"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 104 (12877), четверг, 7 сентября 2006 г.

 

Высший титул таланта

70 лет назад, 6 сентября 1936 года, ВЦИК учредил звание «Народный артист СССР». В положении о почетном звании было сказано, что оно «присваивается наиболее выдающимся деятелям искусства, внесшим особый вклад в развитие советского театра, музыки и кино». Десятилетиями позже об этом же, но другими словами сказал народный артист СССР Михаил Жаров: «Можно ли сказать, что хлеб знаменит? Он нужен. То же и художник».

В СОВЕТСКИЕ 30-е годы нужда в настоящем художнике, настоящем артисте, который станет душой и совестью народа, была колоссальной. И не потому, что таких художников не было. За два десятилетия Советской власти искусство, а особенно театральное и киноискусство, в нашей стране переживали возрождение и расцвет. Востребованными и необходимыми оказались высшие культурные ценности и достижения, которые веками создавала Россия. Вот и среди первых 13-ти удостоенных почетного звания — мэтры, фигуры мировой величины, чьи имена, система обучения и воспитания актеров прогремели уже давно: основатели Московского художественного театра Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Звание народного артиста СССР в 1936 году было присвоено также ведущим артистам Московского художественного театра Ивану Москвину и Василию Качалову, выдающейся оперной певице Антонине Неждановой, людям вошедшим в культурную жизнь страны еще в дореволюционные годы.
Но к этому времени стала складываться уже и плеяда выдающихся артистов, воспитанных Советской властью. Тот же Михаил Жаров, ставший народным артистом СССР уже после Великой Отечественной, но запомнившийся своими ролями в театре и кино еще в 30-е годы, начинал в Гражданскую, как артист Передвижного фронтового театра. А знаменитая Любовь Орлова, героиня «Веселых ребят», «Волги-Волги», «Цирка» — фильмов, которые стали лицом не только молодого советского кинематографа, но самого Советского государства!
Известные артисты того времени были по сути своей народными, и потому, что вышли из гущи этого народа, и потому, что получили потрясающую народную известность и любовь. Их слова, поступки, их мнения для советских людей были крайне важны и авторитетны. И прежде всего потому, что были они для людей своими, близкими, да к тому же ассоциировались с теми героями, образы которых создавали. Всенародные любимцы, они рождали в сердцах людей веру в будущее и оптимизм, примеру их и их героев следовали, совершая трудовые и боевые подвиги.
Можно сколько угодно ныне иронизировать по поводу известной ленинской фразой о важности кино. Однако нынешнее время безусловно, подтвердило идеологическую дальновидность этого утверждения. Кино — искусство, доступное всем. Воспринимая кинообразы, киномир как мир настоящий, зрители вольно или невольно начинают впитывать его законы. И так важно, какие это законы: «Большой семьи», появившейся на экранах в 1954, или «Бригады» из наших смутных 2000-х.
К тому же именно в советские годы стало поистине массовым, принадлежащим народу, а не элитарным слоям общества искусство оперы, балета, драматического театра. Даже в самых далеких уголках Советского Союза, где не было театров, знали классическую музыку, композиторов, исполнителей. Хотя бы потому, что практически в каждом селе был свой Дом культуры, самодеятельный театр или драматический кружок. Так и воспитывался необыкновенный по своей чуткости и восприятию, что признавалось всеми, советский зритель. Так воспитывались и выдающиеся артисты, проходившие путь от артистов из народа до народных артистов.
Подобный путь был пройден, например, выдающимся советским артистом Борисом Андреевым. Сын рабочих, он после семилетки и сам стал слесарем-электромонтером на камбайновом заводе в приволжском городке Аткарске. Там же стал посещать заводской драмкружок. В драмкружке талантливого юношу заметили и предложили поступить в Саратовский театральный техникум. Благодаря этому появились его легендарные роли в фильмах «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Жестокость», «Оптимистическая трагедия». И заслуженное звание народного артиста СССР в 1962.
Высокое искусство стало в СССР общедоступным еще и потому, что по советскому радио (позже и по телевидению) передавали великие произведения: будь то драматические театральные постановки или великие музыкальные творения. А опера и проблемы большого искусства могли стать темой популярной комедии, как случилось с «Музыкальной историей», фильмом, главную роль в котором сыграл знаменитый оперный певец Сергей Лемешев. Мальчишка из деревенской семьи, он в 1925 году закончил Консерваторию, а в 1950 стал народным артистом СССР.
Теперь по телевидению и радио музыка звучит другая и фильмы на экраны выходят иные. Нынешнее поколение «народных артистов» тоже популярно, но популярность эта совсем иного рода. Если раньше, по словам Жарова, настоящий художник был необходим народу, как хлеб насущный, то ныне формула изменилась. Помимо «хлеба» толпа требует «зрелищ». Причем зрелища эти самые низкопробные, разжигающие самые низменные человеческие инстинкты и страсти. Это и есть цена популярности нынешних «звезд», чей вес в искусстве определяется гонорарами с бесчисленными нулями и количеством скандалов, героями которых они становятся. «Отменить звание народного артиста!» — прочитала я как-то на одном из Интернет-форумов мнение кого-то из посетителей. На удивленные вопросы других, почему, последовал ответ: «Потому что народных больше нет!»
И ведь в чем-то это очень верное замечание! народных артистов ныне почти не осталось не потому, что перевелись таланты. Просто многие, даже талантливые деятели искусства, не хотят работать для народа. А иным этого сделать не позволяет сама обстановка в стране. Беда еще и в том, что многие из тех артистов, кого еще 20—30 лет назад люди считали совестью народа, зачастую даже не разделяя их самих и созданные ими великие и героические образы, не выдержали проверки на человеческую и актерскую прочность. И народная артистка СССР Нонна Мордюкова оказалась совсем не Ульяной Громовой. И прославленный орденоносный Михаил Ульянов, изображавший маршала Жукова, кинулся на потребу нынешнего времени проклинать то, что воспевал с помощью своего таланта. А последние из народных артистов СССР, получившие это звание уже после разрушения Союза в декабре 1991-го: Олег Янковский и Алла Пугачева, — вполне заслужили звание артистов антисоветских.
Но вот что показательно: никто из них не отрекся, не отказался от этого звания, как отказывались от партийных билетов. Более того, когда в начале 90-х на волне лютого антикоммунизма власти решили переименовать звание в «народного артиста России», сами народные артисты СССР этому воспротивились. Не отказался от ненавистных букв «СССР» и Марк Захаров, человек, сделавший себе карьеру и получивший всевозможные регалии, в том числе и звание народного артиста СССР, в советские годы, а теперь так любящий рассказывать об «ужасах коммунизма».
Впрочем, живут и творят в наши дни и те, кто с честью и достоинством несет звание народного артиста СССР, русского художника: и Юрий Соломин, и Татьяна Доронина, и Василий Лановой.
Да и, как выясняется, советское кино и народные артисты СССР уходить в небытие не собираются. На проходящем в Венеции кинофестивале ретроспектива советских музыкальных комедий пользуется колоссальной популярностью. Некоторые иностранные журналисты даже заявили, что, будь у них такая возможность, посвятили бы все свои репортажи с фестиваля только этим фильмам, так как они этого заслуживают. Почему-то ретроспектива Никитой Михалковым и его «командой», привезшими фильмы в Венецию, была названа «Тайная история российского кино». Как объяснили публике, в нее включили только «запрещенные» или «малоизвестные» в СССР фильмы. Среди таких «малоизвестных и запрещенных» оказались «Волга-Волга», «Цирк», «Весна», «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух». А еще господа российские киношники пытались доказать, что фильмы эти — об ужасах Советской власти. Наверное, от злости и зависти, что сами они ничего подобного этим «ужасам» создать не могут, а творения их никакого интереса не вызывают. А искусство, созданное народными артистами СССР, несмотря на все их усилия, живет и побеждает!

 

Екатерина ПОЛЬГУЕВА.



В оглавление номера