На прошлой неделе в Вашингтоне состоялась встреча Буша с южно-корейским президентом Но Му Хеном. Ее исход волновал многих. Дело в том, что некогда «образцовый» союз Америки и Южной Кореи в последнее время трещит по всем швам. В окружении Буша говорят, что разногласия сторон стали «широки, как Японское море». Не менее категоричные заявления звучат и из Сеула.
Южнокорейского президента приняли в США с демонстративной сдержанностью. Раздосадованные газеты в Сеуле писали, что контраст с недавним уровнем приема в США японского премьер-министра Коидзуми был просто разительным. И по стране Но Му Хена не стали возить, и по протокольной линии за ним не очень ухаживали. Совместного коммюнике на сей раз не было. Состоялась всего одна беседа с Бушем, длившаяся чуть меньше часа. Был скромный ланч, в то время как японцу устраивали торжественный вечерний банкет с участием всей американской элиты. В заключение была совместная пресс-конференция, оставившая тягостное впечатление.
Оба президента заявили, что договорились о необходимости возобновить переговоры «шестерки» по северокорейской ядерной проблеме. Буш с угрозой в голосе говорил, что у КНДР «есть лучший путь вперед, нежели продолжать свою ядерную программу». Но Му Хен уверял, что он «очень старается» возобновить заседания «шестерки» и что не надо спешить «хоронить» их. Кажется, больше президенты не договорились ни о чем. Да и по ведению переговоров «шестерки», как увидим ниже, они тоже вряд ли договорились.
Отношения между Но Му Хеном и Бушем, хором утверждают южнокорейские и американские газеты, становятся все холоднее. Буш, судя по всему, вознамерился душить КНДР санкциями, чтобы вызвать в стране кризис и добиться падения Ким Чен Ира. Но Му Хен настаивает на политических средствах разрешения конфликта, выступает против изоляции КНДР, против ужесточения санкций и даже возобновил инвестиционные программы помощи Пхеньяну. Буш считает политику «умиротворения» КНДР «провальной», а Но Му Хен в ответ называет «опасным провалом» политику нынешней администрации США. Правда, при этом оговаривается, что «фундаментальная основа союза Южной Кореи и США не должна измениться». Но это лишь слова. Как обеспечить дальнейшее функционирование этого союза — не поясняется.
Именно будущее союза США и Южной Кореи, существенно определявшего на протяжении полувека обстановку в Северо-Восточной Азии, вызывает сейчас наибольшие сомнения. Дела в этом союзе действительно обстоят из рук вон плохо. Не случайно директор отдела планирования американского госдепа Майкл Райс призывал на днях в газете «Лос-Анджелес таймс» обоих президентов наконец смириться с тем, что они разошлись в вопросе о Северной Корее, но все же двигаться дальше, а не «позволять этому вопросу разрушать основы союза двух стран». Только, похоже, двигаться дальше не очень получается.
Что же происходит? История эта начиналась давно. Южнокорейский режим по мере укрепления экономических и политических позиций страны обнаруживает все большую склонность к самостоятельному мышлению и желание выйти из-под колпака американской и японской политики на Дальнем Востоке. Предшественник нынешнего президента Пак Дэ Чжун приступил к пересмотру заскорузлой политики глухой самоизоляции от Северной Кореи, провозгласил политику «солнечного тепла» в отношениях с Пхеньяном и даже получил за это Нобелевскую премию мира.
Дальше — больше. Его преемника — нынешнего президента, выигравшего выборы 2002 года, обвиняли уже в том, что он пришел к власти, успешно эксплуатируя антиамериканские, антияпонские и националистические настроения в стране. Во всяком случае, по ходу предвыборной кампании он открыто заявлял, что «не будет заискивать перед американцами», а после победы на выборах стал звать своих сторонников «не бояться выступать против Вашингтона, если национальные интересы Южной Кореи будут сталкиваться с интересами США».
Разумеется, в Вашингтоне это не могло понравиться. Растущую тревогу вызывало там и то, что в Сеуле стали считать угрозу, исходящую для Южной Кореи со стороны Японии, в течение многих десятилетий оккупировавшей Корею и превратившей ее в свою колонию, куда большей, чем угрозу со стороны КНДР. В свою очередь Сеулу все меньше нравилась политика Буша в корейских делах. В то время как Южная Корея продолжала политику сближения с КНДР, возлагая на этот курс немалые надежды, Вашингтон объявил КНДР государством «оси зла», начал бряцать оружием и требовать от стран региона предпринять коллективный нажим на Пхеньян вплоть до использования военных средств. Сеул не проявил послушания. В результате у команды Буша вскоре возник вопрос, можно ли доверять южнокорейскому союзнику. В Сеуле же окрепло мнение, что за прошедшие годы Южная Корея уже достаточно сделала для США, а неблагодарные американцы в ответ наплевательски относятся к корейским национальным интересам.
Эти трения заметно обострились в контексте переговоров, которые начались несколько лет тому назад в Пекине между КНДР, Южной Кореей, США, Японией, Китаем и Россией. Как известно, эти переговоры уже более года приостановлены. Северокорейцы не хотят возобновлять их, пока США не прекратят попыток организовать финансовую блокаду против КНДР. (Американцы ввели санкции против банка «Дельта Азия» в Макао, которым пользуются северокорейцы для целей своей внешней торговли, обвинив этот банк в том, что он сбывает производимые в КНДР фальшивые доллары. Были арестованы счета правительства КНДР, а сейчас предпринимаются и попытки заставить Вьетнам и Сингапур прекратить связи с КНДР и побудить, кроме того, сделать то же самое целый ряд других иностранных партнеров Северной Кореи.)
Поводом для призывов к ужесточению санкций против КНДР Вашингтон избрал прошедшие 5 июля с.г. пуски северокорейских ракет в акваторию Японского моря, вокруг которых был поднят большой шум. Эти пуски, видимо, будут использованы в ходе нынешней сессии Генассамблеи ООН, чтобы либо заставить Пхеньян вернуться за стол переговоров, либо побудить ООН принять резолюцию о применении экономических и иных санкций против КНДР. Вопрос о санкциях изображается как заранее предрешенный: будет резолюция ООН или ее не будет, будет или не будет договоренность группы заинтересованных государств, а США все равно после визита Но Му Хена начнут задержание и проверку северокорейских судов, якобы подозреваемых в перевозках технологий средств массового поражения, приступят к наказанию тех банков, которые якобы отмывают северокорейские деньги и т.п.
Японцы, как известно, уже ввели свои санкции против Пхеньяна. Вопрос, однако, в том, будет ли от них толк. Из общей внешнеторговой выручки КНДР в сумме 4,05 млрд долларов в год на Японию приходится всего 150 млн долларов, а на США почти ничего. Если Китай, Южная Корея и Россия не поддержат санкции, то никакой блокады КНДР не получится. И силком северокорейцев на переговоры «шести» никто не приведет. В то же время есть опасение, что на применение санкций северокорейцы могут ответить началом испытаний ядерного оружия, о чем сейчас поговаривают в дипломатических коридорах. Спрашивается, кому от этого будет польза?
Южнокорейский министр по делам воссоединения Ли Джан Сеок в этой связи заявил, что сейчас для урегулирования конфликта «требуется не больше санкций, а больше гибкости со стороны США». Что до северокорейских ракетных испытаний, вокруг которых США и Япония подняли такой крик, то южнокорейский мининдел Бан Ки Мун (вероятный претендент на пост генсека ООН) считает, что «северокорейские ракеты слишком некачественны, чтобы смогли долететь до США и в то же время слишком большие, чтобы нацеливать их на Южную Корею». Поэтому их пуски вовсе не военная угроза кому бы то ни было, а лишь «политический жест». Вашингтон зря пытается использовать эти пуски как повод для санкций.
Показательно, что одним из вопросов только что закончившегося америко-южнокорейского саммита было расформирование совместного командования американских и южнокорейских войск. Как известно, южнокорейская армия после корейской войны долгие годы находилась в подчинении у американцев в мирное и в военное время. В 1994 году на мирное время она была выведена из-под командования США. Теперь она уходит из-под американского подчинения и в случае военных действий. Вопрос этот должен быть решен уже в ближайшие месяцы.
Отведены американские войска от границы Южной Кореи с КНДР. Они передислоцируются на юг страны. Одни говорят, что сделано это из боязни попасть под огонь северокорейской дальнобойной артиллерии, которая может быть оснащена ядерными боеприпасами. Другие видят в этом намерение приблизить американский экспедиционный корпус к возможному театру военных действий в случае конфликта с Китаем вокруг Тайваня. Третьи считают, что это наглядное свидетельство несогласия США с политикой, которую проводит Сеул в отношении КНДР.
В общем же нельзя не согласиться с мнением все того же Бан Ки Муна, что между Южной Кореей и США возникла «глубокая пропасть во взглядах». Как заявил недавно один из известных американских политологов Питер Бек (директор проекта северо-восточной Азии Международной кризисной группы), «не только США и Северная Корея идут курсом на столкновение. Похоже, что тем же курсом идут Вашингтон и Сеул».
В самой Южной Корее вопрос о внешней политике страны приобретает все большую остроту. Консервативные круги (а они еще достаточно сильны) обвиняют Но Му Хена в антиамериканизме, левом крене, проведении просеверокорейской политики. Нынешнему президенту осталось править еще год, и консерваторы активно призывают привести к власти такого нового президента, который перечеркнет ошибочный курс нынешнего и вернет Южную Корею в орбиту политики США. Левые же силы, опирающиеся в основном на крестьянство и профсоюзы, требуют покончить с пресмыкательством перед США и вести политику, отвечающую собственным интересам Южной Кореи и расколотой корейской нации.
Вопрос о дальнейшей судьбе союза Южной Кореи с США встает в повестку дня внутрикорейской и международной жизни. Южная Корея оказалась на распутье и ищет сейчас свой новый политический курс.