо на наивных, либо на безвольных
союзников — роль, на которую хотели бы вернуть ФРГ. Забавно, что в
упражнениях на эту тему принял участие не кто иной, как Г.Эрлер —
нынешний госминистр в МИД ФРГ, бывший глава парламентской группы бундестага
по связям с Россией и уполномоченный президиума СДПГ по российским
делам.
По следам состоявшегося в прошлый понедельник визита можно констатировать,
что ничего подобного не произошло. Да и не могло произойти по той
простой причине, что нынешнее состояние отношений с Россией как нельзя
больше устраивает Германию. Любое немецкое руководство, если оно не
повредилось рассудком, не станет жертвовать теми выгодами и преимуществами,
которое оно из этих отношений извлекает. Показательно, что еще до
отъезда Меркель в Москву источники в правительственных кругах ФРГ
настойчиво внушали журналистам, что Берлин не собирается вносить каких-либо
принципиальных изменений в свои отношения с Россией, не имеет желания
включаться в западную кампанию по нападкам на «демократа с душком»
Путина, намерен развивать не только стратегическое партнерство с Москвой,
но и сохранять дружественные отношения с ней.
На своей пресс-конференции после трехчасовой беседы Путин и Меркель
в унисон говорили об удовлетворенности результатами визита, подчеркивали
необходимость расширения стратегического партнерства и его распространения
на новые области — во внешней политике, экономике и гуманитарных вопросах.
У Меркель, как она сама признавалась, кружится голова от стремительного
роста германо-российской торговли, объем которой превысил 26 млрд.
евро. Но новая руководительница Германии, как рассказывают, несмотря
на головокружение, продолжала активно лоббировать интересы немецкой
промышленности и банков, выдвигая все новые масштабные проекты, в
том числе в области высоких технологий.
Что до энергетических дел, то, к вящему разочарованию прежде всего
поляков и прибалтов, никаких бракоразводных процессов между Россией
и Германией не намечается. Меркель с удовлетворением восприняла заверения
российской стороны, что проект Северного газопровода ни против кого
не направлен и подчеркнула, что поставки российского газа обеспечивают
безопасность снабжения Германии и вообще являются составной частью
стратегического партнерства с Россией.
Конечно, не обошлось и без иранской проблемы. Непосредственно перед
полетом в Москву Меркель получила по этому вопросу «накачку» со стороны
самого Буша. Однако она проявила тут, похоже, разумную умеренность,
удовлетворившись заявлениями российской стороны о готовности действовать
в тесном контакте, консультироваться с Берлином и т.п. Кроме того,
она услышала, что не следует перегибать палку и очень уж усердствовать,
поскольку чрезмерно жесткие шаги в отношении Ирана могут привести
к непредсказуемым последствиям. Тегеран ведь предупредил, что может
и уйти из договора о нераспространении. Или кому-то хочется повторить
ситуацию, которая сложилась в результате неуклюжего нажима США на
КНДР? Выход один — продолжать переговоры, а не вводить санкции, рискуя
возникновением новых конфликтов. Ведь Россия предложила Ирану наладить
совместное производство ядерного топлива на своей территории, и это
предложение не исчерпало себя.
Перед отъездом из Москвы Меркель решила показать, что все же готова
отработать «социальный заказ» своих партнеров из США и НАТО, звавших
ее начать досаждать Кремлю по поводу ограничения гражданских прав,
свободы печати, выстраивания различных сомнительных властных вертикалей.
С этой целью, видимо, и был организован прием в резиденции немецкого
посла, куда должны были быть приглашены сплошь представители «вольных»
общественных организаций и никаких официальных функционеров, дабы
«на свободе» обсудить с ними вопросы внутреннего положения в России.
Наверное, думали воскресить прежнюю практику организации визитов в
Россию американских президентов, призванную попугать Кремль и показать
ему, что на Западе могут, если рассердятся, увидеть и альтернативу
нынешней российской власти из числа новоиспеченных диссидентов — демократов.
Но, похоже, из этой затеи мало что получилось. Во всяком случае, немцы
не очень старались. Да и зачем им это нужно? С их точки зрения интересы
Германии в России достаточно обеспечены и при нынешней российской
власти.
На прощание В.В. Путин подарил Меркель игрушечную собачку. Этот подарок,
несмотря на объяснения российской стороны по поводу того, что в год
собаки подобный сувенир должен принести удачу и счастье, не очень
был понят. Меркель когда-то в детстве покусала собака, и она до сих
пор побаивается собак и обходит их стороной. Видимо, по этой причине
в приеме Меркель не участвовал любимый лабрадор нашего президента
по имени Конни, которая, якобы, с ходу распознает, хорошо или плохо
относится к президенту его гость. Видимо, по этой причине вопрос о
том, кто такая г-жа Меркель, и как она будет относиться к России,
потребует дальнейшего прояснения. Оно так и правильнее. О людях ведь
судят прежде всего по их практическим делам.