В день 100-летия зародившегося в Оренбурге татарского театрального
искусства как явления национальной культуры поставлен спектакль, посвященный
предстоящему 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лауреата
Ленинской премии поэта Мусы Джалиля. Два вековых юбилея встретились
на воспевании вечных ценностей — человеческого в человеке. И это символически
важно на фоне злоумышленно творимого сегодня духовного разложения,
низведения человека до скотского состояния, угрожающего самому его
существованию на земле как человека разумного.
Мир только что отметил 60-летие Великой Победы в войне против самой
страшной в истории попытки сил зла утвердить на планете бесчеловечный
фашистский «новый порядок» господства одних и рабства других. И среди
творцов Победы был главный герой спектакля Оренбургского государственного
татарского драматического театра им. Мирхайдара Файзи «Жизнь моя песней
звучала в народе!» — сын оренбургских крестьян Муса Джалиль.
Он жил светлыми идеалами своего поколения. С юных лет боролся за торжество
народной власти и сполна воспользовался открытыми ею возможностями
для проявления и развития творческих способностей трудящихся. Ярким
поэтическим талантом служил народу и завоевал его любовь как тонкий
лирик, автор многих стихотворений, поэм и либретто опер «Алтынчач»
(«Золотоволосая») и «Ильдар», явившихся признанным вкладом в культуру
многонационального народа СССР. Совсем еще молодым был избран руководителем
Союза писателей Татарской АССР.
И вот на взлете орлу пришлось развернуться навстречу вторгшемуся на
нашу землю фашистскому зверю. Как журналист и поэт — трибун армейской
газеты — он словом вдохновлял воинов на бой, случалось, с оружием
в руках первым поднимался в атаку. При прорыве с боем из окружения
был ранен и захвачен в плен.
Но и здесь остался верным сыном советской Родины, сражающимся поэтом.
Он был душой скрытого сопротивления попыткам гитлеровских фашистов
использовать военнопленных татар, башкир и других тюркских национальностей
на фронтах против Красной Армии. Как у всякого подлинно народного
таланта, поэзия была сутью бытия Мусы Джалиля, что и дало ему основание
сказать о себе: «Жизнь моя песней звучала в народе!»
И это позволило театру без всяких ухищрений выстроить рассказ о поэте
в основном из вошедших в народный обиход его стихов и песен на его
стихи, а также из народных песен и танцев, питавших поэзию национального
гения. Спектакль — это высокие чувства и мысли человека, всего народа
в созидании светлой жизни и битве за нее. Сущность поэта — любовь,
и об этом стихи с Волховского фронта:
И в сердце останется только любовь
К тебе и родимому краю,
И строки последние кровью своей
О ней напишу, умирая.
Чтоб нашего счастья врагам не отдать,
Тебя я покинул, родная!
Я — раненый — грудью вперед упаду,
Дорогу врагу преграждая.
В противовес насаждаемым ныне высшим «рыночным» ценностям своекорыстия
и себялюбия со сцены в зал летят заповеди, по которым только и может
жить и побеждать свободный народ:
Я клятву дал — служить своей Отчизне,
Пока живая кровь гудит во мне.
Да если б ты имел и сотню жизней,
Ты разве их не отдал бы стране!
В утверждении такого смысла жизни — сегодня особая ценность и злободневность
Мусы Джалиля как выразителя чаяний трудового народа. В бескрылое и
беспесенное время при повальном душевном отупении под всесторонним
разлагающим воздействием колониального капитализма поэт воскрешает
любовь как источник силы и мужества в сражениях за Родину. Он — живой
укор всем и каждому, кто при виде творимого сегодня уничтожения великого
многонационального народа находит оправдание своему непротивлению
злу якобы неодолимостью этого зла. Любовь к Родине заставляет клокотать
сердце поэта и в наступательном порыве на передовой, и в тюремных
застенках, и глаза в глаза со смертью под гильотиной — живой кровью
наливались стихотворные строчки:
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звучала в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Любовь к Родине поэт хотел передать эстафетой, песней борьбы победоносному
народу и его будущим поколениям — только это пересилило муки.
И внуки и правнуки сердцем слушают поэта. Первое представление спектакля
театр дал в пригородном селе Татарская Каргала. Местный дом культуры
заполнили школьники — в зале царила благоговейная тишина. Художественный
руководитель театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Рустам Абдрашитович Абдуллаев и артисты литературно-музыкальную композицию
воплотили в действие, полное движения мыслей и чувств, полное поэзии
высоких гуманистических идей.
Этим оправдано место спектакля в золотом фонде театра, как место Мусы
Джалиля в вечной памяти спасенных от фашизма — в литературе и истории
великого народа России.
На снимке: заслуженный артист России Рафаэль Фатыхов (справа) и Айрат
Хабибуллин.
