"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 105 (12878), суббота, 9 сентября 2006 г.

 

ВИДЯЕВО ВНОВЬ ВСТРЕЧАЕТ «ГРУЗ-200»

Пожар на АПЛ «Святой Даниил Московский»

В Баренцевом море произошло очередное ЧП с атомной подводной лодкой. А гарнизон подводников Видяево вновь оказался в центре трагических событий. В результате пожара, случившегося на АПЛ «Святой Даниил Московский» в ночь на четверг, погибло два человека: мичман Шабанов и матрос контрактной службы Этюев. Моряки получили смертельное отравление продуктами горения. В момент происшствия лодка стояла на рейде у полуострова Рыбачий.
Официальные причины пожара пока не выяснены. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил кораблевождение». Известно, что возгорание произошло в электромеханическом отсеке АПЛ. Все защиты сработали в штатном режиме, загоревшийся отсек был изолирован. Реактор лодки не пострадал, так что радиационной опасности не существует. Неясным остается, почему погибшие моряки, которых из отсека достали еще живыми, не воспользовались имевшимися у них индивидуальными дыхательными системами (ПДА), что могло бы сохранить им жизнь. Возможно, они просто не успели этого сделать.
Позже выяснилось, что в результате пожара пострадал еще один моряк, который, к счастью, остался жив. Как говорят, в его ПДА не оказалось необходимого количества кислорода, который закончился раньше положенного времени.
По первоначальной версии, причиной возгорания явилось короткое замыкание. Однако, как очевидно, дело здесь не в случайном несчастливом стечении обстоятельств, а в общем, весьма плачевном, состоянии отечественного подводного флота. Об этом свидетельствуют и немногочисленные подробности последнего происшествия. Складывается впечатление, что после трагедии подводной лодки «Курск», шестилетие гибели которой пришлось на минувший август, никаких существенных выводов, изменивших положение к лучшему, не сделано.
Главком ВМФ Масорин в связи с ЧП заявил, что «Святому Даниилу Московскому» 16 лет, лодка, «конечно, просрочила сроки ремонта, но установленным порядком продлены сроки эксплуатации, у нее новая аккумуляторная батарея, и она полностью исправна». Но, как оказалось, официальное продление сроков эксплуатации не улучшает качество «продленных» субмарин. Так, по мнению многих специалистов, лодки такого типа, как «Даниил Московский», вообще морально устарели. В любом случае, как говорит, например, председатель Клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин, ранее межремонтные сроки для АПЛ составляли 7—8 лет, а продлили их в два раза без всякой экспертной оценки и оснований, последствия чего не замедлили сказаться в авариях и прочих внештатных ситуациях.
Возможно, продлевают срок работы АПЛ для того, чтобы у России остались хоть какие-то подводные лодки «на ходу» (поскольку денег на их ремонт, а тем более строительство новых выделяется недостаточно), и страна наша могла бы продолжать считаться великой морской державой. Но с величием постоянные ЧП, аварии, изношенное и устаревшее оборудование вяжутся плохо.
«Нас опять подвела техника», — говорит Масорин, отмечая, что если бы подобное ЧП произошло, когда лодка находилась бы в море, его последствия были бы гораздо серьезнее. Но речь, пожалуй, идет не только о технике, но и о пресловутом человеческом факторе. Ведь истинными виновными происшествия являются те военные и гражданские руководители государства, которые вовсе не озабочены перевооружением российской армии, в том числе и строительством новых субмарин в необходимом для обороноспособности страны количестве. А заложниками этой политики «экономии» становится как вся страна, так и отдельные ее граждане, в данном случае — военнослужащие, погибшие и пострадавшие от того, что у страны не хватило на них кислорода и денег на плановый ремонт.

 

 



В оглавление номера