"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 110 (12883), четверг, 21 сентября 2006 г.

 

ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ЭТОЙ ВЛАСТИ НИЧЕГО НЕ СТОИТ
Беседа с депутатом Госдумы Виктором Илюхиным

Интервью с заместителем председателя комитета по безопасности Виктором ИЛЮХИНЫМ о состоянии безопасности граждан в РФ:

— Виктор Иванович, ежедневно нам сообщают о катастрофах, бедствиях, жертвах, которые сотрясают нашу страну. Горят, падают самолеты, сталкиваются поезда и автомобили, взрываются объекты инфраструктуры, наваливаются эпидемии. Государство как будто расписалось в собственной беспомощности и отказалось от своего конституционного долга обеспечивать безопасность своим гражданам. Разъясните нашим читателям, что у нас происходит?
— Состояние безопасности страны напрямую зависит от ее экономической мощи. Главная причина наших бедствий в том, что Россия целенаправленно превращается из индустриальной державы в сырьевой придаток Запада. У нас не развивается машиностроение, тяжелая индустрия, металлургия. Мы уже не обеспечиваем себя надежными машинами, технологиями, не можем содержать в исправности свою инфраструктуру, чтобы обезопасить своих граждан от техногенных трагедий.
Возьмем статистику последних 4—5 лет. Все показатели по станкостроению, машиностроению, энергетике идут вниз. Мы перестаем себя обувать и одевать. За прошлый год отечественное сельхозмашиностроение выпустило всего 8,5 тыс. тракторов. А нам в разовом порядке необходим 1 млн тракторов!
Или показатели по энергетике. Министр Христенко, выступая весной в Госдуме, вынужден был признать, что энергетика сдерживает рост развития промышленности. Из множества заявок о техническом подключении к источникам электричества в 2007 году только 10% будет удовлетворено. Уже сейчас не хватает электромощностей для выплавки 5 млн тонн алюминия, нормального отопления жилищ, а 16 регионам вообще грозит энергетический голод. С такой энергобеспомощностью, конечно, промышленность будет блокирована.
Ничего хорошего нас не ждет и в 2007-м году. Экспорт товаров за пределы России будет по-прежнему уменьшаться, а если выбросить из этой составляющей нефть и газ, то объем товаров промышленного производства, которые могут пойти на экспорт, исчисляется копейками. Об этом доложил министр Кудрин президенту полтора месяца назад в Сочи. «А импорт, — сказал он, — т.е. ввоз товара из-за рубежа в РФ в 2006 году, увеличивается на 30% и не меньше его будет завозиться в будущем году. Министры уже не стесняются констатировать, что мы стали потребителями, но не производителями. Это самое страшное. Коли нет тяжелой индустрии, машиностроения, то страна не может обеспечить развитие всего остального.
Вот и составляет наш экспорт, в частности, высоких технологий всего 0,5%! Даже на внутреннем российском рынке свои высокие технологии используются только на 3—4% от сохранившегося потенциала. Россия деградирует, путинское правление ускорило ее превращение в сырьевой придаток. Отсюда и наши беды...
Мы потеряли сельхозмашиностроение, утратили автомобильную промышленность, теряем авиапром. Остаются только нефть и газ. Но их запасы когда-то закончатся. И если наша индустрия сегодня отстала, скажем, на 5 лет, то через следующее пятилетие отставание будет измеряться 20 годами. Неужели этого не понимают в Кремле? Или понимает, но руководствуется злым умыслом?
— Безопасность страны призваны обеспечивать Вооруженные силы. Как наша армия нас бережет?
— Упадок экономики не позволяет стране иметь сильные Вооруженные силы (ВС). Ну что за армия, если за неполный этот год произошло 7 аварий с нашими военными самолетами и вертолетами. Даже не обо всех уже сообщают. Например, не сообщили о том, что неделю назад в Армавире потерпел крушение военно-учебный самолет, погиб летчик-инструктор. И подобные трагедии происходят постоянно. Жуткие трагедии! Мы теряем военную технику, а самое главное — теряем людей, специалистов. И это — в мирное время. А что будет, если потребуется отражать внешнюю агрессию? Такое тоже нельзя исключать в сегодняшнем мире. И что будет с нами в этом случае, не берусь предсказать. Авиапарк наших ВВС основательно устарел. По большому счету, только половина нашей военной авиации может подняться в воздух. Только подняться! А насколько натренированы и обучены наши летчики, если налет у большинства из них всего 18—20 часов в год? Таких летчиков и к самолету опасно подпускать, не то что ставить перед ними боевые задачи.
Квалификация летного состава падает, летать не на чем. Мы не заложили ни одного стратегического бомбардировщика на протяжении последних 20 лет из серии Ту-160, Ту-95. Как же защищать страну? Оставшиеся стратегические бомбардировщики скоро будут разваливаться прямо в воздухе.
В Госдуме за этот год дважды выступал министр обороны вице-премьер С.Иванов. Так ведь с его стороны никто не услышал никакой тревоги по поводу происходящего в наших ВС. Министр словно не замечает этого, даже не ставит никакой стратегической задачи по реанимации армии. Только и слышим: это человеческий фактор. А почему человеческий фактор в мирное время стал таким ненадежным?
— С не меньшей интенсивностью падают и гражданские самолеты, сотнями гибнут люди, все больше авиапохоронок приходит в семьи россиян. Что с безопасностью в гражданской авиации?
— То же самое, что и в военной. И до чего дошло? Российские авиакомпании в погоне за дешевизной перекупают наши старые самолеты, которые в свое время были проданы за рубеж. И даже не интересуются, какое количество часов эти машины отлетали, какие имели поломки, были ль в состоянии аварийности. К ним докупают, опять же по дешевке, суррогатные запасные части. И эти летательные аппараты отправляют в полеты перевозить наших граждан.
И что еще больше поражает: понадобилось с десяток, если не более, страшнейших авиационных аварий, в которых погибли сотни ни в чем не повинных людей, чтобы президент и правительство чуть-чуть зашевелились и заговорили наконец о безопасности полетов гражданской авиации.
Жизнь человеческая у нас перестала что-либо стоить, и забота властей о нашей безопасности мнима. Ведь было же президентское решение о создании авиационного консорциума, что дало бы импульс возрождению нашей авиапромышленности. Но оно пролежало больше года, и никто к его выполнению так и не приступил. Сегодня ни Ульяновский, ни Воронежский, ни Казанский авиационные заводы вообще не загружены. В советское время только Ульяновский завод выпускал 50 самолетов в год. Сегодня одного не может выпустить. А в отношении руководства Воронежского авиазавода возбудили уголовное дело, наложили аресты на банковские счета завода и заблокировали его работу.
— Добивают остатки отечественного авиапрома?
— Добивают, чтобы мы полностью отказались от своей надежной авиатехники и переключились на закупку подержанных «боингов». В этом прямая вина правительства. Если бы руководство страны на самом деле беспокоилось о безопасности нации, то помогло бы отечественным производителям подняться и уж никак не ставило бы им палки в колеса.
Транспортно-авиационные структуры РФ главной своей целью ставят получение прибыли и сверхприбыли. В погоне за наживой не думают о людях. Тому масса подтверждений. Известно, что экипажи не отдыхают по-настоящему, не проходят должное обучение, не имеют нормальной социальной защищенности. Экипаж только приземляется, ему бы отдохнуть, а к нему подходят и говорят: слушай, есть коммерческий рейс, можно хорошо заработать, садись еще за штурвал. И соглашаются люди из-за денег, и не таких уж больших, но нужных для содержания семьи. Летный состав наш заметно стареет, а молодой замены нет. Нет и надежного среднего звена. Таков у нас замордованный человеческий фактор.
— Немало разговоров вокруг огромных страховых выплат, которые якобы получают авиакомпании в случае аварий. Это правда?
— Да, страховые суммы им все компенсируют, и еще сверх того. Но как, скажите, компенсировать человеческую жизнь? Невольно вспоминается высказывание К.Маркса: нет того преступления, на которое не пойдет капиталист в погоне за прибылью. А тут речь о прибылях грандиозных. Вот и идут. И в этом российская трагедия.
— Идут, может быть, еще и потому, что до сих пор никто из реальных виновников не понес никакой ответственности?
— Правительство и президент на все сквозь пальцы смотрят. Не то что судить, ни одна компания до сих пор не была даже лишена лицензии. Тут, считаю, и самим гражданам, чьи родственники погибли, нужно быть настойчивее и активнее. Они могут предъявить компаниям иски на миллионы долларов за каждого погибшего и добиться их выплаты, хотя бы через международные суды. Это заставило бы авиакомпании, правительство и президента одуматься.
— Безнаказанность, как известно, порождает безответственность, за которой следует ждать новых катастроф. И не только в небе. Недавно коллапс охватил автотрассу под Краснодаром. Минувший вторник ознаменовался двумя мощнейшими авариями в Воронежской области, где столкнулись грузовые поезда, в Рязанской области рухнул железнодорожный мост от удара трейлера, перевозившего экскаватор. В среду взорвался нефтезавод... Новый день уже ждешь с опаской: что еще обрушится на наши головы?
— Случилась большая дорожная авария под Краснодаром. Виноват, говорят, туман. Ну а где была служба ГАИ? Почему она вообще не перекрыла дорогу и не сказала: «Останавливайтесь и ждите, на 5 часов мы закрываем движение». Но удивительно, еще не растащили головешки от сгоревших машин, а на второй день, когда опустился такой же туман, опасное движение продолжилось, никто ни на что не отреагировал. Ну что это за беспечность?
И, конечно, нужно строить дороги нормальные. Надежных дорог нет. Складывается целый клубок проблем и противоречий, которые ни правительство, ни президент не желают решать. Дорожное строительство остается в упадке, как все другие отрасли.
...Да еще и государство убежало ото всюду. У нас государство ни в чем не проявляет заинтересованности. Даже в защите человеческих жизней своих граждан. В России человеческая жизнь ничего не стоит. Все возмутились убийством заместителя председателя Центробанка. Большая трагедия, погиб видный человек. Но ведь кроме него еще 30 тыс. человеческих жизней гибнет. Почему не возмущаемся, когда рабочего или простого студента убивают? Мы свыкаемся с катастрофами, уже кажется, что и так жить можно. Правительство живет по своей программе. За последние 5 лет ни разу на своих заседаниях не обсудило динамику преступности и меры ее профилактики. Ни разу! Сажают, набивают колонии людьми, а профилактики нет. В том числе и среди несовершеннолетних.
Профилактика должна быть комплексная, по всем направлениям. Обязательно должны решаться злободневные социально-экономические вопросы. Но именно в этом направлении ничего не делается. Анализируя состояние безопасности в РФ, подтверждаю свой вывод: человек для этой власти ничего не стоит. Власть защищает не человека, власть защищает капитал и собственность. Вот и все.

 

 


Записала Галина ПЛАТОВА.



В оглавление номера