"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 107 (12880), четверг, 14 сентября 2006 г.

 

КРИЗИС с ФЕЙЕРВЕРКОМ

Впечатления о книжной выставке-ярмарке в Москве

Ежегодно в первую среду сентября во Всероссийском выставочном центре — ВВЦ открывается праздник всех, кто причастен к книге — авторов, издателей, полиграфистов, книгораспространителей и, конечно же, читателей. Не только широкая ярмарка, но еще и престижная яркая книжная выставка. Так вот, нынешняя XIX Московская международная книжная ярмарка поражает своим размахом: около 3000 участников из 56 стран, которые еле разместились уже не в двух, а в трех павильонах — невозможно просто физически обойти! А уж охватить...|

Если читатель ждет каких-то подробных описаний, оценок и подсказок — бесполезно. Тут и сам не сразу разберешься в пестрых и отрывочных впечатлениях. Фейерверк сверкающих витрин, ярких обложек, призывных названий (чего стоит один только прозревший А.Хинштейн: «Ельцин. Кремль. История болезни» или разнагишавшаяся И.Хакамада: «Sex в большой политике». А сколько торжеств и фуршетов! Например, отметили свои юбилеи издательства «Белый город», «Дрофа», журнал «Веселые картинки». Издательство «Алгоритм» к своему 10-летнему юбилею взметнуло целую радугу проверенных и неожиданных имен, новых серий (например, вышло несколько книг в серии «Народный путеводитель», в том числе Владимира Муравьева: «Московские улицы. Секреты переименований»). Иду к стенду издательства «Вече», а там подписывает свой двухтомник «Взгляд великоросса» автор «Советской России» Владимир Попов, весомые книги с предисловиями академика Дмитрия Львова и доктора философских наук Геннадия Зюганова. Сумка и мысли тяжелеют — успеть бы все прочитать, осмыслить.
А ведь ММКВЯ — это не только праздник, но и напряженная работа. Посетить бы нескольких круглых столов, конференций, семинаров. Например, по проблемам чтения и грамотности, авторского права, цензуры. Как всегда активно обсуждали свои проблемы члены библиотечного сообщества. Но, увы, всего не успеешь. Даже на такое объявление не в силах был откликнуться: «Писатели против террора». Ведущий Эфраим Баух с участием А.Либермана, В.Аксенова, В.Войновича, Д.Рубина, (наверное, Дины Рубиной из Израиля? — А.Б.) И.Губермана, А.Алексина, Р.Казаковой и других писателей, политиков, деятелей искусств Израиля, России. МИД Израиля, Израильская федерация писательских союзов. Конференц-зал №1».
Даже не сразу соображаешь: а что же это за однобокий семинар? Почему по больной теме не приглашены люди других национальностей и взглядов? Ведь писатели должны быть против любого кровожадного террора, а, судя по составу участников и организаторов, здесь не скажут резких и справедливых слов в адрес главного агрессора ХХІ века — США и их приспешников. Это уже не семинар, а инструктаж, акция, отработка сребреников.
Но снова вперед, туда, где охрана не пускает в конференц-зал даже по пригласительным билетам — нужна спецаккредитация. Идет самая громкая презентация ММКВЯ — Дмитрий Рогозин представляет еще горячую книгу «Враг народа», посвященную... Владимиру Владимировичу Путину. В книге Дмитрия Олеговича много резких признаний и полемических оценок. Кто-то их примется оспаривать. Но вот, например, одно бесспорное высказывание, которое четко объясняет всем борцам с тоталитаризмом, почему растет уважение к Сталину, почему прибавляется книг с его портретом на обложке. «Так в чем же секрет успеха Сталина? Секрет один, — отвечает Рогозин, — Иосиф Сталин не давал коммунистической номенклатуре воровать. Поэтому наделенная Господом Богом несметными природными богатствами, Россия стала быстро экономически расцветать и вскоре — по многим показателям — доминировать в мире. Не стало Сталина — расцветать стала не страна, а партийная «малина», и ее густыми побегами зарос фундамент советской морали и государственности». Из книги далее следует, какая же нечисть расцветает сегодня и почему от правящей «элиты» можно ждать только гибели страны в том числе и в сфере культуры, просвещения, книгоиздания. Несмотря на блеск, кризис и в книгоиздании разрастается.

r
Весьма поучительно, что главным гостем ярмарки была Франция.
С читателями встретились известные французские авторы, например, лауреат Гонкуровской премии, писательница китайского происхождения Шань Са. Французский славист Рене Герра представил новую книгу Юрия Дружникова, ныне проживающего за пределами России и т.д. Но меня привлек другой аспект: что делает государство для сбережения книжных традиций?
В четверг на ярмарке прошли сразу два профессиональных мероприятия, на которых выступали французские докладчики. Первым был доклад президента Национального центра книги Франции Бенуа Ивера, который рассказывал о французской модели взаимоотношений государства и книжного рынка. Важнейшая тема, поучительное сообщение! Во Франции государство обратило внимание на книгоиздательский процесс еще во время кризиса. Как сказал мсье Ивер, в начале 1970-х годов культурная жизнь республики напоминала выжженную пустыню. Весьма образованный филолог, президент Жорж Помпиду озаботился путями выхода из кризиса. Затем государство обратило внимание на книжную торговлю. На сегодняшний день во Франции свыше 2550 книготорговых точек, сюда входят как магазины, принадлежащие крупным сетям, так и независимые книготорговцы. Да, книжные развалы, исчезнувшие у нас поражают! Для всех у государства есть специальные программы поддержки.
Заметим, что у нас подобную точную цифру магазинов, похоже никто не знает. Лично я нашел вот такую: «К 2002 году количество книжных точек в России выросло до 2000». Растет ли оно и дальше в России, где привыкли говорить: «На территории Тюменской области уместится две (или три?) Франции», — не знаю. Судя по тревожным сигналам о закрытии и перепрофилировании книжных магазинов, находящихся в лучших местах городов, не уверен. Нашел еще одну внятную цифру: в России 1 книжный магазин приходится на 75 тыс. населения. Значит, во Франции этот показатель равен 1 магазину примерно на 20 тыс. населения. Дело не в почти четырехкратном превосходстве, а в том, что Россия — бескрайняя и безумно разная страна. В Питере магазинов может быть несколько на сравнительно небольшом пятачке, а на какую-нибудь непроезжую Тмутаракань — всего одна палатка. Вот и купи нужную книгу! Должна быть четко спланированная, растущая и оберегаемая от базара сеть. Есть ли она?
А вот у Национального центра книги существуют гранты как для авторов и переводчиков, так и для издателей и книготорговцев. Вся цепочка, уверены французы, нуждается в поддержке: ведь если не будет независимых книжных магазинов, то возникнут проблемы у маленьких издательств, а значит, перестанут появляться новые независимые авторы. Интернет приносит убытки независимым книготорговцам, а французы заботятся о сохранении всей цепочки. Для этого совместными усилиями Национального центра книги, Министерства культуры, МИДа, Министерства образования и Министерства экономики (представил такой «книжный союз» с Нургалиевым и Грефом у нас — смех взял) была создана программа «Книга-2010»: целая серия программ, семинаров, «круглых столов» и исследований о будущем книги. Французы предпочитают встретить это будущее во всеоружии. А мы заглядываем дальше президентских выборов 2008 года?
Открывавшая встречу начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Нина Литвинец подчеркнула, что французский опыт очень важен для России, ведь у нас сейчас программы поддержки чтения только разрабатываются. Сколько же можно летать в Париж за опытом и разрабатывать? Во Франции пекутся о стройной и открытой системе грантов, а у нас «Литературка» уже несколько раз писала, что не может добиться списка, кто же входит в экспертный совет по включению в госпрограммы поддержки тех или иных книг и авторов. У нас на все один ответ: нет таких денег, но разве для гласности и оперативности нужны особые средства? Работать надо добросовестно!
Как рассказал генеральный директор Международного бюро французских изданий Жан Ги Буэн на семинаре «Тенденции и перспективы развития книжных рынков Франции и России», в год на территории Пятой республики выходит 60 тыс. наименований. «Это не плохо, но и не очень хорошо», — отметил Буэн. Книжная отрасль занимает 8% от всего французского рынка, причем это очень динамично развивающаяся отрасль. А у нас?

r
Журнал «Книжный бизнес» провел профессиональное исследование. Опубликованные выводы «Блеск и нищета нового книжного бизнеса» тревожные. «За последние десять лет, — говорится в исследовании, — книжный бизнес Российской Федерации потерял каждого четвертого читателя и каждого третьего покупателя. В абсолютном выражении этот итог составил невероятные 24,4 млн и 32 млн клиентов соответственно».
Конечно, было бы очень просто объяснить потери ухудшением демографической ситуации в стране и финансовыми трудностями потенциальных потребителей. Но, к сожалению, это не так. Да, демография ужасает — за постсоветское время естественная убыль населения России превысила 11 млн человек, что равносильно исчезновению с карты страны всего Уральского федерального округа или половины Поволжья. Но депопуляция была вызвана, главным образом резким снижением рождаемости и ростом смертности. С 1996 по 2005 годы число граждан моложе трудоспособного возраста уменьшилось на 9,5 млн. человек. Число же россиян в трудоспособном возрасте (а значит, финансово самостоятельных), напротив, выросло на 5,7 млн человек, причем эта цифра не включает 4 млн неофициальных иммигрантов. То есть 90 млн человек в возрасте от 16 до 60 лет все реже тратят на книги как время, так и деньги. И отнюдь не потому, что последних у них нет.
С 1996 по 2005 год доля расходов на покупку товаров и оплату услуг у россиян выросла всего лишь на 1 %, но при этом структура трат изменилась самым серьезным образом. Ведь за последние десять лет увеличились расходы населения на приобретение:
транспортных средств — в З раза;
мебели, бытовой техники — в 2 раза;
компьютеров, музыкальных центров, телевизоров — в 1,3 раза.
В то время как доля расходов на «прочие непродовольственные товары» (в т.ч. и книги) не изменилась с 1996 года, оставшись на уровне 1,3% доходов».
О чем говорит это исследование? У нас хозяева жизни создали самое примитивное общество потребления. К тому же следует признать, что реальное положение еще хуже: средние цифры при нашем расслоении вообще ни о чем не говорят: учителя, аспиранты, студенты, работники культуры не могут купить ни «транспортных средств», ни, увы, книг.
Правда, многие навязываемые книги они и покупать бы не стали. В этом году профессиональной премии «Иванушка» (по фигуре — варианту первопечатника Ивана Федорова в исполнении русских мастеров из Каргополя) исполнилось 10 лет, и поэтому она вручалась не только в стандартном, ежегодном формате. Учредители подвели итоги за всю историю и назвали лидеров рыночного десятилетия. «Автор десятилетия» — Александра Маринина, «Независимый магазин» — «Библиоглобус». «Героем нашего времени» стала... Татьяна Устинова, которая даже на церемонии сморозила, что «продавать книги лучше, чем кокаин». Да, мудро, ничего не скажешь. В духе главной коммерческой прозы минувшего десятилетия. Не она ли тоже отвращает людей от умного чтения и рождает кризис духовности на фоне ярмарочного обилия под праздничным фейерверком?

 

 

 

Александр БОБРОВ.



В оглавление номера