В день 100-летия зародившегося в Оренбурге татарского театрального 
            искусства как явления национальной культуры поставлен спектакль, посвященный 
            предстоящему 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лауреата 
            Ленинской премии поэта Мусы Джалиля. Два вековых юбилея встретились 
            на воспевании вечных ценностей — человеческого в человеке. И это символически 
            важно на фоне злоумышленно творимого сегодня духовного разложения, 
            низведения человека до скотского состояния, угрожающего самому его 
            существованию на земле как человека разумного.
            Мир только что отметил 60-летие Великой Победы в войне против самой 
            страшной в истории попытки сил зла утвердить на планете бесчеловечный 
            фашистский «новый порядок» господства одних и рабства других. И среди 
            творцов Победы был главный герой спектакля Оренбургского государственного 
            татарского драматического театра им. Мирхайдара Файзи «Жизнь моя песней 
            звучала в народе!» — сын оренбургских крестьян Муса Джалиль.
            Он жил светлыми идеалами своего поколения. С юных лет боролся за торжество 
            народной власти и сполна воспользовался открытыми ею возможностями 
            для проявления и развития творческих способностей трудящихся. Ярким 
            поэтическим талантом служил народу и завоевал его любовь как тонкий 
            лирик, автор многих стихотворений, поэм и либретто опер «Алтынчач» 
            («Золотоволосая») и «Ильдар», явившихся признанным вкладом в культуру 
            многонационального народа СССР. Совсем еще молодым был избран руководителем 
            Союза писателей Татарской АССР.
            И вот на взлете орлу пришлось развернуться навстречу вторгшемуся на 
            нашу землю фашистскому зверю. Как журналист и поэт — трибун армейской 
            газеты — он словом вдохновлял воинов на бой, случалось, с оружием 
            в руках первым поднимался в атаку. При прорыве с боем из окружения 
            был ранен и захвачен в плен.
            Но и здесь остался верным сыном советской Родины, сражающимся поэтом. 
            Он был душой скрытого сопротивления попыткам гитлеровских фашистов 
            использовать военнопленных татар, башкир и других тюркских национальностей 
            на фронтах против Красной Армии. Как у всякого подлинно народного 
            таланта, поэзия была сутью бытия Мусы Джалиля, что и дало ему основание 
            сказать о себе: «Жизнь моя песней звучала в народе!»
            И это позволило театру без всяких ухищрений выстроить рассказ о поэте 
            в основном из вошедших в народный обиход его стихов и песен на его 
            стихи, а также из народных песен и танцев, питавших поэзию национального 
            гения. Спектакль — это высокие чувства и мысли человека, всего народа 
            в созидании светлой жизни и битве за нее. Сущность поэта — любовь, 
            и об этом стихи с Волховского фронта:
          И в сердце останется только любовь
            К тебе и родимому краю,
            И строки последние кровью своей
            О ней напишу, умирая.
            Чтоб нашего счастья врагам не отдать,
            Тебя я покинул, родная!
            Я — раненый — грудью вперед упаду,
            Дорогу врагу преграждая.
          В противовес насаждаемым ныне высшим «рыночным» ценностям своекорыстия 
            и себялюбия со сцены в зал летят заповеди, по которым только и может 
            жить и побеждать свободный народ:
          Я клятву дал — служить своей Отчизне,
            Пока живая кровь гудит во мне.
            Да если б ты имел и сотню жизней,
            Ты разве их не отдал бы стране!
          В утверждении такого смысла жизни — сегодня особая ценность и злободневность 
            Мусы Джалиля как выразителя чаяний трудового народа. В бескрылое и 
            беспесенное время при повальном душевном отупении под всесторонним 
            разлагающим воздействием колониального капитализма поэт воскрешает 
            любовь как источник силы и мужества в сражениях за Родину. Он — живой 
            укор всем и каждому, кто при виде творимого сегодня уничтожения великого 
            многонационального народа находит оправдание своему непротивлению 
            злу якобы неодолимостью этого зла. Любовь к Родине заставляет клокотать 
            сердце поэта и в наступательном порыве на передовой, и в тюремных 
            застенках, и глаза в глаза со смертью под гильотиной — живой кровью 
            наливались стихотворные строчки:
          Песня меня научила свободе,
            Песня борцом умереть мне велит.
            Жизнь моя песней звучала в народе,
            Смерть моя песней борьбы прозвучит.
          Любовь к Родине поэт хотел передать эстафетой, песней борьбы победоносному 
            народу и его будущим поколениям — только это пересилило муки.
            И внуки и правнуки сердцем слушают поэта. Первое представление спектакля 
            театр дал в пригородном селе Татарская Каргала. Местный дом культуры 
            заполнили школьники — в зале царила благоговейная тишина. Художественный 
            руководитель театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации 
            Рустам Абдрашитович Абдуллаев и артисты литературно-музыкальную композицию 
            воплотили в действие, полное движения мыслей и чувств, полное поэзии 
            высоких гуманистических идей.
            Этим оправдано место спектакля в золотом фонде театра, как место Мусы 
            Джалиля в вечной памяти спасенных от фашизма — в литературе и истории 
            великого народа России.
           
          На снимке: заслуженный артист России Рафаэль Фатыхов (справа) и Айрат 
            Хабибуллин.
           